«Обычные» и «необычные» школы Москвы

Иван Ященко

Иван Ящен­ко

Сво­и­ми мыс­ля­ми о ситу­а­ции с мос­ков­ски­ми шко­ла­ми поде­лил­ся дирек­тор Цен­тра педа­го­ги­че­ско­го мастер­ства Иван Ящен­ко, кото­рый руко­во­дит орга­ни­за­ци­ей, зани­ма­ю­щей­ся олим­пи­ад­ным дви­же­ни­ем в горо­де Москве. Бесе­до­вал Егор Анто­щен­ко.

— Как силь­ные шко­лы попа­да­ют в такие ситу­а­ции, когда они вынуж­де­ны искать вне­бюд­жет­ные источ­ни­ки финан­си­ро­ва­ния, напри­мер, шко­ла «Интел­лек­ту­ал»?

— Это про­ис­хо­дит пото­му, что их адми­ни­стра­ция, в неко­то­ром смыс­ле дове­ла шко­лу до тако­го состо­я­ния. Одна­ко это лишь мое виде­ние ситу­а­ции. Я не выра­жаю офи­ци­аль­ную пози­цию Депар­та­мен­та обра­зо­ва­ния, но, в сво­ей рабо­те, вижу те меха­низ­мы, кото­рые созда­ют­ся в горо­де Москве для того, что­бы каж­дый мос­ков­ский школь­ник полу­чал воз­мож­ность раз­ви­тия сво­е­го талан­та.

В горо­де сей­час вве­де­ны про­зрач­ные и откры­тые «пра­ви­ла игры», кото­рые объ­яв­ля­ют­ся силь­но зара­нее. Еще несколь­ко лет назад было объ­яв­ле­но, что пра­ви­ла игры по финан­сам устро­е­ны сле­ду­ю­щим обра­зом: день­ги опре­де­ля­ют­ся не тем, как кто-то кому-то что-то объ­яс­нил и «дого­во­рил­ся» о финан­сах для сво­ей шко­лы, а по абсо­лют­но извест­ным, про­зрач­ным пра­ви­лам. И все об этих пра­ви­лах зна­ли.

Из тех меха­низ­мов, кото­рые вижу я в сво­ей рабо­те и кото­рые заме­ни­ли «над­бав­ку за назва­ние» (лицей, гим­на­зия, центр обра­зо­ва­ния…), — это и гран­ты Мэра Моск­вы шко­лам — «над­бав­ка за резуль­тат», реаль­ная финан­со­вая под­держ­ка шко­лам, кото­рые оправ­ды­ва­ют свое гром­кое имя. При­чем рей­тинг школ, по резуль­та­там кото­ро­го дают­ся гран­ты, мак­си­маль­но про­зра­чен и не тре­бу­ет от шко­лы ника­кой «бюро­кра­тии» — заявок и т.п. Кста­ти, тот же «Интел­лек­ту­ал» толь­ко что вошел в Топ-20, что соот­вет­ству­ет гран­там в 10 млн руб. или 40 тыс. руб. на уче­ни­ка (счи­тая, что в «Интел­лек­туа­ле» 290 чело­век). То есть этот грант уве­ли­чи­ва­ет базо­вое финан­си­ро­ва­ние «Интел­лек­ту­а­ла» более чем на 60%, прак­ти­че­ски при­бли­жая к пилот­но­му про­ек­ту.

Когда люди гово­рят, что «1 сентяб­ря им неожи­дан­но сокра­ти­ли финан­си­ро­ва­ние», они не совсем пра­вы. Конеч­но, обыч­ный учи­тель мог все­го это­го не знать, но адми­ни­стра­ции школ гово­ри­ли мно­го­крат­но — это не им сокра­ти­ли финан­си­ро­ва­ние, а 3 года назад было объ­яв­ле­но, что 1 сен­тяб­ря 2014 года пол­но­стью всту­пит в дей­ствие новая систе­ма финан­си­ро­ва­ния. И у школ име­лось огром­ное коли­че­ство воз­мож­но­стей встро­ить­ся в новую систе­му. Был очень дол­гий пере­ход­ный пери­од — в несколь­ко лет. Те шко­лы, адми­ни­стра­ция кото­рых обес­пе­чи­ла это самое «встра­и­ва­ние в систе­му», не испы­ты­ва­ют сей­час ника­ких финан­со­вых затруд­не­ний. Поэто­му финан­со­вое бла­го­по­лу­чие шко­лы опре­де­ля­ет­ся ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­стью адми­ни­стра­ции в этом вопро­се.

Ситу­а­ция такая: рань­ше неко­то­рые дирек­то­ра выби­ва­ли став­ки и рисо­ва­ли рас­хо­ды, объ­яс­няя началь­ству лич­но, что и зачем необ­хо­ди­мо, нуж­на была осо­бая ква­ли­фи­ка­ция ходить к началь­ству и объ­яс­нять, какой ты хоро­ший.

Рис. В. Александрова

Рис. В. Алек­сан­дро­ва

Итак, сей­час день­ги дают­ся цели­ком по чет­ким и понят­ным прин­ци­пам, кото­рые делят­ся на несколь­ко кате­го­рий (под­черк­ну, что я могу не ука­зать всё, гово­рю толь­ко о том, что вижу. Офи­ци­аль­но ТрВ-Нау­ка сто­ит запро­сить ком­мен­та­рий Депар­та­мен­та обра­зо­ва­ния):

  1. Поду­ше­вое финан­си­ро­ва­ние, кото­рое име­ло в себе воз­мож­ность вступ­ле­ния в пилот­ный про­ект, пред­по­ла­га­ю­щее уве­ли­че­ние финан­си­ро­ва­ния с усло­ви­ем суще­ствен­но­го изме­не­ния адми­ни­стра­тив­но-финан­со­вой дея­тель­но­сти шко­лы.
  2. Гран­ты Мэра, кото­рые были вве­де­ны как заме­на допол­ни­тель­ной пла­ты шко­лам для ода­рен­ных детей. Рань­ше лицеи и гим­на­зии полу­ча­ли день­ги за свое назва­ние и ста­тус. Одна­ко в год пер­во­го про­ве­де­ния рей­тин­га был про­ве­ден ана­лиз их дея­тель­но­сти, ока­за­лось, что мно­гие шко­лы име­ли ста­тус «осо­бых школ», полу­ча­ли повы­шен­ное финан­си­ро­ва­ние, но не пока­зы­ва­ли долж­ных резуль­та­тов. Эти гран­ты были вве­де­ны по абсо­лют­но про­зрач­ным пра­ви­лам: ни одно­го чинов­ни­ка, всё опре­де­ля­ет­ся элек­трон­ной систе­мой, учи­ты­ва­ю­щей резуль­та­ты каж­дой шко­лы. Ниче­го не нуж­но запол­нять. Сколь­ко зара­бо­та­ли — столь­ко полу­чи­ли. (По этой систе­ме, кста­ти, шко­ла «Интел­лек­ту­ал» толь­ко что полу­чи­ла 10 млн. руб., что в пере­сче­те на детей полу­ча­ет­ся око­ло 40 тыс. на ребен­ка, а это уже почти «пилот­ные» день­ги).
  3. Гос. рабо­ты, кото­рые мог­ли бы быть полез­ны все­му горо­ду. Рань­ше на такие рабо­ты, дава­ли допол­ни­тель­ные став­ки. Сей­час же за про­ве­де­ние откры­тых заня­тий, кото­рые могут содер­жать в себе любой вид рабо­ты, дают­ся допол­ни­тель­ные день­ги. Боль­шой плюс в том, что рабо­та может быть абсо­лют­но нетри­ви­аль­ной, одна­ко она долж­на соот­вет­ство­вать кри­те­ри­ям отбо­ра: адек­ват­но­сти финан­со­во­го обос­но­ва­ния, уров­ню ква­ли­фи­ка­ции орга­ни­за­то­ра и чет­ко­му пони­ма­нию резуль­та­тов рабо­ты, ее поль­зы для горо­да в целом. Поми­мо это­го, учи­ты­ва­ет­ся рей­тинг. То есть, напри­мер, если такая рабо­та дей­стви­тель­но важ­на и при­о­ри­тет­на, если такой рабо­ты до это­го не про­во­ди­лось, и шко­ла нахо­дит­ся в рей­тин­ге луч­ших, то такая рабо­та высо­ко ценит­ся.
    Мате­ма­ти­ка в этой исто­рии идет немно­го отдель­но, посколь­ку есть указ пре­зи­ден­та о кон­цеп­ции раз­ви­тия мате­ма­ти­че­ско­го обра­зо­ва­ния в стране, поэто­му рабо­ты по мате­ма­ти­ке явля­ют­ся при­о­ри­тет­ны­ми и явля­ют­ся рабо­та­ми в инте­ре­сах горо­да и госу­дар­ства. Необ­хо­ди­ма спе­ци­аль­ная под­го­тов­ка на уро­вень при­клад­ной и твор­че­ской мате­ма­ти­ки, кото­рой на долж­ном уровне дают не во всех шко­лах.
    Одна­ко гос. рабо­ты могут про­во­дить­ся абсо­лют­но по любо­му пред­ме­ту и в любом фор­ма­те, напри­мер, очень инте­рес­ную про­грам­му по химии пред­ста­вил Хими­че­ский лицей №1303 или Лига школ №1199 пред­ста­ви­ла очень инте­рес­ный про­ект по МХК.
  4. Име­ют­ся очень суще­ствен­ные пер­со­наль­ные гран­ты учи­те­лям как феде­раль­но­го так и реги­о­наль­но­го уров­ня.

— Счи­та­е­те ли Вы, что шко­лы для ода­рен­ных детей долж­ны полу­чать боль­шее финан­си­ро­ва­ние?

— А кто такой ода­рен­ный ребе­нок, и кто это опре­де­ля­ет, и по каким кри­те­ри­ям? И если это опре­де­ля­ет сама шко­ла, то выхо­дит сле­ду­ю­щее: что­бы полу­чать боль­ше денег, надо назвать сво­их уче­ни­ков ода­рен­ны­ми? Кста­ти, и дети из «Интел­лек­ту­а­ла» в пись­ме пре­зи­ден­ту про­сят дать им столь­ко же, сколь­ко дру­гим, а не почти в три раза боль­ше, как было рань­ше. Дру­гое дело, что надо не писать детям пре­зи­ден­ту, а роди­те­лям, управ­ля­ю­ще­му сове­ту рабо­тать с адми­ни­стра­ци­ей шко­лы. Тем более, как пока­за­но выше, с уче­том гран­та «Интел­лек­ту­ал» уже полу­чил почти нор­ма­тив пилот­но­го про­ек­та. Таким обра­зом, под­держ­ка ода­рен­ных, талант­ли­вых детей не долж­на зави­сеть от того, в какой шко­ле они учат­ся. Ина­че, если мы посмот­рим на эту ситу­а­цию гла­за­ми жите­ля Моск­вы, кото­рый пла­тит нало­ги, то непо­нят­но, поче­му финан­си­ро­ва­ние обра­зо­ва­ния долж­но зави­сеть от шко­лы. Кста­ти, суще­ству­ют и раз­ные спо­со­бы поощ­ре­ния детей, напри­мер, как побе­ди­те­лей олим­пи­ад и т. д., — и гран­ты, и воз­мож­но­сти уча­стия в сбо­рах, про­филь­ных лаге­рях, кото­рые сей­час актив­но под­дер­жи­ва­ют­ся Депар­та­мен­том обра­зо­ва­ния Моск­вы.

Дру­гая ситу­а­ция с ода­рен­ны­ми детьми из мало­иму­щих семей. Здесь необ­хо­ди­мы какие-то допол­ни­тель­ные меры под­держ­ки, в том чис­ле финан­со­вой, может быть и вне­бюд­жет­ной.

Как раз со шко­лой «Интел­лек­ту­ал» ситу­а­ция более слож­ная – это дей­стви­тель­но шко­ла, в кото­рой ода­рен­ные учи­те­ля учат ода­рен­ных школь­ни­ков. Это вполне извест­но и не толь­ко самой шко­ле. Вот толь­ко пере­вод это­го фак­та в финан­со­вые нор­ма­ти­вы тре­бу­ет серьез­ной рабо­ты адми­ни­стра­ции, кото­рая была успеш­но про­де­ла­на в ряде дру­гих школ.

— Как Вы отно­си­тесь к поли­ти­ке сли­я­ния школ, кото­рую про­во­дит Депар­та­мент обра­зо­ва­ния Моск­вы?

— На дан­ный момент я сам по ана­ли­зам рей­тин­га – по ста­ти­сти­ке — вижу нема­ло поло­жи­тель­ных при­ме­ров объ­еди­не­ний. В успеш­ных круп­ных обра­зо­ва­тель­ных кла­сте­рах дей­стви­тель­но начи­на­ет про­ис­хо­дить куму­ля­тив­ный эффект. Ана­ли­зи­руя ста­ти­сти­ку, мы видим суще­ствен­ный рост резуль­та­тов олим­пи­ад и ЕГЭ. При этом при сли­я­нии шко­ле ста­но­вит­ся про­ще обес­пе­чить раз­но­сто­рон­ность обра­зо­ва­ния. Хоро­шим при­ме­ром рас­ши­ре­ния может слу­жить шко­ла №57, кото­рая уве­ли­чи­ла коли­че­ство про­филь­ных направ­ле­ний после при­со­еди­не­ния дру­го­го зда­ния. Рань­ше для это­го про­сто не хва­та­ло клас­сов. Одна­ко сей­час еще рано судить о какой-либо кон­крет­ной тен­ден­ции улуч­ше­ния в общем, посколь­ку мы можем ана­ли­зи­ро­вать толь­ко послед­ние 3–4 года.

Тем не менее, если шко­ла нахо­дит свою нишу как малень­кая шко­ла, ее никто не тро­га­ет. Она абсо­лют­но нор­маль­но может суще­ство­вать, быть вос­тре­бо­ван­ной и финан­со­во устой­чи­вой, несмот­ря на раз­мер. Такой шко­лой, напри­мер, явля­ет­ся шко­ла №1199, где все­го 60 уча­щих­ся.

Если же Депар­та­мент обра­зо­ва­ния видит, что одна из школ не может функ­ци­о­ни­ро­вать и справ­лять­ся со сво­и­ми про­бле­ма­ми само­сто­я­тель­но, то зна­чит нуж­но что-то в ней менять. Адми­ни­стра­цию, усло­вия рабо­ты, учи­те­лей, что-то еще. Осо­бен­но слож­но адми­ни­стри­ро­вать необыч­ную шко­лу.

В таких слу­ча­ях сли­я­ние тоже может очень помочь. Шко­ла попа­дет в круп­ный ком­плекс, вопро­сы адми­ни­стра­ции и финан­си­ро­ва­ния возь­мут на себя более ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные кад­ры, а кол­лек­тив этой шко­лы будет зани­мать­ся исклю­чи­тель­но обра­зо­ва­тель­ным про­цес­сом. Появ­ля­ет­ся вза­им­ная выго­да: одна шко­ла обес­пе­чи­ва­ет эффек­тив­ный менедж­мент, дру­гая зани­ма­ет­ся каче­ствен­ным обу­че­ни­ем. Это про­яв­ля­ет­ся и в рей­тин­гах, и в финан­си­ро­ва­нии.

Пра­ви­ла игры одни. Если их хоро­шо знать и пони­мать, то мож­но най­ти выход в любой ситу­а­ции. Но, конеч­но, наив­ны и обре­че­ны попыт­ки стро­ить финан­со­вые прин­ци­пы отдель­но для 1–2 школ на одних прин­ци­пах, а всех осталь­ных госу­дар­ствен­ных школ – на совсем дру­гих.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , ,

 

3 комментария

  • Михаил Скориков:

    «Если шко­ла нахо­дит свою нишу как малень­кая шко­ла, ее никто не тро­га­ет. Она абсо­лют­но нор­маль­но может суще­ство­вать.»

    Зву­чит почти изде­ва­тель­ски. Инфор­ма­ция о при­ну­ди­тель­ном сли­я­нии 1189 и «Интел­лек­ту­а­ла» с дру­ги­ми шко­ла­ми появи­лась око­ло 20 сен­тяб­ря. Интер­вью запи­са­но рань­ше?

  • Михаил Скориков:

    «Вопро­сы адми­ни­стра­ции и финан­си­ро­ва­ния возь­мут на себя более ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные кад­ры, а кол­лек­тив этой шко­лы будет зани­мать­ся исклю­чи­тель­но обра­зо­ва­тель­ным про­цес­сом. Появ­ля­ет­ся вза­им­ная выго­да: одна шко­ла обес­пе­чи­ва­ет эффек­тив­ный менедж­мент, дру­гая зани­ма­ет­ся каче­ствен­ным обу­че­ни­ем.»
    Бла­го­да­ря тому, что её кол­лек­тив осво­бо­ди­ли от несвой­ствен­ной ему дея­тель­но­сти, да. Вооб­ще, ана­ло­гия с 27.06.2013 весь­ма устой­чи­вая.

  • […] Источ­ник: Газе­та «Тро­иц­кий вари­ант» […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com