Дама в розовом и ее создатель

Портрет дамы в розовом. 1889 год
Портрет дамы в розовом. 1889 год

 

Ревекка Фрумкина
Ревекка Фрумкина

Картину эту я обнаружила на экране своего компьютера случайно, в поисках работ совсем другого художника; она называлась «Дама в розовом» и принадлежала кисти Уильяма Меррита Чейза. Это имя я никогда не слышала; картина же мне показалась настолько ослепительной, что я решила узнать что-либо об авторе — не мог же он так мастерски написать одну-единственную картину!

Ну, разумеется: Уильям Меррит Чейз (1849–1916) — известный американский художник, а я американской живописью совсем не интересовалась. Интернет дает возможность увидеть более 300 работ Чейза в хорошем разрешении [1]. Конечно, экран не полотно, но кто из нас, не будучи профессионалом, может похвастаться тем, что он видел «всего» или даже «почти всего», ну, например, Крамского?..

Уильям Меррит Чейз родился в 1849 году в Виллиамсбурге (штат Индиана) в семье коммерсанта. Он брал уроки у местных художников, потом поступил в Национальную академию дизайна в Нью-Йорке. Он начал понемногу выставляться, и в 1870 году у Чейза уже были заказы на натюрморты и портреты. Одаренность его была замечена, и бизнесмены города Сент-Луиса, куда он переехал, чтобы помогать семье, предложили Чейзу субсидировать его дальнейшую учебу в Европе.

Уильям Чейз. Автопортрет
Уильям Чейз. Автопортрет. 1915 год

Чейз был счастлив и выбрал не Париж, а Мюнхен — как место, более пригодное для сосредоточенной работы. В дальнейшем он вернулся в Штаты и с годами стал своего рода старейшиной американской живописи.

Флорентийская вилла. 1907 год
Флорентийская вилла. 1907 год

 

Портрет скульптора Бесси Поттер. Около 1895 года
Портрет скульптора Бесси Поттер. Около 1895 года

Работал Чейз во всех жанрах, кроме разве что батального: он писал портреты, пейзажи, натюрморты, реже — жанровые сцены.

Чейза считают импрессионистом — по крайней мере, так о нем пишут в энциклопедиях и справочниках. Проще сказать, кем он не был: он не был академистом, — я бы сказала, что для академического художника он был слишком блестящ и своеобразен, а может быть, и своенравен.

Чейз был счастливо женат, у него было восемь детей, он вел жизнь светского человека — и при этом очень много работал, в том числе преподавал. Видимо, преподавание было для него страстью: в 1891 году Чейз открыл собственную летнюю школу в курортном городке Шиннекок (Shinnecock), где с 1891 по 1902 годы он проводил лето с семьей. Многочисленные пейзажи Шиннекока написаны Чейзом в чисто импрессионистской манере.

Портрет Джеймса Уистлера. 1885 год
Портрет Джеймса Уистлера. 1885 год

Он также основал Школу искусств в Манхэттене (Chase School of Art in Manhattan) и т.д. Чейз неоднократно возил своих учеников в музеи Европы, в частности в музеи Голландии. Несколько поколений американских художников считали его своим наставником.

Его знаменитая «Студия на 10-й улице» была одновременно салоном, студией художника и своего рода музеем — Чейз был страстным собирателем раритетов и просто красивых вещей.

Его не миновало и всеобщее увлечение всем японским — он многократно писал молодых женщин в кимоно, с японскими веерами и куклами и т.д.

Чейзу позировали многие знаменитые его современники. Чейз также оставил нам портреты своей жены и детей. Как мне представляется, именно Чейзу принадлежит лучший портрет Уистлера, — неудивительно, что денди и задира Уистлер, увидев этот портрет, был в ярости. Сам Чейз на автопортрете (да и на фото) более всего напоминает русского интеллигента 80–90-х годов XIX века.

1. William Merritt Chase The complete works. www.william-merritt-chase.org.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 См. также:

  • Эдвард Бёрн-Джонс, хранитель легенд21.11.2017 Эдвард Бёрн-Джонс, хранитель легенд «Много палат есть во дворце искусств, но та, ключ от которой хранит Бёрн-Джонс, являет собой сокровищницу. Размах его воображения, плодоносность фантазии, изысканность исполнения, редкий дар колориста — вот особенности этого мастера».
  • Джон Ла Фарж и его витражи26.09.2017 Джон Ла Фарж и его витражи Американский художник Джон Ла Фарж (John La Farge, 1835–1910) прославился более всего как автор витражей и создатель витражного стекла (stained glass) особого качества. Именно его витражи украшают одно из лучших в США церковных зданий — храм Святой Троицы в Бостоне. Ла Фарж прожил долгую и плодотворную жизнь, и его заслуги перед мировой культурой не сводятся к ценимым и по сей день многочисленным витражам. Для одной жизни хватило бы и того, что именно Ла Фарж был создателем музея Метрополитен в Нью-Йорке — его роль в этом сравнима с ролью Ивана Цветаева в создании Музея изящных искусств в Москве. Ла Фарж был также основателем Общества американских художников и Общества американских муралистов, т. е. специалистов по стенным росписям. Именно Ла Фарж в конце 1870-х годов содействовал популярности и совершенствованию техники акварели, используя акварель для натюрмортов и фиксации впечатлений от путешествий по странам Востока. Во многом именно Ла Фарж открыл для американского […]
  • Заря импрессионизма: Фредерик Базиль14.03.2017 Заря импрессионизма: Фредерик Базиль Французский художник Фредерик Базиль (Jean-Frédéric Bazille; 1841-1870) погиб на Франко-прусской войне в расцвете сил: с момента его признания до его гибели прошло всего семь лет. Базиль оставил около 60 законченных работ, которые впервые были показаны публике на Осеннем салоне в Париже в 1910 году. Недавно в музее Орсе в Париже состоялась большая выставка Базиля. Ее задачей было как можно более полно показать наследие художника и очертить его место во французской живописи — прежде всего в становлении импрессионизма…
  • «Красота в глазах смотрящего» — 431.01.2017 «Красота в глазах смотрящего» — 4 В Голландии XVII века цветочный натюрморт был своего рода «ярмарочным» искусством — в этом жанре работали многие художники разной степени одаренности, а изображение тюльпана стоило во много раз дешевле, нежели луковица какого-нибудь незнаменитого сорта. Разумеется, крупные художники, писавшие цветочные натюрморты, получали за них немалые деньги. Но ныне особенности их мастерства важны исследователям их живописи, а не обычному (даже опытному) зрителю. Так что лучше всего погрузиться на несколько часов в творчество кого-то одного из них — например, можно сосредоточиться на нескольких натюрмортах прекрасной художницы Марии ван […]
Подписаться
Уведомление о
guest
1 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Римма
Римма
6 года (лет) назад

Спасибо, уважаемая Ревекка! Благодаря Вам я познакомилась еще с одним замечательным художником. Действительно, в некоторых его работах явно виден импрессионизм.

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: