
Огонь подо льдом» — так называлась большая выставка французского художника Феликса Валлоттона, состоявшаяся в Париже в октябре 2013 — январе 2014 годов.
Французы считают Валлоттона (Félix Vallotton, 1865–1925) недооцененным художником. Критики напоминают, что в Швейцарии любой его набросок хранят как драгоценность: Валлоттон родился в 1865 году в Лозанне и до 1900 года оставался швейцарским гражданином, хотя с 1883 года жил в Париже.
То, что мы Валлоттона мало знаем, скорее удивительно.

Во-первых, он был фантастически продуктивен: это сотни картин и сотни графических листов. Во-вторых, широкую известность Валлоттон сначала приобрел как гравер (преимущественно по дереву) и иллюстратор, — иными словами, его работы тиражируемы, так что и сегодня могли бы украсить любой альбом или книгу. В-третьих, Феликс Валлоттон отдал дань разным жанрам и писал в разных стилях.

И конечно, работы Валлоттона — это никакой не реализм; однако же взгляните на его написанный в возрасте двадцати лет «Автопортрет»: если это не реализм, то что это? Сам он писал: «Я мечтаю о живописи, не копирующей натуру…» Вот знаменитая его картина «Мячик»: это ведь очень сложная конструкция. Девочка написана с одной точки — сверху. А две дамы вдалеке — явно с другой, притом откуда именно, остается тайной. А движение, а солнце!..

Валлоттон, как и его друзья Боннар и Вюйар (о них см. мои очерки в ТрВ-Наука №№ 159 и 160 [1–2]), входил в группу «Наби»: его прозвище было наби—иностранец. Путь Валлоттона как художника тоже был связан с журналом La Revue Blanche. Собственно, широкую известность он и приобрел вначале как книжный и журнальный иллюстратор — более всего в технике ксилографии. Именно ксилографии принесли Валлоттону широкую известность: еще в 1892 году художественный критик Октав Юзан назвал его родоначальником возрожденной ксилографии. На рубеже веков гравюры Валлоттона печатали лучшие французские и немецкие издания.

Что поразительно у Валлоттона — это его владение совсем разными стилями. При этом, что бы художник ни выбрал в качестве натуры, он относится к своему материалу с любовью. Сатиру у Валлоттона мы тоже найдем в жанре, для этого предназначенном, — в рисунках для газет и журналов. Но вообще-то он лирик… Друзья Валлоттона не-когда отмечали, что этот сдержанный и даже суховатый швейцарец был на самом деле не только нежным, но и страстным. Посмотрите на «Вальс», это работа 1893 года… В 1899 году Валлоттон женился на Габриель Родригес-Энрикес (1863–1932), вдове с тремя детьми, сестре известных галеристов братьев Бернхаймов; он оставил нам несколько ее портретов. Валлоттон много выставлялся в разных странах, в том числе в России. В 1913 году он даже посетил Петербург, где у него был заказ на портрет, и Москву, которая его поразила; впрочем, в его творчестве эта поездка, видимо, никак не отражена.
В 1914 году Валлоттон попытался вступить в армию, однако не прошел по возрасту. Но он написал «Верден».

В 1885 году художник начал вести свой рабочий дневник, «Livre de raison», куда он со свойственной ему методичностью заносил всё им сделанное. Согласно этому документу, Валлоттон создал 1602 картины и 237 гравюр, опубликовал ряд статей о современном искусстве и художественной критике, написал три романа и несколько театральных пьес.
Он рисовал, как дышал: в день, когда его увезли на операцию, от которой он уже не оправился, на мольберте осталась очередная начатая картина.
1. Преображенный мир Пьера Боннара, http://trv-science.ru/2014/08/12/preobrazhennyjj-mir-pera-bonnara
2. Эдуар Вюйар: после импрессионизма, http://trv-science.ru/2014/07/29/ehduar-vyujjar-posle-impressionizma