- Троицкий вариант — Наука - https://trv-science.ru -

Русский бизнес с бородой. Как выживают староверы за границей

Мужской клирос. Село Покровка, Молдавия, 2008 год

Муж­ской кли­рос. Село Покров­ка, Мол­да­вия, 2008 год

О хозяй­ствен­ной эти­ке ста­ро­ве­ров Дани­ла Евге­нье­вич Рас­ков, канд. экон. наук, доцент СПб­ГУ, автор кни­ги «Эко­но­ми­че­ские инсти­ту­ты ста­ро­об­ряд­че­ства», рас­суж­дал в ТрВ-Нау­ка № 157 [1]. В этом номе­ре уче­ный рас­ска­зы­ва­ет о жиз­ни совре­мен­ных ста­ро­об­ряд­цев за рубе­жом, где он побы­вал в экс­пе­ди­ци­ях; а так­же о том, чем его, эко­но­ми­ста, при­вле­ка­ет столь необыч­ная тема.

Область Ваших науч­ных инте­ре­сов — инсти­ту­ци­о­наль­ная эко­но­ми­ка. Поче­му Вы заня­лись ста­ро­ве­ра­ми?

— Ста­ро­об­ряд­че­ское пред­при­ни­ма­тель­ство — ред­кий в исто­рии Рос­сии при­мер, когда без под­держ­ки и ини­ци­а­ти­вы со сто­ро­ны госу­дар­ства сти­хий­ным обра­зом сфор­ми­ро­вал­ся дело­вой этос. Эко­но­ми­сту инте­ре­сен алго­ритм при­ня­тия реше­ний, хозяй­ствен­ное миро­воз­зре­ние (или хозяй­ствен­ная эти­ка), набор пра­вил, по кото­рым вза­и­мо­дей­ство­ва­ли пред­при­ни­ма­те­ли и работ­ни­ки, отбор ини­ци­а­тив, струк­ту­ра управ­ле­ния, инсти­ту­ты вза­и­мо­по­мо­щи и стра­хо­ва­ния. В осо­бен­но­сти это инте­рес­но в кон­тек­сте эко­но­ми­че­ской исто­рии Рос­сии.

Поче­му до сих пор жива ста­рая вера? Чем она при­вле­ка­ет людей?

— Преж­де все­го, есть мно­го людей, кото­рые пола­га­ют, что спа­стись мож­но толь­ко в истин­но пра­во­слав­ной церк­ви. Почти все­гда ста­рая вера была гони­ма; послед­няя чет­верть века уни­каль­на тем, что явных гоне­ний нет. На мой взгляд, необ­хо­ди­мость бороть­ся с при­тес­не­ни­я­ми, кото­рые порой сме­ня­лись частич­ным при­зна­ни­ем, помо­га­ли тра­ди­ции сохра­нять­ся. Если вду­мать­ся, то ста­рая вера нераз­рыв­но свя­за­на с гос­под­ству­ю­щей цер­ко­вью хотя бы тем, что ведет с ней дол­гий спор о чисто­те веры и обря­да. Это часть рус­ско­го пра­во­сла­вия в широ­ком смыс­ле, и эта часть жива, пока живо рус­ское пра­во­сла­вие. Ста­рая вера при­вле­ка­ет тем, что стре­мит­ся в бого­слу­жеб­ном обря­де, в управ­ле­нии общи­ной веру­ю­щих как мож­но более точ­но сле­до­вать визан­тий­ским и древ­не­рус­ским кано­нам.

Ника­кая тра­ди­ция не может сохра­нять­ся в неиз­мен­ном виде, жизнь застав­ля­ет ее менять­ся под натис­ком внеш­них обсто­я­тельств. В какой-то сте­пе­ни эко­но­ми­че­ские успе­хи ста­ро­ве­ров были отве­том на изме­нив­ши­е­ся усло­вия: за эко­но­ми­че­ской сфе­рой виде­ли воз­мож­ность выжи­ва­ния, раз­ви­тия и про­цве­та­ния, необ­хо­ди­мую сте­пень сво­бо­ды для сохра­не­ния тра­ди­ции.

Вме­сте с тем каж­дое поко­ле­ние зано­во изоб­ре­та­ет, созда­ет тра­ди­цию, — это твор­че­ский и нова­тор­ский про­цесс. Боль­шин­ство совре­мен­ных ста­ро­ве­ров роди­лись в семьях, где вера состав­ля­ла часть семей­ной тра­ди­ции: в укла­де быта, в послу­ша­нии роди­те­лям, в уме­нии читать слу­жеб­ные и душе­спа­си­тель­ные кни­ги, петь на кли­ро­се по напев­ке либо по древ­не­ви­зан­тий­ской нота­ции по крю­кам. Сред­не­ве­ко­вая пра­во­слав­ная тра­ди­ция тре­бу­ет мно­го вре­ме­ни для обу­че­ния. Эта после­до­ва­тель­ность и слож­ность при­вле­ка­ет. В усло­ви­ях город­ской жиз­ни чело­век уже не живет на виду; рас­ши­ря­ет­ся про­стран­ство его част­ной жиз­ни, недо­ступ­ной для наблю­де­ния со сто­ро­ны общи­ны, а зна­чит, вос­про­из­вод­ство тра­ди­ции, кото­рое было воз­мож­но в усло­ви­ях сель­ской жиз­ни, затруд­ня­ет­ся. Ста­ро­об­ряд­цы, как и все горо­жане, живут во мно­гих мирах. С одной сто­ро­ны, тра­ди­ция осла­бе­ва­ет, с дру­гой — выбор сле­до­ва­ния тра­ди­ции ста­но­вит­ся более осмыс­лен­ным. Если угод­но, тра­ди­ци­он­ная жизнь не зна­ет выбо­ра; в совре­мен­ной жиз­ни выбор тра­ди­ции — это созна­тель­ный шаг. Тра­ди­ция, как и преж­де, при­вле­ка­ет свя­зью вре­мен, фун­да­мен­таль­ной, про­ве­рен­ной вре­ме­нем осно­вой и, как ни стран­но, воз­мож­но­стью сози­дать и тво­рить.

Иконописец Никола Подлеснов. Село Кунича, Молдавия, 2009 год

Ико­но­пи­сец Нико­ла Под­лес­нов. Село Куни­ча, Мол­да­вия, 2009 год

Вы побы­ва­ли в экс­пе­ди­ци­ях на Укра­ине, в Мол­до­ве, в Латин­ской Аме­ри­ке. Уда­лось ли зару­беж­ным ста­ро­ве­рам сохра­нить преж­ний, доре­во­лю­ци­он­ный хозяй­ствен­ный уклад, дело­вой стиль, осо­бую пред­при­ни­ма­тель­скую эти­ку? Успеш­ные ли они биз­не­сме­ны? Если срав­ни­вать их с дру­ги­ми жите­ля­ми этих стран, ста­ро­ве­ры бед­нее или бога­че?

 Во вре­ме­на гоне­ний ста­ро­об­ряд­цы спа­са­лись бег­ством на сопре­дель­ные тер­ри­то­рии. Быва­ло, что рас­ши­ре­ние Рос­сий­ской импе­рии (или, позд­нее, СССР) их впо­след­ствии дости­га­ло: так слу­чи­лось в Бес­са­ра­бии (Мол­да­вия, Укра­и­на), в При­чу­дье (Эсто­ния), на Кав­ка­зе. Несколь­ко лет назад я решил занять­ся изу­че­ни­ем хозяй­ствен­ной эти­ки и эко­но­ми­че­ской прак­ти­ки совре­мен­ных зару­беж­ных ста­ро­об­ряд­цев. Это уди­ви­тель­но инте­рес­ная рабо­та. На тер­ри­то­рии Мол­да­вии и Укра­и­ны при под­держ­ке и помо­щи Нико­лая Гри­го­рье­ви­ча Дени­со­ва были совер­ше­ны экс­пе­ди­ции в ряд общин Бело­кри­ниц­ко­го согла­сия попов­цев. Здесь, разу­ме­ет­ся, не при­хо­дит­ся гово­рить о сохра­не­нии доре­во­лю­ци­он­но­го хозяй­ствен­но­го укла­да. После вой­ны дан­ные тер­ри­то­рии вошли в состав СССР со все­ми выте­ка­ю­щи­ми послед­стви­я­ми.

В целом мож­но ска­зать, что ста­ро­об­ряд­цы несколь­ко успеш­нее або­ри­ге­нов, посколь­ку более тру­до­лю­би­вы, спо­соб­ны к выпол­не­нию моно­тон­ной и слож­ной рабо­ты, боль­ше ори­ен­ти­ру­ют­ся на про­ек­ты, тре­бу­ю­щие вре­ме­ни, не боят­ся инве­сти­ро­вать, у них более креп­кие семьи. Осо­бен­но впе­чат­ля­ет эко­но­ми­че­ский успех села Покров­ка в Мол­да­вии, кото­рое, вопре­ки общим тен­ден­ци­ям, даже несколь­ко раз­рос­лось, посколь­ку моло­дежь оста­ет­ся в селе. Основ­ное дело — это сады (ябло­ки, виш­ня), мно­го дает ран­няя мали­на. Ста­рая Доб­руд­жа спе­ци­а­ли­зи­ру­ет­ся на цве­тах, Куни­ча — на пле­те­нии вени­ков и оре­хах. Все эти села пре­иму­ще­ствен­но ста­ро­об­ряд­че­ские, с хоро­шо сохра­нив­шей­ся пря­мой тра­ди­ци­ей, иду­щей часто с XVIII века.

При­чуд­ли­вое соче­та­ние совре­мен­но­сти и эле­мен­тов доре­во­лю­ци­он­но­го укла­да мож­но най­ти в общи­нах, кото­рые живут изо­ли­ро­ван­но и не име­ли пря­мо­го кон­так­та с совет­ской вла­стью. Осо­бо выде­ля­ет­ся груп­па часо­вен­ных — попов­цев с Ура­ла, Алтая и из Сиби­ри, кото­рые вынуж­ден­но оста­лись без свя­щен­ства. Раз­ны­ми путя­ми они бежа­ли от совет­ской вла­сти на тер­ри­то­рию Китая, пре­иму­ще­ствен­но в два края — Мань­чжу­рию и Синьц­зян. Опыт рус­ских ста­ро­ве­ров по хозяй­ствен­но­му осво­е­нию Мань­чжу­рии иссле­до­ва­ли япон­цы, кото­рые пла­ни­ро­ва­ли засе­лять эти зем­ли. Ста­ро­ве­ры быст­ро осво­и­ли не толь­ко тра­ди­ци­он­ное зем­ле­де­лие и ско­то­вод­ство, но и охо­ту на моло­дых тиг­ров, кото­рые очень цени­лись китай­ца­ми. В 1950-е годы при­шли новые вре­ме­на гоне­ний, и боль­шая часть ста­ро­ве­ров с помо­щью раз­лич­ных меж­ду­на­род­ных орга­ни­за­ций пере­се­ли­лась из Китая в Север­ную и Южную Аме­ри­ку, Австра­лию и Новую Зелан­дию.

Бла­го­да­ря под­держ­ке РГНФ я участ­во­вал в экс­пе­ди­ци­ях (под руко­вод­ством О.Г. Ров­но­вой) в Бра­зи­лию и Арген­ти­ну.

Пара­док­саль­но, но ста­ро­ве­ры, сохра­ня­ю­щие в мель­чай­ших дета­лях тра­ди­ци­он­ный быт, костюм, вла­де­ю­щие цер­ков­но­сла­вян­ским язы­ком и пени­ем по крю­кам, при­ня­ли уча­стие в модер­ни­за­ции агро­про­мыш­лен­но­го ком­плек­са Бра­зи­лии — одно­го из самых быст­ро раз­ви­ва­ю­щих­ся и пере­до­вых в мире.

Семья староверов в Мату-Гросу. Бразилия, 2010 год

Семья ста­ро­ве­ров. Штат Гояс, Бра­зи­лия, 2010 год

В шта­те Мату-Гро­су в 40 км от горо­да При­ма­ве­ра-ду-Лести нахо­дит­ся самое боль­шое в Латин­ской Аме­ри­ке место ком­пакт­но­го про­жи­ва­ния рус­ских ста­ро­ве­ров-часо­вен­ных, извест­ное как Коло­ниа-Рус­са или Мас­са-Пе. В Мату-Гро­су живет око­ло 60 семей, или поряд­ка 400–450 чело­век, дей­ству­ют три собо­ра с тре­мя отдель­ны­ми молен­ны­ми. В шта­те Гояс в 70 км от горо­да Рио-Вер­де пре­об­ла­да­ет рас­се­ле­ние хутор­но­го типа, в общей слож­но­сти живут при­мер­но 100 чело­век, в основ­ном «синьц­зян­цы».

В Арген­тине ста­ро­ве­ры посе­ли­лись хутор­ным обра­зом в Пата­го­нии в рай­оне горо­да Чоэ­ле-Чоэль. Все эти места мы посе­ти­ли, зача­стую жили у самих ста­ро­ве­ров и очень бла­го­дар­ны за их готов­ность с нами общать­ся.

Дол­жен ска­зать, что я как эко­но­мист был пора­жен, насколь­ко быст­ро раз­ви­ва­ет­ся Бра­зи­лия, насколь­ко хоро­шие и понят­ные усло­вия созда­ны для мало­го и сред­не­го биз­не­са, насколь­ко теп­ло и по доб­ро­му, с любо­вью люди отно­сят­ся друг к дру­гу. Это нель­зя назвать толе­рант­но­стью. Толе­рант­ность тре­бу­ет, даже если ты пре­зи­ра­ешь чело­ве­ка, сдер­жан­но ему улы­бать­ся и ока­зы­вать внеш­нее ува­же­ние. В Бра­зи­лии это­го не тре­бу­ет­ся; здесь, как мне пока­за­лось, искренне ува­жа­ют людей дру­гой веры или дру­го­го цве­та кожи. Дина­ми­ка раз­ви­тия сель­ско­го хозяй­ства не может не пора­жать. В нем исполь­зу­ют­ся все самые совре­мен­ные тех­но­ло­ги­че­ские дости­же­ния — био­тех­но­ло­гии, спут­ни­ко­вое наве­де­ние, селек­ция, химия.

Иде­ал эко­но­ми­че­ско­го укла­да у ста­ро­ве­ров Бра­зи­лии — это семей­ное дело как само­сто­я­тель­ное не-зави­си­мое хозяй­ство, обес­пе­чи­ва­ю­щее нуж­ды семьи и поз­во­ля­ю­щее раз­ви­вать биз­нес. Пре­иму­ще­ствен­ное заня­тие — зем­ле­де­лие. Осно­ва — земель­ная соб­ствен­ность и интен­сив­ное хозяй­ство с исполь­зо­ва­ни­ем удоб­ре­ний, хими­ка­тов, совре­мен­ной тех­ни­ки сева, обра­бот­ки и жат­вы. Мно­го побоч­ных заня­тий, помо­га­ю­щих дивер­си­фи­ци­ро­вать дохо­ды: рыбо­лов­ство, сда­ча в арен­ду тех­ни­ки и зем­ли, выра­щи­ва­ние жив­но­сти рядом с домом, покуп­ка и сда­ча в арен­ду недви­жи­мо­сти в горо­де, плот­ниц­кие рабо­ты, руко­де­лие и тка­че­ство, изго­тов­ле­ние пред­ме­тов куль­та. В общи­нах сохра­нен тип пат­ри­ар­халь­ной семьи нача­ла XX века: к 70 годам типич­ный хозя­ин под­хо­дит с 8–12 детьми, 50 вну­ка­ми и 60 пра­вну­ка­ми.

Клю­че­вую роль в зем­ле­де­лии у ста­ро­ве­ров Бра­зи­лии игра­ет соя. Бра­зи­лия в целом делит с США пер­вое-вто­рое место по про­из­вод­ству сои, про­да­вая зна­чи­тель­ную ее часть в Китай. В соб­ствен­но­сти у ста­ро­ве­ров в сред­нем от 100 до 500 га, у состо­я­тель­ных вла­дель­цев пло­щадь зем­ли дости­га­ет десят­ков тысяч гек­тар. Зем­ля – основ­ной источ­ник дохо­дов. В то же вре­мя новым семьям труд­но при­об­ре­сти зем­лю, так как участ­ков мало и сто­ят они доро­го; это при­во­дит к частым мигра­ци­ям. Для обра­бот­ки зем­ли исполь­зу­ет­ся совре­мен­ная тех­ни­ка: ком­бай­ны, сеял­ки, трак­то­ра, гру­зо­ви­ки. Для хра­не­ния уро­жая арен­ду­ют­ся либо стро­ят­ся обшир­ные хра­ни­ли­ща (арма­ден).

Когда ста­ро­ве­ры впер­вые при­е­ха­ли в шта­ты Гояс и Мату-Гро­су, счи­та­лось, что здесь ниче­го невоз­мож­но вырас­тить. Тро­пи­че­ское сер­ра­ду (бра­зиль­ская саван­на) с желе­зи­стой крас­ной зем­лей не дава­ло ника­ко­го уро­жая. Агро­но­мы гово­ри­ли, что гумус будет обра­зо­вы­вать­ся толь­ко через мил­ли­он лет. Кор­чуя и сжи­гая коря­жи­стые при­зе­ми­стые дере­вья, ста­ро­ве­ры мог­ли вырас­тить один уро­жай — зем­ля боль­ше не дава­ла. Но пла­но­мер­ные вло­же­ния тру­да и капи­та­ла (завоз удоб­ре­ний и кам­ня, рых­ле­ние почв, раз­бив­ка тер­рас для сто­ка воды) сде­ла­ли эту зем­лю одной из самых пло­до­род­ных и доро­гих в Бра­зи­лии. Как гово­рят в Мату-Гро­су: «Это наша рус­ская зем­ля».

Евген. Патагония, Аргентина, 2012 год. Побочные занятия помогают диверсифицировать доходы

Евген. Пата­го­ния, Арген­ти­на, 2012 год. Побоч­ные заня­тия помо­га­ют дивер­си­фи­ци­ро­вать дохо­ды

Ста­ро­об­ряд­цы в Мату-Гро­су — хозя­е­ва жиз­ни, зажи­точ­ные пред­при­ни­ма­те­ли. При этом, подоб­но доре­во­лю­ци­он­ным ста­ро­ве­рам, ста­ра­ют­ся пола­гать­ся на соб­ствен­ный труд семьи, даже когда дело раз­рас­та­ет­ся; наем­ный труд исполь­зу­ют там, где это необ­хо­ди­мо. В Бра­зи­лии ста­ро­об­ряд­цы живут доста­точ­но обособ­лен­но и сво­бод­но, сохра­ня­ют рус­ский язык. В США, в шта­те Оре­гон, где нахо­дит­ся самая боль­шая общи­на часо­вен­ных, сохра­не­ние язы­ка и тра­ди­ций сопря­же­но с бóль­ши­ми труд­но­стя­ми.

Имен­но для сохра­не­ния тра­ди­ци­он­ной жиз­ни ста­ро­ве­ры ищут новые глу­хие места, менее доступ­ные совре­мен­ной циви­ли­за­ции. Так появи­лись посе­ле­ния на Аляс­ке, в Кана­де, в Уруг­вае.

Часто семей­ное дело пере­рас­та­ет в круп­ные ком­па­нии, кото­рые име­ют офи­ци­аль­ную реги­стра­цию, сер­ти­фи­ка­ты и нани­ма­ют боль­шое чис­ло сотруд­ни­ков. Одним из наи­бо­лее успеш­ных про­ек­тов ста­ла ком­па­ния SAN forestry Ltd, осно­ван­ная в 1988 году неда­ле­ко от горо­да Пла­мон­дон (Кана­да, штат Аль­бер­та) как семей­ное пред­при­я­тие Сте­па­ном, Арсе­ни­ем и Ники­той Куз­не­цо­вы­ми. На сего­дняш­ний день SAN forestry Ltd, еди­но­лич­ным соб­ствен­ни­ком кото­рой явля­ет­ся Ники­та (Nick), вхо­дит в десят­ку круп­ней­ших ком­па­ний Кана­ды по заго­тов­ке и транс­пор­ти­ров­ке леса. На сай­те ком­па­нии успе­хи фир­мы объ­яс­ня­ют­ся осо­бой тру­до­вой эти­кой, при­вер­жен­но­стью изна­чаль­ным прин­ци­пам семей­но­го дела, обя­за­тель­ства­ми постав­лять каче­ствен­ные услу­ги сво­им поку­па­те­лям. Что­бы успеш­но кон­ку­ри­ро­вать, ком­па­ния не толь­ко заку­па­ет самые совре­мен­ные образ­цы тех­ни­ки, но и созда­ет поло­жи­тель­ный имидж, под­чер­ки­вая, что в первую оче­редь на опре­де­лен­ных видах работ тру­до­устра­и­ва­ет мест­ных (более 50% заня­тых), рабо­та­ет круг­ло­су­точ­но и без пере­ры­вов. Сле­ду­ет доба­вить, что успе­ху ком­па­нии в нема­лой сте­пе­ни спо­соб­ство­ва­ла общая поло­жи­тель­ная дина­ми­ка эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия реги­о­на, свя­зан­ная преж­де все­го с неф­те­га­зо­вой отрас­лью. Мно­гие ста­ро­ве­ры из дру­гих мест Бра­зи­лии, из США (Оре­го­на), Рос­сии при­ез­жа­ют на сезон­ные зара­бот­ки. Инфор­ман­ты утвер­жда­ют, что, рабо­тая с боль­шой выклад­кой, мож­но полу­чать око­ло 10 000 дол­ла­ров в месяц. При­ме­ча­тель­но, что изна­чаль­но фир­ма была созда­на лишь для того, что­бы дивер­си­фи­ци­ро­вать биз­нес – допол­нить зара­бот­ки от фер­мер­ско­го хозяй­ства. На новом эта­пе фир­ма зани­ма­ет­ся заго­тов­кой и транс­пор­ти­ров­кой любых мате­ри­а­лов, а так­же стро­и­тель­ством. Рас­ши­ре­ние сфе­ры дея­тель­но­сти, посто­ян­ный поиск допол­ни­тель­ных источ­ни­ков дохо­дов отли­ча­ет в целом эко­но­ми­че­скую куль­ту­ру ста­ро­ве­ров и фор­ми­ру­ет их успех.

Одна из при­чин эко­но­ми­че­ско­го успе­ха ста­ро­ве­ров — уме­ние выстра­и­вать дол­го­сроч­ный про­ект. Это очень точ­но сфор­му­ли­ро­вал в сво­их мему­а­рах совре­мен­ный ста­ро­об­ря­дец, объ­ез­див­ший Арген­ти­ну, Боли­вию, Уруг­вай, США и Рос­сию, Дани­ла Терен­тье­вич Зай­цев: «Моя меч­та — в жиз­ни дол­жен быть про­ект, как жить, чем зани­мать­ся и какой прин­цип, и жена тоже долж­на свою долю вло­жить в жизнь, а не то что муж по дро­ва, а жена оста­ла­ся вдо­ва» [2].

Парана, Бразилия, 2011 год. Андрей объясняет, в чем корень успеха

Пара­на, Бра­зи­лия, 2011 год. Андрей объ­яс­ня­ет, в чем корень успе­ха

— Насколь­ко это закры­тый мир? Пере­хо­дят ли в ста­рую веру из дру­гих кон­фес­сий? И наобо­рот, насколь­ко сами ста­ро­ве­ры инте­гри­ро­ва­ны в мест­ное обще­ство — посе­ща­ют ли шко­лы, уни­вер­си­те­ты?

— Если гово­рить о часо­вен­ных Латин­ской Аме­ри­ки, это доста­точ­но за-кры­тый мир, его рас­ши­ре­ние свя­за­но преж­де все­го с демо­гра­фи­ей: в 1960-е годы в сред­нем жен­щи­на ро-жала десять детей. Пере­хо­ды мог­ли быть свя­за­ны толь­ко с бра­ком. На-при­мер, моло­дой чело­век нахо­дит для себя кра­си­вую, как рас­ска­зы­вал нам его отец, «бра­зи­льюш­ку». Ее гото­вят к кре­ще­нию. Самое тяже­лое для нее, как она при­зна­лась по-рус­ски, — это посты, кото­рые стро­го соблю­да­ют­ся. При кре­ще­нии она полу­чи­ла имя Татья­на и погру­зи­лась в доре­во­лю­ци­он­ный общин­ный мир. Она может поль­зо­вать­ся послед­ней моде­лью мобиль­но­го теле­фо­на или джи­па, ездить в город на педи­кюр, но носит исклю­чи­тель­но сара­фан, постит­ся, участ­ву­ет в празд­ни­ках.

В Мату-Гро­су, где про­жи­ва­ет самая боль­шая общи­на ста­ро­ве­ров, была созда­на шко­ла с пре­по­да­ва­ни­ем рус­ско­го и цер­ков­но­сла­вян­ско­го; теперь у нее есть госу­дар­ствен­ная аккре­ди­та­ция, и туда ходят и про­стые бра­зи­льяне, но для ста­ро­ве­ров рабо­та­ет отдель­ная кух­ня, и их лег­ко отли­чить по рус­ским руба­хам с поя­сом и сара­фа­нам, в кото­рых ходят даже на физ­куль­ту­ру. Неко­то­рые идут учить­ся даль­ше в уни­вер­си­тет. Воз­вра­ща­ют­ся дале­ко не все, мно­гие оста­ют­ся в миру. В послед­нее вре­мя мод­ны ран­ние бра­ки. Ведь соглас­но уста­ву в 13 лет уже мож­но вен­чать­ся, что дает сво­бо­ду. Не все потом офи­ци­аль­но реги­стри­ру­ют отно­ше­ния: глав­ное — скре­пить брак в общине. Были слу­чаи, когда ста­ро­ве­ры ста­но­ви­лись мест­ны­ми депу­та­та­ми, их ува­жа­ют как надеж­ных парт­не­ров и состо­я­тель­ных дело­вых людей.

А как вас при­ни­ма­ли в общи­нах? Охот­но шли на кон­такт?

— Опре­де­лен­ная подо­зри­тель­ность по отно­ше­нию к пред­ста­ви­те­лям Рос­сии сохра­ня­ет­ся, посколь­ку мно­гие пом­нят тяже­лые вре­ме­на гоне­ний, дол­гие годы раз­лу­ки с самы­ми близ­ки­ми род­ствен­ни­ка­ми, кото­рые не мог­ли выехать из СССР. В Китае к ним при­ез­жа­ли, гово­ри­ли, что если вер­нут­ся на Роди­ну, то им выда­дут насто­я­щие ружья и охот­ни­чьи уго­дья раз­ме­ром со Швей­ца­рию. Для тех, кто пове­рил и уехал в СССР, это обер­ну­лось тяже­лы­ми рабо­та­ми и необ­хо­ди­мо­стью отка­зать­ся от при­выч­ной жиз­ни, от пере­пис­ки. В этих исто­ри­че­ских пери­пе­ти­ях род­ные бра­тья ока­зы­ва­лись по раз­ные сто­ро­ны бар­ри­кад и реаль­ной линии фрон­та. Ска­жем, одни были вынуж­де­ны в 1930-е годы идти в япон­скую армию, дру­гие шли в Крас­ную, кто-то помо­гал в осво­бо­ди­тель­ной борь­бе мест­ным наро­дам, кто-то — китай­цам в подав­ле­нии этих наро­дов.

Иссле­до­ва­те­ли для общин, с одной сто­ро­ны, — это помощь в пра­виль­ной интер­пре­та­ции исто­рии, поис­ке нуж­ных све­де­ний, книг, доку­мен­тов. С дру­гой, это потен­ци­аль­ный источ­ник бес­по­кой­ства. Ска­жем, напи­сал иссле­до­ва­тель, что пил кофе, смот­рел теле­ви­зор, — позор может лечь на хозя­и­на дома. В этом смыс­ле при крат­ко­вре­мен­ном кон­так­те ста­ро­об­ряд­цы ста­ра­ют­ся сле­до­вать нара­бо­тан­ным кли­ше в их иде­аль­ном само­вос­при­я­тии, не рас­кры­вая внут­рен­них про­ти­во­ре­чий. В какой-то сте­пе­ни иссле­до­ва­те­ли транс­фор­ми­ру­ют тра­ди­цию, обра­щая на нее взор. Это застав­ля­ет носи­те­лей тра­ди­ции гор­дить­ся тем, на что преды­ду­щее поко­ле­ние не обра­ща­ло вни­ма­ния. Напри­мер пес­ни или осо­бый говор. Носи­те­ли тра­ди­ции учат­ся смот­реть на себя гла­за­ми иссле­до­ва­те­лей, рефлек­си­ро­вать — это раз­ры­ва­ет дух тра­ди­ции и в то же вре­мя поз­во­ля­ет тща­тель­нее сохра­нять ее эле­мен­ты.

В целом, отве­ча­ют и идут на кон­такт доста­точ­но охот­но. Осо­бен­но те, кто так или ина­че мар­ги­на­ли­зи­ро­ван — живет вне общин­но при­знан­но­го бра­ка, чита­ет мно­го свет­ской лите­ра­ту­ры и инте­ре­су­ет­ся общезна­чи­мы­ми вопро­са­ми. Здесь неиз­беж­но воз­ни­ка­ют эти­че­ские сомне­ния: упо­ми­нать или нет адре­са и име­на; не поста­вит ли рас­про­стра­не­ние инфор­ма­ции — ска­жем, о нали­чии ред­ких, цен­ных книг или икон — под угро­зу жизнь общи­ны. Вме­сте с тем фик­са­ция объ­ек­тив­ных явле­ний поз­во­ля­ет самой тра­ди­ции сохра­нять­ся луч­ше. То есть иссле­до­ва­те­ли выпол­ня­ют двой­ную функ­цию — раз­ру­ша­ют и сохра­ня­ют тра­ди­цию одно­вре­мен­но.

В Арген­тине ста­ро­ве­рам ока­за­лось слож­нее инте­гри­ро­вать­ся. Было любо­пыт­но уви­деть, как дефор­ми­ру­ют эко­но­ми­ку попу­лист­ские меры. Ска­жем, пра­ви­тель­ство запре­ти­ло хож­де­ние дол­ла­ров, поэто­му курс сра­зу под­нял­ся, воз­ник чер­ный рынок, в усло­ви­ях инфля­ции все стре­мят­ся полу­чить налич­ные дол­ла­ры. В любом ресто­ране или гости­ни­це выгод­нее пла­тить налич­ны­ми дол­ла­ра­ми, ино­гда раз­ни­ца дости­га­ет 20%. Пра­ви­тель­ство хоте­ло, что­бы под­ни­ма­лось наци­о­наль­ное про­из­вод­ство. Меры для это­го были выбра­ны запре­ти­тель­ные. Ска­жем, если ана­ло­гич­ный про­дукт мог быть сде­лан в Арген­тине, такая про­дук­ция долж­на была заку­пать­ся по всем кон­кур­сам. Имен­но с этим я скло­нен свя­зы­вать при­чуд­ли­вую рабо­ту мобиль­ной свя­зи. Ска­жем, това­рищ мне отве­тил по СМС «Все в поряд­ке»; когда я на сле­ду­ю­щий день полу­чил ее в две­на­дца­тый раз, поду­ма­лось, что вряд ли мой това­рищ мани­а­каль­но отправ­лял такое сооб­ще­ние. Мно­гие про­из­ве­ден­ные в Китае това­ры на тер­ри­то­рии Арген­ти­ны про­да­ют­ся с гор­дой вшив­кой «Made in Argentina». При­ят­но уди­ви­ло в Буэнос-Айре­се оби­лие книж­ных мага­зи­нов (они вхо­дят в спи­сок объ­ек­тов наци­о­наль­но­го досто­я­ния) и то, сколь­ко чита­ют фило­соф­ской лите­ра­ту­ры: Пла­то­на, Кан­та, Марк­са, Хай­дег­ге­ра, Бенья­ми­на.

— Ста­ро­ве­ры совер­ши­ли ряд нова­ций в обла­сти бого­слу­же­ния — напри­мер, не имея свя­щен­ни­ков, испол­ня­ли не все цер­ков­ные таин­ства. То есть, что­бы сохра­нить осно­вы сво­ей веры, каки­ми-то тра­ди­ци­я­ми при­хо­ди­лось жерт­во­вать. Мож­но ли при­ве­сти ана­ло­гич­ные при­ме­ры из эко­но­ми­че­ской жиз­ни — когда вер­ность прин­ци­пам порож­да­ла нова­ции?

— Это хоро­ший вопрос, над кото­рым надо допол­ни­тель­но пораз­мыш­лять. Дей­стви­тель­но, без свя­щен­ства могут совер­шать­ся толь­ко два таин­ства – кре­ще­ние и испо­ведь. Бес­по­пов­цы, отка­зав­шись от свя­щен­ни­ков, сохра­ни­ли лишь эти два таин­ства. Имен­но поэто­му после­до­ва­тель­ные бес­по­пов­цы без­брач­ни­ки, посколь­ку брак без свя­щен­ни­ка невоз­мо­жен. Потом в нед­рах помор­ской общи­ны появ­ля­ет­ся бес­свя­щен­но­слов­ный брак, кото­рый совер­ша­ют сами миряне. Дан­ная нова­ция не что иное, как акт граж­дан­ско­го состо­я­ния, скреп­лен­ный общи­ной и род­ствен­ни­ка­ми. Сохра­не­ние тра­ди­ции тре­бу­ет выде­ле­ния ядра, кото­рое менять­ся не может. Пери­фе­рия меня­ет­ся ради сохра­не­ния это­го незыб­ле­мо­го. Эти гра­ни­цы все­гда пере­опре­де­ля­ют­ся. В этом смыс­ле эко­но­ми­че­ская жизнь для веру­ю­ще­го ста­ро­об­ряд­ца вся нахо­дит­ся на пери­фе­рии и под­вер­же­на изме­не­ни­ям. Но Ваш вопрос инте­ре­сен, посколь­ку про­ис­хо­дит сакра­ли­за­ция повсе­днев­но­сти, сакра­ли­за­ция дома и быта, осо­бен­но в отсут­ствие свя­щен­ства. Бра­зиль­ские ста­ро­ве­ры рас­ска­зы­ва­ли, что их вер­ность боро­де и руба­хам с длин­ны­ми рука­ва­ми спа­са­ет от вли­я­ния солн­ца. Кто отка­зы­вал­ся от боро­ды, чаще, по их пред­став­ле­ни­ям, ока­зы­вал­ся под­вер­жен рако­вым забо­ле­ва­ни­ям. В хозяй­ствен­ной сфе­ре такие прин­ци­пы в основ­ном огра­ни­чи­ва­ют­ся семьей и домом. Ска­жем, несмот­ря на жар­кий кли­мат, у каж­дой семьи обя­за­тель­но есть баня и рус­ская печь, кото­рая выне­се­на на ули­цу. Думаю, что в делах одним из таких прин­ци­пов явля­ет­ся жела­ние все кон­тро­ли­ро­вать само­му, что застав­ля­ет с боль­шей интен­сив­но­стью исполь­зо­вать совре­мен­ную тех­ни­ку. Тех­ни­ке дове­ря­ют боль­ше, чем наем­ным работ­ни­кам. 

Какие чер­ты хозяй­ствен­ной эти­ки (или, шире, прак­ти­ки) ста­ро­ве­ров мог­ли бы при­го­дить­ся совре­мен­ной рос­сий­ской эко­но­ми­ке?

— Тут я дол­жен Вас разо­ча­ро­вать. Вопрос о хозяй­ствен­ной прак­ти­ке ста­ро­ве­ров в боль­шей сте­пе­ни носит исто­ри­че­ский харак­тер и, к сожа­ле­нию, труд­но при­ме­ним в совре­мен­ной рос­сий­ской эко­но­ми­ке. Устрой­ство дел в сель­ском хозяй­стве не поз­во­ли­ло раз­вер­нуть­ся и даже про­сто сохра­нить биз­нес тем ста­ро­ве­рам из Латин­ской Аме­ри­ки, кото­рые попы­та­лись купить зем­лю в Рос­сии. Они не при­вык­ли к бюро­кра­тии и неза­щи­щен­но­сти прав соб­ствен­но­сти, когда выгод­ный биз­нес нахо­дит­ся под дав­ле­ни­ем (легаль­ным и неле­галь­ным), обра­ща­ю­щим при­быль в ноль или застав­ля­ю­щим отка­зы­вать­ся от соб­ствен­но­сти и дела. Кро­ме того, дело­вой этос доре­во­лю­ци­он­ных ста­ро­ве­ров сохра­нил­ся пре­иму­ще­ствен­но у зару­беж­ных общин, не испы­тав­ших вли­я­ния совет­ской вла­сти.

Если же поста­вить этот вопрос на более абстракт­ный уро­вень и гово­рить лишь о самих прин­ци­пах, то это — ори­ен­та­ция на дол­го­сроч­ные про­ек­ты, спо­соб­ность начи­нать с нуля и рас­счи­ты­вать на соб­ствен­ные силы, само­ор­га­ни­зо­вы­вать­ся, не ожи­дая помо­щи от вла­стей; уме­ние вести точ­ный учет, а любые излиш­ки инве­сти­ро­вать в дело, сле­дить за изме­не­ни­ем конъ­юнк­ту­ры и отсле­жи­вать наи­бо­лее выгод­ные спо­со­бы вло­же­ния капи­та­ла, кото­рые не про­ти­во­ре­чат запо­ве­дям и зако­ну (если он спра­вед­лив).

Бесе­до­ва­ла Мария Яни­на

Фото предо­став­ле­ны Д.Е. Рас­ко­вым

1. http://trv-science.ru/2014/07/01/staroobryadcheskaya-ehtika-i-dukh-kapitalizma/

2. Повесть и житие Дани­лы Терен­тье­ви­ча Зай­це­ва. Под­го­тов­ка тек­ста О. Ров­но­вой. Новый мир, 2013, № 5: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2013/5/p2.html

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи