Тибетские собаки и песцы

Одним из интересных вопросов эволюционной биологии млекопитающих является то, каким образом происходит приспособление к жизни на больших высотах. В первую очередь, конечно, изучают людей — жителей высокогорий, но не только.

В электронном препринте статьи из Genome Research большая группа китайских ученых изложила секве-нирования геномов 60 собак, в том числе представителей пяти пород, живущих в Тибете на высоте от 800 м до полутора километров. Оказалось, что систематические генетические отличия высокогорных и обычных пород наблюдаются в двух локусах — в бета-глобиновом кластере (что, видимо, отражает биофизические различия в связывании кислорода при разреженном воздухе на большой высоте) и в районе гена EPAS1. В этом гене были найдены четыре новые , одна из которых находится в консервативной части домена PAS.Эта мутация приводит к уменьшению сопротивления крови при движении по сосудам, что, видимо, является приспособительным признаком при кислородном голодании. Интересно, что мутации в области того же гена ранее были найдены и у тибетцев, однако они не влияют на белковую последовательность.

Но и традиционная приносит неожиданные результаты, и тоже связанные с тибетскими представителями семейства собачьих. Традиционно считалось, что песцы (Vulpes lagopus), имеющие общего предка с лисами (род Vulpes), возникли в Европе в результате постепенной адаптации к холодному климату во время оледенений. Однако недавно на Тибетском плато была найдена челюсть нового вида Vulpes qiuzhudingi, очень похожая на челюсти современных песцов. Возраст находки — 4-5 млн лет. В отличие от большинства лис, имеющих смешанную диету из растений и мяса, песцы питаются только мясом, и это отражается на строении их зубов. Точно такие же особенности видны и в челюсти нового вида. Тем самым песцы, как и ряд других северных животных (например, вымерший шерстистый носорог Coelodonta thibetana) приобрели свои особенности в холодном Тибете, а уж оттуда распространились в арктические области. Впрочем, ряд палеонтологов считает эту теорию недоказанной, поскольку общие особенности могли быть результатом конвергентной эволюции — так что остается надеяться, что удастся найти более молодые образцы, из которых можно будет выделить .

М.Г.

Gou X. et al. Whole genome sequencing of six dog breeds from continuous altitudes reveals adaption to high-altitude hypoxia. Genome Research. Published in AdvanceApril 10, 2014, http://dx.doi.org/10.1101/gr.171876.113

Wang X. et al. From ‘third pole’ to north pole: a Himalayan origin for the arctic fox. Proc. R. Soc. B. Published in Advance June 11, 2014, http://dx.doi.org/10.1098/rspb.2014.0893.

Qui J. Origins of arctic fox traced back to Tibet. Nature, June 11, 2014, http://dx.doi.org/10.1038/nature.2014.15398