О некоторых исходных понятиях

12В истекшем году я занимался составлением теоретического словаря археологии и ныне отдаю его в печать. Поневоле пришлось включить в него и ряд общеисторических понятий: они всё время сказываются на теоретическом формировании чисто археологических понятий. Мне кажется полезным вынести те формулировки, к которым я пришел по этим понятиям, на обсуждение моих коллег по ТрВ-Наука. Здесь я отобрал шесть из этих понятий (помещаю по алфавиту).

Историческая родина. Так в современных политических дискуссиях обозначают ту страну, в которой родился не сам человек, а его далекие предки. Скажем, для российских немцев, предки которых прибыли в Россию два века тому назад из Германии, исторической родиной называют Германию, несмотря на то что большинство российских немцев ассимилировались в русском народе. Для российских евреев, большинство которых не говорит ни на идише, ни на иврите и не придерживается иудейской религии, а предки их покинули Палестину две тысячи лет назад, исторической родиной называют Израиль – государство, созданное на земле Палестины во второй половине ХХ века.

Иными словами, исторической родиной для человека называют то, что для народа называется прародиной. Из понятия прародины никакие особые права (историческое право), никакие юридические последствия не вытекают. Из понятия исторической родины вроде бы вытекают (права на «репатриацию», претензии коренного населения на дискриминацию и депортацию).

Стоит, однако, внимательнее изучить обстоятельства конфликтов – и выяснится, что на деле все они вытекают вовсе не из наличия исторической родины у части населения, а из социальных неурядиц внутри данной страны с вовлечением этнических, религиозных и культурных различий. Корни этих неурядиц кроются в неравномерном и несправедливом распределении благ, в неэффективном управлении, в провокациях властей, в попытках проводить политику «разделяй и властвуй» и натравливать массы на козла отпущения («внутреннего врага», идентичного внешнему, но внутри страны).

Всякий человек, как бы он ни был увлечен историей своего этноса и как бы ни был втянут в глобализацию, привязан и адаптирован прежде всего к своей родине – стране, в которой он сам родился не в качестве гостя. Даже скорее к «малой родине» (если страна велика и разнообразна). Некоторые переселенцы могут быстро и глубоко адаптироваться к своей новой родине.

Так известный археолог Генрих Шлиман, немец, проведший юность в Германии, прожил купцом 20 лет в России, имел там русскую семью, считал себя русским и любил Россию и свой «волшебный Петербург» как родину; затем учился в Париже, вел раскопки в Турции, а поселился и женился вторично в Греции, назвал своих детей греческими именами, даже своих слуг переименовал на древнегреческий лад. Раскопанные сокровища предлагал Эрмитажу, а когда царь отказался принимать, подарил их Берлину.

Историческое право – представление о том, что право народа на землю, занимаемую им ныне или занимавшуюся в прошлом, прямо зависит от древности его проживания на этой земле и тот народ, который раньше жил на этой земле (автохтон), имеет на нее больше прав. Представление это ложное. Его обычно выдвигают агрессоры для обоснования своих территориальных притязаний, а также националисты для обоснования притеснений и изгнания национальных меньшинств.

Право такое никем на деле не соблюдается и не может соблюдаться. Ведь все народы не раз меняли территорию своего проживания, а происходят все люди в конечном счете из небольшого участка Африки. Европа же не раз оказывалась на многие тысячелетия под ледником, так что люди заселяли ее снова и снова, причем сдвигались климатические зоны, а с ними передвигались и населявшие их и адаптированные к ним народы. Если выяснять всякий раз первенство проживания, то придем к совершенно неожиданным и наверняка нежеланным результатам. Венграм придется вернуться в северо-западную Сибирь, Германией владели славяне, а центром Украины – германцы (готы и др.), всей лесной полосой европейской России – финно-угры, и т. д.

Россия владеет бывшей Восточной Пруссией не потому, что славяне (кстати, не восточные, а западные) некогда владели этой землей, а потому, что Германия напала на СССР и была наказана за агрессию. Евреи не потому получили государство Израиль в Палестине, что заселяли эту страну до арабов, покинув ее почти две тысячи лет назад, а потому, что международное сообщество признало справедливым и целесообразным учредить их государство там после массового уничтожения их в Европе, учитывая их традиционное стремление к этой земле (ежедневные молитвы, сионистское движение) и то, что там уже имелись их поселения ко времени решения этого вопроса.

На деле право каждого народа на определенную территорию в современном мире обусловлено живой традицией (не намного превышающей по длительности жизнь одного поколения) и системой международных договоров.

Однако, не имея юридической силы, древность проживания усиливает чувство привязанности к своей стране, хотя, как это ни парадоксально, если древности нет, это не ослабляет чувство любви к родине. Ведь родина – это страна, в которой сам человек родился и живет не в качестве гостя, где бы и кем бы ни были его предки.

Национализм в археологии. Национализм – чрезвычайно спорное понятие. Для одних – лозунг прогресса и справедливости, для других – опаснейшая тяга к национальным оскорблениям, унижениям, раздорам и конфликтам. По прямому смыслу слова, это программа обеспечения национальной самостоятельности, развития национального государства и культуры. В случае национального угнетения – программа национально-освободительной борьбы. Учитывая, что человечество всё еще состоит из этносов (национальностей), связанных по идее (хотя не обязательно в реальности) общим происхождением, то есть в каком-то смысле подобных очень большим семьям, а этносы стремятся к государственному оформлению, национализм представляется естественным и неизбежным.

Но дьявол таится в деталях. За нынешними народами тысячелетия истории, перипетии взаимоотношений, миграции и чересполосица в расселении, груз недоверия. Это усиливается нынешней глобализацией экономики, перемешивающей народы. Национализм бывает разной интенсивности. Каждая нация, имеющая свой национализм, сталкивается с проблемами национальных и религиозных меньшинств, застарелых конфликтов с соседями, некоторые еще и с имперскими амбициями.

Нередко сталкиваются два национализма, – скажем, один как колониализм, другой как сепаратизм. Мудрости в налаживании мирных связей внутри страны и на ее границах часто не хватает. Поэтому национализм то и дело перерастает в шовинизм, иногда в нацизм и расизм, все три с сугубо негативными последствиями (шовинизм – ненависть к другим народам; нацизм – тоталитарный и агрессивный режим, основанный на шовинистической и расистской идеологии, возведенной в политическую программу). Забота о своем народе выливается в подозрительность к другим народам, в унижение и подавление других народов.

Поэтому разумным правителям приходится быть очень осторожными в национальной политике – чтобы не уязвить национальные чувства того или иного народа, но и не потакать чрезмерным национальным амбициям, а кое-где и дурным национальным традициям.

В археологии всё это сказывается очень заметно. С одной стороны, чувствуется забота разных сил о сбережении и преимущественном изучении именно национальных древностей, культурного наследия народа. С другой – то и дело вспыхивает война на археологических картах за территории, когда-то принадлежавшие не тому народу, который ныне на ней живет, за знаменитых предков, за памятники высокой культуры – чьим предкам они принадлежали. В начале ХХ века Густав Косинна в Германии описывал археологию как «чрезвычайно национальную науку» (название его книги) и отстаивал особенно высокую древнюю культуру германцев как обоснование их права господствовать над другими народами.

Между тем это пережиток сословного общества, в котором статус определялся знатностью предков, а фиксация успехов – прецедентами в прошлом. Нередко приходится сталкиваться с отвержением любых «неприглядных» мест в археологическом прошлом своего народа только потому, что это не зафиксированная письменно история.

Скажем, нашествия готов или прихода варягов, в отличие от татаро-монгольского нашествия. Любое беспристрастное изучение подобных эпизодов или проявлений в истории русского народа трактуется как русофобия, хотя аналогичные вещи в истории Франции не подаются как франкофобия. Это показывает, что порою, в периоды национальных кризисов и после них, национализм воспаляется и какая-то часть народа становится болезненно подозрительной и неуживчивой. На археологах в таких случаях лежит задача способствовать просвещению народа и показывать истинное взаимоотношение культур, состояние и взаимодействие народов в далеком прошлом.

Более подробно эти проблемы описаны в моих работах «Феномен советской археологии», «Археология в седле», «История археологической мысли» (Клейн 1993б: 64-69; 2000б; 2011), а также в книгах Шнирельмана (2001; 2003; 2005; 2006). 

445 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Петров
Петров
9 года (лет) назад

Верность государству держаться на верности проявителю, помню раз как-то у Иллариона (вроде) Алексей Михайлович спросил сколькими перстами креститься двумя или тремя. На что тот мудро ответил “Как прикажешь Великий государь”.
Боюсь Вам не понять что лучше быть холопом государевым, чем рабом собственной глупости и заблуждений.
Простите Олег но назвать человека шпионом это не хамство, хамство это указывать на это, а уровень понимания Ваш жизни … Ну как вам проще объяснить вот есть свой дом, и любим мы его за то каким мы его сделали. Я смотрю нынешнее общество, вообще любит ругать свой дом, своих детей, собак… вы сделали их такими и ругая их ругаете самого себя. Хуже того человек не только ругает себя самого но и ненавидит. Это и есть деструктивное мышление.
ЛСК миленький да первые концентрационные лагеря были созданы для Русинов, а не для евреев. Я бы и сам лучше за эпоху бронзы поговорил, но Вы ведь выставили на суд общественности злободневную сатиру, а не научное произведение уж простите.

Васька
Васька
9 года (лет) назад

Ну и хочется сказать о национализме в археологии, именно на него и опиралась украинская хунта. Археология все же отрасль исторических наук. И если она не подчинена патриотизму, то свято место пусто не будет. За двадцать лет была взращена украинская история, история несуществующего государства, и вымышленного народа укров… Большинство стояло в стороне, или весило хихикало…но увы есть как я уже сказал и те кто взращивали лживые идеи, и идеалы. И это Ваша свобода и либерализм??? Хотелось бы услышать ответ были ли погромы в Одессе, и стреляют ли градовые установки нацгвардии по жилым домам?
И уж думаю не одного знакомого с историей человека волнует вопрос где скифское золото из госхрана, по какому праву, и где была женевская конвенция…

Олег Губарев
9 года (лет) назад

Ваське Науку подчиненную “патриотизму” – пусть не археологию, а биологию (учение Лысенко) – мы уже имели счастье наблюдать, После этого наша генетика до сих пор оправиться не может, а в свое время наши ученые в области генетики занимали ведущие позиции в мире. Вот во что стране обходится “патриотизм” в науке. Наука по природе должна быть аполитична и в ней важен только поиск объективной научной истины, независящий от политики и идеологии. Это азы любой научной деятельности. Кстати и археология хромает от официальной идеологии и ее вмешательства в науку. Почитайте А.А.Формозова- “Русские археологи в период тоталитаризма”. http://www.torrentino.com/torrents/1137305 А если вы начинаете делить науку на “правильную”и “неправильную”, “советскую” и “буржуазную” – страна развалится снова, как один раз уже развалилась в 1991 г.,среди других причин и по этой тоже. “Хотелось бы услышать ответ были ли погромы в Одессе, и стреляют ли градовые установки нацгвардии по жилым домам?” Опять вы сваливаетесь на тему Украины. Хочется спросить – а Вы бы стали стрелять в России по жилым домам? Нет? Потому что это Ваша страна, правильно? Вы просто голову включите и задумайтесь на минутку. Очнитесь от пропаганды. Так почему Вы считаете что Вы этого делать не будете, а кто -то другой в своей стране обязательно будет стрелять специально по жилым домам. Кстати, украинцы там, у себя дома. Это наши так называемые “добровольцы” там в гостях. Им там не жить – и поэтому от них скорее можно ожидать, что они будут разрушать чужую им страну, чем украинцы – свою собственную. И еще мне непонятно – Вы обвиняете других в национализме – а на себя посмотрели? “украинская история, история несуществующего государства”,”вымышленного народа укров”. Это не национализм? По-моему это гораздо хуже.Кто Вам дал право судить другой народ и другую страну? Обзывать целый братский славянский народ “украми”? Этим Вы вполне заслужили чтобы они называли Вас “кацапом”. На ненависти и пропаганде… Подробнее »

ЛСК
ЛСК
9 года (лет) назад

Ваське разумно отвечал Олег Губарев. А Петрову, который несколько грамотнее Васьки, придется ответить.

Петров: “Верность государству держАТЬся на верности проявителю, помню раз как-то у Иллариона (вроде) Алексей Михайлович спросил сколькими перстами креститься двумя или тремя. На что тот МУДРО ответил «Как прикажешь Великий государь». Боюсь Вам не понять что лучше быть холопом государевым, чем рабом собственной глупости и заблуждений”.

Умри, Петров, лучше не скажешь! Это же идеал холопства! Именно: считать размышления о своих интересах “глупостью и заблуждениями”. И на всё реагировать: “Как прикажешь, Великий государь!”

А первые концентрационные лагеря были созданы в Южной Африке в самом начале ХХ века. Петров, миленький, никакими “Русинами” там и не пахло. Ленин оттуда заимствовал идею. Национальность заключаемых его тогда не интересовала. Даже классовое происхождение было не главным. Его волновало, признают ли его “великим государем”. Всех, кто не признает, – в лагеря.

Что же до ненавистника укров Васьки, то если общество над его не очень русскими речениями “весИло хихикало” (по его словам), то этого достаточно.

Петров
Петров
9 года (лет) назад

Когда политик не знает истории это страшно, а когда историк, смешно.
Первый в Европе концентрационный лагерь массового уничтожения людей был создан в “лоскутной империи” Австро-Венгрии в окрестностях австрийского городка Грац и существовал с 4 сентября 1914 по 10 мая 1917 года. Днем раньше, 3 сентября, подобный концлагерь несколько меньшего размера был создан властями Австро-Венгрии в крепостных фортах Терезина на севере Чехии (но Талергоф более “прославился”, поэтому дату связываем с ним). Были и многие другие подобные места экзекуций.
В этих концлагерях истреблялось русское население Галицкой, Карпатской и Буковинской Руси (русины) – “интернированное” в начале Міровой войны как симпатизирующее России. В общей сложности от голода, болезней и расстрелов погибло около 70 тыс. человек, а более 100 тыс. стали беженцами.

амперион
амперион
9 года (лет) назад
В ответ на:  Петров

Присоединяюсь.

К сожалению, ЛСК либо действительно не знает элементарных вещей, либо держит нас за тех, кому можно лгать в глаза.

Склоняюсь ко второй версии.

Васька
Васька
9 года (лет) назад
В ответ на:  амперион

Выдавай желаемое за действительное, напусти побольше важности, и глядишь продвинешь самую тухлую идею. См. нынешнею Украину.

Петров
Петров
9 года (лет) назад

Дорогой лев Самуилович, дал бы Бог умереть за Отечество и не дрогнуть в трудную минуту. К сожалению память у меня не то что прежде, но кто-то из древних сказал что служение родине это зеркало. Тот кто идет по пути служения ей, вассальной верности и …тот видит в нем отражение преисполненное рыцарства и благородства, так рождается достоинство. Служители низших каст и интересов видят в нем подхалимаж, взяточничество и иные пороки. Грустно что вы не понимаете что интересы Вас маленького человека и государства всегда будут иными, если вы не часть этого государства. И мне жаль Олега, но недавно только мы работали с работницей МТС времен ВОВ до последнего времени её пенсия была вообще 8 тысяч, и у неё даже в мыслях не было жаловаться кому то, и она искренне считала что хотяи проработала 70 лет в самой лучшей стране, но последние пенсионные годы когда в магазинах можно купить и колбаски и бананов это как раз тот коммунизм который таки построили. И еще 20 лет живет она и молиться за правителей, своего отечества.
Оно конечно для вас эстетов, и либеральных ученных, это холопы, вы то знаете как жить вашему народу. Да она была восстановлена в правах ей сейчас платят пенсию как труженику тыла, это конечно побольше чем у Олега. Но даже когда мы приехали первый раз, она достала бутылочку непонятно какого самодельного вина и подняла тост за возвращение Крыма России.

Олег Губарев
9 года (лет) назад

Петрову. “Грустно что вы не понимаете что интересы Вас маленького человека и государства всегда будут иными, если вы не часть этого государства”. Вот тут на мой взгляд пора привести не расхожее, а официальное научное определение фашизма. Фащизм Муссолини – это теория корпоративного государства. “Фашизм в узком смысле слова, то есть доктрина Бенито Муссолини, выдвигала на первый план идею корпоративного государства — государства как власти корпораций, представляющих и гармонизирующих интересы всех слоёв населения (в противоположность парламентской демократии как власти партий)” Википедия. То есть фашизм – это когда интересы государства ставятся превыше всего, когда не государство существует для человека, а человек – существует как винтик государственной машины. Человек не имеет права на личное мнение – он должен подчинять себя и все свои интересы государству. Ничего не напоминает? Холопство в любом виде презирали уже в XIX веке. “Вдруг гремят тулумбасы; идет караул, Гонит палками встречных с дороги; Едет царь на коне, в зипуне из парчи, А кругом с топорами идут палачи, – Его милость сбираются тешить, Там кого-то рубить или вешать. И во гневе за меч ухватился Поток: «Что за хан на Руси своеволит?» Но вдруг слышит слова: «То земной едет бог, То отец наш казнить нас изволит!» И на улице, сколько там было толпы, Воеводы, бояре, монахи, попы, Мужики, старики и старухи – Все пред ним повалились на брюхи. Удивляется притче Поток молодой: «Если князь он, иль царь напоследок, Что ж метут они землю пред ним бородой? Мы честили князей, но не эдак! Да и полно, уж вправду ли я на Руси? От земного нас бога господь упаси! Нам Писанием велено строго Признавать лишь небесного бога! И подумал Поток: «Уж, господь борони, Не проснулся ли слишком я рано? Ведь вчера еще, лежа на брюхе, они Обожали московского хана, А сегодня велят мужика обожать! Мне сдается, такая потребность лежать То пред тем,… Подробнее »

Васька
Васька
9 года (лет) назад
В ответ на:  Олег Губарев

Вот и славно корпоративность это ведь та же коалиция, вот Вы и сами доказали что за строй на Украине.

ЛСК
ЛСК
9 года (лет) назад

Дорогой господин Петров. Не нужно увиливать. Вы не оговаривали ограничение Европой в прежнем высказывании о лагерях. А англо-бурская война как-никак раньше участия Австро-Венгрии в мировой.
Что касается Вашей работницы МТС времен ВОВ, то ее наивности завидовать не стану, а Вам умиляться этому контрасту (ее пенсии и пенсий депутатов) позорно. Ладно, сравните ее пенсию с пенсиями не наших депутатов, а наших бывших врагов – побежденных. Только тогда Вы поймете, может быть, как низко мы пали, вставая с колен.
“Дал бы Бог умереть за отечество и не дрогнуть в трудную минуту…” Если уж Вы молитесь Богу, помолитесь, чтобы он дал нам мудрого правителя, при котором никому не пришлось бы умирать в войне, даже за Отечество. А также, чтобы он дал Вам мудрость распознать трудную минуту и суть трудностей. Может быть, тогда Вы бы поняли, что захват Крыма и был тем самым дьявольским искушением, которого следовало избежать. С него всё началось, и еще неизвестно, когда и чем закончится.

Васька
Васька
9 года (лет) назад

Правитель наш и нынешний мудр и сдержан. Но в контракте между личностью и государством (см. правителем) возникает всегда вопрос, а что Вы сделали для него.
Оно понятно Клейн теоретическую археологию пытается развивать, я дорожки мету. Но делаем мы это чтобы потешить своё его и брюхо. А вот для страны? Для того кто страной управляет. И дело тут не в великих делах, а в поддержке курса, одобрении. Ведь простите кто не с нами тот против нас. Опять же повторюсь, как можно рассуждать о родине и ненавидеть её? ЛСК что Вы лично считаете родиной, что заставляет Ваше черствое научное сердце биться быстрее, и от чего слеза наворачивается…

Максим Борисов
ТрВ
9 года (лет) назад
В ответ на:  Васька

не слишком ли толстым стал троллинг? может пора уже эти безобразия прекращать?

Олег Губарев
9 года (лет) назад

Ну тут Льву Самуиловичу виднее. Но в целом гимн холопству достиг апогея мне кажется. На мой взгляд,Васькино хамство поперло через край.

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...