Неукротимая Венера

Венера. Эскиз обложки книги

В последние годы заметно улучшилась ситуация с научно-популярными изданиями в России. Но пока, к сожалению, чаще это переводные книги. И всё же заметно появление у нас хороших авторов по биологии, физике и гуманитарным наукам. Остается надеяться, что появятся новые авторы из других областей науки и техники.

Отечественные книги, посвященные космонавтике, носят в основном характер мемуаров. А вот книг с комплексным описанием программ исследования космоса почти нет. Немного лучше дело с пилотируемыми программами, но прочитать подробно об изучении Солнечной системы автоматическими межпланетными станциями (АМС) на русском языке почти невозможно.

Издательства неохотно рассматривают рукописи таких книг, особенно если автор не известен широкой публике или нет громкого информационного повода — например, юбилей полета Юрия Алексеевича Гагарина.

Похожая ситуация сложилась с книгой «Венера: Неукротимая планета», о которой я расскажу. Мне попалась электронная рукопись Павла Шубина, человека широко известного в узких кругах энтузиастов космонавтики. Десять лет он собирал информацию по отечественным и зарубежным межпланетным станциям. Павел долго работал с архивами Российского государственного архива научно-технической документации (РГАНТД) [1] и встречался с участниками советского штурма Луны, Венеры, Марса.

Итогом кропотливой работы стали три книги, посвященные исследованию космическими аппаратами и дистанционными методами трех ближайших крупных небесных тел, с информацией, до сего момента не публиковавшейся в научно-популярной литературе. Пилотной книгой, которую автор решил представить широкой публике, стало повествование о штурме Утренней звезды — «Венера: Неукротимая планета».

К сожалению, примерно десяток издательств и один фонд отказались помочь в публикации рукописи Павла. Единственной возможностью издать книгу было сильное сокращение объема, в процессе которого пришлось бы пожертвовать интересными научными и техническими подробностями.

Но в этом случае читатели лишились бы возможности прочитать полную драматизма и технических прорывов историю исследования суровой планеты.

Павел Шубин решил идти до конца в сохранении концепции своего творения и обратился напрямую к читателям, открыв краудфандинговый проект [2] по сбору средств на издание книги. Оценить книгу можно по отрывку, выложенному на странице проекта, а также по рассказу о создании книги в блоге автора [3].

Мне же выпала честь прочитать рабочий материал почти целиком. Да, я знаю, что Павел еще дорабатывает книгу после замечаний представителей Института космических исследований РАН, но в целом всё получилось очень подробно и захватывающе. Я никогда еще не видел столь детального описания научных споров вокруг трех основных гипотез о природе соседней планеты и истории тех АМС, создание которых эти споры в итоге разрешило. Венера была настоящим белым пятном, закрытая от земных телескопов своей плотной и непрозрачной атмосферой:

«Конструкторы отлично понимали уровень проблем, но, как оказалось, они даже не предполагали, насколько далеки от реальности представления планетологов об этих планетах. Впрочем, для проверки этих гипотез и нужны были станции».

У ученых имелось три основных предположения: «Парниковая», «Эолосферная» и «Ионосферная» гипотезы. Но ни одна из них не могла вместить в себя все данные, полученные о Венере дистанционными методами. Начало космической эры открыло возможность отправки к Утренней звезде АМС, и не только в научно-технических целях, но также для получения политического приоритета.

Книга очень хорошо раскрывает все стороны, влияющие на исследование космоса и планет, более того, она способна разрушить многие стереотипы в нашем обществе.

Кто помнит, например, что «со времен “Авангарда-1” в США царила мрачная уверенность: “Наши ракеты всегда взрываются”». Или: «Это ведь надо такое придумать! Разгар холодной войны, еще не так давно был Карибский кризис, а на лучших инструментах США советский ученый спокойно ставит свои эксперименты, отодвигая штатную программу исследований. Конечно, это не сказка, но звучит несколько фантастически».

В книге хорошо видно, как менялось представление о планете с течением времени. Как ученые и инженеры двух крупнейших стран сошлись в одном из самых мирных соревнований за всю историю. С течением времени благодаря этим усилиям у нашей небесной соседки оставалось всё меньше и меньше тайн.

Автор не только собрал для заинтересованного читателя захватывающие истории о научном поиске и конструкторских решениях, но и подобрал иллюстрации, часть которых раньше не публиковалась или публиковалась в очень плохом качестве. Специально для книги были заказаны рисунки у профессионального художника, что в наше время бывает нечасто.

Я думаю, что книга «Венера: Неукротимая планета» найдет свое место на книжной полке любознательного школьника, заинтересованного студента и любого человека, которому интересна история космонавтики и планетологии. В наших силах сделать так, чтобы тираж был напечатан и возродилась надежда на то, что хорошие книги о космосе востребованы и необходимы.

1. http://rgantd.ru