«Кроме нагрузки растет нерациональность…»

Юрий Авербух
Юрий Авер­бух

На вопро­сы ТрВ-Нау­ка, свя­зан­ные с нагруз­кой пре­по­да­ва­те­лей вузов, отве­ча­ет Юрий Авер­бух, с.н.с. Инсти­ту­та мате­ма­ти­ки и меха­ни­ки УрО РАН, доцент Ураль­ско­го феде­раль­но­го уни­вер­си­те­та (по сов­ме­сти­тель­ству).

Счи­та­е­те ли Вы суще­ству­ю­щую нагруз­ку в вузах дей­стви­тель­но запре­дель­ной? Како­ва ситу­а­ция в вашем вузе? Изме­ни­лась ли она к луч­ше­му в послед­ние годы, или, наобо­рот, ухуд­ши­лась, или осталась преж­ней?

— Нагруз­ка в Ураль­ском феде­раль­ном уни­вер­си­те­те рас­тет прак­ти­че­ски непре­рыв­но. Кро­ме чисто «гор­ло­вой» нагруз­ки, вырос­шей, по моим субъ­ек­тив­ным ощу­ще­ни­ям, за послед­ние 10 лет в два раза, допол­ни­тель­ные слож­но­сти добав­ля­ют раз­лич­ные ново­вве­де­ния. К при­ме­ру, вне­зап­но ока­за­лось, что необ­хо­ди­мо зада­ние на кур­со­вое про­ек­ти­ро­ва­ние, вклю­ча­ю­щее тему и план рабо­ты над кур­со­вым про­ек­том. План совер­шен­но фор­маль­ный, но дол­жен быть запол­нен от руки.

Каза­лось бы, полез­ная идея — веде­ние жур­на­лов успе­ва­е­мо­сти в элек­трон­ном виде — тоже при­ве­ла к росту нагруз­ки. Пло­хая реа­ли­за­ция (вклю­ча­ю­щая отсут­ствие досту­па к Wi-Fi) при­ве­ла к тому, что нель­зя выста­вить оцен­ку в ауди­то­рии, это мож­но сде­лать лишь на кафед­ре, где один ком­пью­тер на 40 пре­по­да­ва­те­лей, или дома, т.е. даже если уда­лось быст­ро про­ве­рить рабо­ты, всё рав­но их надо нести к ста­ци­о­нар­но­му ком­пью­те­ру, про­хо­дить дли­тель­ную про­це­ду­ру иден­ти­фи­ка­ции в систе­ме и акку­рат­но вво­дить бал­лы.

Необ­хо­ди­мо отме­тить, что кро­ме роста нагруз­ки рас­тет нера­ци­о­наль­ность. К при­ме­ру, мно­го часов уде­ля­ет­ся домаш­ним кон­троль­ным рабо­там и рас­чет­но-гра­фи­че­ским рабо­там. Оби­лие этих работ, реаль­ное отсут­ствие воз­мож­но­сти про­кон­тро­ли­ро­вать само­сто­я­тель­ность реше­ния в усло­ви­ях, когда за семестр надо про­ве­рить несколь­ко сот работ, при­ве­ло про­сто к созда­нию рын­ка «реша­те­лей».

Очень часто в уни­вер­си­те­те, на ули­цах вижу объ­яв­ле­ния о том, что фир­ма гото­ва сде­лать рас­чет­но-гра­фи­че­скую рабо­ту по мате­ма­ти­ке или меха­ни­ке. Полу­ча­ет­ся стран­ная ситу­а­ция, когда пре­по­да­ва­тель дол­жен потра­тить мно­го часов, про­ве­ряя то, что решил сотруд­ник такой реша­тель­ной фир­мы, часто моло­дой уче­ный или аспи­рант, ищу­щий любой при­ра­бо­ток к сво­ей зарплате/​стипендии.

Рост нагруз­ки при­вел к тому, что у боль­шин­ства пре­по­да­ва­те­лей едва хва­та­ет вре­ме­ни и сил про­ве­сти обя­за­тель­ные пары и обя­за­тель­ные кон­троль­ные меро­при­я­тия, вре­ме­ни часто не хва­та­ет на раз­ра­бот­ку мето­ди­че­ских мате­ри­а­лов и кон­суль­та­ций. Есть и обо­рот­ная сто­ро­на; готов­ность боль­шин­ства пре­по­да­ва­те­лей с каж­дым годом уве­ли­чи­вать нагруз­ку дает воз­мож­ность руко­вод­ству вуза про­во­дить сокра­ще­ния, кото­рые преж­де все­го затра­ги­ва­ют сов­ме­сти­те­лей.

Обык­но­вен­но сов­ме­сти­те­ли — сотруд­ни­ки инсти­ту­тов РАН. Таким обра­зом, с одной сто­ро­ны, сотруд­ни­ки РАН, пока име­ю­щие воз­мож­ность зани­мать­ся нау­кой, ухо­дят из вузов, а штат­ные пре­по­да­ва­те­ли прак­ти­че­ски не име­ют воз­мож­но­сти зани­мать­ся нау­кой. Это дела­ет наши уни­вер­си­те­ты про­сто тех­ни­ку­ма­ми. О каком про­дви­же­нии рос­сий­ских уни­вер­си­те­тов в меж­ду­на­род­ных рей­тин­гах при этом мож­но гово­рить? Зна­чи­тель­ная часть рей­тин­га фор­ми­ру­ет­ся за счет «науч­ной» состав­ля­ю­щей.

Какую нагруз­ку Вы счи­та­ли бы опти­маль­ной для соче­та­ния научной и пре­по­да­ва­тель­ской рабо­ты?

Этот вопрос я бы поста­вил шире. Надо выбрать опти­маль­ную нагруз­ку как для пре­по­да­ва­те­лей, кото­рые зани­ма­ют­ся нау­кой, так и для про­сто лекторов/​практиков, кото­рые хоро­шо чита­ют свои кур­сы. Часто имен­но на таких пре­по­да­ва­те­лях лежит основ­ная нагруз­ка по базо­вым кур­са, таким как мате­ма­ти­ка для тех­ни­че­ских спе­ци­аль­но­стей.

Для пре­по­да­ва­те­лей, кото­рые актив­но зани­ма­ют­ся нау­кой, мно­гие кол­ле­ги счи­та­ют опти­маль­ной нагруз­ку в 200 ауди­тор­ных часов в год; я сам при­дер­жи­ва­юсь это­го же мне­ния. На мой взгляд, несколь­ко боль­шей была ауди­тор­ная нагруз­ка на пол­став­ки, в те вре­ме­на, когда я при­шел пре­по­да­вать в 2003 году. Отме­чу, что, пре­по­да­вая на пол­став­ки, я имел доста­точ­но вре­ме­ни для под­го­тов­ки дис­сер­та­ции. В нынеш­них усло­ви­ях об этом не при­шлось бы гово­рить. Навер­ное, для чистых пре­по­да­ва­те­лей нагруз­ка может воз­рас­тать до 400 часов в год.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
4 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Подписки
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
4 Авторы комментариев
ВасилисаokhohoВладимиржук Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
жук
жук

«нель­зя выста­вить оцен­ку в ауди­то­рии, это мож­но сде­лать лишь на кафед­ре, где один ком­пью­тер на 40 пре­по­да­ва­те­лей, или дома»
Любую мел­кую про­бле­му в ВУЗе теперь дол­жен Лива­нов решать что ли? Ну конеч­но же он вино­ват, что инфор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­ка­ци­он­ные ком­пе­тен­ции пер­со­на­ла ВУЗа ничтож­ны.

«О каком про­дви­же­нии рос­сий­ских уни­вер­си­те­тов в меж­ду­на­род­ных рей­тин­гах при этом мож­но гово­рить?»
Вот такие ВУЗы с неком­пе­тент­ным пер­со­на­лом, не жела­ю­щим поше­ве­лить­ся вооб­ще, ни в какие рей­тин­ги не попа­дут нико­гда, не надо этим шан­та­жи­ро­вать Лива­но­ва)

Владимир
Владимир

В ста­тье нет ни сло­ва о Лива­но­ве. Рас­ска­жи­те попо­дроб­нее, кто и чем его шан­та­жи­ру­ет?

okhoho
okhoho

Соглас­на во мно­гом. При­чи­ны вижу сле­ду­ю­щие: 1) Нет внят­ной цели госу­дар­ства и, соот­вет­ствен­но, цели обра­зо­ва­ния в этом гос-ве. Про­во­гла­ше­ние: «Нау­ку-в уни­вер­си­те­ты» и «Попа­дем в ТОП-500» мож­но рас­смат­ри­вать толь­ко как при­кры­тие кам­па­ний по осво­е­нию средств. 2) Во всех «рефор­мах» вид­но ТОЛЬКО жела­ние эко­но­мии средств на субъ­ек­тах (сту­ден­тах и пре­по­да­ва­те­лях) и их пере­рас­пре­де­ле­ние в поль­зу бюрократов(администрации, юри­стов и проч.). Как пра­ви­ло, все усу­губ­ля­ет­ся лич­ным отн­ро­ше­ни­ем адми­ни­стра­то­ров к пре­по­да­ва­те­лям, как к бес­прав­ным холо­пам. Реаль­ное поло­же­ние дел – под при­кры­ти­ем «Обра­зо­ва­тель­ных стан­дар­тов ХХ – поко­ле­ния» уни­что­жа­ет­ся все, что было цен­ным в обра­зо­ва­нии – инди­ви­ду­аль­ный под­ход. Не выгод­но сей­час учить сту­ден­та думать и неко­гда этим зани­мать­ся. «Режут­ся» часы ауди­тор­ной рабо­ты, нет ника­ких нор­ма­ти­вов на созда­ние… Подробнее »

Василиса
Василиса

«Необ­хо­ди­мо отме­тить, что кро­ме роста нагруз­ки рас­тет нера­ци­о­наль­ность. К при­ме­ру, мно­го часов уде­ля­ет­ся домаш­ним кон­троль­ным рабо­там и рас­чет­но-гра­фи­че­ским рабо­там. Оби­лие этих работ, реаль­ное отсут­ствие воз­мож­но­сти про­кон­тро­ли­ро­вать само­сто­я­тель­ность реше­ния в усло­ви­ях, когда за семестр надо про­ве­рить несколь­ко сот работ, при­ве­ло про­сто к созда­нию рын­ка «реша­те­лей». Очень часто в уни­вер­си­те­те, на ули­цах вижу объ­яв­ле­ния о том, что фир­ма гото­ва сде­лать рас­чет­но-гра­фи­че­скую рабо­ту по мате­ма­ти­ке или меха­ни­ке. Полу­ча­ет­ся стран­ная ситу­а­ция, когда пре­по­да­ва­тель дол­жен потра­тить мно­го часов, про­ве­ряя то, что решил сотруд­ник такой реша­тель­ной фир­мы» Я спро­си­ла у сво­их сту­ден­тов (я не мате­ма­ти­ку веду): сколь­ко у вас домаш­них задач по мате­ма­ти­ке и как вы их сда­е­те? Отве­ти­ли – 50–60 задач в семестр, пре­по­да­ва­те­лю зада­чи… Подробнее »

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: