Как сделать нагрузку университетских преподавателей оптимальной?

Алексей Куприянов
Алек­сей Куп­ри­я­нов

Алек­сей Куп­ри­я­нов,
исто­рик нау­ки, НИУ Выс­шая шко­ла эко­но­ми­ки (Санкт-Петер­бург)

Прав Д.В. Лива­нов, когда гово­рит, что нор­ми­ро­ва­ние нагруз­ки — дело вузов­ской адми­ни­стра­ции, одна­ко прав лишь отча­сти. Мини­стер­ство несет свою долю ответ­ствен­но­сти, пода­вая вузам сиг­нал пока­за­те­ля­ми, учи­ты­ва­е­мы­ми при состав­ле­нии рей­тин­гов. Мож­но, конеч­но, воз­ра­зить, что столь гиб­кая реак­ция на сиг­нал не гово­рит ниче­го хоро­ше­го, преж­де все­го, о вузов­ских адми­ни­стра­ци­ях но и о том, какие сиг­на­лы посы­лать, ино­гда тоже име­ет смысл поду­мать. Деталь­ный ана­лиз это­го аспек­та вза­и­мо­дей­ствия мини­стер­ства и вузов и связь его с нагруз­кой пре­по­да­ва­те­лей — пред­мет осо­бой ана­ли­ти­че­ской замет­ки, и здесь не место о нем рас­про­стра­нять­ся, но не упо­мя­нуть о нем нель­зя.

Что до исто­рий с тем, как устро­е­на нагруз­ка, то без пол­но­цен­но­го срав­ни­тель­но­го иссле­до­ва­ния, охва­ты­ва­ю­ще­го раз­ные вузы и реги­о­ны, здесь не обой­тись (и откли­ки в преды­ду­щем номе­ре ТрВ-Нау­ка уже пока­зы­ва­ют зна­чи­тель­ное раз­но­об­ра­зие как реа­ли­зу­е­мо­го, так и жела­е­мо­го). Всё, что воз­мож­но в его отсут­ствие, это поспо­соб­ство­вать созда­нию у чита­те­лей ТрВ-Нау­ка общей кар­ти­ны, опи­сав ситу­а­цию в моем бли­жай­шем окру­же­нии, на факуль­те­те социо­ло­гии НИУ ВШЭ (Санкт-Петер­бург), где я рабо­таю послед­ние десять лет.

В деле пла­ни­ро­ва­ния и уче­та нагруз­ки пре­по­да­ва­те­лей царит неко­то­рый бес­по­ря­док. Име­ет­ся несколь­ко внут­рен­них нор­ма­тив­ных доку­мен­тов, не вполне согла­со­ван­ных друг с дру­гом и частич­но утра­тив­ших акту­аль­ность и/​или силу, и несколь­ко клю­че­вых кон­троль­ных цифр. В основ­ном, пла­ни­ро­ва­ние нагруз­ки про­ис­хо­дит на осно­ве при­по­ми­на­ния ситу­а­ции про­шло­го года и слож­ных вза­и­мо­дей­ствий с дека­на­та­ми факуль­те­тов и УМО, сотруд­ни­ки кото­ро­го доволь­но негиб­ко трак­ту­ют циф­ры, слу­чай­но ока­зав­ши­е­ся в рабо­чих учеб­ных пла­нах, еже­год­но фор­ми­ру­е­мых на осно­ве базо­вых учеб­ных пла­нов, тоже посто­ян­но пере­смат­ри­ва­е­мых. Учеб­ные пла­ны раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся в ходе мно­го­сту­пен­ча­тых и мно­го­ме­сяч­ных пере­го­во­ров назна­ча­е­мой дека­ном «мето­ди­че­ской комис­сии» с все тем же УМО и полу­ми­фи­че­ской «Моск­вой», кото­рая чего-то «тре­бу­ет». При этом нагруз­ка по одним и тем же пред­ме­там непред­ска­зу­е­мым обра­зом изме­ня­ет­ся от года к году, о чем пре­по­да­ва­те­ли обыч­но с удив­ле­ни­ем узна­ют в нача­ле или кон­це лета. Пре­по­да­ва­те­ли, в прин­ци­пе, вооб­ще ничем не защи­ще­ны не толь­ко от изме­не­ний расча­со­вок по пред­ме­там — неред­ко пред­ме­ты без уве­дом­ле­ния вовсе исче­за­ют из учеб­но­го пла­на, а пре­по­да­ва­те­ли, соот­вет­ствен­но, лиша­ют­ся опре­де­лен­ной доли нагруз­ки. Обыч­но они узна­ют об этих пере­ме­нах, когда сде­лать уже ниче­го невоз­мож­но.

При рас­че­тах исхо­дят из «общей» нагруз­ки, в кото­рую вхо­дят все виды работ пре­по­да­ва­те­ля: чте­ние лек­ций и веде­ние прак­ти­че­ских и семи­нар­ских заня­тий, про­вер­ка пись­мен­ных кон­троль­ных и экза­ме­на­ци­он­ных работ и домаш­них зада­ний, про­ве­де­ние экза­ме­нов, науч­ное руко­вод­ство кур­со­вы­ми рабо­та­ми, выпуск­ны­ми ква­ли­фи­ка­ци­он­ным рабо­та­ми бака­лав­ров и маги­стер­ски­ми дис­сер­та­ци­я­ми.

Раз­ным кате­го­ри­ям пре­по­да­ва­те­лей необ­хо­ди­мо набрать раз­ное коли­че­ство «часов» нагруз­ки на «став­ку» (если пре­по­да­ва­тель вне­зап­но не набе­рет «часов» на став­ку, от него ино­гда, в духе рас­про­стра­нен­но­го в Рос­сии изби­ра­тель­но­го пра­во­при­ме­не­ния, могут потре­бо­вать перей­ти на непол­ный рабо­чий день). Про­фес­со­ру надо набрать 600 «часов», доцен­ту — 700, стар­ше­му пре­по­да­ва­те­лю — 750 (это базо­вая нагруз­ка, от кото­рой допус­ка­ют­ся отступ­ле­ния в обе сто­ро­ны на 20–25%). Для тех, кто выпол­ня­ет адми­ни­стра­тив­ные обя­зан­но­сти, актив­но пуб­ли­ку­ет­ся (речь идет о доволь­но высо­ких для соци­аль­ных и гума­ни­тар­ных наук пока­за­те­лях — как мини­мум, две ста­тьи в год в серьез­ных рос­сий­ских жур­на­лах или хотя бы одна ста­тья в два года в жур­на­лах, индек­си­ру­е­мых в Web of Science или Scopus) или вклю­чен в груп­пу «кад­ро­во­го резер­ва», нагруз­ка может быть сни­же­на. Напри­мер, для «кад­ро­во­го резер­ва» или актив­но пуб­ли­ку­ю­щих­ся пре­по­да­ва­те­лей — на 25%.

Фор­ми­ро­ва­ние общей нагруз­ки — дол­гий и мучи­тель­ный про­цесс, кото­рый в тео­рии дол­жен завер­шать­ся к кон­цу авгу­ста, но на прак­ти­ке нагруз­ку на теку­щий ака­де­ми­че­ский год окон­ча­тель­но уда­ет­ся утря­сти и «под­пи­сать» при­бли­зи­тель­но к нояб­рю-декаб­рю (я слы­шал от кол­лег, что порой дело затя­ги­ва­ет­ся и до вес­ны, но со мной тако­го пока не слу­ча­лось).

Доля ауди­тор­ной нагруз­ки в общей нигде не зафик­си­ро­ва­на. В неко­то­рых доку­мен­тах мож­но най­ти циф­ры по мини­маль­ной ауди­тор­ной нагруз­ке на став­ку, кото­рые рас­счи­ты­ва­ют­ся исхо­дя из мини­маль­но допу­сти­мой недель­ной нагруз­ки. Для про­фес­со­ра это 144 учеб­ных часа в год, для доцен­та — 216, для стар­ше­го пре­по­да­ва­те­ля — 288 (36 недель по 4, 6 и 8 часов в неде­лю, соот­вет­ствен­но).

На деле, даже при несколь­ко сни­жен­ной нагруз­ке эти пока­за­те­ли пере­кры­ва­ют­ся. Напри­мер, в этом году я на став­ке доцен­та вел науч­но-иссле­до­ва­тель­ский семи­нар и пре­по­да­вал три пред­ме­та вме­сто четы­рех запла­ни­ро­ван­ных (один из выбор­ных пред­ме­тов отме­ни­ли за две неде­ли до нача­ла заня­тий, о меха­низ­мах при­ня­тия реше­ний подоб­но­го рода еще пой­дет речь далее), что дало к кон­цу года 276 часов в ауди­то­рии (128% мини­маль­ной нагруз­ки). Нагруз­ка эта рас­пре­де­ля­лась по году нерав­но­мер­но: напри­мер, в нача­ле осе­ни я вел до 30 часов в неде­лю, а вес­ной — от двух до шести. Сюда не вклю­че­ны еже­не­дель­ные кон­суль­та­ции, посколь­ку реаль­ные тру­до­за­тра­ты на них учи­ты­вать непро­сто — в иные неде­ли ко мне никто не при­хо­дил, в иные я про­во­дил со сту­ден­та­ми мно­го более четы­рех отве­ден­ных для это­го часов.

У неко­то­рых пре­по­да­ва­те­лей нашей кафед­ры ауди­тор­ной нагруз­ки выхо­ди­ло и мно­го побо­лее, часов до четы­рех­сот. Нико­го это не бес­по­ко­ит и ника­кие допла­ты за это не преду­смот­ре­ны, пото­му что все эти раз­но­сти тонут в «общей» нагруз­ке. Что­бы пере­ра­ба­ты­вать в про­из­воль­ных объ­е­мах, не нуж­но иметь целой став­ки. Доволь­но мно­го, про­тив сво­их ожи­да­ний, пере­ра­ба­ты­ва­ют люди, оформ­лен­ные на 0,5 и 0,25 став­ки (вклю­чая науч­ных сотруд­ни­ков лабо­ра­то­рий, при­вле­ка­е­мых к веде­нию заня­тий).

Что­бы понять, как все эти раз­го­во­ры о «часах» свя­за­ны с пол­ны­ми реаль­ны­ми тру­до­за­тра­та­ми, надо ска­зать пару слов о тон­ко­стях фор­ми­ро­ва­ния ауди­тор­ной нагруз­ки и о том, что напол­ня­ет остав­ши­е­ся до «став­ки» часы общей нагруз­ки. При всей кажу­щей­ся про­зрач­но­сти меха­низ­мы фор­ми­ро­ва­ния ауди­тор­ной нагруз­ки име­ют мас­су нюан­сов. Напри­мер, часы учи­ты­ва­ют­ся несколь­ко по-раз­но­му. В неко­то­рых не вполне чет­ко опре­де­лен­ных слу­ча­ях коли­че­ство часов, зачи­ты­ва­е­мых за чте­ние лек­ции, может умно­жать­ся на два. Из легенд мы зна­ем, что речь идет о чте­нии лек­ций перед мно­го­чис­лен­ной ауди­то­ри­ей в бака­лаври­а­те или о чте­нии лек­ций в маги­стра­ту­ре.

Несмот­ря на то что чис­лен­ность сту­ден­тов на пото­ке за послед­ние годы рос­ла, я дав­но уже не при­пом­ню слу­чая удво­е­ния часов в моей нагруз­ке (в пер­вые годы это дей­стви­тель­но быва­ло). Зато хоро­шо пом­ню, что в про­шед­шем году мне при­хо­ди­лось читать по две оди­на­ко­вых лек­ции под­ряд, посколь­ку 120 сту­ден­тов, набран­ных на пер­вый курс, не вле­за­ли ни в одну ауди­то­рию (это, вооб­ще, не ред­кость и на дру­гих факуль­те­тах, по край­ней мере, я слы­шал о подоб­ных стран­но­стях и от дру­гих кол­лег).

Пре­по­да­ва­те­ли, допу­щен­ные до тел маги­стран­тов, веро­ят­но, поль­зу­ют­ся пре­иму­ще­ством удво­е­ния часов, по край­ней мере неко­то­рые, одна­ко маги­стран­тов так мало, а учеб­ный план их настоль­ко беден пред­ме­та­ми, что попре­по­да­вать у них дово­дит­ся дале­ко не каж­до­му. Кос­вен­но на ауди­тор­ную нагруз­ку вли­я­ет и мини­маль­но допу­сти­мое коли­че­ство сту­ден­тов в ака­де­ми­че­ской груп­пе. Если когда-то у нас быва­ли груп­пы по 15–20 чело­век, то в послед­ние два года для поточ­ных кур­сов уста­нов­лен порог в 30. Исклю­че­ние сде­ла­но для ино­стран­ных язы­ков и для пред­ме­тов, пре­по­да­ва­е­мых на базе ком­пью­тер­ных клас­сов (в этих слу­ча­ях дей­ству­ет более разум­ное огра­ни­че­ние — 15 чело­век).

Рис. В. Шилова
Рис. В. Шило­ва

Пред­ме­ты по выбо­ру не откры­ва­ли, если на них запи­са­лось менее 15 сту­ден­тов. Даже если их было 14, курс мог­ли рас­фор­ми­ро­вать, а сту­ден­тов — напра­вить на дру­гие пред­ме­ты. Это и про­изо­шло в про­шлом году с одним из моих пред­ме­тов: когда при­шла пора начи­нать заня­тия, выяс­ни­лось, что после отчис­ле­ний и пере­за­пи­си с пред­ме­та на пред­мет, у меня оста­лось 13 потен­ци­аль­ных слу­ша­те­лей. За две неде­ли до нача­ла заня­тий, посре­ди осен­не­го семест­ра, курс отме­ни­ли.

Со сле­ду­ю­ще­го года пра­ви­ла уже­сто­ча­ют­ся еще более — на выбор­ных кур­сах, вклю­чая науч­но-иссле­до­ва­тель­ский семи­нар, соби­ра­ют­ся уста­но­вить мини­маль­ный порог в 30 сту­ден­тов (при этом учеб­ные пла­ны состав­ле­ны так, что мно­гие пред­ме­ты по выбо­ру не могут выби­рать сту­ден­ты раз­ных годов обу­че­ния, что созда­ет небы­ва­ло жест­кую кон­ку­рен­цию).

Остав­ляя в сто­роне осмыс­лен­ность тако­го уве­ли­че­ния чис­лен­но­сти учеб­ных групп (кото­рая, при всех ссыл­ках на абстракт­ные «новые обра­зо­ва­тель­ные тех­но­ло­гии», пред­став­ля­ет­ся мне, мяг­ко гово­ря, небес­спор­ной), отме­чу, что это сни­жа­ет сум­мар­ную нагруз­ку по каж­до­му отдель­но­му пред­ме­ту за счет умень­ше­ния коли­че­ства семи­нар­ских групп, при­во­дит к «обес­це­ни­ва­нию» отдель­ных пред­ме­тов в нагруз­ке пре­по­да­ва­те­ля и под­тал­ки­ва­ет к «мно­го­ста­ноч­но­сти» (что­бы набрать нагруз­ку на «став­ку», иным пре­по­да­ва­те­лям при­хо­дит­ся читать по восемь кур­сов за год, частью оди­на­ко­вых, но в раз­ных местах, частью — раз­ных).

Что каса­ет­ся неа­уди­тор­ной нагруз­ки, то для рядо­во­го пре­по­да­ва­те­ля она рас­пре­де­ля­ет­ся меж­ду под­го­тов­кой к заня­ти­ям, про­вер­кой домаш­них работ, при­е­мом зачетов/​экзаменов и науч­ным руко­вод­ством. Все эти кате­го­рии тру­до­за­трат силь­но «недо­оце­не­ны». Под­го­тов­ка к заня­ти­ям под­ра­зу­ме­ва­ет­ся, но я не пом­ню слу­чая, что­бы она зани­ма­ла сколь­ко-нибудь зна­чи­тель­ное вре­мя в слож­ной таб­ли­це с моей нагруз­кой. То, что про­вер­ка домаш­них зада­ний и кон­троль­ных не дает более 15–20 минут на сту­ден­та, это еще как-то мож­но понять. Дей­стви­тель­но, при доволь­но плот­ной рабо­те и не очень объ­ем­ных зада­ни­ях пре­по­да­ва­тель име­ет шан­сы потра­тить на про­вер­ку не более отве­ден­но­го нор­ма­ти­вом вре­ме­ни.

Одна­ко тут в силу всту­па­ют огра­ни­че­ния на коли­че­ство домаш­них зада­ний и кон­троль­ных работ. Соглас­но дей­ству­ю­щим внут­рен­ним нор­ма­ти­вам сту­ден­ту нель­зя задать более двух оце­ни­ва­е­мых домаш­них зада­ний за семестр (а посколь­ку во ВШЭ мно­гие пред­ме­ты длят­ся менее семест­ра, то более одно­го зада­ния). Это крайне неудоб­но для пред­ме­тов, име­ю­щих пре­иму­ще­ствен­но прак­ти­че­скую направ­лен­ность, в кото­рых домаш­ние зада­ния, жела­тель­но еже­не­дель­ные, про­сто необ­хо­ди­мы. В резуль­та­те, доб­ро­со­вест­ные пре­по­да­ва­те­ли обыч­но зада­ют зада­ния, кото­рые они офи­ци­аль­но не име­ют пра­ва ни зада­вать, ни оце­ни­вать и кото­рые вооб­ще не учи­ты­ва­ют­ся в их нагруз­ке.

Со вре­ме­нем, отве­ден­ным на при­ем экза­ме­нов, всё тоже непро­сто. С одной сто­ро­ны, оно фор­маль­но отве­де­но; с дру­гой сто­ро­ны, посколь­ку во ВШЭ нет при­выч­ных клас­си­че­ским уни­вер­си­те­там экза­ме­на­ци­он­ных сес­сий, про­во­дить их реаль­но вре­ме­ни нет. Напри­мер, экза­мен для 60 чело­век дол­жен в тео­рии занять око­ло 20 часов. Для одно­го пре­по­да­ва­те­ля это дня три рабо­ты. На прак­ти­ке лишь ценой зна­чи­тель­ных уси­лий его уда­ет­ся рас­тя­нуть хотя бы на два дня, а обыч­но под него отво­дят один. Здесь систе­ма рабо­та­ет про­тив себя, но выга­ды­ва­е­мое таким обра­зом коли­че­ство часов ничтож­но.

Нако­нец, вре­мя, отве­ден­ное под науч­ное руко­вод­ство кур­со­вы­ми рабо­та­ми (5 часов на сту­ден­та), про­сто сме­хо­твор­но. Разу­ме­ет­ся, я обща­юсь с актив­но рабо­та­ю­щи­ми сту­ден­та­ми мно­го более пяти часов в год. Ска­жем, 20 часов, отво­ди­мые под под­го­тов­ку выпуск­ной ква­ли­фи­ка­ци­он­ной рабо­ты бака­лав­ра, тоже не покры­ва­ют все тру­до­за­тра­ты, но они хотя бы не выгля­дят фор­мен­ным изде­ва­тель­ством.

В послед­нее вре­мя во ВШЭ сло­жил­ся инсти­тут «учеб­ных асси­стен­тов». В наших усло­ви­ях это сту­ден­ты бака­лаври­а­та (реже — маги­стра­ту­ры), оформ­ля­е­мые по дого­во­ру о воз­мезд­ном ока­за­нии услуг для помо­щи кон­крет­но­му пре­по­да­ва­те­лю. Им запре­ще­но вести заня­тия, но раз­ре­ше­но выпол­нять любую дру­гую рабо­ту. По боль­шей части речь идет о проверке/​ ком­мен­ти­ро­ва­нии домаш­них зада­ний и кон­троль­ных работ (тут асси­стен­ты про­сто неза­ме­ни­мы, осо­бен­но в све­те про­блем с уче­том тру­до­за­трат на про­вер­ку домаш­них зада­ний, обо­зна­чен­ных выше) и обнов­ле­нии мето­ди­че­ских мате­ри­а­лов (напри­мер под­бор ста­тей — «кан­ди­да­тов» на вклю­че­ние в reader к семи­нар­ским заня­ти­ям по пред­ме­ту). До про­шло­го года на руко­вод­ство учеб­ны­ми асси­стен­та­ми выде­ля­ли «часы» (до ста), одна­ко это окош­ко для сни­же­ния нагруз­ки уже закры­то, посколь­ку теперь счи­та­ет­ся, что они доста­точ­но сни­жа­ют нагруз­ку на пре­по­да­ва­те­ля самим фак­том сво­е­го при­сут­ствия.

Резю­ми­рую ска­зан­ное. Реаль­ная нагруз­ка на пре­по­да­ва­те­лей (для заве­де­ния, пре­тен­ду­ю­ще­го на зва­ние иссле­до­ва­тель­ско­го уни­вер­си­те­та, а не заштат­но­го community college) вели­ка. Она учи­ты­ва­ет­ся не пол­но­стью, при­чем акцент сме­щен на «гор­ло­вую» нагруз­ку. Фор­ми­ро­ва­ние нагруз­ки про­ис­хо­дит в соот­вет­ствии с доволь­но запу­тан­ны­ми мест­ны­ми нор­ма­тив­ны­ми поло­же­ни­я­ми. Этой оцен­кой я могу разо­ча­ро­вать Д.В. Лива­но­ва, воз­мож­но, искренне пола­га­ю­ще­го, что в «иссле­до­ва­тель­ских» уни­вер­си­те­тах всё обсто­ит бла­го­по­луч­но, огор­чить адми­ни­стра­цию ВШЭ непо­ни­ма­ни­ем того, как она обо мне, на самом деле, забо­тит­ся, и вызвать реак­цию «с жиру бесят­ся» у пре­по­да­ва­те­лей про­вин­ци­аль­ных вузов с их пото­гон­ной систе­мой, одна­ко как выпуск­ник клас­си­че­ско­го иссле­до­ва­тель­ско­го уни­вер­си­те­та (я учил­ся на био­фа­ке ЛГУ/​СПбГУ в 1987–1992 годах) я не могу оце­ни­вать ситу­а­цию ина­че.

Сме­ще­ние акцен­та на ауди­тор­ную нагруз­ку у пре­по­да­ва­те­лей тем более стран­но, что ВШЭ пред­при­ни­ма­ет бес­пре­це­дент­ные уси­лия по сни­же­нию ауди­тор­ной нагруз­ки на сту­ден­тов бака­лаври­а­та. Уже сей­час новые учеб­ные пла­ны на буду­щий год состав­ля­ют­ся с таким рас­че­том, что­бы сту­ден­ты одно­вре­мен­но изу­ча­ли не более четы­рех пред­ме­тов, не счи­тая обще­об­ра­зо­ва­тель­ных кур­сов ино­стран­ных язы­ков. Пере­смот­ра норм рас­че­та нагруз­ки пре­по­да­ва­те­лей при этом не пла­ни­ру­ет­ся (думаю, любой чита­тель, зна­ко­мый с ариф­ме­ти­кой, пони­ма­ет, к каким послед­стви­ям это при­ве­дет через 2–4 года).

Эта рефор­ма про­ис­хо­дит одно­вре­мен­но с упразд­не­ни­ем кафедр и факуль­те­тов и пере­хо­дом к систе­ме депар­та­мен­тов (объ­еди­ня­ю­щих по несколь­ку быв­ших кафедр), школ (объ­еди­ня­ю­щих по несколь­ку депар­та­мен­тов) и «учеб­ных про­грамм» (объ­еди­ня­ю­щих сту­ден­тов, про­хо­дя­щих в рам­ках шко­лы сов­мест­но обу­че­ние по более-менее еди­но­му пла­ну). В резуль­та­те вся и без того доволь­но неупо­ря­до­чен­ная систе­ма погру­зи­лась уже в пол­ный хаос. Если в преж­ние годы мы име­ли хотя бы пред­ва­ри­тель­ные вер­сии нагруз­ки к кон­цу июня (это не меша­ло при­нять окон­ча­тель­ную вер­сию толь­ко к сере­дине сле­ду­ю­ще­го учеб­но­го года), то теперь на момент выхо­да в отпус­ка пред­ва­ри­тель­ная вер­сия нагруз­ки так и не появи­лась. За послед­ние три неде­ли ситу­а­ция изме­ни­лась к луч­ше­му – появи­лись какие-то пред­ва­ри­тель­ные наброс­ки нагруз­ки (в этом нема­лая заслу­га уже де-юре упразд­нен­ных заве­ду­ю­щих кафед­ра­ми, кото­рые, забыв об отпус­ках, как могут, пыта­ют­ся наве­сти мини­маль­ный поря­док), но даже до пред­ва­ри­тель­ной вер­сии пока дале­ко.

Если спро­сить о том, какой я вижу иде­аль­ную нагруз­ку, отве­чу, что она долж­на состо­ять из круг­ло­го­дич­но­го undergraduate или graduate иссле­до­ва­тель­ско­го семи­на­ра (2−4 часа в неде­лю) и экви­ва­лен­та одно­го-двух семест­ро­вых кур­сов (каж­дый не более 4–6 часов в неде­лю, вклю­чая лек­цию и одну-две семи­нар­ских груп­пы). Если при этом полу­чит­ся в целом про­во­дить в ауди­то­ри­ях не более 6–8 часов в неде­лю, это будет про­сто пре­крас­но. Такое высво­бож­де­ние рабо­че­го вре­ме­ни мог­ло бы ока­зать более бла­го­твор­ное вли­я­ние на акти­ви­за­цию иссле­до­ва­ний и рост пуб­ли­ка­ци­он­ной актив­но­сти, чем все моне­тар­ные сти­му­лы, пред­ла­га­е­мые руко­вод­ством.

Пре­дви­жу, что, точ­но так же, как Д.В. Лива­нов попра­вил А.В. Адри­а­но­ва, не очень хоро­шо пони­ма­ю­ще­го, как рабо­та­ют учеб­ные заве­де­ния, меня в ско­ром вре­ме­ни попра­вит кто-нибудь из руко­вод­ства ВШЭ, кото­рое гораз­до луч­ше меня пони­ма­ет, как на самом деле выгля­дят нагруз­ки – моя и дру­гих пре­по­да­ва­те­лей.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
3 Цепочка комментария
1 Ответы по цепочке
0 Подписки
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
3 Авторы комментариев
ВасилисаNickNameжук Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
жук
жук

«экза­мен для 60 чело­век дол­жен в тео­рии занять око­ло 20 часов. Для одно­го пре­по­да­ва­те­ля это дня три рабо­ты»
Если пре­по­да­ва­тель не про­сто чита­ет что-то, но и пыта­ет­ся сту­дов чему-то НАУЧИТЬ, то к момен­ту экза­ме­на он вполне рас­по­ла­га­ет кар­ти­ной кто что зна­ет и на сколь­ко.
Ситу­а­ция, когда неиз­вест­но кто при­хо­дит на экза­мен, в пер­вый раз видит пре­по­да, тянет счаст­ли­вый билет или про­сто спи­сы­ва­ет и ухо­дит с неадек­ват­ной оцен­кой – нон­сенс!

жук
жук

«окош­ко для сни­же­ния нагруз­ки» Заметь­те, жела­ние сни­зить нагруз­ку, а не учить! Нали­цо иска­жен­ная моти­ва­ция пре­по­да. А когда она накла­ды­ва­ет­ся на жела­ние сту­дов не учить­ся, а по боль­шей части отмаз­ку от армии полу­чить, то все есте­ствен­но закан­чи­ва­ет­ся покуп­кой дипло­мов в рас­сроч­ку. «про­во­дить в ауди­то­ри­ях не более 6–8 часов в неде­лю» Ой как бы так ниче­го не делать, но оста­вить за собой став­ку и бесить­ся с жиру даль­ше. Любой, кто не про­сто зани­ма­ет­ся гово­ре­ни­ем лек­ций, но и кон­так­ти­ру­ет с обу­ча­ю­щи­ми­ся (о них в ста­тье кста­ти не ска­за­но ни сло­ва) зна­ет, что сту­да любо­го кур­са мож­но заста­вить чему-то обу­чать­ся толь­ко застав­ляя его учить­ся все 36 часов в неде­лю. Халя­ва по 6–8 часов быст­ро закан­чи­ва­ет­ся ими­та­ци­ей… Подробнее »

NickName
NickName

6–8 часов пре­по­да­ва­те­ля, а не сту­ден­та.

Василиса
Василиса

гос­по­дин Жук, Вы хоть один раз в жиз­ни про­чи­та­ли под­ряд 6 часов лек­ций по трем раз­ным кур­сам в трех пото­ках из 120 сту­ден­тов каж­дый?
Кста­ти, «про­сто гово­рить» их невоз­мож­но, поток заглу­шит.

хотя к чему это я? Вы убеж­де­ны в ник­чем­но­сти всех рос­сий­ских пре­по­да­ва­те­лей и пере­убеж­дать вас бес­по­лез­но…

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: