Древнейшие птицы-опылители

Германские палеонтологи представили ранние свидетельства существования небольших птиц, питавшихся нектаром цветов. Содержимое желудка 47-миллионолетних ископаемых останков птицы рода Pumiliornis включает сотни зерен пыльцы (овальных образований на фото). Сама птичка обладает размерами (около 8 см) и массой (5–10 г), сопоставимыми с нынешними колибри и нектарницами (семейство Nectariniidae отряда воробьиных), однако древние птицы не родственны тем сотням современных видов, что получают пропитание от цветов.

Фото с сайта news.sciencemag.org

Интересно, что древние зерна пыльцы были достаточно крупными и, по-видимому, легко слипались вместе. По всем признакам эти цветковые растения опылялись не ветром, а живыми существами, пишут исследователи в журнале Biology Letters.

Содержимое желудка ископаемой птицы включает также частицы мелких насекомых, однако неясно, были ли эти насекомые (вероятно, жуки) съедены намеренно (из-за потребности в белковой пище) или попали случайно вместе с поглощаемым нектаром.

М. Б.

• Есть, чтобы спрятаться18.12.2018 Есть, чтобы спрятаться В мире, где есть хищники, без маскировки не обойтись. И насекомые достигли величайшего мастерства в искусстве камуфляжа. Слиться с поверхностью листа или притвориться веточкой — это они могут запросто. Но многие мелкие жуки-листоеды, в том числе земляные блошки, кажется, вовсе не стараются быть незаметными. Они сидят на верхней, хорошо освещенной поверхности листа, и окраска у них не камуфляжная. Как же листоеды защищаются от хищников? Этот вопрос пришел в голову Дэвиду Ху (David L. Hu), доценту Технологического института штата Джорджия (США).
  • Палочники размножаются семенами19.06.2018 Палочники размножаются семенами Многие насекомые, чтобы спрятаться от хищников, маскируются, стараясь слиться с фоном. Палочники — чемпионы камуфляжа. Они так похожи на листок или веточку, что их с трудом можно разглядеть на дереве. Более того, яйца многих палочников напоминают семена растений. На это сходство обратили внимание японские исследователи из университетов Кобе, Коти и Токийского университета сельского хозяйства и технологий.
  • «Попрыгунья Стрекоза…»23.08.2016 «Попрыгунья Стрекоза…» Стрекозы — одни из самых древних насекомых: их предки появились на нашей планете около 350 млн лет назад, и за многомиллионолетнюю историю стрекозы практически не изменились. Но, даже не приобретя значительных усовершенствований в ходе эволюции, стрекоза представляет собой удивительное насекомое, практически идеального хищника. Считается, что именно стрекозы стали первыми животными, освоившими воздушное пространство.
  • Антарктический андеграунд17.05.2016 Антарктический андеграунд Около года назад кто-то из друзей перепостил ссылку на запись в блоге под названием «Разговор с почвоведом». Там просто были опубликованы фотографии из экспедиций и короткие реплики Алексея Лупачева из пущинского Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН, сотрудника лаборатории криологии почв.