Заново измерен магнитный хвост Венеры

Взаимодействие солнечного ветра и межпланетного поля с ионосферой Венеры приводит к формированию индуцированной магнитосферы (© ESA)
(© ESA)

Ученые из Института космических исследований РАН на основе данных межпланетных зондов определили длину магнитного хвоста Венеры. Согласно расчетам ученых, она лежит в диапазоне от 31 до 44 радиусов Венеры (от 187,6 тыс. до 266,3 тыс. км), что примерно в шесть раз меньше прежних оценок.

Первые миссии советских и американских космических аппаратов к Венере показали, что у этой планеты, в отличие от остальных планет Солнечной системы, совсем нет собственного магнитного поля. Тем не менее, вокруг нее формируется так называемая индуцированная магнитосфера, возникающая за счет взаимодействия солнечного ветра (потока заряженных частиц от Солнца) и межпланетного магнитного поля с ионосферой Венеры.

При этом на дневной стороне силовые линии межпланетного магнитного поля (ММП) растягиваются подобно рогатке. На теневой стороне растянутые силовые линии постепенно выпрямляются за счет сил магнитного натяжения. На некотором расстоянии от планеты силовые линии распрямляются, и магнитный хвост с характерной конфигурацией силовых линий заканчивается.

Европейский космический аппарат «Венера-Экспресс», запущенный с космодрома Байконур с помощью российской ракеты «Союз-ФГ» в 2005 году, позволяет ученым исследовать структуру и плазменные процессы в магнитном хвосте Венеры.

Магнитный хвост Венеры — область на теневой стороне планеты, где магнитные силовые линии имеют конфигурацию растянутой рогатки (© Иван Васько)

Иван Васько из ИКИ РАН и его коллеги на основе данных зонда «Венера-Экспресс» и американского аппарата «Пионер-Венера», работавшего на венерианской орбите с 1978 по 1992 год, с помощью магнитогидродинамической модели оценили, насколько далеко тянется магнитный хвост планеты на теневой стороне.

В статье, опубликованной в журнале Solar System Research, ученые отмечают, что полученная ими оценка длины магнитного хвоста оказалась в шесть раз меньше оценок, выполненных в середине 1980-х годов по результатам измерений на аппаратах «Венера-9» и «Вене-ра-10». Тогда исследователи пришли к выводу, что магнитный хвост тянется на расстояние до 200 радиусов Венеры.

А.О., по материалам пресс-служб ИКИ РАН и Роскосмоса