Поймать комету

2

Как на Земле появились океаны? Что собой представлял Тунгусский метеорит? Как открывают кометы ученые и как — любители? Обо всем этом мы поговорили с украинским астрономом Климом Ивановичем Чурюмовым, профессором Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, членкором Национальной академии наук Украины, первооткрывателем комет Чурюмова — Герасименко (1969) и Чурюмова — Солодовникова (1986), директором Киевского планетария. Именно к комете Чурюмова — Герасименко сейчас летит аппарат Европейского космического агентства «Розетта». Ученые надеются, что его миссия позволит узнать больше о прошлом Солнечной системы. Беседовала Наталия Демина.

— Можно ли сказать, что вы всё знаете о кометах? Когда их лучше всего искать?

– Нет, конечно, и хотелось бы знать больше. Лучше всего искать кометы утром и вечером, когда они приближаются к перигелию, становятся ярче и начинают появляться на фоне сумеречного неба. А когда они на темном ночном небе, многие могут их увидеть. Чтобы первым увидеть новую комету, нужно вести наблюдения с вечера на западном небе и под утро на восточном за час-два до восхода или после захода Солнца. Это так называемые зоны Эверхарта, в которых раньше любители визуально открывали около 70% всех новых комет.

Уже в 90-х годах прошлого столетия ситуация с открытиями комет радикально изменилась, так как появились ПЗС-камеры на телескопах, с помощью которых стало возможным открывать очень слабые кометы задолго до их появления около Солнца, т.е. на протяжении всей ночи, когда фон неба минимальный. Это сразу дало о себе знать по числу открытий комет в течение года. Если раньше, благодаря в основном активности любителей, в среднем открывалось 6-7 комет, то сейчас с помощью автоматизированных чувствительных ПЗС-камер на телескопах и орбитальной станции СОХО открывается несколько десятков, а то и более 200 новых комет – так было до 1996 года, в котором было открыто 44 кометы, в 1997 – 104, в 1998 – 140, в 1999 – 135, в 2000 – 134, в 2001 – 148, в 2002 – 181, в 2003 – 193, в 2004 – 221, в 2005 – 221, в 2006 -205, в 2007 – 223, в 2008 – 220, в 2009 – 227! Это был максимум открытий комет в течение одного года.

Затем наметился спад – в 2010 году – 57, в 2011 – 49, в 2012 – 62 и в 2013 – 67 комет. Любительский вклад в открытия в эти годы составлял от 1 до 6 комет. В 2012-2013 годах активность любителей усилилась, и они открыли в 2012 году – 8, а в 2013 – 14 комет! С 2010 по 2013 годы впервые открыли новые кометы российские и белорусские любители астрономии-Леонид Еленин (2 кометы), Артем Новичонок (2 кометы), Виталий Невский (2 кометы), Владимир Герке (1), Геннадий Борисов (2), которых я хочу сердечно поздравить через Вашу газету и пожелать успеха в открытиях новых комет.

— Открытие комет — дело любителей или профессионалов?

– Большую роль в открытии комет сыграли любители, хотя профессиональные астрономы тоже открыли немало комет. «Кометный бум» в Европе начался после того, как комета Галлея появилась в 1758 году строго по предсказанию, сделанному Эдмундом Галлеем в 1682 году. Сразу все начали покупать телескопы, цены на них снизились.

Профессиональный чертежник, а затем профессиональный астроном, член Парижской академии наук, «ловец комет» Шарль Мессье (Charles Messier, 1730-1817) открыл 11 комет единолично, а еще 1 вместе с П. Мешеном. А для того, чтобы было удобно искать кометы, составил каталог 110 туманностей и звездных скоплений. По своему внешнему виду они похожи на кометы: тоже имеют размытую оболочку вокруг центральной конденсации.

Жан-Луи Понс (Jean-Louis Pons, 1761-1831), сторож Марсельской обсерватории, потом ставший директором обсерватории La Marlia возле итальянского города Лукка, открыл 26 комет. Он сам шлифовал линзы и делал телескопы для поисков комет.

Потом пришла новая техника, появились светосильные телескопы, стали фотографировать небо. Но не всю небесную сферу, а какую-то часть. Главная часть неба – в области эклиптики, там обычно видны кометы, у которых орбиты имеют маленькое наклонение. Профессионалы и любители искали и нашли много периодических комет. В одно время прославился чешский астроном Антонин Мркос (Antonin Mrkos, 1918–1996), который в 50-60-е годы открыл 13 комет. Японец Минору Хонда (1913-1990) открыл 12 комет. Затем на первое место по открытию комет (32 кометы) вышли американские астрономы, супруги Каролина (Carolyn Shoemaker) и Юджин Шумейкеры (Eugene Shoemaker, это первый человек, чьи останки похоронены на Луне. — Прим. ред.), у них был профессиональный светосильный телескоп. Шумейкеры вместе с Дэвидом Леви (David Levy) открыли комету, врезавшуюся в Юпитер в 1994 году. Сам Леви открыл единолично 6 комет и одновременно с другими наблюдателями еще 16 комет, т. е. всего 22 кометы, что является седьмым результатом по состоянию на середину мая 2014 года.

Сейчас с помощью светосильных телескопов и ПЗС-матриц ведут наблюдение многие любители. Некоторые из них уже открыли от 10 до 26 комет. Среди этих новых открывателей следует отметить Рика Хил-ла (26 комет, столько же сколько и Понс, но с ПЗС-камерой), Андреа Боаттини (25), Алекс Джибс (23), Эрик Кристенсен (20), Вильям Бредфилд (18)- в отличие от других, только визуально, Гордон Гаррэдд (17), Брайен Скиф (16), Джин Мюллер (15), Дон Мейчгоулц (11 и тоже только визуально). Но больше всех прославился Роберт Макнот (Robert H. McNaught) из Австралии, открывший уже 82 кометы, в том числе 29 короткопериодических. Это рекорд всех времен и народов. Правда, все свои кометы он открыл с чувствительной ПЗС-камерой и с 50-сантиметровым телескопом Шмидта.

Однако еще больше комет находят специальные телескопы или космические аппараты. Так, например, команда Лаборатории поиска околоземных астероидов им. Линкольна (LINEAR, the Lincoln Near-Earth Asteroid Research) ищет опасные астероиды, приближающиеся к Земле. Помимо более 200 тыс. астероидов, они открыли уже 244 кометы. 1877 комет открыл космический аппарат SOHO (Solar and Heliospheric Observatory), запущенный совместно NASA и ESA для наблюдения за Солнцем. Он открывает сугубо специфические кометы-сангрейзеры, которые проходят через корону Солнца. Температуру в 2 млн кельвинов в короне выдержать очень тяжело. Некоторые сгорают, а другие огибают Солнце и летят дальше, существенно потеряв в массе.

Любители активно пользуются фотографиями SOHO и по ним открывают кометы. Все они получают имя SOHO, а любитель, который ее первым заметил на снимке, считается первооткрывателем, но его именем комету не называют.

Комета получает имя первооткрывателя, если любитель нашел ее с помощью телескопа. Например, Икейя-Секи, Хонда. Они вели поиски с небольшими телескопами. Американский астроном-любитель Ричард Ковальский (Richard A. Kowalski) открыл девять комет, одна из них – считавшаяся «потерянной» комета, открытая еще Эдуардом Пиго (Edward Pigott) в 1783 году. Есть много любителей, открывших уже по нескольку комет (в пределах первого десятка), и они названы именами открывателей.

С. Герасименко и К. Чурюмов, 1975 год

— Расскажите, пожалуйста, как вам удалось открыть комету, к которой сейчас летит «Розетта».

— Мы поехали со Светланой Герасименко в Казахстан как профессионалы, у нас было специальное задание по поиску и наблюдению за кометами. В 1969 году мы приехали, начали наблюдать кометы, видели десяток известных комет (комету Фая, Комас Сола и другие). Обычно мы сразу просматривали фотопластинки. Если видели интересный объект, то сразу их обрабатывали, определяли, комета это или, может, блик -всякое бывает.

Однажды Света сняла фотопластинку, а я вел наблюдения на другом телескопе. Это было 11 сентября 1969 года. Когда она проявляла, то у нее не хватило проявителя. В центре, где находилась комета, было маленькое, яркое и заметное пятнышко. Света даже хотела разбить пластинку и выкинуть, думая, что она ее испортила. Хорошо, что профессор Дмитрий Александрович Рожковский удержал ее от этого, ведь даже если пластинки с дефектами, то все равно их надо просушить, промыть и просмотреть. Перед этим мы с ней две пластиночки сняли, ту же область. Потом она уехала, а я через неделю, 21 сентября 1969 года, снял еще две фотопластинки.

Когда мы вернулись в Киев, то стали обрабатывать пластинки. Пятнышко было подозрительным, мы его обработали, получили его экваториальные координаты. Но этого мало для определения орбиты объекта, если это действительно был след на пластинке от новой кометы. Нужно как минимум три точных положения кометы. А у нас еще было 4 пластинки, на которые экспонировалась эта же область неба. Если это комета, то она должна попасть и туда. Посмотрели эти пластинки и на самом их краю мы обнаружили 4 изображения новой кометы. Это нас обрадовало и вдохновило.

Мы сразу же послали в США сообщение в Центральное бюро астрономических телеграмм (Central Bureau for Astronomical Telegrams). После открытия прошел уже месяц и был риск, что комету уже открыл другой наблюдатель. Но обошлось. Когда в бюро по открытиям пришла наша телеграмма, профессор Брайн Марсден (Brian Geoffrey Marsden) посмотрел наши данные, определил орбиту и сразу сказал, что это – новая комета. Так мы стали ее первооткрывателями. Она оказалась периодической с периодом обращения в 6,5 года. Это редкость среди большого числа комет и приятная для нас новость. Комета будет возвращаться к Земле каждые шесть с половиной лет!

— Куда она улетает за это время?

– Она улетает за орбиту Юпитера, это типичная комета семейства Юпитера. У нее оказалась интересная эволюция. Если просчитать эволюцию орбиты, т.е. как она двигалась в прошлом, то за 10 лет до нашего открытия она прошла очень близко от Юпитера. Планета сильно изменила ее орбиту. Комета приблизилась к Земле, стала ярче, и благодаря этому мы смогли ее обнаружить. Если бы не было сближения с Юпитером, то она бы крутилась и крутилась в поясе астероидов до сих пор, и никто ее там не смог бы обнаружить.

Сейчас благодаря современной технике кометы и слабейшие объекты можно открывать и в поясе астероидов, и за поясом. Тогда это делалось только по фотографиям, мы пользовались той техникой, которая применялась в те времена.

— Как вам кажется, почему ваша комета привлекла внимание Европейского космического агентства? Почему межпланетный зонд отправили именно к этой комете?

— Она относится к периодическим, к семейству Юпитера. Посылать космический аппарат можно только к комете, которая уже не раз возвращалась к Солнцу, у которой есть проверенная, точная орбита, чтобы не промазать. С новой кометой можно легко промазать, у нее орбита не может быть точно определена из-за незнания негравитационных сил в одном появлении кометы. Нужна была только короткопериодическая комета, которая уже несколько раз возвращалась к Земле.

Наша комета такова, что наклонение ее плоскости к эклиптике составляет 7 градусов. Наклон маленький, поэтому к ней может легко приблизиться аппарату. С другой стороны, когда планировали полет «Розетты» (Rosetta space probe), то выбрали другую комету – комету Виртанена, у нее малое ядро диаметром в 1,2 км. У нашей ядро побольше – 3 на 5 км.

Европейцы провели расчеты и подготовили аппаратуру к тому, чтобы мягко приземлиться на комету Виртанена. Но накануне запуска аппарата возникли неполадки с ракетой-носителем «Ариан-5», запуск сорвался, а у него узкое окно в 2 недели. Если вышли за 2 недели, уже на выбранную комету не попадешь. Это вызвано тем, что движется и Земля, и комета. Когда с Земли запускают аппарат, он движется почти в той же плоскости, что комета и планета; и встреча произойдет в одной плоскости. Таким образом, первый запуск «Розетты» 12 января 2003 года сорвался.

Стали выбирать другую комету. Было много дискуссий, и победила точка зрения, что самой удобной для сближения является комета Чурюмова – Герасименко. Мы были очень рады, потому что вероятность такого отбора очень мала. Если взять периодические кометы, их около 550, то вероятность 1/550. А если брать все кометы, то их в Солнечной системе триллион штук. Вероятность того, что отобрали нашу из всех комет, одна триллионная. Это нас очень порадовало.

— А вам позвонили, сообщили, или вы сами узнали?

– А мы все время были в курсе, мы видели обсуждение по переписке. Потом собралась комиссия и решила послать аппарат в феврале 2004 года. Было две отложенных попытки запуска, и наконец аппарат был отправлен навстречу комете 2 марта 2004 года.

С момента запуска «Розетте» удалось сделать фотографии астероидов Штейнс (2008) и Лютеция (2010). Затем аппарат перешел в спящий режим. 20 января 2014 года «Розетту» разбудили, она передала всем привет. В Центре управления полетами все захлопали в ладоши: на десятый год полета, проспав 3 года, аппарат проснулся в отличном состоянии.

Почему предусмотрен такой долгий полет? Потому что нужно точно приблизиться к ядру кометы. Топлива много тратить нельзя. Его всего полторы тонны и оно предназначено для тонкой и точной коррекции орбиты при переходе на орбитальный полет с радиусом 25 км вокруг ядра и на посадку лендера «Филы» на ядро. Поэтому нужно использовать другие источники энергии. Какие? Гравитационное притяжение планет, сила которого зависит от расстояния до планеты.Три раза аппарат пропустили рядом с Землей на разных расстояниях (2005, 2007 и 2009), Земля его подтолкнула. И один раз он пролетел возле Марса (2007).

Из двух астероидов, которые «Розетта» сфотографировала по пути, особенно интересен Штейнс, открытый в Крымской обсерватории, на Украине. У него форма типа ромбика, трапеции, как у бриллианта. Поэтому кратеры на этом астероиде назвали в честь драгоценных камней. Самый большой кратер – Алмаз диаметром 2,1 км. Диаметры еще трех кратеров (Циркона, Хризоберилла и Оникса) более 1 км. Остальные меньше 1 км – Изумруд, Малахит, Опал, Сапфир, Гранат и др. Есть и другие: Халцедон, Хризолит… Но одна область, которая не имеет кратеров, названа в честь открывшего этот астероид крымского астронома Николая Черных. А теперь «Розетта» движется к нашему объекту.

От кометы в конце мая «Розетта» будет находиться на расстоянии около 550 тыс. км. А 11 ноября произойдет исторической событие – первая в мире посадка аппарата на ядро кометы! Будет кружиться, передавать изображение кометы. Будет построен глобус кометы, чтобы найти пять ровных площадок для посадки.

На одну из этих площадок опустится посадочный модуль, который называется «Филы» (PhiLae lander). Это остров на Ниле, где был найден обелиск, с помощью которого удалось расшифровать древнеегипетские иероглифы на Розеттском камне. После того как спускаемый аппарат сядет, начнется бурение, исследование вещества.

Это вещество – первичное, из него 4,5 млрд лет назад образовалась Солнечная система, образовались планеты. А кометы сохранили это вещество в первозданном виде. Планеты его переработали, потому что из-за силы тяжести это вещество сжималось. Солнце тоже из первичного вещества. Но термоядерные реакции в недрах Солнца изменили это вещество до неузнаваемости, и там мы видим в основном водород и гелий. Есть и другие малые примеси.
А в кометах ничего не изменилось, там, как в холодильнике, сохранилось вещество в замороженном виде. Что дали Земле кометы? Они принесли на Землю воду, ведь 3-4 млрд лет назад была мощная бомбардировка планеты кометами. Они сыпались как из рога изобилия. А в кометах около 80% -это лед. Кое-что испарялось, а кое-что заполняло впадины на планете, и на Земле образовались океаны. То, что источником воды на Земле были кометы, подтверждается изотопным составом воды в ядрах комет и воды на нашей планете.

Кометы имеют сложную органику. Например, глицин — это аминокислота. А без нее ни одно живое существо не обходится. Осталось найти аминокислоты, из которых образуется ДНК-аденин (A), гуанин (G), цитозин (C) и тимин (T) – и из которых состоят спирали наших молекул ДНК. Это спираль, т. е. периодическая структура, и когда она делится, то любая часть этой спирали воспроизводится, и она бессмертна, пока есть на Земле вода, кислород, тепло. Так на Земле зародилась жизнь. Трудно сказать, как это произошло, вероятность очень маленькая, но, тем не менее, это случилось. И кометное вещество стало источником жизни на Земле.

1 - март 2004: запуск КА; 2 — март 2005: первый пролёт у Земли; 3 — февраль 2007: пролёт у Марса; 4 — второй пролёт у Эемли; 5 — сентябрь 2008: сближение с астероидом Штейнс; 6 — ноябрь 2009: третий пролёт у Земли; 7 — июль 2010: сближение с астероидом Лютеция; 8 — июль 2011: перевод КА в режим сна; 9 — январь 2014: пробуждение КА; 10 — август 2014: выход на орбиту кометы; 11 — ноябрь 2014: посадка зонда на поверхность кометы; 12 — август 2015: завершение миссии
1 – март 2004: запуск КА;
2 — март 2005: первый пролёт у Земли;
3 — февраль 2007: пролёт у Марса;
4 — второй пролёт у Земли;
5 — сентябрь 2008: сближение с астероидом Штейнс;
6 — ноябрь 2009: третий пролёт у Земли;
7 — июль 2010: сближение с астероидом Лютеция;
8 — июль 2011: перевод КА в режим сна;
9 — январь 2014: пробуждение КА;
10 — август 2014: выход на орбиту кометы;
11 — ноябрь 2014: посадка зонда на поверхность кометы;
12 — август 2015: завершение миссии

— Сколько же надо таких комет, чтобы появились океаны?

– Триллионы комет.

— Почему они раньше падали на Землю, а теперь нет?

— Уже почти все исчерпаны. Тела, которые летели мимо Земли, притягивались к ней как пылесосом. Но в космосе всё равно еще летает очень много обломков.

— А как вы вообще решили стать астрономом? Вы родились в 1937 году. В 1953 году, когда умер Сталин, вам 16 лет. Что повлияло на ваш выбор?

— Вначале я учился в техникуме, с отличием его закончил, потом поступил в Киевский университет. Я поступал и сдавал экзамены на физический факультет. На физическом факультете была кафедра астрономии. Сперва я хотел пойти на теоретическую физику, но там было мало мест. Поэтому меня делегировали на кафедру оптики. Оптика – хорошая наука, но мне не нравилось, что меня туда направили вопреки моему желанию. Потом нам сказали, что есть вакантные места на кафедре астрономии. «Давайте, ребята». Ну, мы с другом пошли, нас взяли, потому что мы хорошо учились. Мы изучали астрономию, постепенно втянулись. Потом защитили сначала кандидатские, а потом и докторские.

— Как появился интерес к кометам?

– Моей темой была как раз физика комет. Мой научный руководитель -известный кометолог С.К. Всехсвятский. Я к нему поступил в аспирантуру, он мне назначил тему. Я начал изучать, наблюдать, открыл комету, и не одну. Вторую открыл в 1986 году.

– Чем интересная вторая?

– Она долгопериодическая, ее орбитальный период – 4 тыс. лет. Когда она удалялась, на орбите Марса у нее все еще было горячее ядро. Удивительно, какой у нее внутренний источник? Возможно, распадались какие-то радиоактивные элементы в недрах ее ядра.

— Куда она улетает?

– Она улетела за границу Солнечной системы. Вернется через 4 тысячи лет.

— Наши потомки ее увидят.

– Потомки ее несомненно увидят и разберутся, почему она долго-долго была теплой, судя по ее инфракрасному излучению.

— А что вы думаете о Тунгусском метеорите?

– Я думаю, что это было ядро кометы. Оно влетело в атмосферу, произошел взрыв. Это было рыхлое тело. Атмосфера Земли обладает малой плотностью, но оказывает сильное сопротивление, особенно рыхлым телам. В результате возникла мощная ударная волна, снежный ком нагрелся и взорвался, рассыпался, поэтому не нашли ни кусочка. Еще три белые ночи в южных широтах – это трое суток Земля проходила через пылевой хвост кометы. Так что это явно была комета, не надо даже думать.

— Как бы вы прокомментировали ситуацию с Крымской обсерваторией? Между Россией и Украиной — сложный конфликт, и что теперь делать с обсерваторией?

– При советской власти всё это была единая страна. Мы проводили наблюдения и в Казахстане, и в Узбекистане, и много наблюдали на Кавказе. Сейчас поехать туда трудно. Печально, что Россия так обижает Украину. Ученые не виноваты, они ни при чем. Будем сотрудничать. Может быть, будут сложности в поездках.

— Будут ли украинские ученые ездить в Крымскую обсерваторию или нет?

– Конечно, да. Рано или поздно всё вернется на круги своя. Весь мир выступил против этого, это нарушения международных норм и соглашений. Путин возомнил, что он бог и царь. Зачем России засушливый Крым, если в России пустует огромное количество необжитых земель? Я ездил по центральной России, там брошенные села, пустые дома. Это огромные территории, сотни и тысячи сел. Нужно развивать свою страну – делать ее цветущей и богатой. Надо дружить и сотрудничать.

— Какова сейчас ситуация с украинской астрономией, астрофизикой? В стране всплеск любительской астрономии? Я знаю, что есть большой спрос на покупку телескопов.

– Покупают, интересуются. Мне много пишут, рассказывают, что наблюдают. Я стараюсь каждому ответить.

— А есть среди живущих на Украине первооткрыватели комет?

– За всё время на Украине открыто 13 комет. А сейчас в Крыму ведет наблюдения астроном-любитель Геннадий Борисов, экс-сотрудник ГАИШ, открывший две кометы и опасный для Земли астероид; он без работы, но, может, сейчас ему дадут работу, учитывая его замечательные открытия.

«Розетта» вблизи кометы Чурюмова— Герасименко

— Что происходит с академической астрономией? Как бы вы описали ситуацию?

– Украина – это астрономическая страна. Когда развалился Союз, Украине отошло 10 обсерваторий, это много. Украина продолжает держать высокую планку в мире, у нас много великолепных результатов, и в том числе по открытиям комет и астероидов. Особенно астероидов. На Крымской обсерватории найдено больше 1200 малых планет. В Харькове работают профессора Борис Кащеев и Юрий Волощук, посвятившие свою жизнь наблюдениям ночных и дневных метеорных потоков радиолокационным способом. Так они определили 230 тыс. орбит и более 4 тыс. новых метеорных потоков и ассоциаций. Это уникальная база, нигде в мире такой нет. В области малых тел, к которым относят кометы, астероиды и метеорное вещество, у нас поразительные результаты по открытиям. Солнечники наши и планетчики славятся своими работами. Мы сильны во внегалактической астрономии, космологии.

— Что с финансированием?

– С финансированием плохо. Бюджет постоянно сокращают. В прошлом году сократили на 20%. Пришлось уволить сотрудников. В первую очередь пенсионеров. Но на пенсию трудно выжить, тем более в условиях быстрого падения гривни, поэтому уволенные пишут кляузы-телеги, хотя планка научных результатов у них на самом деле низкая.

— Каков размер пенсии у ученых?

– Научная пенсия неплохая. 80% от зарплаты – это довольно прилично. У меня пенсия 6200 гривен. Раньше это было 750 долларов, а сейчас курс резко упал, сейчас это менее 500 долларов. Но я все-таки профессор, доктор физ.-мат. наук, членкор НАН, и за счет этого как-то держусь на плаву.

А вот моя жена 40 лет проработала преподавателем физики в вузах, с большой горловой нагрузкой и работала все время на ногах, отчего заработала острый тромбофлебит, с трудом переносила сильные боли во время чтения лекций. За такой тяжелый труд по истечении 40 лет она получает сейчас пенсию чуть больше 100 долларов США. Разве это не рабский труд за копейки?

— Можно ли на такие деньги прожить?

– Конечно, тяжело. Тем более жена у меня после инсульта, ее надо лечить. Я работаю, благодаря этому мы еще выживаем. Но я работаю не на полную, а на 8/10 ставки.

— Мне рассказывали, что вы вели научно-популярный журнал, а потом перестали.

– Потому что некому финансировать. Журналу нужен редактор, я бесплатно работал. Нужен наборщик, нужен верстальщик. Я умею верстать, но у меня времени нет, своей работы хватает. Журнал был очень популярен, его очень любили. Жалею, что он сейчас не издается. Но мы его иногда издаем, и в настоящее время будем выпускать его в электронном виде, так что я приглашаю всех любителей астрономии присылать свои астрономические наблюдения- будем публиковать их в Интернете.

— Можно ли сравнить его с журналом «Вселенная, пространство, время»? В чем были отличия?

– У нас отличия в том, что мы больше публиковали статьи, рассчитанные на любителей астрономии. А Сергей Гордиенко в своем журнале популяризирует всё, не только астрономию, но и науки о Земле, сильно пропагандирует авиацию, космическую технику. У него очень хороший популярный журнал, где публикуются известные астрономы, и другие ученые.

— Ваш журнал издавался на русском?

– На украинском.

— Вы являетесь директором Киевского планетария. Есть ли интерес к нему у детей, у молодежи?

– У нас есть абонементы для школьников от 1 до 11 классов. Раньше билеты были подешевле. 200 киевских школ регулярно брали абонементы, приводили своих школьников на наши лекции. Был большой интерес, просветительская работа шла на высоком уровне. Но и сейчас интерес к планетарию не иссякает, хотя число слушателей в последнее время уменьшилось из-за повышения цен на билеты и абонементы и падения гривны.

— Как вы относитесь к полнокупольным программам для планетариев?

– Это шоу. Можно посмотреть один-два раза, и всё. А знания дают лекции, только там можно задать вопрос и получить ответ. Лекции читают профессионалы. А в фильмах много ошибок, но смотреть познавательно, что тоже не плохо. На мой взгляд, планетарии должны сочетать полнокупольные программы и постоянно обновляющиеся астрономические лекции. Только так можно будет иметь возможность вести активную просветительскую деятельность и нести свет новых научных знаний всем людям и особенно подрастающему поколению.

— Директор планетария Вооруженных сил в Москве Лариса Александровна Панина (вы, наверное, ее знаете) говорит, что без устных живых лекций планетарий умирает. Вы, наверное, с ней согласитесь.

– Сейчас все переходят на готовые полнокупольные фильмы. Но это уже не планетарии, это кинотеатры. Теряется уникальная атмосфера. Планетариями это можно называть уже условно. Только комбинация новых оригинальных планетарских программ с профессиональными лекторами-астрономами, которыми сейчас располагает Киевский планетарий, и с показом самых интересных космических явлений и открытий во Вселенной на весь 24-м купол нашего планетария может высоко поднять роль планетария, как наиболее эффективного просветительского учреждения в стране.

— Много ли неизвестного осталось о кометах?

– Да. Главное – узнать истинный химический, элементный, органический и изотопный составы кометного вещества… Мы видим в спектрах обломки сложных молекул, т.е. молекулы с двумя, тремя и более атомами или только отдельные атомы. Если сложная молекула развалилась, по ее обломкам восстановить первоначальную родительскую молекулу не всегда полностью удается, как и расшифровать истинный состав кометного вещества. Многие плазменные структуры в хвостах еще не имеют адекватных физических моделей, не решен вопрос ионизации атомов и молекул в кометах и многое другое. Вот это и есть фундаментальные нерешенные проблемы для будущих астрономов-исследователей комет.

Фотографии из личного архива К.И. Чурюмова, схема полета «Розетты» из www.wikipedia.ru

Благодарим Владимира Сурдина за помощь в подготовке интервью.

Noom

Оказывается ДНК состоит из аминокислот. Спасибо астрономам за то что открыли мне глаза на этот удивительный факт.

[…] Источник: Газета «Троицкий вариант» […]

Елена Клещенко

Noom, а внимательно прочесть, прежде чем брызгать ядом? :) “Осталось найти аминокислоты, _из_которых_образуется_ ДНК-аденин (A), гуанин (G), цитозин (C) и тимин (T) — и из которых состоят спирали наших молекул ДНК”. – Из аминокислот образуются азотистые основания, собеседник сказал, а не “A T G C являются аминокислотами”. К формулировке, правда, у биохимиков найдутся претензии, да и то, что образовывались они именно из аминокислот, опровержимый факт. :) Но аминокислоты наверняка так или иначе участвуют. http://www.hij.ru/read/issues/2013/march/2167/

Noom

В статье, ссылку на которую вы привели, скорее утверждается что азотистые основания синтезируются из простейших органических соединений типа синильной кислоты. Так что пассаж про аминокислоты из которых образуется ДНК мне кажется очень спорным.