Впервые измерены сутки на экзопланете

10

Астрономы сумели измерить скорость вращения вокруг своей оси планеты за пределами Солнечной системы.

Выяснилось, что газовая планета Бета Живописца b (Р Pictoris b) вращается вокруг своей оси быстрее, чем планеты Солнечной системы — в частности, в 50 раз быстрее Земли. День на Бета Живописца b длится немногим более восьми часов. Её диаметр в 16 раз больше земного, а масса в три тысячи раз больше массы Земли. Открытие совершили голландские ученые из Лейденского университета и Нидерландского Института космических исследований, проанализировав данные, полученные в Европейской южной обсерватории (ESO) на Очень большом телескопе (Very Large Telescope) в Чили.

Экзопланеты (они же внесолнечные) обычно скрыты сиянием материнской звезды, их обнаруживают косвенным путем, однако Бета Живописца b была одной из первых непосредственно увиденных — возможно, потому что сравнительно молода (ей всего около 20 миллионов лет), ещё горяча и поэтому испускает сильное инфракрасное излучение.

К тому же звезда Бета Живописца расположена от нас всего в 19,5 парсека, или 63 световых годах (ее даже можно увидеть невооруженным глазом), а планета обращается на сравнительно большом от нее расстоянии — примерно в два раза дальше, чем Юпитер от Земли. По всей видимости, постепенно экзопланета будет охлаждаться и сжиматься, поэтому скорость ее вращения со временем вырастет, если не вмешаются другие факторы (например, вращение Земли замедляется из-за приливных взаимодействия с Луной и Солнцем).

Новые данные подтверждают зависимость, обнаруженную в Солнечной системе: чем больше масса планеты, тем выше скорость ее вращения вокруг своей оси (исключение составляют Меркурий и Венера). Однако для ученых до сих пор остается загадкой, почему это правило выполняется как для каменистых планет вроде Земли, так и для газовых гигантов вроде Бета Живописца b или Юпитера.

Алексей Огнёв, по материалам Nature news и ESO D0l:10.1038/nature.2014.15 132, esol 414