«Такое же несть в полунощной стране»

Фото­ре­пор­таж из хра­ма Миха­и­ла Архан­ге­ла в Смо­лен­ске

ТрВ-Нау­ка с Алек­се­ем Паев­ским про­дол­жа­ет экс­курс по памят­ни­кам древ­не­рус­ской архи­тек­ту­ры.

8

На окра­ине ста­ро­го Смо­лен­ска, там, где Боль­шая Крас­но­флот­ская ули­ца дела­ет пово­рот от Дне­пра, высит­ся очень необыч­ная построй­ка. Сло­жен­ное из плин­фы зда­ние сту­пе­ня­ми воз­но­сит­ся к небу на весь­ма боль­шую высо­ту. Это – клас­си­че­ский пред­ста­ви­тель полоц­ко-смо­лен­ской шко­лы домон­голь­ской архи­тек­ту­ры, храм Миха­и­ла Архан­ге­ла, ина­че име­ну­е­мый Свир­ской цер­ко­вью.

8.1

Ско­рее все­го, в древ­но­сти храм носил посвя­ще­ние празд­ни­ку Чуда Архан­ге­ла Миха­и­ла, и лишь в позд­нее вре­мя был освя­щен в честь само­го Архан­ге­ла. Назва­ние «Свир­ская» у церк­ви тоже появи­лось в позд­ние вре­ме­на.

Храм был постро­ен меж­ду 1180 и 1197 годом по зака­зу весь­ма дея­тель­но­го смо­лен­ско­го кня­зя Дави­да Рости­сла­во­ви­ча, участ­ни­ка собы­тий, опи­сан­ных в «Сло­ве о пол­ку Иго­ре­ве» еще до того, как он полу­чил смо­лен­ский стол.

8.2

Цер­ковь сто­ит в заго­род ной рези­ден­ции кня­зя. Это, кста­ти, дает пред­став­ле­ние о мас­шта­бах XII века – от Свир­ской церк­ви до смо­лен­ско­го Крем­ля мож­но дой­ти пеш­ком за 20 ми нут. Соб­ствен­но гово­ря, пер­вое упо­ми­на­ние о хра­ме в лето­пи­си (одна из древ­ней­ших – Ипа­тьев­ская лето­пись) отно­сит­ся к смер­ти Дави­да Рости­сла­ви­ча.

«Сам бо (князь. – А.П.) сяков обы­чай име­еть – по вся дни ходя ко церк­ви свя­та­го архи­стра­ти­га божия Миха­и­ла, юже бе сам создал во кня­же­ньи сво­ем, такое же несть в полу­нощ­ной стране, и всим при­хо­дя­щим к ней диви­ти­ся изряд­ней кра­со­те­ея, ико­ны зла­том и среб­ром, и жемч­ю­гом, и каме­ни­ем дра­гим укра­ше­ны, и всею бла­го­да­тью испол­не­на».

8.3

Как види­те, речь сра­зу же идет о кра­со­те хра­ма. И дей­стви­тель­но, для того вре­ме­ни храм был совсем уж необы­чай­ным. Четы­рех­столп­ный храм, сим­мет­рич­но окру­жен­ный тре­мя при­тво­ра­ми и апси­да­ми с чет­вер­той сто­ро­ны, сту­пен­ча­то под­ни­мал­ся вверх на 35 мет­ров. Что-то похо­жее к тому вре­ме­ни было, пожа­луй, толь­ко в Полоц­ке – в Спас­ском собо­ре Евфро­си­ньев­ско­го мона­сты­ря. Неуди­ви­тель­но, что зда­ние счи­та­лось чудом – слиш­ком дале­ко ушли смо­лен­ские зод­чие от визан­тий­ских кано­нов.

Кста­ти, дву­мя деся­ти­ле­ти­я­ми поз­же еще один храм, сохра­нив­ший­ся до сих пор, был выстро­ен смо­лен­ски­ми зод­чи­ми. Это Пят­ниц­кая цер­ковь на тор­гу в Нов­го­ро­де, о кото­рой мы писа­ли сот­ню номе­ров назад (см. ТрВ-Нау­ка № 51).

Состояние церкви на 1952 год. Фото М. Каверзнева
Состо­я­ние церк­ви на 1952 год.
Фото М. Каверз­не­ва

Даль­ней­шая судь­ба хра­ма оста­ет­ся неяс­ной. Ско­рее все­го, он обвет­шал, ремон­ти­ро­вал­ся во вре­мя поль­ско­го заво­е­ва­ния Смо­лен­ска, потом сно­ва ремон­ти­ро­вал­ся… В XX веке наста­ло вре­мя рестав­ра­ции.

Свирская церковь на плане XVII века
Свир­ская цер­ковь на плане XVII века

Хра­мом зани­мал­ся вели­кий рестав­ра­тор Петр Бара­нов­ский (см ТрВ-Нау­ка № 106). Он обу­стро­ил кров­ли хра­ма. Дру­гой выда­ю­щий­ся рестав­ра­тор и исто­рик архи­тек­ту­ры: Сер­гей Подъ­яполь­ский, с 1978 года зани­мал­ся науч­ной рестав­ра­ци­ей фаса­дов и инте­рье­ров хра­ма. К сожа­ле­нию, в церк­ви почти не оста­лось фре­сок. Уди­ви­тель­но, но боль­шин­ство фраг­мен­тов домон­голь­ской живо­пи­си Смо­лен­ска было обна­ру­же­но. во вре­мя рас­ко­пок не сохра­нив­ших­ся хра­мов. Теперь эти фраг­мен­ты хра­нят­ся в Эрми­та­же.

А Михай­лов­ская цер­ковь и поныне сто­ит, сей­час она воз­вра­ще­на Рус­ской пра­во­слав­ной Церк­ви, что, в общем, к  сча­стью, не ска­зы­ва­ет­ся на ее сохран­но­сти.

8.6

8.5

Цвет­ные фото авто­ра

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: