Ясное и отвлеченное обаяние Берты Моризо

14.2

Ревекка Фрумкина
Ревекка Фрумкина

Те, кто не сразу вспомнит это имя, скорее всего, видели Берту Моризо на известной картине Эдуарда Мане «Балкон»(1868): Моризо сидит слева.

Мане избегал профессиональных натурщиков и попросил Берту Моризо, с которой он к этому времени уже был знаком, ему позировать. Пока Мане работал над «Балконом», Моризо в сопровождении матери регулярно приходила к нему в мастерскую. К этому времени Берта Моризо успела не только избрать путь профессионального художника, но дважды выставиться в «Салоне».

В дальнейшем Моризо и Мане связывала не только тесная дружба, но и родство: в 1874 году Моризо вышла замуж за брата Эдуарда Мане, Эжена, а в 1878-м у них родилась дочь Жюли. Брак с Эженом Мане был удачным: будучи тоже художником, он, тем не менее, оставил живопись и посвятил себя профессиональным заботам жены и делам семьи.

Берта Моризо родилась в 1841 году в Бурже, в семье крупного чиновника. Берта приходилась правнучатой племянницей великому Фрагонару. Свое призвание она ощутила достаточно рано; однако Академия живописи для лиц женского пола была заведомо закрыта. Поэтому Берта и ее сестра Эдма занимались у известных художников-педагогов, в том числе учились у Коро писать на пленэре, что для того времени было в новинку.

Эдуард Мане. Портрет Берты Моризо. 1872 год
Эдуард Мане. Портрет Берты Моризо. 1872 год

Коро высоко оценил способности и целеустремленность Берты; более того, он стал бывать в семье ее родителей, что все биографы Моризо отмечают как знак особого сочувствия и веры мэтра в будущее его ученицы.

Обаяние Берты Моризо сочеталось со скрытностью и замкнутостью. При этом она была крайне требовательна к себе и глубоко предана друзьям. В частности, поддерживая будущих «импрессионистов», в 1874 году Моризо отказалась выставляться в «Салоне» и в дальнейшем участвовала во всех выставках бывших «отверженных», кроме одной, поскольку в это время у нее родилась дочь.

Дом Берты Моризо был всегда открыт для ее друзей. В 1881-1883 годах «четверги» Моризо стали местом встреч художников и поэтов: Дега, Кайботт, Моне, Писарро, Уистлер, Пюви де Шаванн, Ренуар и Малларме были ее частыми гостями; с Малларме Моризо связывала нежная и глубокая дружба.

Работы Берты Моризо — масло, пастели — написаны в светлых тонах; их намеренная как бы «незаконченность», эскизность заставляет ощущать воздушную среду вокруг персонажей.Ее изображения детей и молодых женщин отличаются естественностью, непринужденностью поз, в них нет «красивостей». Среди работ Моризо именно эти картины пользуются наибольшей известностью; она много раз писала свою сестру Эдму, позже — свою дочь Жюли.

Если посмотреть подряд пару десятков работ Берты Моризо, то даже ранний Моне начинает казаться слишком «плотным». Зато его «Бульвар Капуцинок» (1874) или «Мадам Моне с ребенком в саду художника в Аржантее» (1875), где «воздушность» и плотность переданы наложением маленьких мазков, видишь общность видения импрессионистов, а не общность техники как таковой.

Берта Моризо. После завтрака. 1881 год
Берта Моризо. После завтрака. 1881 год

В 1881 году художественный критик Постав Жоффруа писал о работах Моризо: «В ее картинах контуры всегда несколько размыты, но всё это живет своей жизнью. Предметы, фигуры, воздух, который их колеблет … объединены особой, невыразимой гармонией».

Когда рассматриваешь картину Моризо «Сад в Буживале» (1884), особый смысл приобретают строки из ее дневника: «Удержать что-нибудь из происходящего, ну хоть что-нибудь, даже пустяк — улыбку, цветок, какой-нибудь плод, ветку дерева […] Нет, это все-таки чересчур».

Берта Моризо умерла в 1895 году от пневмонии, оставив огромное художественное наследство — около 860 работ.

Поль Валери писал о Берте Моризо в статье к ее выставке 1926 году так: «Берта Моризо вся пребывала в своих огромных глазах, чья невероятная сосредоточенность на собственной функции, на своем постоянном усилии придавала ей то постороннее, отдаленное отношение, которое отдалило от нее людей».

Эдуард Мане оставил, по меньшей мере, 11 портретов Берты Моризо. Самому раннему из них, датированному 1872 годом, Поль Валери посвятил восторженные страницы в очерке «Триумф Мане», написанном им в качестве введения к каталогу выставки 1926 года к столетию Мане: «…Портрет, о котором я говорю, — поэма… С физической схожестью модели он сочетает неповторимость сочетаний, подобающую необычайной личности, и тем властительно закрепляет ясное и отвлеченное обаяние Берты Моризо». 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 См. также:

  • Эдвард Бёрн-Джонс, хранитель легенд21.11.2017 Эдвард Бёрн-Джонс, хранитель легенд «Много палат есть во дворце искусств, но та, ключ от которой хранит Бёрн-Джонс, являет собой сокровищницу. Размах его воображения, плодоносность фантазии, изысканность исполнения, редкий дар колориста — вот особенности этого мастера».
  • Джон Ла Фарж и его витражи26.09.2017 Джон Ла Фарж и его витражи Американский художник Джон Ла Фарж (John La Farge, 1835–1910) прославился более всего как автор витражей и создатель витражного стекла (stained glass) особого качества. Именно его витражи украшают одно из лучших в США церковных зданий — храм Святой Троицы в Бостоне. Ла Фарж прожил долгую и плодотворную жизнь, и его заслуги перед мировой культурой не сводятся к ценимым и по сей день многочисленным витражам. Для одной жизни хватило бы и того, что именно Ла Фарж был создателем музея Метрополитен в Нью-Йорке — его роль в этом сравнима с ролью Ивана Цветаева в создании Музея изящных искусств в Москве. Ла Фарж был также основателем Общества американских художников и Общества американских муралистов, т. е. специалистов по стенным росписям. Именно Ла Фарж в конце 1870-х годов содействовал популярности и совершенствованию техники акварели, используя акварель для натюрмортов и фиксации впечатлений от путешествий по странам Востока. Во многом именно Ла Фарж открыл для американского […]
  • Заря импрессионизма: Фредерик Базиль14.03.2017 Заря импрессионизма: Фредерик Базиль Французский художник Фредерик Базиль (Jean-Frédéric Bazille; 1841-1870) погиб на Франко-прусской войне в расцвете сил: с момента его признания до его гибели прошло всего семь лет. Базиль оставил около 60 законченных работ, которые впервые были показаны публике на Осеннем салоне в Париже в 1910 году. Недавно в музее Орсе в Париже состоялась большая выставка Базиля. Ее задачей было как можно более полно показать наследие художника и очертить его место во французской живописи — прежде всего в становлении импрессионизма…
  • «Красота в глазах смотрящего» — 431.01.2017 «Красота в глазах смотрящего» — 4 В Голландии XVII века цветочный натюрморт был своего рода «ярмарочным» искусством — в этом жанре работали многие художники разной степени одаренности, а изображение тюльпана стоило во много раз дешевле, нежели луковица какого-нибудь незнаменитого сорта. Разумеется, крупные художники, писавшие цветочные натюрморты, получали за них немалые деньги. Но ныне особенности их мастерства важны исследователям их живописи, а не обычному (даже опытному) зрителю. Так что лучше всего погрузиться на несколько часов в творчество кого-то одного из них — например, можно сосредоточиться на нескольких натюрмортах прекрасной художницы Марии ван […]
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: