Советы читателю научпопа

Фото с сайта премии «Просветитель». Д. Жуков на лекции «Неконтролируемый стресс» в ДК ЗИЛ
Фото с сайта премии «Просветитель».
Д. Жуков на лекции «Неконтролируемый стресс» в ДК ЗИЛ

После того, как моя книга «Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей» получила в прошлом году премию «Просветитель», в Сети появляется много комментариев, в том числе, и аналитических. Приятно, что большинство откликов положительные, но у части читателей книга вызвала непонимание и неприятие. Мне бы хотелось дать несколько советов читателям научно-популярной литературы. Подчеркну, что я адресуюсь к читателям неверующим. С верующими спорить бесполезно, причем неважно, во что именно они верят. В то, что мир был сотворен за шесть дней; или в свои регулярные контакты с инопланетянами; или в то, что человек принципиально отличен от прочих животных; или в то, что мозг новорожденного мальчика точно такой же, как и мозг новорожденной девочки. Вера – она вера и есть, доказательств не требует. Я адресуюсь к читателю непредвзятому, который может и иметь свои убеждения по данному вопросу, но готов ознакомиться и с иными точками зрения.

Среди научно-популярной литературы особую сложность для чтения представляют книги, касающиеся поведения человека. Хорошо известно, что все люди разбираются в политике и в футболе. Но и в поведении человека – тоже многие считают себя весьма компетентными. Это ошибка. Специалисты, профессионально изучающие поведение, знакомы и с теоретическими основами, и со многими данными экспериментов и наблюдений, неизвестными широкой публике. Тогда как знание житейски опытных людей основано исключительно на их собственном опыте. Так лесник знает о лесе больше, чем все вместе взятые профессора ботаники и зоологии. Но он знает всё только о своем лесе! Опытная проститутка знает всё о мужской сексуальности, но вряд ли она сможет прочесть курс по сексологии.

Поэтому посоветую читателю научно-популярной литературы, прежде всего, непредвзятого отношения к книге, написанной профессионалом.

Второй совет: не доверяйте Интернету. Сетевые знания надежны, если нужно узнать смысл незнакомого слова. Или уточнить дату битвы при Азенкуре, или узнать – где находится государство Кирибати. Впрочем, ответы даже на подобные простые запросы могут приводить к путанице. Например, одна читательница моей книги, столкнувшись со словом «гуморальные механизмы», посмотрела его в Сети. Но Яндекс, при наборе «гуморальный» первым предлагает выражение «гуморальный иммунитет». Читательница тут же разразилась возмущенным постом – какое имеет отношение иммунитет к поведению!

Что касается более сложной информации, то здесь надо быть еще осторожнее. Статьи Википедии «Поведение», «Стресс» трактуют примерно одну сотую всех аспектов данных понятий. К тому же многие материалы Интернета, особенно касающиеся поведения и физиологии человека, имеют откровенно коммерческий характер.
Третий совет: помнить, что в научно-популярной литературе неизбежны упрощения. Эти упрощенные формулировки могут быть, с академической точки зрения, признаны ошибочными. Например, вполне допустимая в научпопе фраза «Как известно, мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ», строго говоря, содержит ложные утверждения. Корректно было бы «Парциальное давление кислорода больше во вдыхаемом воздухе, чем в выдыхаемом, а парциальное давление углекислого газа – наоборот, больше в выдыхаемом, чем во вдыхаемом». Но такая фраза уместна в учебнике, а читателя научпопа, скорее всего, отпугнет.

Конечно, всегда приятно обнаружить неточность или ошибку в высказываниях специалиста. Это повышает нашу самооценку. Но, если вы хотите самоутверждаться подобным образом, выискивайте огрехи в статьях автора, опубликованных в академических журналах. Замечу, что в хорошем научпопе всегда имеется достаточное количество ссылок на публикации в рецензируемых изданиях. И, если какое-то утверждение автора покажется читателю чересчур смелым, он, если не поленится, достанет оригинальную статью, или монографию и изучит этот аспект темы подробнее.

Последний совет относится только к читателям литературы о поведении человека: многие выводы спекулятивны, и это нормально! Спекуляция в данном случае означает нестрого доказанное утверждение, предположение – хотя и с высокой долей вероятности. Дело в том, что многие исследования принципиально невозможно провести на человеке. Американский генетик Ричард Левонтин шутит по этому поводу: «Жаль, что Бах, у которого было десять сыновей, и все они стали музыкантами, – жаль, что он не догадался отдать пятерых на воспитание кузнецу. Вот тогда мы бы имели некие данные о соотношении влияния биологической наследственности и условий среды на музыкальные способности». Но авторы смело делают предположения, основанные на экспериментах, проведенных на животных. Делают они это потому, что твердо уверены в том, что общие закономерности биологии человека и прочих животных – одни и те же. То, что человек, прежде всего, это биологический вид – это аксиома для биологов.

В прошлом, 2013, году мы отмечали 50-летие выхода в свет замечательной книги Конрада Лоренца «Об агрессии. Так называемое «зло»». Эта книга в свое время взорвала общественное мнение и немало, надо думать, способствовала присуждению Лоренцу Нобелевской премии по физиологии и медицине. Но в своем замечательном труде автор оперирует, почти исключительно, фактами, полученными в результате наблюдений и экспериментов над животными! Перенос закономерностей поведения животных на поведение человека был для Лоренца естественным и не содержал никакой логической натяжки.

Самый последний совет: помните, что есть и другие авторы. Никакая книга не может дать исчерпывающих ответов на все задаваемые читателем вопросы. Да и по каждому вопросу мнений в среде специалистов всегда больше одного.

Вдумчивого вам чтения!

Дмитрий Жуков,
лауреат премии «Просветитель» 2013 года

Подписаться
Уведомление о
guest

4 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Александр Кауров
Александр Кауров
9 года (лет) назад

Спасибо автору за хорошие советы. Очень актуально.

Александр
Александр
8 года (лет) назад

Ничего подобного в разделе научно-популярной литературы я не читал никогда в жизни. Практически никаких обоснований, все следует принимать на веру, множество ложных утверждений, некоторые из них просто невежественны. Приведу лишь два примера: 1. Цитата из книги: «… регулярно создаются вредные теории воспитания, которые игнорируют или отрицают врожденные потребности. Например, отрицается врожденная потребность в эмоциональном контакте с близкими членами сообщества – воспитание по доктору Споку…» (Глава 1, параграф «Этология»). А теперь одна цитата из книги Спока “Ребенок и уход за ним” (таких мест в книге Спока очень много): «Когда вы его кормите, одеваете, купаете, разговариваете с ним, меняете пеленку, держите его на руках или просто находитесь с ним в одной комнате, он все больше осознает, как много он значит для вас, а вы для него. Когда вы его ласкаете, обнимаете и показываете ему, что он самый лучший малыш на свете, вы делаете его счастливым. Ласка имеет такое же значение для эмоционального развития ребенка, как молоко — для физического. Может быть поэтому мы, взрослые, всегда стремимся доставить ребенку удовольствие, инстинктивно начиная сюсюкать, кивать головой и т. п. Так ведут себя даже солидные и необщительные люди. Главный недостаток родительской неопытности — излишне серьезное отношение к родительским обязанностям, которое мешает получить удовольствие от материнства. В этом случае и мать, и ребенок лишаются огромной радости в жизни». (Глава «Ежедневный уход за ребенком», параграф «Когда ребенок не спит»). 2. Цитата из книги: «К «чисто человеческим» особенностям психики и поведения, к качественным отличиям человека от прочих животных можно отнести очень немногое. Сразу же отвергнем сознание и мышление как исключительные свойства человека. Во-первых, нет определения этих качеств. Точнее, определений сознания и мышления так много, что совершенно непонятно, что же это за вещи. Во-вторых, невозможно представить себе эксперимент, который опроверг бы наличие сознания у животных. В-третьих, легко предъявить доказательства отсутствия мышления у человека…» (Глава 1, параграф «Качественные отличия… Подробнее »

admin
8 года (лет) назад
В ответ на:  Александр

Не знаю, что тут за битвы (или какой-то пиар какого-то блога?), но мне всегда казалось, что о навязчивом, весьма внутрипротиворечивом и гораздом на всякие придумки “докторе Споке” нужно было бы знать прежде всего это:
Педагог, не сумевший воспитать собственных детей
http://letidor.ru/article/bendzhamin-spok_-otkrytiya-i-z_144632/page4/
https://en.wikipedia.org/wiki/Benjamin_Spock

Александр
Александр
8 года (лет) назад
В ответ на:  admin

Я обсуждаю не Спока, а невежественную цитату автора книги, который Спока не открывал, а “знакомился” с ним по Василию Белову. Если же говорить о воспитателях, то у них редко что-то получалось с собственными детьми, поскольку слишком много времени уходило на чужих.
Кстати, ссылка на мой блог – не пиар, а единственная возможность прокричать: “Хоть загляните в книгу, которую вы превозносите. Хоть посмотрите, что там написано.”

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...