Физик в гостях у медика

Владислав СыщенкоВладислав Сыщенко, докт. физ.-мат. наук (Белгородский государственный национальный исследовательский университет), размышляет над тем, какие книги рекомендовать студентам по курсу «медицинская физика».

Биология и медицина всегда были для меня чем-то вроде хобби, поэтому я с энтузиазмом воспринял открытие в нашем университете специальности «медицинская физика». Однако согласно учебному плану, спецкурсы, связанные с медициной, появляются только на четвертом году обучения. В таких обстоятельствах примеры медико-биологического характера следует приводить всюду, где это возможно, не дожидаясь от студентов недоуменных вопросов типа «когда же нас будут учить хоть чему-то медицинскому?»

Наиболее подходящими источниками материала, содержащего наряду с качественным обсуждением и количественные оценки, мне показались три книги, первая из которых была в моем распоряжении с детства и доставила в свое время немало удовольствия.

Совсем для детворы

14Книга Е.А. Безденежных и И.С. Брикман «Физика в живой природе и медицине» [1] была довольно широко распространенна Украине. Она представ- в ляет собой своеобразное биомедицинское сопровождение школьного курса физики, рекомендованное также для медучилищ и младших курсов биофаков и мединститутов. Несмотря на «детский» стиль и то, что часть материала устарела, из книги можно почерпнуть не мало полезного. Например,там объясняется принцип классической, то есть некомпьютерной, томографии (благодаря своей низкой стоимости такие томографы до сих пор используются в отечественных противотуберкулезных медучреждениях). По-видимому, мою высокую оценку данной книги разделяют многие читатели: запрос в поисковой системе показывает, что и в наши дни она
входит в списки дополнительной литературы для студентов-медиков.

Для «продвинутых»

14.1Книга К.Ю. Богданова «Физик в гостях у биолога» [2] представляет собой 49-й выпуск серии «Библиотечки «Квант»». Научный уровень этих книжек в рекомендациях не нуждается, единственный недостаток является продолжением достоинств: книги этой серии, формально ориентированные на старших школьников,для их восприятия несколько сложноваты. Независимо от года издания, я знакомился с ними заметно позже школьного возраста (такие книжки удивительно хороши в качестве развлекательного чтения в перерывах между штудиями квантовой теории поля и физики плазмы).

Конкретно, книга [2] в доступной и занимательной форме охватывает большинство тем, относимых к «общей биофизике»: электрические, оптические и акустические явления в живых организмах, биофизика дыхания, механика опорно-двигательного аппарата и динамика кровообращения. Использование этого материала в курсе общей физики просто напрашивается. Но если в этом случае от преподавателя все-таки потребуется некоторая подготовительная работа, то в следующей книге из сегодняшнего обзора она уже проведена.

Премед — человек взрослый

14.2Книга Дж.Б. Мэриона «Общая физика с биологическими примерами» [3] представляет собой вводный курс физики для студентов, у которых он будет первым и последним, рассчитанный на один год и не использующий высшей математики. Для конкретизации целевой аудитории были выбраны студенты прикладных медико-биологических специальностей, в том числе будущие врачи (некоторые реалии подготовки американских премедов со свойственным ему мягким юмором описал физик и блоггер traveller2 [4]).

Сам учебник написан в довольно стандартной манере, несколько суше, чем аналогичный вводный курс Дж. Орира, о котором я писал ранее [5], и с большим количеством технических деталей. «Изюминкой» же курса Мэриона являются именно эти биологические примеры — по одному (или более) разделу в каждой главе, со своими собственными задачами (и даже отдельным списком ответов в конце книги).

В сумме эти разделы составляют примерно 13% от общего объема учебника, и читать их можно независимо от основного текста (что подчеркнуто в оригинальном английском названии книги Jerry B. Marion «General Physics with Bioscience Essays»). Вот полный перечень этих разделов (гипотетический врач, прорешавший все задачи к ним, вызывает у меня чувство восхищения):

1. Шкалирование и размеры предметов (крайне неудачный перевод заголовка, на самом деле речь идет о простых оценках, раскрывающих влияние размеров тела на образ жизни животных).

2. Скорости бега.

3. Прыжок в длину с разбега.

4. Силы, ломающие кости при прыжках.

5. Распределение массы в теле человека.

6. Системы вытяжки костей.

7. Силы, действующие на мышцы и кости.

8. Искусственная гравитация.

9. Энергетика бега.

10. Энергетика прыжков.

11. Течение крови в кровеносной системе.

12. Энергия и скорость метаболизма у животных.

13. Диффузия.

14. Осмос.

15. Упругие свойства биологических материалов.

16. Мембранные потенциалы и нервные импульсы.

17. Электромагнитные счетчики скорости крови.

18. Действие электрического тока на тело человека. Риск поражения током в быту.

19. Ухо и слух.

20. Глаз и зрение.

21. Острота зрения.

22. Электронный микроскоп.

23. Использование лазеров в медицине.

24. Молекулярная спектроскопия.

25. Радиационное облучение людей.

26. Биологическое действие радиационного излучения на людей.

Книги Мэриона и Богданова удивительно гармонируют друг с другом как по тематике, так и по уровню изложения. Вышедшие в один год, эти две книги взаимно дополняют друг друга, зачастую объясняя одно и то же (например теорию распространения нервного импульса) несколько разными словами. После их проработки у студента вполне может сформироваться некое целостное представление о том, как «работают» законы физики в живом организме.

А что у нас?

Книга [3], написанная для американских премедов, приводит наc к вопросу о преподавании физики отечественным студентам-медикам. Не будучи специалистом, я воздержусь от оценки существующих руководств, программ и практики преподавания. Вместо этого я хотел бы призвать коллег, занятых в связке физика — медицина, поделиться опытом и высказать свои суждения о том, какая физика нужна (если нужна?) студентам-медикам и какие физики нужны (если нужны?) в современной отечественной медицине.

1. Безденежных Е.А., Брикман И.С. Физика в живой природе и медицине.— Киев: Радянська школа, 1976.

2. Богданов К.Ю. Физик в гостях у биолога (Библиотечка «Квант», вып. 49) — М.: Наука, 1986.

3. Мэрион Дж.Б. Общая физика с биологическими примерами. — М.: Высшая школа, 1986.

4. См. ниже заметку traveller2.

5. В. Сыщенко. Похвальное слово «Популярной физике» Дж. Орира. ТрВ-124, 12 марта 2013 года. http://goo.gl/kVdV9L

Подписаться
Уведомление о
guest

2 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Татьяна
Татьяна
10 года (лет) назад

Спасибо, сейчас ищу книгу для сына по этой теме.

Сыщенко В.В.
10 года (лет) назад

На здоровье! Рад, что оказалось полезно!

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...