Елена Коровай, художник

Е. Коровай

Е. Коро­вай

Я откры­ла для себя Еле­ну Коро­вай, когда иска­ла мате­ри­а­лы о музее в Нуку­се. (Подроб­ный рас­сказ о ее жиз­ни и твор­че­стве вы най­де­те в кни­ге Оль­ги Рой­тен­берг «Неуже­ли кто-то вспом­нил, что мы были…» Из исто­рии худо­же­ствен­ной жиз­ни, 1925–1935. Кни­га- аль­бом. M.,«Галарт», 2004, 544 стр. Неко­то­рые рабо­ты Е. Коро­вай, вос­про­из­ве­ден­ные в этой кни­ге, см. http://avanage.ru/).

Еле­на Людви­гов­на Коро­вай роди­лась в 1901 году в Воро­не­же. Ее отец слу­жил по желез­но­до­рож­но­му ведом­ству; при этом он был био­ло­гом и, соглас­но одно­му из источ­ни­ков, чле­ном Бри­тан­ско­го Коро­лев­ско­го Обще­ства. Мать, Вера Вале­ри­а­нов­на Коро­вай, была дра­ма­ти­че­ской актри­сой. Дет­ство Еле­на Коро­вай про­ве­ла в Хар­бине, где ее отец зани­мал долж­ность началь­ни­ка узла хар­бин­ско­го отде­ле­ния КВЖД.

В 1913 году Еле­на пере­еха­ла с мате­рью в Петер­бург, где посту­пи­ла в гим­на­зию; тогда же она нача­ла посе­щать шко­лу Обще­ства поощ­ре­ния худо­жеств. В 1917-м семья Коро­вай пере­еха­ла в Бар­на­ул, где была весь­ма ожив­лен­ная худо­же­ствен­ная жизнь, в том чис­ле рабо­та­ла сту­дия изо­ис­кус­ства Алтай­ских губерн­ских худо­же­ствен­но-тех­ни­че­ских мастер­ских. Там Еле­на Коро­вай позна­ко­ми­лась с кру­гом моло­дых худож­ни­ков, в том чис­ле с их лиде­ром – М. Кур­зи­ным. Она всту­пи­ла в Алтай­ское худо­же­ствен­ное обще­ство и в 1918 году участ­во­ва­ла в выстав­ке, орга­ни­зо­ван­ной этим Обще­ством.

Е.Коровай. Автопортрет

Е.Коровай. Авто­порт­рет

Совре­мен­ни­ки, оста­вив­шие вос­по­ми­на­ния о моло­до­сти худож­ни­цы, отме­ча­ли ее осо­бую энер­ге­ти­ку, откры­тость новым темам и новым тех­ни­кам, страсть к путе­ше­стви­ям. Неза­у­ряд­ная реши­тель­ность и энер­гия, несо­мнен­но, были свой­ствен­ны Елене Коро­вай: неда­ром она суме­ла в 1921 году добрать­ся из Бар­на­у­ла до Моск­вы – види­мо, преж­де все­го ради уче­бы во ВХУ­ТЕ­МА­Се. В 1923–1924 годах Коро­вай сов­мест­но с Миха­и­лом Кур­зи­ным и Миха­и­лом Гай­ду­ке­ви­чем совер­ши­ла дли­тель­ную поезд­ку: Сим­фе­ро­поль – Южный берег Кры­ма – Бату­ми. В сере­дине 1920-х она при­е­ха­ла в Сред­нюю Азию и вре­мя от вре­ме­ни жила в Таш­кен­те, а в 1927 пере­еха­ла в Самар­канд, где про­жи­ла до кон­ца Оте­че­ствен­ной вой­ны.

Во вре­мя вой­ны в Самар­канд был эва­ку­и­ро­ван В.А. Фавор­ский. Он уже тогда был извест­ней­шим худож­ни­ком и, несо­мнен­но, леген­дар­ной лич­но­стью. Даже дети – если они уме­ли читать – лег­ко опо­зна­ва­ли его гра­вю­ры; «рука» Фавор­ско­го была сим­во­лом куль­ту­ры кни­ги.

Фавор­ский при­гла­сил Еле­ну Коро­вай в Моск­ву (ско­рее все­го – вызвал, что было в то вре­мя весь­ма слож­но) и в 1946 году посе­лил ее с доче­рью Ири­ной «у себя»,т.е. в ман­сар­де так назы­ва­е­мо­го «Крас­но­го дома в Ново­ги­ре­еве», кото­рый Фавор­ский еще в 1930-е постро­ил вме­сте с дву­мя худож­ни­ка­ми – скуль­пто­ром Ива­ном Ефи­мо­вым и уче­ни­ком Ефи­мо­ва, скуль­пто­ром Львом Кар­да­ше­вым.

Там Коро­вай и про­жи­ла до кон­ца жиз­ни – ее не ста­ло в 1974-м.

Резю­ми­руя жизнь и твор­че­ство Коро­вай до ее пере­ез­да в Моск­ву, извест­ный искус­ство­вед Г. Ель­шев­ская писа­ла:

«Так назы­ва­е­мые «забы­тые худож­ни­ки 1930-х годов» – а Коро­вай попа­ла в эту общ­ность в силу обсто­я­тельств – в боль­шин­стве сво­ем не пере­жи­ли хро­но­ло­ги­че­ских рамок суще­ство­ва­ния общ­но­сти: одни погиб­ли, дру­гие сги­ну­ли неиз­вест­но куда, тре­тьи ушли из про­фес­сии. Ей же пред­сто­я­ло про­дол­жить свою дея­тель­ность в ином вре­ме­ни и ином про­стран­стве» («Наше насле­дие», 2009, № 89).

Что в ином вре­ме­ни и ином про­стран­стве Коро­вай мог­ла «предъ­явить» собра­тьям по искус­ству для само­иден­ти­фи­ка­ции? Ее рабо­ты оста­лись в Самар­кан­де – ей не уда­лось их взять с собой (ситу­а­ция, понят­ная для тех, кто пом­нит желез­но­до­рож­ные поезд­ки 40-х и даже 50-х).

Е. Коровай. Красильщики

Е. Коро­вай. Кра­силь­щи­ки

Зара­ба­ты­ва­ла Коро­вай, бла­го­да­ря раз­но­об­ра­зию сво­их уме­ний, как худож­ник – в том чис­ле, она овла­де­ла искус­ством моза­и­ки, а писа­ла то, что было рядом – свою дочь Ири­ну, дру­зей и сосе­дей, натюр­мор­ты. Впо­след­ствии извест­ный гра­вер Илла­ри­он Голи­цын (1928−2007) писал о Коро­вай, с кото­рой он позна­ко­мил­ся, вой­дя совсем моло­дым чело­ве­ком в круг худож­ни­ков «Крас­но­го дома»:

«Обла­дая исклю­чи­тель­ным живо­пис­ным чув­ством, Еле­на Людви­гов­на рабо­та­ла сме­ло, по-моло­до­му, отбра­сы­вая лиш­нее, доби­ва­ясь исклю­чи­тель­ной цве­то­си­лы. Но это всё было после 1946 года, а до того была труд­ная житей­ски, но вдох­но­вен­ная твор­че­ски жизнь. Гео­гра­фия ее жиз­ни: Питер, Бар­на­ул, Самар­канд, Москва, Кав­каз, Крым, Сама­ра… И вез­де она «заво­ди­ла», зара­жая энер­ги­ей всех вокруг себя; театр, пла­ка­ты, иллю­стра­ции, мас­ки – чем толь­ко она ни зани­ма­лась.

Я все­гда удив­лял­ся – в таком малень­ком теле, почти неза­мет­ном, так мощен дух сози­да­нья. По харак­те­ру она – несу­щая зна­мя. Она до кон­ца была ЖИВОПИСЦЕМ – живо, прав­ди­во, сме­ло писа­ла крас­ка­ми, и ей нико­гда не было скуч­но. На каж­дой выстав­ке, где появ­ля­лись ее рас­се­ян­ные в про­стран­стве рабо­ты, они при­тя­ги­ва­ли к себе как маг­ни­том…»

И все-таки рабо­ты преж­них лет вер­ну­лись к авто­ру. В нача­ле 1960-х худож­ник Гри­го­рий Ильич Уль­ко (впо­след­ствии извест­ный мастер, автор гер­ба Самар­кан­да) слу­чай­но нашел рулон с рабо­та­ми Коро­вай  на чер­да­ке Самар­канд­ско­го худо­же­ствен­но­го учи­ли­ща и пере­слал рулон по ука­зан­но­му на нем адре­су.

В 1966 году И.В. Савиц­кий, созда­тель уни­каль­но­го музея в Нуку­се, при­об­рел серию кар­тин Коро­вай «В быв­шем гет­то». В 1968 году эти рабо­ты были пока­за­ны в Москве в Музее искусств наро­дов Восто­ка на выстав­ке «Живо­пись и гра­фи­ка худож­ни­ков Узбе­ки­ста­на. 1920–1930-е годы», а в 1969 году Еле­на Коро­вай была при­ня­та в МОСХ.

Оча­ро­ва­ние работ Еле­ны Коро­вай, выпол­нен­ных в сме­шан­ной тех­ни­ке, труд­но вос­про­из­ве­сти при печа­ти; зато на экране луч­ше вид­но све­че­ние того «живо­пис­но­го чув­ства», о кото­ром писал Илла­ри­он Голи­цын. 

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , ,

 

Один комментарий

  • Наталья Козлова:

    Ува­жа­е­мая Ревек­ка Мар­ков­на! Я рабо­таю в худо­же­ствен­ном музее Челя­бин­ска и пишу ката­лог живо­пи­си 20–50-гг ХХ века из наше­го собра­ния. В собра­нии есть порт­рет Левиц­кой Г.В. напи­сан­ный Еле­ной Коро­вай. Меня очень инте­ре­су­ет дати­ров­ка напи­са­ния порт­ре­та, пред­по­ла­гаю – конец 40- х гг . Уточ­нить, мог­ла бы, дочь Еле­ны Людви­гов­ны – Ири­на Геор­ги­ев­на. Ищу кон­так­ты. Вся­че­ских благ. Ната­лья Коз­ло­ва.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com