Трагическая судьба «двойника» Земли

Изображение Jasiek Кrzysztofiak / Nature [4]

Двум группам исследователей впервые удалось измерить массу экзопланеты размером с Землю [1, 2]. Речь идет о планете Kepler-78b, диаметр которой лишь ненамного больше земного, а оценка массы колеблется от 1,69 до 1,86 массы Земли. Обращается она возле звезды в созвездии Лебедя на расстоянии 400 световых лет от нас. Выясняется, что плотность этой планеты сходна с земной, а это в свою очередь предполагает аналогичный состав пород и наличие железного ядра.

На этом, впрочем, всё сходство и заканчивается. Ведь орбита Kepler-78b примерно в 40 раз меньше, чем у нашего Меркурия, год там длится всего 8,5 часа, а температура на поверхности, как полагают, достигает 2300-3100 градусов Кельвина. Неясно, почему Kepler-78b оказалась так близко к своей звезде, ведь сформироваться на таком расстоянии от светила она не могла, однако дальнейшая ее судьба будет, скорее всего, весьма незавидной — рано или поздно ее разорвут мощные приливные силы звезды-хозяйки.

Чем примечательна эта новость помимо трагической судьбы планеты размером с Землю? Дело в том, что массу экзопланеты обычно оценивают на основе влияния, которое оказывает ее гравитация на родительскую звезду (об этом судят по доплеровскому сдвигу в звездном спектре). Массу же экзопланет размером с Землю, как правило, трудно оценить, потому что они не оказывают такого мощного влияния на свои звезды, как газовые гиганты (их регистрируют по мини-затмениям, когда они оказываются между своей звездой и земными наблюдателями). Однако Kepler-78b, диаметр и орбиту которой впервые вычислила группа астрономов, анализировавшая данные космической обсерватории NASA «Кеплер» (соответствующая публикация была в августе [3]), находится достаточно близко к своей звезде, чтобы вызвать измеримые колебания в ее движении.

1. http://dx.doi.org/10.1038/naturel2767