На школу надейся, а сам не плошай

Л.С. Клейн в 1960-е годы. На кафедре археологии Ленинградского университета
Л.С. Клейн в 1960-е годы. На кафедре археологии Ленинградского университета

Откровенно говоря, самообразование всегда у меня шло рука об руку с образованием. Всякую дисциплину, которую мне выпадало освоить в школе или в университете, я жаждал с самого начала представить себе в целом, как систему. Кроме того, мое самолюбие тешило знать заранее всё, что скажет преподаватель, и было любопытно, сможет ли он рассказать мне что-нибудь сверх того, что есть в учебнике. Поэтому прежде всего я прочитывал учебник целиком. Если он был слишком скучным или примитивным, искал по этой науке более захватывающие изложения, другие учебники, уровнем повыше, научно-популярные книги.

До сих пор помню уроки в старших классах учительницы истории Гертруды Исааковны Ивянской. Мы старались отбарабанить свои ответы как можно скорее, чтобы опрос прошел побыстрее и осталось как можно больше времени на ее изложение. Она начинала рассказывать, и мы сидели не шелохнувшись, даже когда звенел звонок, потому что перед нами проходила сама история. Г. И. рассказывала совсем не по учебнику, а как участница всех событий истории, которые прошли только что, излагала умно, интеллигентно, как взрослым. Это лишь подстегивало читать по истории толстые книги: «Наполеона» Тарле, «Историю французской революции» и т. п.

Потом на филфаке Гродненского пединститута, где я начинал свое обучение, меня поразили лекции молодого ленинградского выпускника (не помню его фамилии) по ранней западно-европейской литературе: «Гомеровский вопрос», «Песнь о Роланде», теории Веселовского. Здесь уже не столько задача была не ударить в грязь лицом перед преподавателем, сколько вставал вопрос о том, а не смогу ли я сам сообразить ответы на трудные загадки науки. Какие вообще тут возможны ответы в принципе? Все ли найдены? Справедливо ли отвергнуты те, что отвергнуты? Это, конечно, побуждало залезать в литературу, конспектировать, составлять картотеки далеко за пределами требуемых знаний.

Поэтому, когда я с величайшим трудом перевелся в Ленинградский университет и попал на лекции к В. Я. Проппу, я уже был в известной мере подготовлен воспринять Проппа и сразу же сообразил, что тут я у первоисточника науки. Завораживающий баритон В. Я. до сих пор звучит в ушах. Лекций Проппа я слушал немного, я же был первое время заочником, но за год освоил гору литературы, и Пропп отметил это в своем отзыве на мою курсовую первого курса, что по объему литературы она годится для кандидатской диссертации.

Но учиться дальше довелось на кафедре археологии исторического факультета (хотя я продолжал слушать лекции и на филфаке, и сдавать экзамены также и там — слушал академиков Мещанинова и Ларина, профессора Кацнельсона).

На кафедре археологии я стал учеником М.И. Артамонова, ездил с ним в экспедиции. Он вел чрезвычайно увлекательные спецкурсы, читал курс бронзового века с английской книжкой Гордона Чайлда, которая тогда еще не была переведена, перед собой — ну, конечно, я, сидя на первом ряду столов из-за близорукости, подглядел, что за книга, и тотчас ее добыл и прочел. А кроме того, меня еще больше, чем лекции Артамонова, увлекали и сам Артамонов, его позиция в науке, его противостояние с академиком Рыбаковым (противником также и Проппа), его исследовательские приемы, и я стал читать все работы Артамонова, независимо от лекций. Так что за каждым словом его как лектора я видел гораздо больше, чем те, кто не читал его работ. Так я воспринимал и лекции других профессоров. На курсы неинтересные вообще не ходил, пользовался учебниками и сдавал на пять.

Зато прилагал усилия к освоению наук, вообще не значащихся в учебном плане. С первых университетских занятий обозначился мой интерес к теории и к синтезу наук. А это отнюдь не поощрялось. Считалось, что это только отвлекает студента от усвоения, так сказать, своего ремесла, обозначенного в программе, и вообще — много о себе думает. Теория придет сама как обобщение большого объема фактов и огромного труда.

Я уже тогда видел, что теория требует совершенно других талантов и другой подготовки. Мне представлялось, что в науке как в гареме: даже очень заслуженному евнуху не светит стать шахом. Для теории требовалось осваивать философию и методологию науки — ее у нас не преподавали.

Требовалось прочесть гору иностранной литературы, изучить историю науки, не только своей, и т. д. Я за всё это брался, и всё это на основе самообразования.

То есть у меня складывалась своя система знаний, сильно отличавшаяся от стандартной.

С языками особая статья. В белорусской школе (мои первые семь лет обучения) в Витебске я учил немецкий и знал его, как все. Может быть, немного лучше, чем все. Мне же, как говорится, всё легко давалось. Но это означает, что языка я не знал. Хотя отец знал несколько языков, в том числе латынь; дед и бабка говорили на нескольких. Но когда в эвакуации в Йошкар-Оле я попал в школу, в которой массово учились дети сотрудников Академии наук из Ленинграда, знавшие по нескольку языков, это уже было делом престижа — заговорить на этих языках. Если школа учит языку столько лет и не дает знаний, значит, система обучения никуда не годится.

Я засел за самоучители, выбрал из них лучшие, довольно скоро разработал себе практичную методику освоения (я подробно пищу о ней в своих мемуарах «Трудно быть Клейном»), сильно отличающуюся от школьной стандартной, с упором на мою любимую системность, сразу видеть перед глазами всю грамматику, всё словообразование, — и дело пошло. За год освоил немецкий настолько, что, отправившись с 9 класса на фронт, мог там выполнять функции переводчика (а впоследствии получил военную специальность офицера-переводчика без специального образования).

Следующий год потратил на английский. А после войны, оказавшись в Гродно, мы с братом взялись за польский: тогда цензура свирепствовала вовсю, а польские радио и газеты были гораздо свободнее, и их не глушили. Мы же хотели всё знать и разбираться сами. Некоторые англоязычные книги у нас были запрещены, а их польские переводы стояли в специальных магазинах. Поэтому, имея опыт самостоятельного овладения языками, мы быстро овладели польским (тем более, что для знающих белорусский это проще, чем для знающих только русский). Там же я стал изучать французский.

Каждый следующий язык давался втрое легче и быстрее предыдущего. Когда, уже будучи взрослым исследователем, я столкнулся с необходимостью прочесть датский труд по археологии (книгу П. Глоба), то встал перед дилеммой: либо читать ее со словарем вслепую, на это уйдет несколько месяцев, либо наскоро овладеть основами языка за несколько недель и прочесть книгу за неделю. Так я и поступил. Сберег много времени.

В моей научной работе обстоятельства не раз побуждали меня браться за исследования, в основном уходящие в другие науки, весьма далекие от моей археологии. Это было и с классической филологией (Гомеровский вопрос), и с происхождением русского язычества (Перун), и с психологией и природой девиантного поведения (гомосексуальность), и т. п.

Я понимал, что в этих позициях меня нетрудно упрекнуть в дилетантском подходе (в котором я упрекал других). Поэтому старался каждый раз очередную новую науку всерьез освоить самообразованием. Не полностью, конечно, — это невозможно, но системно и прежде всего как методику, сохраняя четкое представление о границах своего знания и действуя в этих границах. Всякий раз я выпускал по этим наукам монографии, дискуссионные, подвергавшиеся критике, но и хвале, и ни разу не было серьезного упрека в непрофессионализме.

На основе своего опыта я не скажу, что самообразование лучше школьного и университетского. Самоучка есть самоучка: обычно отсутствует система знаний, нет школы в методике, трудно избежать существенных пробелов. Но что самообразование должно идти рука об руку со стандартным образованием, это для меня несомненно. И жаль, что обычное образование не предусматривает курса о том, как обучаться самому. Особенно это важно сейчас, когда уровень стандартного образования неустанным старанием властей рухнул до плинтуса.

Подписаться
Уведомление о
guest

20 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
саша андреев
саша андреев
10 года (лет) назад

Видимо статья является скромным “трейллером” для последующей книги мемуаров «Трудно быть Клейном». Позволю себе заметить, что самообразование в то время когда студенты были обеспечены государством (стипендией и общежитием) и почти не имели других интересных возможностей, было вполне естественным явлением. Сейчас приходится с малых лет думать о хлебе насущном, что конечно негативно сказывется на образовании. Мерилом успеха стали деньги, а чтобы их заработать не нужно быть очень образованным, нужно быть циничным, хитрым и пронырливым. И это не только в России, это повсеместно. Завершается меденный переход ‘homo sapiens’ в состояние полной материализации в финансовых эквивалентах EUR, USD, etc.

ЛСК
ЛСК
10 года (лет) назад

Не могу с Вами согласиться, Саша Андреев.
Обеспеченность государством была очень слабой и тогда: стипендия была мизерная и тогда, а общежитие есть и сейчас. Подработки (“интересные возможности”) были и тогда. И тогда для успеха нужны были и сейчас нужны не столько деньги, сколько блат (семейные связи) и беспринципность (тогда партийная, а сейчас партийно-чиновная карьера). Ни на Западе, ни у нас научная стезя не оплачивалась и не оплачивается так, как бизнес, попса, футбол или чиновничество (включая депутатов). Но, конечно, там, по крайней мере, сносно оплачиваются занятия наукой, а не ее имитацией.
Статья моя не является трейлером моей будущей книги мемуаров “Трудно быть Клейном”, поскольку книга эта не будущая, а прошлая и полностью раскуплена. Правда, готовится второе издание, но на Украине. А статья была просто заказана редакцией – мне, как и нескольким другим ученым. Вы не заметили? Это тема номера.

Denny
Denny
10 года (лет) назад

Даже не знаю, что тут сказать. Научная работа, если это действительно научная работа, всегда состоит в постижении чего-то нового. Можно заявить, что это единственная (наверно) профессия, где самообразование – основной смысл деятельности.

Анатолий
Анатолий
10 года (лет) назад

ЛСК:”жаль, что обычное образование не предусматривает курса о том, как обучаться самому. ”

Неоднократно жалел об этом.Подсказка специалиста что читать по теме и что читать в первую очередь,позволила сэкономить массу времени. Т.е. получить дополнительные знания.

Занимаясь самообразованием прочитал около 4,5 тысяч книг и только после этого понял,сколько из прочтённого можно было НЕ читать.

Олег
10 года (лет) назад

На Западе выпускается множество методичек стоящих довольно дешево, например “английский за 30 часов” и т.д. Они как правило очень толково составлены.Среди этих книжечек часто попадаются методички под названием “Как научится учиться?”. Раньше их можно было приобрести на Литейном в магазине книги на иностранных языках “Планета” – там продавались словари, справочники, энциклопедии, художественная литература.. Теперь эта лафа кончилась. Народу это не нужно.
Без самообразования было невозможно поскольку официальное образование при СССР было весьма идеологизировано и, давая твердые основы, в то же время всегда не давало чего-то необходимого, для полного освоения предмета.

Олег
10 года (лет) назад

Хочу поделиться свои опытом получения образования при СССР. При обучении в школе и институте закладывались твердые основы знаний – спору нет. Отсутствовала совсем небольшая часть – как применять на практике полученные знания. Применение дифференциального исчисления насколько я смутно помню нам давалось на примере одной -единственной условной задачи об определении скорости точки движущейся с ускорением. И все! Баста. Вспоминаю незабвенный монолог Шерлока Холмса о голове как чердаке, который забивают чем попало. Образование при СССР ставило задачу не столько научить чему-то, сколько забить чердак так, чтобы туда уже было невозможно что-то положить, чтобы сделать самообучение, самообразование невозможным. Фактически обучающемуся давались общие знания, закладывались твердые основы знаний, но не давалось никаких пояснений о методах применения этих знаний. То есть выдавалась винтовка без затвора. Штука отличная, только стрелять из нее нельзя, пока тебе не выдадут затвор. а вот кому его выдать, а кому нет – решала власть. И при этом строго проводилось разделение технарей и гуманитариев. Потому что гуманитарий и технарь в одном лице – опаснейший враг для власти. Это человек умеющий применять методы технических и естественных наук в гуманитарной сфере. Этого избегали всеми возможными способами. Вплоть до запрета заканчивать два вуза, и до разнесения гуманитариев и технарей по разным залам в библиотеках – тогдашних единственных центрах информации. Чтобы заниматься самообразованием надо было пересматривать многие из “ненадежных истин” (по Окуджаве), а это было и нелегко, потому что начинать с нуля скучно, когда ты что-то уже знаешь в данной области, а понять с какого момента тебе напихали в голову ложь и дезу, а что из напиханного истинно – очень непросто и требует огромных усилий и трудолюбия. Пример – обучение при СССР английскому языку – все его учили и никто его не знал. А ведь это нужно было так грамотно построить обучение чтобы при обучении языку сначала в школе, а потом в институте на выходе… Подробнее »

Серж
Серж
10 года (лет) назад
В ответ на:  Олег

Кое в чем согласен, но насчет языков вы ошибаетесь.
Во-первых, были люди, которые в рамках этой системы язык выучили.
Во-вторых, почему далеко не все выучили? Так мотивации не было – за границу нельзя, хорошие книжки активно переводят. Просто было банально лень, по себе помню.
Ну во зачем было испанский учить, хотя идея такая была? Сервантеса читать? Он и на русском не впечатлил. Гениальные латиноамериканцы еще не проклюнулись, да и не такой уж я поклонник художественной литературы, чтобы учить язык только за тем, чтобы романы в оригинале читать.

Серж
Серж
10 года (лет) назад
В ответ на:  Серж

Насчет дифференциального исчисления – боюсь даже предположить, что у вас за вуз был.

Бородин Дмитрий
Бородин Дмитрий
10 года (лет) назад

Наверное, отсутствие навыков самообразоваия было и остается ахилесовой пятой отечественной системы образования. Для нашей ВУЗовской системы не характерна узкая специализация, в рамках которой и можно дать набор некоторых прикладных навыков.Однако в настоящее время, когда невозможно предугадать где будет работать вчерашний студент (я имею ввиду не работу по специальности или не по специальности, а конкретно чем будет заниматься человек), узкая специализация-тупик. Самообразование должно стать мостиком между набором фундаментальных знаний, которые получают в аудитории, и конкретными навыками, которые понадобятся в повседневной жизни.

Анатолий
Анатолий
10 года (лет) назад

Олег: 12.11.2013 в 0:38 13.11.2013 в 17:26 Идеологизация… Странная это была идеологизация. Первый курс:история КПСС.Наша преподаватель рассказывая (кажется) о постепеновцах прочитала стихотворение и сказала,что оно направлено против политики Мартова (Цедербаума).К тому времени я был уже довольно начитанный “мальчик” и сразу же возразил,что это стихотворение принадлежит именно Мартову.Препод вспылила,начала размахивать какой-то книжонкой…Я пообещал принести на следующую лекцию книжку дореволюционного издания с этим стихотворением.И принёс.На втором курсе я узнал,что эту неприятную для ВУЗа ситуацию рассматривала кафедра,но всё закончилось ничем. Второй курс:философия.На первом же семинаре в перерыве я подошёл к преподавателю и показав два места в учебнике сказал,что вижу отсутствие логики.Преподаватель сказал:”Вы правы!Но ничего удивительного,посмотрите на свой учебник.Это учебное пособие и автор сего творения товарищ Афанасьев,главный редактор “Правды”.Так что всё возможно.Только не стоит устраивать по этому поводу демарши,как на истории КПСС.” (Тогда Афанасьев ещё не был академиком АН СССР). Выпускной курс:научный коммунизм.Завтра экзамен.Очень важный экзамен,поскольку “научные коммунисты” визировали наши дипломы.Их подписи красовались на лицевой странице диплома.(До сих пор не могу понять зачем специалисту по электроприводу нужен научный коммунизм).Мы выходим с консультации,садимся в курилке.Наша старостиха спрашивает у меня:”Толя!Вот ты у нас ходячая энциклопедия.А скажи при коммунизме будет проституция или б…ство?” Отвечаю:”Люда!К этому делу надо-ть подойти технически!Что такое проституция?Товарно-денежные отношения.А б….тво?Это хобби!А хобби,как учит нас родная коммунистическая партия,надо развивать!” Смотрю мои визави как-то странно смотрят мне за спину.Оглядываюсь.Стоит наш препод по научному коммунизму и лукаво улыбается.”Этот молодой человек тонко понимает вопросы научного коммунизма.Завтра пятёрка ему обеспечена.” И в самом деле поставил пятёрку. Я не могу вразумительно объяснить почему все эти случаи не привели к обострению ситуации до состояния критической.То ли простое везение,то ли потому,что был я круглым отличником (первые три года вообще не сдавал экзамены,поскольку ставили мне “автоматы”),то ли в силу буйного моего характера… Не знаю! Это по поводу идеологии.Второе,уже гуманитарное образование я не получил потому,что не смог найти заочную форму обучения на историческом… Подробнее »

Бородин Дмитрий
Бородин Дмитрий
10 года (лет) назад

Не могу не согласиться с Львом Самуиловичем по поводу сравнения “сейчас” и “тогда”. Очень часто самообразовываются люди, которые не планируют получить от этого каких-либо материальных благ. Сам многоуважаемый Л.С.Клейн тому пример. Если же продолжать сравнение, то нужно заметить, что “сейчас” появилось много переводов книг о которых “тогда” можно было даже не думать.

Олег
10 года (лет) назад

С одной стороны – переводы – нужное и замечательное дело. С другой стороны – они уничтожают стимул к изучению языков.Зачем пыхтеть и изучать язык в оригинале, когда вот он, готовый перевод. А то что оригинал и перевод – с часто совершенно разные вещи, увы, – это факт. Советская тоталитарная система, если и заключала в себе хоть какие-то достоинства – то это были ее недостатки (вот такой парадокс). Будучи технарем и работая в военном кораблестроении я мог ходить на работу и за свою мизерную зарплату как и другие целыми днями ничего не делать. Все занимались кто чем- одни ходили с работы в баню или в кино, женщины уходили с работы и бегали по магазинам, я в свое удовольствие занимался самообразованием. Это было замечательно! В институте у нас была прекрасная техническая библиотека и туда попадало множество книг по гуманитарным специальностям, которых у гуманитариев, я уверен, было не достать. Поскольку я считаю что в СССР ничего не делалось случайно – может так оно и было запланировано. Потом спецхран! – туда цензоры отбирали все лучшее что выходило в мире. Там была собрана в виде запрещенных книг квинтэссенция нашей цивилизации – сумей проникнуть в спецхран – и тебе не нужно перерывать кучи мусора в поисках золотых зерен – цензоры уже отобрали для тебя все лучшее что есть в мире – там отвалы золотой породы с крупинками мусора. Как не пожалеть об этом времени всеобщей цензуры? А как это стимулировло к изучению языков! Например “1984” Оруэлла за чтение которого давали 5 лет отсидки, на английском стоял в спецхране, а на французском или финском попадал на свободный доступ. Изучайте языки если хотите читать запрещенную на английском литературу. Такого сейчас уж нет! Я утверждал и утверждаю что для пытливого и умного человека и тогда во времена тоталитаризма никаких белых пятен в истории не было – кто хотел… Подробнее »

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...