«Гипатия» — алмаз, сошедший с небес

Ливийская пустыня известна находками природных стекол, разбросанных на территории в 6 тыс. км2. По своему химическому составу эти стекла соответствуют местным породам и, как считается, были образованы из-за мощной термальной волны, вызванной сгоранием в атмосфере какого-то космического тела. Большинство сходится во мнении, что таким телом была комета, однако заметно больших масштабов, чем, например, Тунгусский «метеорит», приведший только к лесным пожарам. Ливийское событие произошло 28,5 млн лет, а тунгусское, как известно, в 1908 году. В ноябрьском выпуске журнал Earth and Planetary Science Letters [1] представляет на суд читателей статью большого коллектива авторов (преимущественно из различных организаций Южной Африки), в которой те подтверждают кометную гипотезу ливийских стекол, но на более высоком уровне аргументации.

Среди множественных и достаточно однообразных находок стекол в Ливийской пустыне в 1996 году был также обнаружен и странный, твердый, но хрупкий фрагмент размером 3,5-3,2-2,1 см, названный «Гипатия» — по имени женщины-философа, проживавшей в четвертом веке в Александрии. Как оказалось, «Гипатия» преимущественно сложена карбонадо-поликристаллической разновидностью кубического алмаза черного цвета. Небольшие примеси кальцита, гётита, кварца и глинистых минералов (не более 5% по массе) попали в нее уже на Земле по трещинам. Наибольший интерес вызывает изотопный состав углерода и аргона. По изотопам углерода «Гипатия» соответствует только кометам Галлея и 81P/Вильда, чей состав известен, а также межпланетной пыли, происхождение которой также часто связывается с кометами. Изотопный состав аргона, в свою очередь, указывает на то, что аргон «Гипатии» представлен смесью внеземного газа и земной атмосферы.

Таким образом, «Гипатия» скорее всего является фрагментом кометы, которая 28,5 млн лет назад столкнулась с Землей. При этом столкновении возникла высокая температура, достаточная для плавления пород, обнажавшихся на территории современной Ливийской пустыни, а также высокое давление, необходимое для перекристаллизации вещества самой кометы в алмаз.

Алексей Иванов

1. Kramers J.D. et al. Unique chemistry of a diamond-bearing pebble from the Libyan Desert Glass strewnfield, SW Egypt: Evidence for a shocked comet fragment. Earth and Planetary Science Letters, 2013, v. 382, p. 21-31.

• Енох, летавший на небеса26.05.2009 Енох, летавший на небеса Гипотеза Агреста о палеовизитах была в 60-е годы не менее популярна, чем новые для нас тогда идеи генетики или кибернетики.
  • Детектив планетарного значения24.09.2013 Детектив планетарного значения Земля сформировалась из материала, подобного хондритовым метеоритам (такая разновидность каменных метеоритов).
  • Самый древний цикрон Луны и подводные камни научного популяризаторства03.02.2009 Самый древний цикрон Луны и подводные камни научного популяризаторства Нам известно, когда сформировалась Солнечная система. Это произошло несколько миллионов лет до конденсации кальций-алюминиевых включений хондритовых метеоритов.
  • Рис. 2. Упрощенная схема глобального углеродного цикла, показывающая типичные временные масштабы оборота переноса углерода через основные резервуары. Источник: ipcc.ch/site/assets/uploads/2018/02/WG1AR5_Chapter06_FINAL.pdf11.02.2020 Лёд, СО2 и время — 2 Как мы помним, Земля уникальна в Солнечной системе: здесь есть вода и свободный кислород, и поэтому долгосрочный климатический термостат связан с геохимическими циклами в твердой земле, их взаимодействием с атмосферой, составом атмосферы и составом морской воды. Климат-контроль — это не только наблюдения за погодой, т. е. за процессами, протекающими в нашей тропосфере. Это контроль за круговоротом важнейших химических элементов, слагающих планету. Каким образом углекислый газ выходит на такие важные позиции в нашем климате?