Фомальгаут оказался тройной звездой

Группа американских астрономов во главе с Эриком Мамаеком (Eric E. Mamajek, www.pas.rochester.edu/~emamajek/) из Рочестерского университета вновь сумела привлечь внимание к одной из ярчайших звезд на земном небе – альфе Южной Рыбы, носящей наименование Фомальгаут (в переводе с арабского «рот кита»).

Фомальгаут по звездным меркам молод (440 млн лет), находится в 25 световых годах от Земли, по массе и размерам примерно в два раза превосходит Солнце, однако его светимость опережает солнечную в 16 раз. По своей относительной яркости на земном небе Фомальгаут занимает 18 место. Его вторым компонентом считается оранжевый карлик TW Южной Рыбы (Фомальгаут B), обращающийся на расстоянии 0,9 светового года. У самого Фомальгаута A обнаружен обширный протопланетный диск и в нем пара зарождающихся планет (благодаря относительной близости, удалось получить их фотографии.

Путем тщательного анализа астрометрических и спектроскопических данных, позволяющих оценить радиальную скорость звезды и ее температуру, исследователи смогли получить данные о движении красного карлика LP 876-10, расположенного в пяти с половиной градусах от Фомальгаута. В результате был сделан вывод, что этот объект следует считать третьим компонентом звездной системы и именовать Фомальгаутом C. Видимое расстояние между компонентами рекордно велико: с точки зрения земного наблюдателя их разделяют 11 лунных дисков. В реальности LP 876-10 в 158 тыс. раз дальше от Фомальгаута, чем Земля от Солнца (2,5 светового года).

Астрономам известно об 11 звездных системах, расположенных ближе к нашему Солнцу, чем Фомальгаут, и состоящих из трех и более звезд (начиная с ближайшей к нам альфы Центавра). Однако система Фомальгаута может считаться наиболее массивной и самой «разреженной» среди всех этих систем.

Соответствующая статья принята для публикации в Astronomical Journal, прочесть ее можно на arXiv.org.

1. The Solar Neighborhood XXX: Fomalhaut C – http://arxiv.org/abs/1310.0764