Явление по имени госдурь

Александр Абрамов
Александр Абрамов

Госдурь — термин малоупотребимый. Это дурь государственного уровня, настолько высокой степени, что выше разве что дурь вселенская, поражающая госаппараты сразу нескольких стран. Это явление в истории зафиксировано. Свидетельства такого массового умопомрачения — мировые войны, чьи последствия для миллионов людей трагичны.

Очевидно, что ярко выраженные признаки госдури проявляются редко. Все-таки каждая хоть немного уважающая себя структура — и государство в том числе — постоянно должна заботиться о выстраивании прочной системы защиты от дурака. В этой заметке я хочу сделать весьма осторожное предположение о присутствии некоторых признаков госдури в современной российской действительности.

Надо сказать, что недоумение возникает в ряде ситуаций — например в борьбе Минобрнауки с «неэффективными» вузами, в «реформе» РАН и т.д. Всё это справедливо вызывает бурные споры сторонников и противников решений, принятых на государственном уровне. Однако хочу обратить внимание читателей на чрезвычайно яркий и менее спорный, по моему (и не только моему!) мнению, факт, указывающий на явные признаки госдури и заслуживающий, возможно, широкого обсуждения.

Около года назад были опубликованы два важных правительственных документа.

В первом из них — Государственной программе развития российского образования до 2020 года — в качестве одного из немногих интегральных показателей эффективности программы указано следующее: «Показатель 3 «Отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на один предмет) в 10 % школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на один предмет) в 10 % школ с худшими результатами единого государственного экзамена характеризует равенство доступа к качественным образовательным услугам, позволяет оценить эффективность предлагаемой Программой мер, направленных на снижение дифференциации (разрыва) в качестве образовательных результатов между школами при неснижении среднего результата единого государственного экзамена в лучших школах. Эта тенденция последних лет несет в себе существенные риски для качества человеческого капитала и социальной стабильности».

Во втором документе — «Дорожной карте» по реализации данной программы — указан график движения к светлому будущему. Если в 2012 году министр Ливанов с огорчением отмечал, что «децильный коэффициент ЕГЭ» равен 1,86, то будущие показатели таковы: «2013 год — 1,82; 2014 — 1,74; 2015 — 1,7; 2016 — 1,66; 2017 — 1,62; 2018 — 1,58».

Я предлагаю читателю серьезно поразмыслить над этой ситуацией. Не желая оказывать давление на процесс формирования мнений, кратко изложу свои сомнения.

Во-первых, удивляет постановка во главу угла результатов ЕГЭ, оценка которого, как известно, не входит в сферу общенационального консенсуса.

Во-вторых, средний результат ЕГЭ по стране — это характеристика, по сравнению с которой изобретение классической «средней температуры по больнице» выглядит как венец человеческой мысли.

В-третьих, неявно выраженное стремление к достижению значения в 1,5 (почему не корень квадратный из двух?) как идеального состояния национальной школы выглядит неубедительно, а привычка выполнять госзадания любой ценой чревата тяжкими последствиями и массовыми противозаконными действиями.

Наконец, в-четвертых, обращаю внимание на то, что данные документы утверждены на заседании правительства РФ под председательством Д. Медведева, чему предшествовало одобрение десятков министерств и ведомств. Несогласных или сомневающихся не нашлось… Есть ли в правительстве система защиты от ошибок?

Что с этим делать?

Я четко осознаю, что высказанная мною гипотеза о наличии признаков госдури может быть ошибочной, как и любое оценочное суждение. Но учитывая историческую значимость госполитики в образовании, разумно перестраховаться и проверить гипотезу. Для этого есть лишь один способ — профессиональная экспертиза.

Как известно, Государство Российское, затевая реформу РАН, рассчитывало на большую помощь российских ученых в экспертизе госрешений. Экспертиза идеи «децильного ЕГЭ-коэффициента» может стать первым удачным примером сотрудничества власти и науки, свидетельством прочного содружества клуба ученых и государства.

Мы вправе рассчитывать и на привлечение мирового научного сообщества. Если идея оценки национальной системы образования с точностью до одной сотой балла верна, то это — неоценимый вклад в развитие человечества. Что в свою очередь означает: российский опыт модернизации образования заслужил мировое признание.

Таким образом, широкая экспертиза должна дать ответ на вопрос: децильный ЕГЭ-коэффициент — это госдурь или высокое проявление госмудрости?

Убежден, что Рособрнадзор обязан опубликовать полную таблицу средних баллов ЕГЭ по всем школам и регионам страны. Выявить 10% лучших и худших школ можно лишь при наличии полной таблицы ЕГЭ-коэффициентов по всем 44 тыс. школ страны. Но такие таблицы за 2012 и 2013 годы (2013-й вошел в историю как совершенно «выдающийся» результатами) не опубликованы.

Так выполнено ли госзадание на 2013 год? Народ имеет право знать темпы своего развития.

Ждем ответа… 

Александр Абрамов, член-корр. РАО

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
13 Цепочка комментария
2 Ответы по цепочке
0 Подписки
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
11 Авторы комментариев
АнатолийSarcasiaВалерийгеоргийCrohobor Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
vlad1950
vlad1950

Автор во вснм прав массовое умопомрачение было у нас в 1991 когда стран была разрушена и сбита с правильного Трудового пути Горбачевщиной -Ельцинщиной которая по сути продолжается и сейчас

Sarcasia
Sarcasia

Да слышали мы уже, слышали про горбачёвщину и ельцинщину. Что-нибудь новое скоро напишете?

vlad1950
vlad1950
triumvir
triumvir

Аавтор, очевидно, человек честный и привыкший считать таковыми хотя бы в малой степени окружающих. Но нынешняя система власти отсеивает людей с той самой малой степенью en masse (исключения, конечно, есть всегда) на уровне заместителей главы управы или ещё ниже. «Как известно, Государство Российское, затевая реформу РАН, рассчитывало на большую помощь российских ученых в экспертизе госрешений». Кому это известно? Даже если что-то такое говорилось, то для простаков, как и то, что реформа не отразится на рядовых сотрудниках академических институтов и вообще что она имеет целью развитие науки. Госдурь понимается автором таким образом, что гос. мужи хотят сделать что-то полезное, да вот… Подробнее »

Olan
Olan

Децильный коэффициент ЕГЭ, придуманный его разработчиками, по моему сугубо субъективному мнению — великая дурь наших чиновников, поставленных рулить образованием. Есть кривая распределения оценок экзамена с привязкой к конкретной школе. Ее форма — предмет отдельного разговора, выходящий за рамки формального описания системы, здесь не рассматривается. Предположим, что у нас классический гаусс. Есть отсекающий минимальный балл, обычно лежащий на уровне 35-40. Потом берутся низший и высший дециль результатов и сравниваются между собой. Это было бы относительно корректно, если брать всю выборку оценок от 0 до 100. В этом случае отношение высшего и низшего децилей есть опосредованная через них ширина распределения. Получается, что… Подробнее »

влад
влад

Ребята, ну зачем вы тратите время на детальную критику Кабмина с МОНом вкупе?
Все согласны- там сборище дилетантов.
А дальше-то, что делать????
Писать предложения надо!
См пример в моей заметке на ТрВ-гайд-парк от 16.09.13.

Набрав критическую массу разумных предложений, надо заставить наши Ученые советы их просмотреть и передать выше, в ПРАН.
Или в некую комиссию по подготовке своего проекта закона о РАН (см мою заметку, там много предложено)
И давить на власть что есть мочи. Через пробивание своего закона.
Дед Ленин сказал мне как-то(шутка): Внучок, учиться никогда не поздно!
Так вот и бороться никогда не поздно(моя находка!!!).
А бороться надо идеями!!!(еще одна находка!!)
Согласны????

vlad1950
vlad1950

спор все время сбивается на частности типа еГЭ не ЕГэ и тп ну нет у власти идей развития и благополучия доставшегося ей социума еще в 1985 г некие известные персоны решили сбросить лишние рты и сброс непрерывно продолжается при этом остающиеся становятся все беднее

РТФ
РТФ

Типа Левши, бегают и доказывают… Мне в молодости, один фронтовик очень не советовал поступать в военное училище -» армия жива когда воюет, в мирное время она гниет».

Никто не будет слушать экспертов, начальство умно в своих глазах уже только потому что оно начальство.

Римма
Римма

Конечно, в статье затронута проблема чрезвычайной важности. Конечно, уровень образования определяет уровень развития страны. Конечно, образование в стране — ниже некуда. Вопрос: что делать? To OLAN: Мы-то с Вами согласны. Но Вы серьезно думаете, что в Госдуме найдется хотя бы 3 человека, кто знает что такое гауссиана? Что Ваши изящные выкладки хотя бы на 10% будут поняты чиновниками? Владу: Бороться? Идеями? Пытаться убедить Госдуру? Они заранее говорят НЕТ всем Вашим идеям. Убеждена, ОНИ ЗНАЮТ, ЧТО ДЕЛАЮТ. Они не хотят улучшить образование. Им нужно население тупое, необразованное, слегка жуликоватое, пьщее, поглощающее мыльные оперы, передачи про экстрасенсов, бесстыжего Чумака и прочую чушь.… Подробнее »

Римма
Римма

И вот еще вдогонку.
«Показатель 3 «Отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на один предмет) в 10 % школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на один предмет) в 10 % школ с худшими результатами единого государственного экзамена характеризует равенство доступа к качественным образовательным услугам, позволяет оценить эффективность предлагаемой Программой мер, направленных на снижение дифференциации (разрыва) в качестве образовательных результатов между школами при неснижении среднего результата единого государственного экзамена в лучших школах». Хорошо излагает! Учитесь, Киса! Ведь натощак не поймешь. Три раза читала.

Crohobor
Crohobor

То, что хочу и могу сказать, не повлияет на российскую систему образования. Все же особенности преклонного возраста заставляют высказаться. 1. Качество образования нельзя оценить одним числом, оно не одномерно. 2. Самая важная, на мой взгляд, задача заключается в воспитании интереса к знаниям. Способность выполнять функции «винтика» успешно достигалась забытым к счастью программированным обучением. Творчество требует увлеченности. 3. Рейтинги американских университетов сформированы отношением работодателей и научными успехами сотрудников. И определяют их не чиновники. 4. Интеллект формируется у ребенка уже к 10 годам. Детские сады требуют внимания больше, чем последующие этапы обучения. (Именно ужасающее положение в американских 11-летних школах причина успехов иммигрантов… Подробнее »

георгий
георгий

В министерстве образования и науки собраны люди изобретательные сами по себе и сверх того у них пока нет недостатка в ученых советниках.
Глуховы-ливановы продолжают глумиться над здравым смыслом…
Советовать им что и как делать далее последнее дело.
Глумлению над здравым смыслом сама жизнь положит конец.
Мы видим, что протест людей уже не удается подавлять в зародыше…
Все эти процедурные крючки и откровенно «дурные» распряжения, которые круглые сутки пиарят СМИ уже никого ни в чем не способны убедить.
Все видят, что «не очень эффективных ученых сегодня громят «эффективные» менеджеры под руководством бывших ученых-юристов.
У таких систем конечное время жизни.

георгий
георгий

Разгром РАН, как и иные меры против естественного развития образования и науки в стране, конечно, действия антипатриотические и геростратова слава о них останется в веках. Пора отечественным историкам начинать писать и издавать «хронику текущих событий»…
Это все преступления против культуры, а потому без срока давности. Истребление научных и образовательных центров не менее преступно, чем разрушение живописных школ и их произведений.
Это все часть единого погрома культуры и наиболее глубинных ее ценностей.
Соучастники этого процесса должны знать, что они не уйдут от суда праведного.

Валерий
Валерий

Не верю в глупость «творцов» научно-образовательно-культурной революции в России!
Всё делается очень продуманно и основательно! Их не надо учить. Они под ваши копья подставят «ветряные мельницы». Учите учеников, ищите учеников… Только молодые умы, озабоченные приобретением знаний, а не сохранением собственной власти и самовозвеличиванием, способны будут продолжать «грызть гранит Науки». Покажите им увлекательность этого занятия и они будут это делать! Пусть «не благодаря, а вопреки»! Пусть не в России… , но на благо Человечества!

Анатолий
Анатолий

«Нет ничего страшнее деятельного невежества». Гёте.

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: