36 лет двойного путешествия

Рис. 1

В среде людей связанных с астрономией или с научной журналистикой, это уже стало своего рода шуткой:

— Вы слышали, «Вояджер»-то наш — в очередной раз покинул Солнечную систему!!!

— Да что вы говорите, это в пятый раз или в шестой?

И действительно, такая новость появлялась неоднократно. Разные группы ученых сообщали, что по их мнению, уже. А потом другие ученые эту новость опровергали. Однако в середине сентября команда НАСА впервые официально заявила — с 25 августа — таки да. Разумеется, существуют объекты в Солнечной системе и дальше 125 астрономических единиц (рис. 1), на которые удалился от Солнца зонд «Вояджер-1» (даже если не говорить про гипотетическое облако Оорта), однако характер окружающего аппарат пространства теперь соответствует межзвездному, и «Вояджер» обдувает не солнечный, а звездный ветер.

Пользуясь этим случаем, ТрВ-Наука решил вспомнить главные вехи миссии «Вояджеров» — одной из самых захватывающих и успешных космических программ человечества.

Рис. 3

1977 год — запуск экспедиции состоялся в конце августа — начале сентября. При этом первым стартовал «Вояджер-2» — 20 августа ракета-носитель «Титан-IIIE» c разгонным блоком «Центавр» отправила в космос «Вояджер-2» (рис. 2). «Вояджер-1» стартовал 5 сентября. Он изначально летел только к двум планетам — Юпитеру и Сатурну, поэтому летел по менее экономичной, но более короткой трассе. К слову, аппараты несли на борту не только научное оборудование, но и золотой диск с посланием к внеземным цивилизациям (рис. 3).

Рис. 2

1979 год — оба аппарата пролетают Юпитер, совершая гравитационный маневр. Помимо всего прочего, впервые крупнейшая планета изучается с близкого расстояния (рис.4). «Вояджеры» увидели слабое кольцо у планеты (рис. 5), вулканы на Ио (рис.6), сфотографировали знаменитое Большое Красное Пятно с близкого расстояния (рис. 7), открыли три новых спутника — Адрастею, Фиву и Метиду.

1980-1981 годы — Сатурн. Здесь аппараты разделились — «Вояджер-1» ушел вверх над плоскостью Солнечной системы, где нет планет, и свои уникальные снимки он сделает позже. «Вояджер-2» по более сложной траектории ушел к Урану и Нептуну. Про Сатурн тоже удалось узнать много — и сейчас эти снимки выглядят не так эффектно только потому, что уже 9 лет на орбите Сатурна работает «Кассини». Однако открыли сложную структуру колец Сатурна (рис. 8), сфотографировали близко многие его спутники (рис. 9 — Диона) и открыли восемь новых спутников Сатурна именно «Вояджеры».

1986 год — Уран. «Вояджер-2» пока что остается (и в обозримом будущем и останется) единственным аппаратом, побывавшим в окрестностях Урана и Нептуна. Поэтому, разумеется, научная ценность данных аппарата огромна. Впервые была получена качественная фотография колец Урана (рис.10) , заодно открыто два новых кольца. Сфотографированы крупные спутники, например Оберон (рис. 11) и Миранда (рис.12). Миранда заодно удивила астрономов своим неожиданно сложным рельефом. Также открыто 11 новых спутников (рис. 13).

1989 — Нептун (рис. 14). Эта планета тоже подарила много сюрпризов. «Вояджер» подтвердил существование колец Нептуна и сделал их фотографии (рис. 15). Открыл шесть новых спутников Нептуна и тщательно изучил крупнейший спутник Тритон (рис. 16), на котором обнаружились удивительные криовулканы (рис. 17-темные пятна на фото, как полагают, следы вулканов).

Но на этом поток фотографий не иссяк. В 1990 году «Вояджер-1» сделал удивительный снимок, который вошел в историю как «Семейный портрет». Из нескольких десятков кадров удалось собрать групповой портрет Солнечной системы с расстояния в 40 астрономических единиц от  Земли. Меркурий и Марс оказались засвечены, но остальные планеты получились. И на одном из кадров этой мозаики — «тусклая голубая точка». Именно такое название получил снимок Земли с расстояния 6 миллиардов километров (рис. 18).

Рис. 4

Рис. 18
Рис. 2

Историю «Вояджеров» рассказывал Алексей Паевский,
который всего
лишь на два года старше этого путешественника

• Астрономия и астрофизика для естествоиспытателей20.01.2009 Астрономия и астрофизика для естествоиспытателей Астрономия постоянно вбирает в себя все новые методы наблюдения и анализа, чтобы использовать их для изучения окружающего нас мира.
  • Год в Солнечной системе26.02.2013 Год в Солнечной системе В первом номере ТрВ-Наука мы подводили астрофизические итоги года. На этот раз переключимся на другую ветвь космической науки - исследования других планет.
  • Три чуда системы Сатурна26.09.2017 Три чуда системы Сатурна Зонд «Кассини» закончил свою миссию и сгорел в атмосфере Сатурна 15 сентября. Это был совместный проект NASA, Европейского космического агентства и Итальянского космического агентства. Аппарат стартовал с мыса Канаверал в 1997 году, в 2004 году достиг орбиты планеты. Помимо научных открытий миссия принесла много живописных фотоснимков. Сам Сатурн был недавно представлен в ТрВ-Наука во всей красе, поэтому сейчас мы делаем упор на чудеса вокруг него.
  • Величайший вояж29.08.2017 Величайший вояж Прошло сорок лет со дня старта «Вояджеров», отправившихся в свой великий поход. Первым, 20 августа 1977 года, был запущен «Вояджер-2», а 5 сентября полетел «Вояджер-1». Эпитет «великий» в данном случае не преувеличение. В изучении Солнечной системы «Вояджерам» до сих пор нет равных. Они принесли нам своего рода прозрение. Мы впервые увидели ВСЕ планеты-гиганты крупным планом, их кольца, их разнообразные удивительные спутники — миры, о которых до того люди имели лишь самое общее представление.

Интересно.
Но.
Меня больше занимает история с аномалиями движений Вояджера и пр.
Вроде последнее, что я слышал, как бы найдена причина…
Насколько это достоверно?
Спасибо.

Ирина

Начиная с Рис.8 почти все номера рисунков не соответствуют тексту. Исправьте!