Ищем учителя будущего

При­бли­жа­ет­ся оче­ред­ной День учи­те­ля. О том, какой учи­тель будет нужен шко­ле зав­траш­не­го дня, раз­мыш­ля­ет мно­го­дет­ная мама, член Ассо­ци­а­ции роди­тель­ских коми­те­тов школ для детей с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми здо­ро­вья (ОВЗ) Ната­лья Андре­ева. Ее стар­шая дочь в 2010 году ста­ла при­зе­ром 13 олим­пи­ад из феде­раль­но­го спис­ка [1].

Каж­дый чело­век хоть раз в сво­ей жиз­ни стал­ки­вал­ся с пло­хи­ми, непро­фес­си­о­наль­ны­ми учи­те­ля­ми. В луч­шем слу­чае они не остав­ля­ют сле­да, поэто­му не запо­ми­на­ют­ся. Но чаще они накла­ды­ва­ют отпе­ча­ток на всю жизнь: отби­ва­ют инте­рес к уче­бе, дела­ют ребен­ка неуве­рен­ным, рав­но­душ­ным. Вспом­ни­те луч­ших учи­те­лей, кото­рых вы встре­ти­ли во вре­мя уче­бы в шко­ле. Мно­го ли их? От силы два-три. Осталь­ные либо про­шли мимо, либо не оста­ви­ли сле­да. А кто-то так и не встре­тил тако­го педа­го­га. Очень важ­но, что­бы каж­дый ребе­нок повстре­чал в сво­ей жиз­ни Учи­те­ля.

Михаил Случ

Миха­ил Случ

В нача­ле авгу­ста 2013 года Депар­та­мент обра­зо­ва­ния г. Моск­вы орга­ни­зо­вал пресс-кон­фе­рен­цию на тему «Какой учи­тель будет нужен зав­тра» с уча­сти­ем несколь­ких лиде­ров мос­ков­ско­го обра­зо­ва­ния: Миха­и­ла Слу­ча, Миха­и­ла Мок­рин­ско­го и Иго­ря Ремо­рен­ко.

Миха­ил Случ и Миха­ил Мок­рин­ский в недав­нем про­шлом – дирек­то­ра хоро­ших мос­ков­ских школ и учи­те­ля, а сей­час началь­ни­ки Юго-Запад­но­го и Цен­траль­но­го окруж­ных управ­ле­ний обра­зо­ва­ния г. Моск­вы соот­вет­ствен­но. Игорь Ремо­рен­ко несколь­ко лет был зам. мини­стра обра­зо­ва­ния и нау­ки, а теперь стал рек­то­ром Мос­ков­ско­го город­ско­го педа­го­ги­че­ско­го уни­вер­си­те­та. Участ­ни­ки пресс-кон­фе­рен­ции созда­ли пози­тив­ный обра­за учи­те­ля, кото­рый будет нужен зав­тра (и нужен отдель­ным груп­пам роди­те­лей уже сей­час), а так­же рас­ска­за­ли о гря­ду­щих рефор­мах в педа­го­ги­че­ском обра­зо­ва­нии на при­ме­ре МГПУ.

Игорь Ремо­рен­ко в сво­ем выступ­ле­нии ска­зал, что в этом году нач­нут­ся серьез­ные изме­не­ния в систе­ме педа­го­ги­че­ско­го обра­зо­ва­ния в Москве и стране. По его сло­вам, сфор­ми­ро­вал­ся слой новых куль­тур­ных потреб­но­стей сре­ди горо­жан, кото­рые тре­бу­ют отве­та в систе­ме обра­зо­ва­ния. И что­бы их удо­вле­тво­рить, нужен новый учи­тель.

Какой же учи­тель будет нужен зав­тра? Миха­ил Мок­рин­ский пере­чис­лил глав­ные уме­ния учи­те­ля буду­ще­го:

  • стро­ить обрат­ную связь и с удо­воль­стви­ем слу­шать дру­гих;
  • апел­ли­ро­вать к смыс­лам ребен­ка;
  • научить ребен­ка про­кла­ды­вать путь к мечте.

Как дав­но мы жда­ли, что кто-то про­из­не­сет эти сло­ва. Как мало учи­те­лей пони­ма­ют, что они зна­чат. И еще мень­ше учи­те­лей, спо­соб­ных их реа­ли­зо­вать.

Что­бы научить ребен­ка про­кла­ды­вать путь к мечте, фор­ми­ро­вать собы­тия в сво­ей жиз­ни, учи­тель дол­жен научить­ся это­му сам. Эту тему затро­нул Миха­ил Случ в отве­те на вопрос «Зачем в МГПУ гото­вят event-мене­дже­ров?», упо­мя­нув так назы­ва­е­мое фор­ми­ро­ва­ние собы­тий. Это устой­чи­вый тер­мин из лек­си­ко­на тре­не­ров лич­ност­но­го роста. Речь идет о постро­е­нии пути к мечте, о выстра­и­ва­нии цепоч­ки жиз­нен­ных собы­тий, при­во­дя­щих в нуж­ную точ­ку.

На самом деле event-мене­дже­ры фор­ми­ру­ют собы­тия для заказ­чи­ка, а учи­тель помо­га­ет ребен­ку научить­ся управ­лять сво­ей жиз­нью и фор­ми­ро­вать собы­тия в сво­ей жиз­ни. Имен­но об этом ска­зал Миха­ил Мок­рин­ский, гово­ря об уме­нии «стро­ить путь к мечте». Таким обра­зом, учи­тель буду­ще­го – в неко­то­рой сте­пе­ни еще тре­нер лич­ност­но­го роста ребен­ка, он помо­га­ет ребен­ку научить­ся ста­вить дол­го­сроч­ные цели и дости­гать их.

Михаил Мокринский

Миха­ил Мок­рин­ский

На пресс-кон­фе­рен­ции про­зву­чал один из клю­че­вых вопро­сов: «Есть ли уже учи­те­ля буду­ще­го?» На это Миха­ил Мок­рин­ский отве­тил сле­ду­ю­щее: «Да, все­гда в любой шко­ле, в любой про­фес­сии есть люди, кото­рые ушли дале­ко впе­ред, люди, за кото­ры­ми мож­но пой­ти. Пото­му что, если кто-то ушел впе­ред, это совсем не озна­ча­ет, что этим опы­том невоз­мож­но вос­поль­зо­вать­ся дру­гим… Вопрос в дру­гом: если кто-то пер­вый начал, не важ­но как это назы­ва­ет­ся, либо вслед за этим про­ис­хо­дит цеп­ная реак­ция, либо нет».

Даль­ше он гово­рил о важ­но­сти пони­ма­ния ребен­ком смыс­ла зада­ния, о том, что­бы он боль­шую часть вре­ме­ни был заин­те­ре­со­ван, что­бы ребе­нок мог сде­лать неин­те­рес­ное зада­ние для себя инте­рес­ным или при­ду­мать дру­гую убе­ди­тель­ную моти­ва­цию. Когда один педа­го­ги­че­ский вуз нач­нет учить учи­те­лей тех­но­ло­ги­ям, тогда и дру­гие под­тя­нут­ся, уве­рен М. Мок­рин­ский: «Мне кажет­ся, что сего­дня основ­ной раз­го­вор всё-таки про это. И в этом смыс­ле, конеч­но, есть учи­те­ля буду­ще­го сего­дня. Были вче­ра. Но весь вопрос в том, что­бы когор­ты людей, вновь при­хо­дя­щих в шко­лы, меня­ли что-то необ­ра­ти­мо».

«Учи­тель дол­жен гаран­ти­ро­вать, что инте­рес­но и успеш­но будет учить­ся в 11-м клас­се не толь­ко тот, кто соби­ра­ет­ся идти в вуз, но и тот, кто сидит с ним рядом. Вот про­стой изме­ри­тель… Учи­тель буду­ще­го совер­шен­но точ­но дол­жен спра­вить­ся с дву­мя», – отме­тил Миха­ил Мок­рин­ский. Очень хоте­лось бы встре­тить таких учи­те­лей уже сего­дня. Страш­но ред­ки учи­те­ля, пони­ма­ю­щие, что нель­зя застав­лять ребен­ка рабо­тать, лишая его смыс­ла ради рути­ны.

В свою оче­редь, Миха­ил Случ, побе­ди­тель Все­рос­сий­ско­го кон­кур­са «Учи­тель года-2010», ска­зал, что «учи­тель дол­жен быть кон­ку­рен­то­спо­соб­ным, что­бы кон­ку­ри­ро­вать с выпуск­ни­ка­ми клас­си­че­ских уни­вер­си­те­тов, кото­рые будут всё чаще при­хо­дить в обра­зо­ва­ние». По его мне­нию, «пре­по­да­ва­тель зав­траш­не­го дня дол­жен быть совре­мен­ным чело­ве­ком: знать, как устро­е­ны сред­ства мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции, пони­мать, как он вза­и­мо­дей­ству­ет с уче­ни­ка­ми и как это может повли­ять на их буду­щее…»

Тези­сы выступ­ле­ния Иго­ря Ремо­рен­ко лег­ко най­ти в его Твит­те­ре [2]. Они были озву­че­ны не толь­ко как пози­ция инсти­ту­та, но и как пер­спек­ти­ва раз­ви­тия педа­го­ги­че­ско­го обра­зо­ва­ния в горо­де. Он назвал три источ­ни­ка и три состав­ные части ново­го педа­го­ги­че­ско­го обра­зо­ва­ния, на этом месте чита­те­ли, про­шед­шую шко­лу марк­сиз­ма-лени­низ­ма, навер­ня­ка улыб­нут­ся.

Игорь Реморенко

Игорь Ремо­рен­ко

Три источ­ни­ка осно­ва­ны на поис­ке новых куль­тур­ных запро­сов, на том, что­бы уметь при­ни­мать буду­щее и актив­но рабо­тать с ним, а так­же на новых тех­но­ло­ги­че­ских под­хо­дах. Сре­ди пере­чис­лен­ных состав­ных частей самое инте­рес­ное и неожи­дан­ное – тема повы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции команд педа­го­гов и управ­лен­цев и прин­ци­пи­аль­но новые про­грам­мы повы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции.

Впер­вые тема коман­ды спе­ци­а­ли­стов, управ­ля­ю­щих шко­лой, про­зву­ча­ла со сто­ро­ны Депар­та­мен­та обра­зо­ва­ния г. Моск­вы. Дирек­тор не может быть одно­вре­мен­но и Вели­ким педа­го­гом, и Гени­аль­ным мене­дже­ром. Рабо­та в коман­де инте­гри­ру­ет воз­мож­но­сти раз­ных людей и поз­во­ля­ет добить­ся луч­ше­го каче­ства. На мой взгляд, если бы уда­лось реа­ли­зо­вать даже часть нари­со­ван­ной кар­ти­ны, то ситу­а­ция в шко­лах рез­ко бы улуч­ши­лась.

Нам, роди­те­лям, хоте­лось бы, что­бы буду­щее насту­пи­ло как мож­но ско­рее. Жела­тель­но до того, как наши дети окон­чат шко­лу, а еще луч­ше пря­мо сей­час. Но мы тоже можем его при­бли­зить. Если вы – чело­век буду­ще­го и види­те в себе силы менять мир, при­хо­ди­те рабо­тать в шко­лу и сде­лай­те меч­ту реаль­но­стью. Шко­лам нуж­ны учи­те­ля, мене­дже­ры, юри­сты, бух­гал­те­ры, актив­ные роди­те­ли в управ­ля­ю­щие сове­ты. Помо­ги­те буду­ще­му стать реаль­но­стью! Буду­щее начи­на­ет­ся сего­дня.

Фото­гра­фии с сай­та www.educom.ru

  1. http://миролимпиад.рф/news/143. www.twitlonger.com/show/n_1rlme1r
  2. Видео­за­пись пресс-кон­фе­рен­ции см. на стра­ни­це www.educom.ru/video/01_08_2013.php

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , ,

 

2 комментария

  • Андрей Сараев:

    Три боль­ших началь­ни­ка от обра­зо­ва­ния несут густой бред. Мож­но даже по фами­ли­ям было не раз­де­лять, а дать еди­ным тек­стом. Ника­кой раз­ни­цы не было бы замет­но.

    Теперь по пунк­там. По мне­нию авто­ра ста­тьи, хоро­ших учи­те­лей мало, мно­го посред­ствен­ных и доста­точ­но пло­хих. Види­мо, всё так. Толь­ко открою для мамы побе­ди­тель­ни­цы 13 олим­пи­ад тай­ну, имен­но такой же рас­клад при­ме­ним и к детям. Ведь оче­вид­но, что пло­хие взрос­лые не рож­да­ют­ся сра­зу взрос­лы­ми, а долж­ны побы­вать пло­хи­ми детьми. Да ведь и к любой спе­ци­аль­но­сти и про­фес­сии имен­но такой рас­клад при­ме­ним. Хоро­ших и луч­ших нигде не быва­ет мно­го.

    Вто­рое. Что делать учи­те­лю (допу­стим, хоро­ше­му и даже посред­ствен­но­му) с клас­сом, в кото­ром из 25 детей не более 2 хоро­ших, посред­ствен­ных 15, осталь­ные рас­пре­де­ля­ют­ся по сте­пе­ни «пло­хо­сти» от тихих дво­еч­ни­ков до кан­ди­да­тов в коло­нию для несо­вер­шен­но­лет­них? Оче­вид­но, что часть посред­ствен­ных будет тяго­теть так­же к пло­хим, посколь­ку дур­ной при­мер зара­зи­те­лен. Вот тако­ва реаль­ность любой сред­ней шко­лы Рос­сии за пре­де­ла­ми горо­дов-мил­ли­он­ни­ков.

    Г-дин Ремо­рен­ко, явно пере­си­дев­ший в мини­стер­стве, пред­ла­га­ет учи­те­лю ста­но­вить­ся «event-мене­дже­ром», а его кол­ле­га г-н Мок­рин­ский ему вто­рит: «Учи­тель дол­жен гаран­ти­ро­вать, что инте­рес­но и успеш­но будет учить­ся в 11-м клас­се не толь­ко тот, кто соби­ра­ет­ся идти в вуз, но и тот, кто сидит с ним рядом». Хочет­ся напом­нить гос­по­дам-началь­ни­кам от обра­зо­ва­ния, что учи­тель – не кло­ун на пред­став­ле­нии и не «тью­тор», «коучер» и проч. афе­рист, кто за крив­ля­нье перед взрос­лы­ми людь­ми в доро­гих костю­мах соби­ра­ет за часо­вой семи­нар при­лич­ные день­ги.

    О каком «пути к мечте», инди­ви­ду­аль­ном плане успеш­но­сти и подоб­ной дури может идти речь в ШКОЛЕ? Даже в иде­аль­но хоро­шей шко­ле с иде­аль­но хоро­ши­ми детьми основ­ная зада­ча заклю­ча­ет­ся в полу­че­нии началь­но­го обра­зо­ва­ния. «Началь­но­го», кото­рое в доку­мен­тах назы­ва­ет­ся то «пол­ным», то «общим». Сред­нее обра­зо­ва­ние дают в кол­ле­джах и тех­ни­ку­мах. Выс­шее – уни­вер­си­те­тах и про­чих вузах. Отку­да взял­ся, в таком слу­чае, «путь к мечте» на началь­ном эта­пе? В какой боль­ной голо­ве мог­ла появить­ся идея, что ребе­нок управ­ля­ет само­сто­я­тель­но под руко­вод­ством учи­те­ля сво­им лич­ност­ным ростом? Не рано­ва­то ли?

    Вот изба­ло­ван­ный ребе­нок сума­сшед­ше-вос­тор­жен­ной мама­ши хочет стать кос­мо­нав­том. А мама­ша вся­ких «ремо­ре­нок» наслу­ша­лась и доста­ет бед­но­го учи­те­ля, дирек­то­ра, дохо­дит до город­ско­го управ­ле­ния обра­зо­ва­ния с тре­бо­ва­ни­ем обес­пе­чить все­ми сила­ми и каки­ми угод­но сред­ства­ми меч­ту ее ребен­ка. Понят­но, что это несе­рьез­но, но подоб­ны­ми, менее утри­ро­ван­ны­ми, слу­ча­я­ми напол­не­на рабо­та обыч­ной шко­лы. А у учи­те­ля, меж­ду про­чим, 10 клас­сов в 4 парал­ле­лях. Со сколь­ки­ми инди­ви­ду­аль­ны­ми меч­та­ми он может помочь каж­до­му кон­крет­но­му ребен­ку, учи­ты­вая, что у само­го опы­та поле­тов в кос­мос по опре­де­ле­нию быть не может?

    Шко­ла – соци­аль­ный инсти­тут, и как тако­вой суще­ство­ва­ла до мино­бр­на­у­ки и его сотруд­ни­ков, осме­лив­ших­ся срав­нить дея­тель­ность учи­те­ля с биз­не­сме­ном-тью­то­ром. Реаль­ная зада­ча шко­лы опре­де­ле­на была тыся­чи лет назад и осо­бен­но не меня­лась: началь­ное обра­зо­ва­ние и вос­пи­та­ние, ина­че «вто­рич­ная соци­а­ли­за­ция». Поче­му-то тео­ре­ти­ки обра­зо­ва­ния и педа­го­ги­ки забы­ва­ют, что пер­вич­ная соци­а­ли­за­ция – это семья, и боль­шин­ство про­блем идет отту­да и испра­вить­ся может толь­ко там.

    Пред­ла­га­е­мый же про­ект «учи­те­ля буду­ще­го» луч­ше было бы назвать «робо­том-учи­те­лем», кото­рый дол­жен делать вооб­ще всё и кото­ро­му не нуж­но ни есть, ни спать, ни иметь соб­ствен­ной жиз­ни и семьи, толь­ко зани­ма­ясь инте­ре­са­ми обще­ства и каж­до­го кон­крет­но­го ребен­ка из двух сотен уче­ни­ков в его 10 клас­сах. Не нуж­но такой чудо-машине и денег пла­тить, посколь­ку за такое убий­ство сво­ей соб­ствен­ной жиз­ни и невоз­мож­ность осу­ще­ствить соб­ствен­ный «путь к мечте» живо­му чело­ве­ку тре­бо­ва­лась бы очень при­лич­ная ком­пен­са­ция.

  • Пётр:

    Насто­я­щий Учи­тель – это, в первую оче­редь Артист. Эмо­ции зна­чат для детей боль­ше, чем голые фак­ты. Уче­ни­ки – это зри­те­ли, при­ни­ма­ю­щие уча­стие в спектакле(уроке).Великие арти­сты ред­ко быва­ют успеш­ны­ми менеджарами.В уни­вер­си­те­тах гото­вя­щих учи­те­лей необ­хо­ди­мо вво­дить курс арти­сти­че­ско­го мастер­ства. Меня пора­жа­ет оцен­ка мастер­ства совре­мен­но­го учи­те­ля! Выс­шую кате­го­рию долж­ны иметь толь­ко те учи­те­ля, кото­рые взяв очень сла­бый класс в обыч­ной шко­ле, через 1–2 года зна­чи­тель­но повы­си­ли уро­вень успе­ва­е­мо­сти в этом клас­се, зара­зи­ли детей любо­вью к сво­е­му пред­ме­ту, при­ви­ли жела­ние учить­ся, узна­вать что-то новое. Насто­я­щий твор­че­ский чело­век нико­гда не будет стре­мить­ся стать чинов­ни­ком, бюро­кра­том. Так как это гни­лое дело.Он будет их жалеть и слег­ка пре­зи­рать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com