Ищем учителя будущего

Приближается очередной День учителя. О том, какой учитель будет нужен школе завтрашнего дня, размышляет многодетная мама, член Ассоциации родительских комитетов школ для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Наталья Андреева. Ее старшая дочь в 2010 году стала призером 13 олимпиад из федерального списка [1].

Каждый человек хоть раз в своей жизни сталкивался с плохими, непрофессиональными учителями. В лучшем случае они не оставляют следа, поэтому не запоминаются. Но чаще они накладывают отпечаток на всю жизнь: отбивают интерес к учебе, делают ребенка неуверенным, равнодушным. Вспомните лучших учителей, которых вы встретили во время учебы в школе. Много ли их? От силы два-три. Остальные либо прошли мимо, либо не оставили следа. А кто-то так и не встретил такого педагога. Очень важно, чтобы каждый ребенок повстречал в своей жизни Учителя.

Михаил Случ
Михаил Случ

В начале августа 2013 года Департамент образования г. Москвы организовал пресс-конференцию на тему «Какой учитель будет нужен завтра» с участием нескольких лидеров московского образования: Михаила Случа, Михаила Мокринского и Игоря Реморенко.

Михаил Случ и Михаил Мокринский в недавнем прошлом — директора хороших московских школ и учителя, а сейчас начальники Юго-Западного и Центрального окружных управлений образования г. Москвы соответственно. Игорь Реморенко несколько лет был зам. министра образования и науки, а теперь стал ректором Московского городского педагогического университета. Участники пресс-конференции создали позитивный образа учителя, который будет нужен завтра (и нужен отдельным группам родителей уже сейчас), а также рассказали о грядущих реформах в педагогическом образовании на примере МГПУ.

Игорь Реморенко в своем выступлении сказал, что в этом году начнутся серьезные изменения в системе педагогического образования в Москве и стране. По его словам, сформировался слой новых культурных потребностей среди горожан, которые требуют ответа в системе образования. И чтобы их удовлетворить, нужен новый учитель.

Какой же учитель будет нужен завтра? Михаил Мокринский перечислил главные умения учителя будущего:

  • строить обратную связь и с удовольствием слушать других;
  • апеллировать к смыслам ребенка;
  • научить ребенка прокладывать путь к мечте.

Как давно мы ждали, что кто-то произнесет эти слова. Как мало учителей понимают, что они значат. И еще меньше учителей, способных их реализовать.

Чтобы научить ребенка прокладывать путь к мечте, формировать события в своей жизни, учитель должен научиться этому сам. Эту тему затронул Михаил Случ в ответе на вопрос «Зачем в МГПУ готовят event-менеджеров?», упомянув так называемое формирование событий. Это устойчивый термин из лексикона тренеров личностного роста. Речь идет о построении пути к мечте, о выстраивании цепочки жизненных событий, приводящих в нужную точку.

На самом деле event-менеджеры формируют события для заказчика, а учитель помогает ребенку научиться управлять своей жизнью и формировать события в своей жизни. Именно об этом сказал Михаил Мокринский, говоря об умении «строить путь к мечте». Таким образом, учитель будущего — в некоторой степени еще тренер личностного роста ребенка, он помогает ребенку научиться ставить долгосрочные цели и достигать их.

Михаил Мокринский
Михаил Мокринский

На пресс-конференции прозвучал один из ключевых вопросов: «Есть ли уже учителя будущего?» На это Михаил Мокринский ответил следующее: «Да, всегда в любой школе, в любой профессии есть люди, которые ушли далеко вперед, люди, за которыми можно пойти. Потому что, если кто-то ушел вперед, это совсем не означает, что этим опытом невозможно воспользоваться другим… Вопрос в другом: если кто-то первый начал, не важно как это называется, либо вслед за этим происходит цепная реакция, либо нет».

Дальше он говорил о важности понимания ребенком смысла задания, о том, чтобы он большую часть времени был заинтересован, чтобы ребенок мог сделать неинтересное задание для себя интересным или придумать другую убедительную мотивацию. Когда один педагогический вуз начнет учить учителей технологиям, тогда и другие подтянутся, уверен М. Мокринский: «Мне кажется, что сегодня основной разговор всё-таки про это. И в этом смысле, конечно, есть учителя будущего сегодня. Были вчера. Но весь вопрос в том, чтобы когорты людей, вновь приходящих в школы, меняли что-то необратимо».

«Учитель должен гарантировать, что интересно и успешно будет учиться в 11-м классе не только тот, кто собирается идти в вуз, но и тот, кто сидит с ним рядом. Вот простой измеритель… Учитель будущего совершенно точно должен справиться с двумя», — отметил Михаил Мокринский. Очень хотелось бы встретить таких учителей уже сегодня. Страшно редки учителя, понимающие, что нельзя заставлять ребенка работать, лишая его смысла ради рутины.

В свою очередь, Михаил Случ, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2010», сказал, что «учитель должен быть конкурентоспособным, чтобы конкурировать с выпускниками классических университетов, которые будут всё чаще приходить в образование». По его мнению, «преподаватель завтрашнего дня должен быть современным человеком: знать, как устроены средства массовой коммуникации, понимать, как он взаимодействует с учениками и как это может повлиять на их будущее…»

Тезисы выступления Игоря Реморенко легко найти в его Твиттере [2]. Они были озвучены не только как позиция института, но и как перспектива развития педагогического образования в городе. Он назвал три источника и три составные части нового педагогического образования, на этом месте читатели, прошедшую школу марксизма-ленинизма, наверняка улыбнутся.

Игорь Реморенко
Игорь Реморенко

Три источника основаны на поиске новых культурных запросов, на том, чтобы уметь принимать будущее и активно работать с ним, а также на новых технологических подходах. Среди перечисленных составных частей самое интересное и неожиданное — тема повышения квалификации команд педагогов и управленцев и принципиально новые программы повышения квалификации.

Впервые тема команды специалистов, управляющих школой, прозвучала со стороны Департамента образования г. Москвы. Директор не может быть одновременно и Великим педагогом, и Гениальным менеджером. Работа в команде интегрирует возможности разных людей и позволяет добиться лучшего качества. На мой взгляд, если бы удалось реализовать даже часть нарисованной картины, то ситуация в школах резко бы улучшилась.

Нам, родителям, хотелось бы, чтобы будущее наступило как можно скорее. Желательно до того, как наши дети окончат школу, а еще лучше прямо сейчас. Но мы тоже можем его приблизить. Если вы — человек будущего и видите в себе силы менять мир, приходите работать в школу и сделайте мечту реальностью. Школам нужны учителя, менеджеры, юристы, бухгалтеры, активные родители в управляющие советы. Помогите будущему стать реальностью! Будущее начинается сегодня.

Фотографии с сайта www.educom.ru

  1. http://миролимпиад.рф/news/143. www.twitlonger.com/show/n_1rlme1r
  2. Видеозапись пресс-конференции см. на странице www.educom.ru/video/0108_2013.php

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

2 комментария

  1. Три больших начальника от образования несут густой бред. Можно даже по фамилиям было не разделять, а дать единым текстом. Никакой разницы не было бы заметно.

    Теперь по пунктам. По мнению автора статьи, хороших учителей мало, много посредственных и достаточно плохих. Видимо, всё так. Только открою для мамы победительницы 13 олимпиад тайну, именно такой же расклад применим и к детям. Ведь очевидно, что плохие взрослые не рождаются сразу взрослыми, а должны побывать плохими детьми. Да ведь и к любой специальности и профессии именно такой расклад применим. Хороших и лучших нигде не бывает много.

    Второе. Что делать учителю (допустим, хорошему и даже посредственному) с классом, в котором из 25 детей не более 2 хороших, посредственных 15, остальные распределяются по степени «плохости» от тихих двоечников до кандидатов в колонию для несовершеннолетних? Очевидно, что часть посредственных будет тяготеть также к плохим, поскольку дурной пример заразителен. Вот такова реальность любой средней школы России за пределами городов-миллионников.

    Г-дин Реморенко, явно пересидевший в министерстве, предлагает учителю становиться «event-менеджером», а его коллега г-н Мокринский ему вторит: «Учитель должен гарантировать, что интересно и успешно будет учиться в 11-м классе не только тот, кто собирается идти в вуз, но и тот, кто сидит с ним рядом». Хочется напомнить господам-начальникам от образования, что учитель — не клоун на представлении и не «тьютор», «коучер» и проч. аферист, кто за кривлянье перед взрослыми людьми в дорогих костюмах собирает за часовой семинар приличные деньги.

    О каком «пути к мечте», индивидуальном плане успешности и подобной дури может идти речь в ШКОЛЕ? Даже в идеально хорошей школе с идеально хорошими детьми основная задача заключается в получении начального образования. «Начального», которое в документах называется то «полным», то «общим». Среднее образование дают в колледжах и техникумах. Высшее — университетах и прочих вузах. Откуда взялся, в таком случае, «путь к мечте» на начальном этапе? В какой больной голове могла появиться идея, что ребенок управляет самостоятельно под руководством учителя своим личностным ростом? Не рановато ли?

    Вот избалованный ребенок сумасшедше-восторженной мамаши хочет стать космонавтом. А мамаша всяких «реморенок» наслушалась и достает бедного учителя, директора, доходит до городского управления образования с требованием обеспечить всеми силами и какими угодно средствами мечту ее ребенка. Понятно, что это несерьезно, но подобными, менее утрированными, случаями наполнена работа обычной школы. А у учителя, между прочим, 10 классов в 4 параллелях. Со сколькими индивидуальными мечтами он может помочь каждому конкретному ребенку, учитывая, что у самого опыта полетов в космос по определению быть не может?

    Школа — социальный институт, и как таковой существовала до минобрнауки и его сотрудников, осмелившихся сравнить деятельность учителя с бизнесменом-тьютором. Реальная задача школы определена была тысячи лет назад и особенно не менялась: начальное образование и воспитание, иначе «вторичная социализация». Почему-то теоретики образования и педагогики забывают, что первичная социализация — это семья, и большинство проблем идет оттуда и исправиться может только там.

    Предлагаемый же проект «учителя будущего» лучше было бы назвать «роботом-учителем», который должен делать вообще всё и которому не нужно ни есть, ни спать, ни иметь собственной жизни и семьи, только занимаясь интересами общества и каждого конкретного ребенка из двух сотен учеников в его 10 классах. Не нужно такой чудо-машине и денег платить, поскольку за такое убийство своей собственной жизни и невозможность осуществить собственный «путь к мечте» живому человеку требовалась бы очень приличная компенсация.

  2. Настоящий Учитель — это, в первую очередь Артист. Эмоции значат для детей больше, чем голые факты. Ученики — это зрители, принимающие участие в спектакле (уроке).Великие артисты редко бывают успешными менеджарами. В университетах готовящих учителей необходимо вводить курс артистического мастерства. Меня поражает оценка мастерства современного учителя! Высшую категорию должны иметь только те учителя, которые взяв очень слабый класс в обычной школе, через 1−2 года значительно повысили уровень успеваемости в этом классе, заразили детей любовью к своему предмету, привили желание учиться, узнавать что-то новое. Настоящий творческий человек никогда не будет стремиться стать чиновником, бюрократом. Так как это гнилое дело. Он будет их жалеть и слегка презирать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: