Плохая таксономия может и убить

­

Известный микологический журнал Mycotaxon имеет логотип с надписью “Bad taxonomy can kill”. Микология, наряду с герпетологией, одна из биологических дисциплин, где ошибка в видовой идентификации может стоить жизни. Множество людей погибло из-за того, что не сумели отличить бледную поганку от сыроежки или шампиньона. Для миколога (так же, как и для опытного грибника) такая «путаница» – верх непрофессионализма, поскольку бледная поганка, сыроежки и шампиньоны – виды из разных семейств, хорошо различающиеся не только внешне, но и по запаху и местам произрастания. Куда сложнее те случаи, когда съедобный и ядовитый грибы-двойники относятся к одному роду, и даже специалисты могут не сразу распознать в них разные виды. Так, лишь в 1955 году японский миколог Hongo описал ядовитый вид сыроежек, Russula subnigricans, который произрастает не только в Японии, но также в Китае и США. Внешне этот вид похож на вполне съедобную сыроежку чернеющую (Russula nigricans), Широко распространенный съедобный гриб-зонтик Macrolepiota mastoidea в Японии имеет ядовитый двойник M. neomastoidea, описанный тем же Hongo в 1970 году. В 1979 году французский миколог  Bon описал ядовитый гриб-зонтик

Macrolepiota venenata, который внешне практически неотличим от известного своим неповторимым вкусом краснеющего гриба-зонтика, Macrolepiota (=Chlorophyllum) rhacodes (в России этот гриб собирают только знатоки, так как его внешний вид не внушает доверия, а вот в Прибалтике он довольно популярен). Сходство этих двух грибов столь значительно, что многие специалисты до сих пор считаю Macrolepiota venenata лишь ядовитой формой M. rhacodes.

А. Чернышев

О том, что грибы из разных мест могут сильно различаться по своей токсичности, известно давно. Так, строчки (Gyromitra esculanta), собранные на территории Германии, обладают чрезвычайно высоким содержанием токсина гиромитрина, в то время как их французские «коллеги» употребляются местным населением без каких либо последствий. У бледной поганки, собранной в окрестностях Нью-Йорка, смертельного токсина фаллоидина в 3 с лишним раза больше, чем у поганок из Италии.

Trogia venenata (фото Yanchun Li)

И всё же предположение о том, что один и тот же вид грибов может быть и съедобным, и смертельно ядовитым, остается достаточно спорным, и во всех подобных случаях необходимо проверять видовую принадлежность с помощью анализа ДНК. Именно с таким случаем недавно столкнулись в Китае. В 2012 году группа китайских ученых (Yang et al. 2012. Mycological Progress 11, 4) описала новый вид гриба, Trogia venenata, который с 1978 года стал причиной смерти более чем 400 человек в провинции Юньнань. Внешне этот гриб очень похож на употребляемый в Юго-Восточной Азии Trogia infundibuliformis, но отличается некоторыми микроскопическими признаками, а также тем, что произрастает в субтропической горной области, в то время как T. infundibuliformis – широко распространенный тропических вид. Самостоятельность нового вида подтверждена анализом ДНК. Из Trogia venenata были выделены два неизвестных ранее токсина из группы аминокислот, которые были обнаружены в крови внезапно умершего мужчины. Ученые полагают, что эти аминокислоты приводят к разрушению мышечных клеток сердца. Сходные по действию токсины недавно были выделены из зеленушки (Tricholoma equestre), которая широко употребляется, например, в Белоруссии и Польше. В Европе зафиксированы по меньшей мере три достоверных случая смертельных отравлений от этого гриба.

Вряд ли неприметная  Trogia venenata привлекла внимание микологов, если бы не череда загадочных смертей. Можно только догадываться, сколько подобных «грибов-убийц» остается до сих пор нераспознанными и неописанными, хотя, несомненно, это не относится к хорошо известным съедобным грибам, произрастающим в средней полосе России. Поэтому в очередной раз стоит напомнить давнее правило грибников: собирайте только то, в чем вы абсолютно уверены.

Macrolepiota venenata (фото F. Mondello)