Как рубят аспирантуру в Академии

14Докт. физ.-мат. наук, глав­ный науч­ный сотруд­ник Инсти­ту­та тео­рии про­гно­за зем­ле­тря­се­ний и мате­ма­ти­че­ской гео­фи­зи­ки РАН Миха­ил Род­кин и канд. физ.-мат. наук, зав. аспи­ран­ту­рой Инсти­ту­та мор­ской гео­ло­гии и гео­фи­зи­ки Даль­не­во­сточ­но­го отде­ле­ния РАН Мари­на Андре­ева посвя­ти­ли свою ста­тью кри­ти­че­ской ситу­а­ции с аспи­ран­ту­ра­ми в Ака­де­мии наук.

Чего не кос­нет­ся забот­ли­вая длань началь­ства – быст­ро и реши­тель­но чах­нет. Так вла­сти оза­бо­ти­лись судь­бой моло­де­жи в РАН… и одно­вре­мен­но при­ня­ли новый закон об обра­зо­ва­нии, по сути, уби­ва­ю­щий аспи­ран­ту­ру в Ака­де­мии наук. Сле­ду­ет, види­мо, думать, что авто­ры зако­на ста­ви­ли себе амби­ци­оз­ную интел­лек­ту­аль­ную зада­чу – напи­сать закон, охва­ты­ва­ю­щий все ста­дии полу­че­ния обра­зо­ва­ния: от дет­ских садов до аспи­ран­ту­ры вклю­чи­тель­но. А так как авто­ры зако­на, несо­мнен­но, учи­лись в началь­ной шко­ле, но – судя по кос­вен­ным при­зна­кам – ака­де­мий и аспи­ран­тур не кон­ча­ли, то и вышел закон на ред­кость косо­бо­ким. Воз­мож­но даже и при­год­ным для началь­ной шко­лы, но явно неле­пым при­ме­ни­тель­но к аспи­ран­ту­ре. Впро­чем, суди­те сами.

Закон тре­бу­ет, что­бы все аспи­ран­ты были в пол­ной мере обес­пе­че­ны ком­плек­том учеб­ных посо­бий. Види­мо авто­рам зако­на запа­ло в душу как неко­гда сосед па пар­те – гру­бый маль­чик Сема – пере­тя­ги­вал на свою поло­ви­ну пар­ты книж­ку о Маше и мед­ве­дях. Но зачем аспи­ран­ту пол­ный ком­плект посо­бий? Так, клас­си­че­ским посо­би­ем для физи­ков явля­ет­ся мно­го­том­ный курс тео­ре­ти­че­ской физи­ки Ланд­лиф­ши­ца. Пом­нит­ся, в откры­том досту­пе на физ­фа­ке МГУ сто­я­ли 3–5 его ком­плек­тов. И всем хва­та­ло.

И вооб­ще, мы не очень пони­ма­ем, что озна­ча­ет «ком­плект учеб­ных посо­бий аспи­ран­та». Аспи­ран­ты, по смыс­лу, учат­ся науч­ной рабо­те. А науч­ная зада­ча у каж­до­го своя. Соот­вет­ствен­но, и набор необ­хо­ди­мой лите­ра­ту­ры у каж­до­го тоже свой. Но это тре­бо­ва­ние еще не столь вред­но и при­во­дит толь­ко к нера­ци­о­наль­ной тра­те фон­дов на науч­ную лите­ра­ту­ру (кото­рых уже тра­ди­ци­он­но лет 20–30 не хва­та­ет на дей­стви­тель­но нуж­ную лите­ра­ту­ру) и к захлам­ле­нию науч­ных биб­лио­тек.

Тре­бо­ва­ни­ем долж­но­го коли­че­ства экзем­пля­ров забо­та авто­ров зако­на не огра­ни­чи­ва­ет­ся. Они, есте­ствен­но, слы­ша­ли о пер­спек­тив­ном виде пред­став­ле­ния мате­ри­а­лов в виде ком­пью­тер­ных фай­лов. И закон преду­смат­ри­ва­ет доступ­ность необ­хо­ди­мой спе­ци­аль­ной лите­ра­ту­ры так­же и в машин­ном виде. Надо пола­гать, вво­дя это тре­бо­ва­ние, авто­ры зако­на не заду­мы­ва­лись об автор­ских пра­вах. Ведь элек­трон­ных фай­лов боль­шин­ства моно­гра­фий не суще­ству­ет, а пере­вод их само­сто­я­тель­но в маши­но­чи­та­е­мый вид пред­став­ля­ет собой не толь­ко весь­ма тру­до­ем­кую зада­чу, но и нару­ше­ние автор­ских прав. То есть в боль­шом чис­ле слу­ча­ев, науч­но­му инсти­ту­ту авто­ры зако­на предо­став­ля­ют выбор – нару­шить ли закон об обра­зо­ва­нии . или закон об автор­ском пра­ве.

Рис. М. Смагина

Рис. М. Смагина­

Впро­чем, ука­зан­ные тре­бо­ва­ния еще не самые вред­ные. Хит­ро­ум­ным науч­ным сотруд­ни­кам, путем кон­суль­та­ций с под­на­то­рев­ши­ми сотруд­ни­ка­ми Мино­бр­на­у­ки, срав­ни­тель­но не труд­но при­ду­мать как фор­маль­ным обра­зом удо­вле­тво­рить этим тре­бо­ва­ни­ям зако­на. Мож­но, напри­мер, спис­ки уче­ных пер­во­ис­точ­ни­ков, кои необ­хо­ди­мо осо­бо тща­тель­но шту­ди­ро­вать аспи­ран­там, сфор­ми­ро­вать на осно­ве соб­ствен­ных реприн­тов или иных изда­ний, кото­рые не нашли чита­те­ля и пылят­ся в архи­вах инсти­ту­та, ожи­дая оче­ре­ди на выбра­сы­ва­ние. В этом слу­чае и необ­хо­ди­мое чис­ло экзем­пля­ров най­дет­ся, и автор­ские пра­ва не будут нару­ше­ны.

По суще­ству, намно­го более вред­ны дру­гие тре­бо­ва­ния. Для орга­ни­за­ций, решив­ших­ся сохра­нить у себя аспи­ран­ту­ру, предъ­яв­ля­ет­ся тре­бо­ва­ние – види­мо по ана­ло­гии с груп­пой про­длен­но­го дня в началь­ной шко­ле – предо­став­лять аспи­ран­там . усло­вия для пол­но­цен­но­го отды­ха, пита­ния и сроч­ной меди­цин­ской помо­щи. Ска­жем уют­ную ком­на­ту, где бы дети при­мер­но 25 лет . мог­ли бы вздрем­нуть и потом со све­жи­ми сила­ми занять­ся уро­ка­ми. А кро­ме ком­на­ты отды­ха тре­бу­ют­ся еще сто­ло­вая, меди­цин­ский каби­нет и став­ки вос­пи­та­те­лей и дежур­ных меди­цин­ских работ­ни­ков. Для типич­но­го ака­де­ми­че­ско­го инсти­ту­та эти тре­бо­ва­ния выгля­дят уже непо­мер­но обре­ме­ни­тель­ны­ми. Намно­го пред­по­чти­тель­нее про­сто закрыть аспи­ран­ту­ру (как, кста­ти, в боль­шом чис­ле инсти­ту­тов и сде­ла­ли).

Но апо­фе­о­зом чинов­ной забо­ты явля­ет­ся тре­бо­ва­ние, что­бы весь курс обу­че­ния обес­пе­чи­вал­ся толь­ко дан­ным ака­де­ми­че­ским инсти­ту­том. Види­мо, у соста­ви­те­лей зако­на еще живы в памя­ти дет­ские пере­жи­ва­ния, когда надо было лиш­ний раз пере­хо­дить ули­цу око­ло шко­лы. И они поста­ра­лись защи­тить моло­дую уче­ную поросль от столь трав­ми­ру­ю­щей неокреп­шую дет­скую пси­хи­ку необ­хо­ди­мо­сти. Счи­та­ет­ся испо­кон века, что чело­век, гото­вя­щий­ся стать иссле­до­ва­те­лем, дол­жен, как мини­мум, знать один ино­стран­ный язык меж­ду­на­род­но­го обще­ния и иметь доста­точ­но пол­ные пред­став­ле­ния о мето­до­ло­гии науч­ных иссле­до­ва­ний и фило­со­фии. Тако­го рода зна­ния тра­ди­ци­он­но дава­лись в Москве аспи­ран­там пер­во­го года обу­че­ния на базе кафед­ры ино­стран­ных язы­ков РАН и Инсти­ту­та фило­со­фии РАН (ана­ло­гич­но и в дру­гих круп­ных науч­ных цен­трах).

Новым зако­ном об обра­зо­ва­нии такая ситу­а­ция при­зна­ет­ся неза­кон­ной и запре­ща­ет­ся. Есте­ствен­но, обес­пе­чить сколь либо пол­но­цен­ное обу­че­ние ино­стран­но­му язы­ку и фило­со­фии на базе отдель­но­го про­филь­но­го инсти­ту­та РАН не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным. Реаль­но про­ве­ря­ю­щие из мини­стер­ства тре­бу­ют, что­бы адми­ни­стра­ция инсти­ту­тов предо­став­ля­ла им заве­до­мо липо­вые или явно непол­но­цен­ные про­грам­мы обу­че­ния аспи­ран­тов ино­стран­но­му язы­ку и фило­со­фии. Реаль­но же моло­дые уче­ные полу­ча­ют вполне ущерб­ную под­го­тов­ку по ино­стран­но­му язы­ку и по фило­со­фии и мето­до­ло­гии нау­ки.

Вызы­ва­ет непод­дель­ное изум­ле­ние адми­ни­стра­тив­ный экс­таз, кото­рый толь­ко и мог вдох­нов­лять авто­ров тако­го бес­при­мер­но­го зако­но­по­ло­же­ния. Как толь­ко пред­ста­вишь, сколь­ко еще чинов­ни­ков Мино­бр­на­у­ки в поте лица гото­ви­ли это чудо зако­но­твор­че­ства. И сколь­ко спе­ци­а­ли­стов выс­шей ква­ли­фи­ка­ции – по тем инсти­ту­там РАН, кото­рые реши­ли всё же сохра­нить у себя аспи­ран­ту­ру – демон­стри­ру­ют чуде­са изоб­ре­та­тель­но­сти и очко­вти­ра­тель­ства, пыта­ясь соот­вет­ство­вать неле­пым зако­но­да­тель­ным тре­бо­ва­ни­ям. При столь рен­та­бель­но рас­тра­чи­ва­е­мых тру­до­вых ресур­сах оста­ет­ся толь­ко удив­лять­ся . и как это стра­на еще жива.

Неволь­но вспо­ми­на­ет­ся анек­дот вре­мен Пере­строй­ки: «Уже три меся­ца им ниче­го не пла­тим, а они всё еще ходят на рабо­ту, всё никак не осво­бож­да­ют поме­ще­ние, что­бы сдать в арен­ду под склад. М-да… А давай­те брать с них за про­ход на рабо­ту!» Но это был всё же анек­дот. С работ­ни­ков гос­учре­жде­ний за при­ход на рабо­ту и поль­зо­ва­ние элек­тро­энер­ги­ей и туа­ле­том денег всё же не бра­ли. А с при­ня­ти­ем ново­го Зако­на об обра­зо­ва­нии такая ситу­а­ция – жиз­нен­ная реаль­ность.

Инсти­ту­там РАН – если они решат­ся сохра­нить аспи­ран­ту­ру – тре­бу­ет­ся потра­тить нема­лые сред­ства – на выклю­че­ние из реаль­но­го про­цес­са и при­ве­де­ние в тре­бу­е­мый вид поме­ще­ний для отды­ха и меди­цин­ско­го обслу­жи­ва­ния, на опла­ту как бы вос­пи­та­те­лей, на при­об­ре­те­ние ненуж­ной лите­ра­ту­ры. У мно­гих уче­ных есть душев­ная потреб­ность пере­да­вать свои зна­ния и гото­вить сме­ну. Мно­гие гото­вы этим зани­мать­ся даже и прак­ти­че­ски бес­плат­но, но еще и самим пла­тить за удо­воль­ствие гото­вить для сво­ей стра­ны кад­ры выс­шей ква­ли­фи­ка­ции – нет уж, уволь­те, это слиш­ком. 

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , ,

 

10 комментариев

  • Михаил:

    Не могу согла­сить­ся с тем, что фило­со­фию аспи­ран­ты долж­ны изу­чать на базе Инсти­ту­та фило­со­фии РАН. Нашим аспи­ран­там там пре­по­да­ва­ли такое, что воз­ни­ка­ло жела­ние пой­ти туда с пуле­ме­том и лик­ви­ди­ро­вать всю рос­сий­скую фило­со­фию. То, что у нас назы­ва­ет­ся фило­со­фи­ей, не про­сто не нуж­но – это вред­но. В совет­ское вре­мя это дерь­мо было огра­ни­че­но мате­ри­а­лиз­мом. Сей­час эти же люди с удо­воль­стви­ем и рве­ни­ем рас­ска­зы­ва­е­ют аспи­ран­там о боже­ствен­ной при­ро­де мира и чело­ве­ка. Пре­по­да­ва­те­ли – либо убо­гие, либо пси­хи­че­ски не здо­ро­вые.
    Эта дрянь аспи­ран­там не нуж­на.
    И конеч­но же я пони­маю, что в ста­тье этот инсти­тут упо­мя­нут ско­рее как несо­по­сто­ви­мо мень­шее зло, чем то, что пред­ла­га­ют чинов­ни­ки.

  • georgy:

    Вы слиш­ком эмо­ци­о­наль­ны, Миха­ил. Ругань не укра­ша­ет аспи­ран­та, тем более, состо­яв­ше­го­ся уче­но­го. Я счи­таю, что фило­со­фия в аспи­ран­ту­ре дала мне очень мно­го. Да, чита­ли ее те же пре­по­да­ва­те­ли, что до это­го чита­ли науч­ный ком­му­низм. Но, вид­но, кру­го­зор их про­сти­рал­ся даль­ше тру­дов «клас­си­ков», а то, что они мог­ли дать лишь вкрат­це, доби­ра­лось само­сто­я­тель­ным изу­че­ни­ем – на то и аспи­ран­ту­ра. Весь­ма полез­но знать идеи Кар­ла Поппе­ра и Тома­са Куна, или хоть попу­ля­ри­за­то­ра Фритьо­фа Кап­ры. Помо­га­ет понять чем ты сам зани­ма­ешь­ся и отли­чить уче­ных от план­та­то­ров Хир­ша, кото­ры­ми запо­ло­ни­лась сего­дня нау­ка.

  • РТФ:

    Куна, гово­ри­те, Поппе­ра полез­но знать? А чакр и мантр не хоти­те ли? Нисколь­ко не шучу, сам пару раз сто­ял у две­ри ауди­то­рии, где велись ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ лек­ции для аспи­ран­тов. Интел­лект так назы­ва­е­мых фило­со­фов не спо­со­бен пере­ва­рить Поппе­ра, на чак­ры же его хва­та­ет.

  • Steblya Kamenskaya:

    Да, фило­со­фию у нас чита­ют фиго­во. У меня был хоро­ший пре­по­да­ва­тель, про Фей­е­ра­бен­да рас­ска­зы­вал, но всё рав­но струк­ту­ра кур­са в целом, как она преду­смат­ри­ва­ет­ся про­грам­мой – хее­ри­че­ская френь. Но это не повод упразд­нять её. Надо сде­лать нор­маль­ный курс «Мето­до­ло­гия науч­но­го зна­ния» – не запи­хи­вать туда всё что попа­ло начи­ная от Фале­са Милет­ско­го и кон­чая экзи­стен­ци­а­лиз­мом, а исполь­зо­вать ров­но то, что име­ет отно­ше­ние к струк­ту­ре науч­но­го зна­ния.
    Я вот сде­ла­ла для маги­стран­тов автор­ский курс «Меж­дис­ци­пли­нар­ность» – и учу их мето­до­ло­гии, мы очень мно­го обсуж­да­ем тео­рию на семи­на­рах.
    А про отме­ну ино­стран­но­го язы­ка вооб­ще – падаю в обмо­рок и не дышу. Может, ещё уме­ние читать отме­ним?

  • Алексей:

    Жут­ко обид­но за рос­сий­ских аспи­ран­тов. При СССР их застав­ля­ли зуб­рить идио­ло­ги­че­скую муть типа исто­рии КПСС. В 90е быв­шие пре­по­да­ва­те­ли идио­ло­ги­че­ской мути пере­клю­чи­лись на логи­ку и мето­до­ло­гию нау­ки и НАВЯЗАЛИ ее в каче­стве ОБЯЗАТЕЛЬНОГО кур­са в аспи­ран­ту­ре. Для всех нас посе­ще­ние это­го кур­са было обу­зой, отры­ва­ю­щей от науч­ной рабо­ты. Все, вклю­чая пре­по­да­ва­те­лей, пре­крас­но пони­ма­ли, что кокрет­но этот курс неле­пый и бес­по­лез­ный, но пре­по­ды тоже хотят кушать. Если новый закон об аспи­ран­ту­ре осво­бож­да­ет от обя­за­тель­но­го посе­ще­ния этой фило­соф­ской бого­дель­ни, то закон не так уж и плох.

    Во всем мире нау­ку дви­га­ют аспи­ран­ты и пост­до­ки. Неле­по отно­сить­ся к аспи­ран­там, как к школь­ни­кам. Смот­рю на немец­ких аспи­ран­тов и по-чер­но­му зави­дую. Немец­кий аспи­рант САМ реша­ет, на какие лек­ции он будет ходить. Частич­но выби­ра­ет пред­ме­ты, по кото­рым будет сда­вать «кан­ди­дат­ский мини­мум».

  • Михаил Родкин:

    Ком­мен­та­рии все пошли в сто­ро­ну «о фило­со­фии». Я дале­ко не в вос­тор­ге от того, что чита­лось, но все же это МНОГО ЛУЧШЕ чем ниче­го. И, чест­но, даже вуль­га­ри­зо­ван­нын шту­дии Пла­то­на и Кан­та, мне кажет­ся, аспи­ран­ту вовсе не во вред.

  • Вечный студент:

    Тако­го непро­фес­си­о­на­лиз­ма, хам­ско­го отно­ше­ния и про­фа­на­ции самой про­це­ду­ры как на аспи­рант­ских экза­ме­нах в ИФ РАН я не видел нигде. Один при­мер: аспи­ран­тов заста­ви­ли сидеть – гото­вить­ся и ждать опаз­дав­ше­го на час экза­ме­на­то­ра – в неотап­ли­ва­е­мой ауди­то­рии в кон­це нояб­ря. Про­сту­дил­ся навер­ня­ка не я один, паль­цы при пись­ме коча­не­ли – и никто ни за что даже не изви­нил­ся. В про­грам­ме 70 (семь­де­сят!) вопро­сов обо всём на све­те – о каких зна­ни­ях может идти речь? Если при­кро­ют эту бога­дель­ню, все ска­жут спа­си­бо. Кро­ме воз­мож­но тех, кто дерёт по несколь­ку тыс. руб­лей с плат­ни­ков за мор­же­ва­ние и про­да­ёт копи­пейст­ные книж­ки с ахи­не­ей, подо­гнан­ной под эти 70 вопро­сов.

  • РТФ:

    Поче­му гово­ри­те на фило­со­фов взъелись?
    Посту­пал в аспи­ран­ту­ру ИГ СО АН в 1980 году и самый страш­ный экза­мен был по исто­рии КПСС. Это был не экза­мен, а тест на лояль­ность и еще выда­ча вол­чье­го биле­та.

    Сосе­ду сза­ди зада­ют вопрос
    -Как вы отно­си­тесь к мыс­лям Буха­ри­на?
    -Буха­рин был прав.
    -Нет, я не буду вам все­го объ­яс­нять, но вам не место в совет­ской аспи­ран­ту­ре.

    Сосе­ду сбо­ку зада­ют вопрос.
    -Как вы отно­си­тесь к поли­ти­ке Ста­ли­на по высе­ле­нию наро­дов?
    -Ста­лин был прав. Лес рубят щеп­ки летят.
    -Нет, люди это не щеп­ки. Вам не место в совет­ской аспи­ран­ту­ре.

    Фило­со­фию сей­час пре­по­да­ют те же самые «исто­ри­ки КПСС»

  • мыслящая гильотина:

    Боже, какая тро­га­тель­ная забо­та о «моло­дой порос­ли», не хва­та­ет толь­ко нянеч­ки и лого­пе­да в шта­те.

    зы. Миха­и­лу види­мо про­сто не повез­ло с обя­за­тель­ным кур­сом фило­со­фии и с семи­на­ра­ми в ИФ РАН, я лич­но курс слу­шал впол­уха, но на сем­ни­а­ры Смир­но­вой ходил с удо­воль­стви­ем и извлек из них мно­го для себя полез­но­го.

  • Афонюшкин Василий:

    а как народ эту про­бле­му реша­ет? мож­но ли быть науч­ным руко­во­ди­те­лем аспи­ран­та из ВУЗа не будучи сотруд­ни­ком это­го ВУЗа?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com