Блиц-интервью

Владимир Захаров
Владимир Захаров

Владимир Захаров, академик РАН, докт. физ.-мат. наук, зав. лабораторией нелинейных волновых процессов при Новосибирском университете, зав. сектором математической физики ФИАН им. П.Н. Лебедева, именной профессор Правления Университета Аризоны (США), лауреат Государственных премий СССР и РФ

— Какой основной вред от законопроекта?

– Уничтожение самоуправления науки. Передача ее чиновникам, которые поставят так называемых «эффективных менеджеров», – это конец. Да этих самых «эффективных менеджеров» вскоре тухлыми яйцами закидают!

— Если нет, нужно ли добиваться новых более радикальных поправок или нужно добиваться отзыва законопроекта в целом?

– Наша точка зрения на данный момент – добиваться более радикальных поправок. Это реальней.

— Нужно ли прибегать к радикальным мерам, таким, как массовые протесты и забастовки институтов до рассмотрения законопроекта в третьем чтении? Профсоюз призвал к предупредительным забастовкам. Вы это поддерживаете?

– Безусловно поддерживаю. Нужно бастовать!

— Нужно ли научным работникам срочно организовываться для противодействия планам власти? Например, сейчас пытаемся создать горизонтальную сеть координации институтов…

– Безусловно. Нужно создать систему сопротивления. Фактически мы имеем дело с военными действиями против нас. И надо организовываться для сопротивления.

— Нужно ли научной общественности до сентября предложить встречный проект реформы? Вы этим занимаетесь?

– Занимаемся. Мы создали группу из профессиональных юристов. Их имена я не буду называть – это пока секрет.

Валерий Рубаков
Валерий Рубаков

Валерий Рубаков, академик РАН, докт. физ.-мат. наук, главный научный сотрудник отдела теоретической физики Института ядерных исследований РАН

— Каковы впечатления от расстановки сил — куда склоняется чаша весов?

– Впечатление, что всё очень жестко. Никаких реальных подвижек я не вижу. Сужу, в частности, по заседанию Открытой трибуны в Государственной Думе 10 июля, на котором я был. Говорится много хороших слов про науку и Академию, но чувствуется нацеленность на то, чтобы принять проект в его нынешнем виде.

— У меня впечатление, что точка зрения сторонников законопроекта зависит от интенсивности протестов — на прошлой неделе они отступили, а сейчас протесты улеглись, и те снова переходят в наступление.

– Я не знаю, что действует, но, по-видимому, есть большое желание принять законопроект как есть.

— Что можем сделать мы — научные работники?

– Продолжать протестовать. Но не только. Еще было бы очень полезно, чтобы научные работники выработали повестку дня по реформе внутри Академии наук. В Академии наук далеко не всё хорошо, полезно сформулировать, что надо в ней менять.

— Нужно ли нам бастовать?

– Забастовка – крайняя мера, но если она состоится, я приму в ней участие.

— Есть ли какие-то идеи по поводу встречных предложений по поправкам в законопроект?

– Лучше всего этот закон было бы сейчас вообще не принимать. Но если уж принимать, то менять очень сильно. Президиум РАН будет подавать поправки, я думаю, правильные. Пожалуй, принципиальные поправки должны касаться двух вещей. Во-первых, не должно быть никаких «создания РАН», «РАН, учреждаемой настоящим законом». То есть речь должна идти только о продолжении деятельности существующей Академии. Во-вторых (по порядку, но не по значимости), надо прописать, как будут управляться институты и кем будут назначаться директора. Сейчас в законопроекте по этой части всё очень мутно. В принципе, разделение управления между РАН и правительственным агентством возможно, но руководитель агентства должен назначаться Академией. Что до членкоров – это внутреннее дело Академии. Как это может регулироваться федеральным законом? И, безусловно, региональным отделениям нужны свои юридические лица, иначе их деятельность будет парализована. А в целом акцент законопроекта не на том, как улучшить работу Академии наук, а как обнулить ее.

— Сейчас произошла некая встряска научного цеха. Сейчас вы, сколько вас там есть — 72 «отказника», — обладаете огромным авторитетом в глазах широкой публики, вы действительно очень популярны.

– Ну уж к этому я точно не стремился.

— Мне было ясно с самого начала, что вы будете очень популярны. Я клоню к тому, что встряска и появление новой авторитетной силы может иметь более широкий эффект, чем спасение Академии наук, — это может породить более широкое движение против одичания нации, против подступающего средневековья — движение за просвещенную страну.

– Это было бы хорошо. Наверно, это возможно. Вообще, мне кажется, есть два варианта развития событий: либо мы отстоим Академию, и тогда произойдет позитивное последействие на более широком поле. Либо мы проиграем, и тогда все кончится апатией и массовым уходом из науки, отъездом и т.п.

— Но сопротивление может продолжиться и после проигрыша, может даже стать более жестким.

– Мне трудно в это поверить. Когда нас начнут укрупнять, сливать, переселять и ликвидировать – это будут делать по очереди и «отреформируют» всех поодиночке.

— Ну, значит, нужно взяться за руки. Отдельные «сообщники» уже строят горизонтальную систему координации институтов. Надо действовать.

– Конечно, надо. Не опускать же руки!

Беседовал Борис Штерн

Подписаться
Уведомление о
guest

38 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Roman
Roman
10 года (лет) назад

спасибо за приглашение…насмотрелся уже..достаточно..
Показухой овладели не хуже Петрика…начинается завывание про “закрытые работы” – главный коррупционный источник…Чуть что коллайдер еще приплетаете…где вы, и где коллайдер..Стыдно читать весь этот лепет. Есть статистика цитирования в среднем по стране. Вы с ней очевидно знакомы. Она не в нашу пользу. ЧТО???? НУ ЧТО??? вы можете возразить?? Зачем же нужно выворачивать все наизнанку? Даже в сложившихся условиях вы продолжаете врать и уходить от прямых вопросов. Ну какое правительство сможет вот это терпеть?

Alex5
Alex5
10 года (лет) назад

To: “Roman 18.07.2013 в 12:12”

Вы правы, в российской научной среде тоже вранья предостаточно. Небыло проекта реформы РАН – Захарова небыло слышно, никаких призывов к действиям. А ведь действительно подавляющая часть рядовых научных сотрудников получает нанозарплаты и вынуждена искать другие источники для выживания, действительно гранты РФФИ раздаются в основном отнюдь не на основании идейного содержания заявок, действительно тьма-тмущая липовых кандидатов наук, работа которых не имеет никакой научной ценности и которые сами пишут себе рецензии, и т.п. Не раз приходилось наблюдать как академики относятся к молодым – в лучшем случае как к обслуживающему персоналу “подай-принеси” (а точнее, как к 6-кам). Какая там помощь в реализации научного потенциала! А в РАМН – там ординаторы вообще в состоянии рабства, работают от рассвета до заката, получают гроши и не имеют никаких возможностей бороться с произволом руководства, которое обирает больных “по-чёрному”.

И тут вылезает зажравшийся старпер, сидящий на 3-х стульях, задетый тем, что его лишают самоуправства и ретиво раздаёт интервью с призывами типа “Нужно бастовать!”. Нас, мол, власти лишают, наука гибнет! Наука гибнет, когда молодые научные сотрудники не имеют никаких условий для работы, а имеют лишь нищенскую з/п и гнобление со стороны именитых “старших товарищей”. А теперь эти “товарищи” стали нуждаться в массовке.

Извините за грубость, что называется наболело.

Александр
Александр
10 года (лет) назад

Захаров – старпер? Ну-ну, Вам до него далековато будет.

Roman
Roman
10 года (лет) назад

Чтобы эти падлы галстучные из Президиума сидели на Ленинском, мы должны бастовать видите ли…
Чтобы они на крутых иномарках могли “наукой заниматься”, мы должны 15 тыс зарплату получать…
Чтобы они были некотролируемы и “определяли перспективные направления”…мы должны за них проекты выполнять, за которые они копейки платят…и не иметь собстьвенных проектов…
Это шайка просто какая-то …Они еще и против Правительства оказались…вообще непонятно, что за организация такая, в которой мы работаем? Это что? Бандитский шалман? Публичный дом? ЧТО ЭТО ЗА ПРИТОН?? в котором не признают обычных человеческих норм и правил, законов и собственного народа? В котором с презрением относятся к вузам и людям…
Почему нормальный обычный человек, который отслужил в армии, кончил институт, защитился…почему он должен в пользу этих гнид идти бастовать???

Roman
Roman
10 года (лет) назад

Да, Александр, до них нам далековато будет…хотелось бы, чтоб еще дальше было..

Roman
Roman
10 года (лет) назад

Речь тут не идет об оценке Захарова как ученого…в этой области ему все воздали и даже слишком. Я что-то не слышал об устройствах, основанных на его солитонах…ну решил там уравнения – молодец. А речь идет о человеческих качествах, без которых ученого высокого уровня не бывает. О том, что он предлагает самоубийственные вещи, не взирая на реальность и не разбираясь в судьбах, которых ему не жалко. О том, что в топку он готов кидать человеческие жизни цинично думая только о себе…
О том, что науку делают и будут делать ПРОСТЫЕ научные сотрудники, а Захаров поорет, поорет, да и уедет в Штаты. О том, что Фортов в случае если его не выберут, собирался в кругосветку (Типа “гори оно все синим пламенем”). О том, что без проекта они не боролись и не задумывались об организации науки, о судьбах и людях, презирая все и вся и считая себя богами…а это не так..

Александр
Александр
10 года (лет) назад

Ничего, Роман. У Вас все впереди. А что бы еще дальше от Захарова уйти есть отрицательная область. Дерзайте.

Roman
Roman
10 года (лет) назад

а он что? совсем на нуле?))) двигаться от него можно только в отрицательную область?)))
Давайте не путать научные достижения и отсутствие гражданской позиции, человечности и просто честности..
Я пишу об этом. Дифференциальными уравнениями жлобство не заслонишь, а за солитоны
с эгоцентризмом не спрячешься..и не нужно здесь путать божий дар с яичницей!

Максим Борисов
ТрВ
10 года (лет) назад

Роману:
Я понимаю, что есть такая специальная дисциплина – раздражать людей комментариями, типа спортивного ориентирования. И вполне допускаю, что троллями становятся по велению души, а не за деньги (как многие здесь уверены). Есть несколько вполне прославившихся таким образом артистичных личностей с немалыми научными заслугами – все почему-то химики, загадочная вещь… Возможно, на некоторых ресурсах эти упражнения были бы вполне уместны и даже забавны, чтобы разогреть аудиторию, но здесь, извините, хамство, особенно по отношению к людям, которые его не заслужили, воспринимается особенно болезненно теми читателями, которые нам дороги. Так что настоятельная просьба не допускать выражений, которые Вы не могли бы употребить, стоя лицом к лицу с человеком, а не анонимно (тем более, как Вы понимаете, вся анонимность довольно эфемерна).

Alex5
Alex5
10 года (лет) назад

To: “Максим Борисов: 18.07.2013 в 19:14”

Извините, но это именно вы время от времени порывами троллинга страдаете, прикрываясь тем, что вы из редакции ТрВ. Роман, судя по комментариям, изначально никому не хамил, просто эмоционально выразил свою точку зрения. Кроме того, вы не знаете, может быть Роман и сказал бы всё как есть, “стоя лицом к лицу с человеком”. Александр – этот явно нахамил. Да, я использовал слово “старпер”, потому что не нашёл более уместной альтернативы. Вы же, вместо того, чтобы умничать, написали бы что-то содержательное о науке, раз уж вы научный редактор.

И ещё, если вы сортируете _читателей_ на тех, которые вам дороги и на всех остальных, и первые пользуются какими-то особыми привелегиями, то для ТрВ это печальная деградация.

Максим Борисов
ТрВ
10 года (лет) назад
В ответ на:  Alex5

Хамства хватает и в опубликованных комментариях, но еще больше, естественно, в не прошедшем модерацию.
А чем это я, интересно, “прикрываюсь”? Может быть это анонимы чем-то прикрываются? Так я ж не против – явите тут свои лица, имена, высокие звания и достижения и гражданскую позицию. Я что, препятствую? Вот тут сказано было о том, что все это “хуже Петрика”. Извольте, поясните, когда именно Вы или Роман, стоя лицом к лицу со знакомым академиком, вице-президентом РАН, честно и публично обвиняли его в поддержке Петрика? Или не было такого? Только исподтишка и в интернетах людей учить морали и этике?.. Академика Захарова и прочих, без возвышения голоса которых Петрик бы сам никуда не делся, захапал бы свои триллионы (не только у науки, но у всех россиян). Петрики сами не выводятся, кто-то должен возвышать голос. Напрасно те, кто “пришипились” и пытаются таким образом выстроить сейчас свою “правильную и удобную позицию”, считают, что академики ничем не рискуют. Еще как рискуют. Суд с Петриком – лучшим другом и подельником бывшего спикера парламента – уже был. А теперь противники еще грознее, риск и возможные потери гораздо выше. Ну что, тут моралисты-анонимы считают, что все лишь “прикрываются именем”, зарабатывают себе так сказать “дешевую репутацию” зачем-то (и на что ее обменять-то?), ничем при этом не рискуя. Обычная гадость и серость, которой во все времена хватало и каждое поколение переживает это заново. При этом только сопротивление таких единиц, которым “больше всех надо”, позволяет обществу сохранять остатки разума, здравого смысла и чести. И, в конечном счете, позволяет выживать и науке и заниматься наукой таким вот “шептунам”, за которых в противном случае уже давным-давно бы взялись.

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...