Российский научный фонд

В нача­ле июля пре­зи­дент Рос­сии внес в Госу­дар­ствен­ную Думу зако­но­про­ект о созда­нии ново­го науч­но­го фон­да. При­дут ли в нау­ку допол­ни­тель­ные день­ги или гря­дет пере­дел уже име­ю­щих­ся?

2 июля 2013 года, в раз­гар бата­лий вокруг зако­но­про­ек­та реор­га­ни­за­ции РАН, пре­зи­дент Рос­сии внес в Думу про­ект Феде­раль­но­го зако­на «О Рос­сий­ском науч­ном фон­де». Нель­зя ска­зать, что это собы­тие про­шло совсем неза­ме­чен­ным – у неко­то­рых науч­ных сотруд­ни­ков воз­ник­ли вопро­сы, что это за фонд, не заме­нит ли он РФФИ и РГНФ и т.д. Одна­ко в нача­ле июля это доста­точ­но важ­ное и, в дру­гих обсто­я­тель­ствах, замет­ное собы­тие ока­за­лось на пери­фе­рии обще­ствен­но­го вни­ма­ния.

Тем не менее, сле­ду­ет разо­брать­ся, зачем созда­ет­ся фонд со столь пре­тен­ци­оз­ным назва­ни­ем – Рос­сий­ский науч­ный фонд (РНФ). В сопро­во­ди­тель­ных доку­мен­тах к зако­но­про­ек­ту гово­рит­ся, что созда­ние РНФ обу­слов­ле­но «необ­хо­ди­мо­стью совер­шен­ство­ва­ния име­ю­щих­ся меха­низ­мов финан­си­ро­ва­ния в науч­ной и науч­но-тех­ни­че­ской обла­стях и потреб­но­стью в более гиб­ком инстру­мен­те под­держ­ки науч­ных иссле­до­ва­ний, мак­си­маль­но учи­ты­ва­ю­щем спе­ци­фи­ку дан­ной сфе­ры». Бюд­жет­ные учре­жде­ния (а имен­но в такой фор­ме суще­ству­ют РФФИ и РГНФ) полу­ча­ют соот­вет­ству­ю­щее госу­дар­ствен­ное зада­ние от учре­ди­те­ля, име­ют годо­вой цикл дея­тель­но­сти, и в этом смыс­ле у РНФ, созда­ва­е­мо­го в фор­ме фон­да, будет замет­но боль­шая сво­бо­да дей­ствий. Поми­мо отсут­ствия жест­кой при­вяз­ки к кален­дар­но­му году, Фонд смо­жет зани­мать­ся пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­стью, созда­вать для это­го хозяй­ствен­ные обще­ства, учре­ждать соб­ствен­ные СМИ и т.д.

В каче­стве основ­ной цели созда­ния РНФ ука­зы­ва­ет­ся «финан­со­вая и орга­ни­за­ци­он­ная под­держ­ка фун­да­мен­таль­ных и поис­ко­вых иссле­до­ва­ний, под­го­тов­ки высо­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных науч­ных кад­ров, раз­ви­тия науч­ных кол­лек­ти­вов, зани­ма­ю­щих лиди­ру­ю­щие пози­ции в опре­де­лен­ной обла­сти нау­ки». Пред­по­ла­га­ет­ся, что Фонд будет про­во­дить кон­курс­ный отбор науч­ных и науч­но-тех­ни­че­ских про­грамм и про­ек­тов:

  • для под­держ­ки иссле­до­ва­ний, про­во­ди­мых науч­ны­ми кол­лек­ти­ва­ми, отдель­ны­ми уче­ны­ми, в том чис­ле – моло­ды­ми;
  • для раз­ви­тия науч­ных и науч­но-обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ций, созда­ния кафедр и лабо­ра­то­рий миро­во­го уров­ня, про­ве­де­ния иссле­до­ва­ний и раз­ра­бо­ток миро­во­го уров­ня, созда­ния нау­ко­ем­кой про­дук­ции;
  • для раз­ви­тия меж­ду­на­род­но­го науч­но­го сотруд­ни­че­ства.

Спектр реша­е­мых задач, таким обра­зом, доволь­но широк и есте­ствен­ный вопрос, кото­рый воз­ни­ка­ет, – отку­да возь­мут­ся день­ги для реа­ли­за­ции столь амби­ци­оз­ной про­грам­мы. Преду­смат­ри­ва­ет­ся, что сред­ства на финан­си­ро­ва­ние про­грамм РНФ пой­дут не толь­ко из феде­раль­но­го бюд­же­та, но и из дохо­дов, полу­ча­е­мых от дея­тель­но­сти Фон­да, а так­же доб­ро­воль­ных иму­ще­ствен­ных взно­сов и иных не запре­щен­ных зако­но­да­тель­ством поступ­ле­ний. В каче­стве воз­мож­ных жерт­во­ва­те­лей назы­ва­ют­ся «инсти­ту­ты раз­ви­тия» (Вне­ш­эко­ном­банк, «Рос­на­но», «Рос­сий­ская вен­чур­ная ком­па­ния»), а так­же круп­ней­шие ком­па­нии с госу­дар­ствен­ным уча­сти­ем, име­ю­щие про­грам­мы инно­ва­ци­он­но­го раз­ви­тия. Пред­по­ла­га­ет­ся, что посколь­ку эти­ми про­грам­ма­ми уста­нов­ле­но, что у таких ком­па­ний рас­хо­ды на иссле­до­ва­тель­ские рабо­ты и модер­ни­за­цию тех­но­ло­гий уже в сред­не­сроч­ном пери­о­де долж­ны в целом соот­вет­ство­вать ана­ло­гич­ным рас­хо­дам круп­ней­ших зару­беж­ных ком­па­ний, рабо­та­ю­щих в сход­ных отрас­лях, то достиг­нуть это­го мож­но, в том чис­ле, и вкла­ды­вая день­ги в РНФ.

При­вле­че­ние средств гос­ком­па­ний мож­но толь­ко при­вет­ство­вать, одна­ко более инте­ре­сен вопрос о день­гах из феде­раль­но­го бюд­же­та. Тут, судя по все­му, пред­по­ла­га­ет­ся не вло­же­ние в нау­ку новых средств, а пере­рас­пре­де­ле­ние име­ю­щих­ся: в финан­со­во-эко­но­ми­че­ском обос­но­ва­нии ска­за­но, что «при­ня­тие Феде­раль­но­го зако­на «О Рос­сий­ском науч­ном фон­де» не повле­чет воз­ник­но­ве­ния допол­ни­тель­ных финан­со­вых обя­за­тельств Рос­сий­ской Феде­ра­ции». В бюд­жет РНФ могут пой­ти сред­ства, пере­рас­пре­де­ля­е­мые из феде­раль­ных целе­вых про­грамм, так­же Фон­ду может быть пере­да­но финан­си­ро­ва­ние про­грам­мы мега­гран­тов.

Что еще? Бро­са­ет­ся в гла­за сло­во «науч­ный» в назва­нии Фон­да – гром­кое назва­ние дано РНФ навер­ня­ка неспро­ста. В Ука­зе пре­зи­ден­та № 599 от 7 мая 2012 года тре­бу­ет­ся обес­пе­чить «уве­ли­че­ние к 2018 году обще­го объ­е­ма финан­си­ро­ва­ния госу­дар­ствен­ных науч­ных фон­дов до 25 млрд руб­лей». Пока два веду­щих науч­ных фон­да, РФФИ и РГНФ, полу­ча­ют 9,5 млрд руб. И тут появ­ля­ет­ся еще один фонд, не фун­да­мен­таль­ный и не гума­ни­тар­ный, а про­сто науч­ный фонд. С уче­том того, что фонд для под­держ­ки зани­ма­ю­щих лиди­ру­ю­щие пози­ции кол­лек­ти­вов созда­ет­ся под пат­ро­на­жем Адми­ни­стра­ции пре­зи­ден­та, а дей­ству­ю­щие науч­ные фон­ды, цити­рую пояс­ни­тель­ную запис­ку, «не осу­ществ­ля­ют под­держ­ку про­ек­тов, направ­лен­ных на раз­ви­тие, повы­ше­ние кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти науч­ных орга­ни­за­ций и орга­ни­за­ций выс­ше­го обра­зо­ва­ния», может ока­зать­ся, что в борь­бе за бюд­жет­ные 25 млрд РНФ будет пер­вым сре­ди рав­ных.

Подоб­ные пред­по­ло­же­ния напря­мую под­твер­жда­ют­ся сле­ду­ю­щей фра­зой из финан­со­во-эко­но­ми­че­ско­го обос­но­ва­ния: «В даль­ней­шем финан­со­вое обес­пе­че­ние про­грам­мы дея­тель­но­сти Фон­да на трех­лет­ний пери­од воз­мож­но в том чис­ле с уче­том поло­же­ний Ука­за Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Феде­ра­ции от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реа­ли­за­ции госу­дар­ствен­ной поли­ти­ки в обла­сти нау­ки и тех­ни­ки», каса­ю­щих­ся дока­пи­та­ли­за­ции науч­ных фон­дов».

Слу­хи о созда­нии «фон­да Фур­сен­ко» ходи­ли дав­но, и зако­но­про­ект напря­мую раз­ре­ша­ет гос­слу­жа­щим участ­во­вать в рабо­те выс­ше­го орга­на управ­ле­ния фон­дом – Попе­чи­тель­ско­го сове­та, состо­я­ще­го из 15 чле­нов, назна­ча­е­мых пре­зи­ден­том Рос­сии. Таким обра­зом, ниче­го не меша­ет и лич­но Андрею Фур­сен­ко стать, к при­ме­ру, пред­се­да­те­лем Попе­чи­тель­ско­го сове­та РНФ. Так что у Мино­бр­на­у­ки будет про­грам­ма под­держ­ки 1000 веду­щих лабо­ра­то­рий, а у Адми­ни­стра­ции пре­зи­ден­та – своя мно­го­мил­ли­ард­ная про­грам­ма для под­держ­ки, опять же, самых луч­ших. При замет­но боль­шей гиб­ко­сти в рас­хо­до­ва­нии средств, чем у мини­стер­ства.

Инте­рес­ным момен­том зако­но­про­ек­та явля­ет­ся отсут­ствие в нем внят­но­го ука­за­ния на обя­зан­ность РНФ обна­ро­до­вать резуль­та­ты кон­кур­сов (напри­мер, пуб­ли­куя спис­ки побе­ди­те­лей на сво­ем сай­те). Пункт 5 части 2 ста­тьи 3 зако­но­про­ек­та гово­рит лишь о том, что Фонд «рас­про­стра­ня­ет инфор­ма­цию о про­грам­мах и про­ек­тах, преду­смот­рен­ных пунк­том 1 насто­я­щей части». Как и о чем рас­про­стра­нять инфор­ма­цию, РНФ, види­мо, будет решать сам.

Мож­но было бы воз­ра­зить, что такие част­но­сти будут про­пи­са­ны в Уста­ве орга­ни­за­ции, а не в законе. Но, как мы пом­ним, РНФ созда­ет­ся для обес­пе­че­ния потреб­но­сти в более гиб­ком инстру­мен­те под­держ­ки науч­ных иссле­до­ва­ний. И часть 2 ста­тьи 2 зако­но­про­ек­та ука­зы­ва­ет, что «для созда­ния Фон­да и осу­ществ­ле­ния его дея­тель­но­сти не тре­бу­ют­ся учре­ди­тель­ные доку­мен­ты, преду­смот­рен­ные ста­тьей 52 Граж­дан­ско­го кодек­са Рос­сий­ской Феде­ра­ции». Если пере­ве­сти с юри­ди­че­ско­го язы­ка на рус­ский, это озна­ча­ет, что у РНФ не будет Уста­ва, т.е. руко­во­дя­щие орга­ны Фон­да не будут стес­не­ны в сво­их дей­стви­ях ника­ким доку­мен­том, более подроб­но регла­мен­ти­ру­ю­щим их дея­тель­ность, чем закон о РНФ (ну и рос­сий­ское зако­но­да­тель­ство вооб­ще).

В ито­ге выхо­дит, что мно­гие мил­ли­ар­ды могут пой­ти в закры­тую для внеш­них наблю­да­те­лей орга­ни­за­цию, обла­да­ю­щую боль­шой сво­бо­дой рук. Вряд ли это повод для радо­сти, поэто­му в ходе обсуж­де­ния зако­но­про­ек­та – рас­смот­ре­ние его Госу­дар­ствен­ной Думой пред­ва­ри­тель­но запла­ни­ро­ва­но на октябрь – сле­ду­ет добить­ся чет­кой фик­са­ции прин­ци­пов откры­то­сти в рабо­те РНФ, а так­же уста­но­вить, что созда­ва­е­мый фонд не будет пре­тен­до­вать на день­ги РФФИ и РГНФ, удо­воль­ство­вав­шись про­грам­мой мега­гран­тов и день­га­ми Газ­про­ма с РЖД.

Е.О.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
3 Цепочка комментария
1 Ответы по цепочке
0 Подписки
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
2 Авторы комментариев
КонстантинЕвгений ОрловТрВ-Наука: Российский научный фонд | Реорганизация Российской академии наук 2013Российский научный фонд | Антишарлатанский сайт Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
trackback
Российский научный фонд | Антишарлатанский сайт

[…] ТрВ № 134, c. 4, “Бытие нау­ки” […]

trackback
ТрВ-Наука: Российский научный фонд | Реорганизация Российской академии наук 2013

[…] Источ­ник: ТрВ-Нау­ка. […]

Евгений Орлов
Евгений Орлов

Суще­ству­ю­щие фон­ды раз­да­ют сред­ства толь­ко «сво­им», а «свои» уже дав­но дока­за­ли свою проф­не­при­год­ность на совре­мен­ном эта­пе раз­ви­тия нау­ки и тех­но­ло­гий. Поэто­му созда­ние РНФ еще одна попыт­ка финан­си­ро­ва­ния реаль­ных фун­да­мен­таль­ных иссле­до­ва­ний. Во вся­ком слу­чае, посмот­рим, что полу­чит­ся на деле. Москва. 02.01.14.

Константин
Константин

Если учесть тот факт, что выс­шее руко­вод­ство фон­да тоже самое (Фур­сен­ко, Белен­ки­на и др.), то слож­но гово­рить что это «еще одна попыт­ка финан­си­ро­ва­ния реаль­ных иссле­до­ва­ний».

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: