201 564 ± 15/22 тысячи лет

Статья Терренса Блэкбёрна, бывшего PhD-студента Массачусетского технологического института (ныне сотрудника Отдела земного магнетизма Института Карнеги в Вашингтоне), c соавторами, опубликованная в последнем номере Science [1], казалось бы, необычайно проста. Суть ее можно свести к двум предложениям. Датирование базальтовых лав и интрузий в Центрально-Атлантической магматической провинции подтверждает, что вулканизм и позднетриасовое массовое вымирание были одновременны. А это еще раз подчеркивает возможный механизм массового исчезновения живых организмов в связи с выбросами вулканических газов в атмосферу.

Блок чистых химических комнат в лаборатории Сэма Бауринга в Массачусетском технологическом институте. Вроде ничего особенного, но за двумя дверями идеальная чистота, на которую посмотреть любознательным гражданам можно только через окошко.
Блок чистых химических комнат в лаборатории Сэма Бауринга в Массачусетском технологическом институте. Вроде ничего особенного, но за двумя дверями идеальная чистота, на которую посмотреть любознательным гражданам можно только через окошко.

Идея не нова, но ранее точность датировок составляла порядка миллиона лет (и это еще в лучшем случае), что оставляло скептикам и ригористам простор для фантазий и полного отрицания. Ныне лаборатория Сэма Бауринга в Массачусетсом технологическом институте достигла беспрецедентной точности в использовании U-Pb метода датирования по цирконам. Для этого многие годы в лаборатории методично добивались снижения загрязнений воздуха и кислот, по-новому калибровались изотопные трассеры для расчета концентраций урана и свинца. Похоже, что теперь главная проблема использования U-Pb метода датирования по цирконам остается только одна — не в каждой вулканической породе его можно найти. А там, где он встречается, кристаллы в лучшем случаев десятки микрон.

— Какой размер зерен цирконов у тебя? — спросил недавно меня Сэм.

-16 микрон.

— Мы можем сделать это (датировать единичные зерна. — Прим. автора).

Еще недавно геологи мыслили категориями миллионов и десятков миллионов лет. Сэм Бауринг и его коллеги «рвут» стандарты. С данными такой точности уже можно тестировать модели эволюционной биологии в глубоком прошлом. Что же касается цифр в заголовке статьи, то это возраст позднетриасового события — массового вымирания живых организмов, где первое значение в неопределенности датирования — означает лабораторную ошибку, а второе значение учитывает и неопределенность в константах радиоактивного распада изотопов урана и тория.

Алексей Иванов

1. Blackburn T.J., Olsen P.E., Bowring S.A., McLean N.M., Kent D.V., Puffer J., McHone G., Rasbury E.T., Et-Touhami M. Zircon U-Pb geochronology links the End-Triassic extinction with the Central Atlantic Magmatic Province. Science, 2013, v. 340, 941−945.

naukarusМихаил Рогов Авторы недавних комментариев
Михаил Рогов

Желание (как правило, особенно распространённое среди не палеонтологов) найти крупным вымираниям простую и однозначную причину — вещь довольно обычная, но вот правильность таких простых объяснений остаётся под большим вопросом. Собственно, в данном случае речь идёт об уточнении датировки изменений в комплексах наземных организмов, в первую очередь — спор и пыльцы, случившемся примерно в середине рэта. Но именно в неморских отложениях граница изучена довольно плохо и в общем что там творилось с живностью — не понятно (помнится, А.С. Раутиан говорил о том, что наземные фауны рэта неизвестны — вернее, их отождествляли или с более древними, или с более молодыми). А пик вымирания морской биоты — именно он, собственно, и является тем самым «великим вымиранием», выявленным первоначально на основании анализа биоразнообразия морских животных на уровне семейств и родов — приходится на границу триаса… Подробнее »

naukarus

Спасибо за коммент. Надеюсь скоро выйдет статья из стен МИТа от другой группы по причине пермо-триасового вымирания. Там вообще бомба, но пока не озвучиваю.

А здесь мой восторг конечно касается именно достигнутой точности датирования.