Ученые в поисках разума

23 мая 2013 года в Госу­дар­ствен­ном Дар­ви­нов­ском музее в рам­ках выстав­ки «Бра­тья по разу­му? Экс­пе­ри­мен­таль­ное изу­че­ние интел­лек­та живот­ных» состо­я­лась пуб­лич­ная лек­ция док­то­ра био­ло­ги­че­ских наук, про­фес­со­ра, заве­ду­ю­щей лабо­ра­то­ри­ей физио­ло­гии и гене­ти­ки пове­де­ния био­ло­ги­че­ско­го факуль­те­та МГУ им. М.В. Ломо­но­со­ва Зои Алек­сан­дров­ны Зори­ной «Уче­ные в поис­ках разу­ма».

Из-за огра­ни­чен­но­го вре­ме­ни Зоя Алек­сан­дров­на смог­ла оста­но­вить­ся толь­ко на одном аспек­те про­бле­мы мыш­ле­ния – спо­соб­но­сти живот­ных экс­трен­но решать новые зада­чи с помо­щью ору­дий. Ниже мы пред­ла­га­ем крат­кое изло­же­ние этой инте­рес­ней­шей лек­ции. Под­го­то­ви­ла Ната­лья Рез­ник.

Что ищут уче­ные?

Пражский зоопарк. Горилла Иойя в «галошах» из стружки

Праж­ский зоо­парк. Горил­ла Иойя
в «гало­шах» из струж­ки

Мы посто­ян­но наблю­да­ем за пове­де­ни­ем живот­ных, кото­рое пора­жа­ет нас сво­ей целе­со­об­раз­но­стью и слож­но­стью. Неспе­ци­а­ли­сты при­пи­сы­ва­ют живот­ным чело­ве­че­ские каче­ства и чув­ства: хит­рость, рев­ность, уди­ви­тель­ную сооб­ра­зи­тель­ность. В резуль­та­те рож­да­ют­ся мифы о пти­цах, кото­рые при­тво­ря­ют­ся ране­ны­ми, уво­дя хищ­ни­ка от гнез­да, или о кры­сах, вору­ю­щих пти­чьи яйца: одна особь слу­жит кор­зин­кой, а дру­гая – тяг­ло­вой силой. Антро­по­морф­ный под­ход к живот­ным гос­под­ство­вал до кон­ца XIX века и не изжит и до сих пор.

Нача­ло науч­но­му под­хо­ду к про­бле­ме разум­но­сти живот­ных поло­жил Чарльз Дар­вин, утвер­ждав­ший, что пове­де­ние живот­ных состо­ит из трех основ­ных ком­по­нен­тов: инстинк­та, спо­соб­но­сти к обу­че­нию и спо­соб­но­сти к «рас­суж­де­нию», т.е. мыш­ле­ния.

Инстинк­ты – врож­ден­ные, харак­тер­ные для все­го вида, сте­рео­тип­ные по испол­не­нию пове­ден­че­ские акты,которые при­спо­саб­ли­ва­ют живот­ное к типич­ным для вида усло­ви­ям сре­ды. Обу­че­ние обес­пе­чи­ва­ет спо­соб­ность посте­пен­но при­спо­саб­ли­вать­ся к усло­ви­ям сре­ды, кото­рые регу­ляр­но дей­ству­ют на дан­ную особь на про­тя­же­нии неко­то­ро­го вре­ме­ни. Мыш­ле­ние -обоб­щен­ное и опо­сре­до­ван­ное отра­же­ние дей­стви­тель­но­сти, поз­во­ля­ю­щее адек­ват­но дей­ство­вать в новой, неожи­дан­но воз­ник­шей ситу­а­ции без пред­ва­ри­тель­ных проб и оши­бок. Если живот­ное дей­ству­ет имен­но так, мож­но гово­рить о его разум­но­сти.

Мифы о животных. Похищение яйца

Мифы о живот­ных. Похи­ще­ние яйца

Каж­дый пове­ден­че­ский акт вклю­ча­ет все три ком­по­нен­та, сме­шан­ные в раз­ных про­пор­ци­ях. Ино­гда пре­об­ла­да­ют инстинк­ты, ино­гда разум, и под­час неспе­ци­а­ли­сту труд­но понять, с чем он име­ет дело, посколь­ку внешне сход­ные фор­мы пове­де­ния могут иметь раз­ную осно­ву. Напри­мер, Дар­ви­нов вью­рок, кото­рый палоч­кой добы­ва­ет насе­ко­мых из-под коры, ведет себя инстинк­тив­но. А голу­бая сой­ка, кото­рая, сидя в клет­ке, не может дотя­нуть­ся клю­вом до кор­ма и скру­чен­ным в жгут клоч­ком газе­ты под­гре­ба­ет его к себе, демон­стри­ру­ет инди­ви­ду­аль­ную сооб­ра­зи­тель­ность. Пти­цу перед опы­том несколь­ко часов не кор­ми­ли, она была голод­на, вокруг клет­ки валя­лись крош­ки вче­раш­не­го кор­ма, а дно было выстла­но чистой газе­той. Сой­ка ото­рва­ла кусо­чек газе­ты и согну­ла клю­вом и лапа­ми. В есте­ствен­ных усло­ви­ях сой­ки ника­ких ору­дий не исполь­зу­ют.

Экс­пе­ри­мен­ты и наблю­де­ния

Отве­тить на вопрос, есть ли у живот­ных разум, и отли­чить инстинк­тив­ное и при­об­ре­тен­ное пове­де­ние от разум­но­го, поз­во­ля­ют экс­пе­ри­мен­ты и регу­ляр­ные наблю­де­ния спе­ци­а­ли­стов-это­ло­гов в при­род­ных или при­бли­жен­ных к ним усло­ви­ях.

Есте­ствен­но, пер­вые кан­ди­да­ты в разум­ные живот­ные – чело­ве­ко­об­раз­ные обе­зья­ны. Экс­пе­ри­мен­таль­ное изу­че­ние их мыш­ле­ния нача­лось в 20-е годы ХХ века. Вольф­ганг Кёлер (Wolfgang Kohler) пред­ла­гал шим­пан­зе види­мую, но недо­ся­га­е­мую при­ман­ку. Пал­ки и ящи­ки, с помо­щью кото­рых мож­но было достать лаком­ство, лежа­ли тут же, и шим­пан­зе соору­жа­ли пира­ми­ду из ящи­ков, заби­ра­лись на нее и сши­ба­ли при­ман­ку пал­кой. Они доби­ва­лись цели с пер­во­го раза, не совер­шая оши­бок. Это явле­ние Кёлер назвал инсай­том, от англий­ско­го «оза­ре­ние». Опы­ты Кёле­ра неод­но­крат­но повто­ря­ли дру­гие иссле­до­ва­те­ли, в том чис­ле Иван Пет­ро­вич Пав­лов и совет­ский и рос­сий­ский физио­лог выс­шей нерв­ной дея­тель­но­сти Лео­нид Алек­сан­дро­вич Фир­сов. Резуль­та­ты все­гда были оди­на­ко­вы.

Под вли­я­ни­ем мно­же­ства фак­тов И.П. Пав­лов изме­нил свои взгля­ды на услов­ный рефлекс как един­ствен­ный спо­соб при­спо­соб­ле­ния живот­ных к сре­де оби­та­ния. В 1935 году он писал: «.А когда обе­зья­на стро­ит выш­ку, что­бы достать плод, это услов­ным рефлек­сом не назо­вешь. Это есть слу­чай обра­зо­ва­ния зна­ния, улав­ли­ва­ния нор­маль­ной свя­зи вещей, зачат­ки того кон­крет­но­го мыш­ле­ния, кото­рым мы ору­ду­ем».

Самка новокаледонский вороны Corvus MoneduloIdes сгибает проволоку в попытке достать из цилиндра ведерко с приманкой. Внизу — различные формы, которые птица придает проволоке в попытке достать приманку. Иллюстрация из статьи: Alex A. s. Weir et al. shaping of Hooks in New Caledonian Crows, science 9 August 2002: vol. 297 no. 5583 p. 981 DQI: 10.1126/science.1073433

Сам­ка ново­ка­ле­дон­ский воро­ны Corvus MoneduloIdes сги­ба­ет про­во­ло­ку в попыт­ке достать из цилин­дра ведер­ко с при­ман­кой. Вни­зу — раз­лич­ные фор­мы, кото­рые пти­ца при­да­ет про­во­ло­ке в попыт­ке достать при­ман­ку. Иллю­стра­ция из ста­тьи: Alex A. s. Weir et al. shaping of Hooks in New Caledonian Crows, science 9 August 2002: vol. 297 no. 5583 p. 981 DQI: 10.1126/science.1073433

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мыш­ле­ние – важ­ный ком­по­нент пове­де­ния чело­ве­ко­об­раз­ных обе­зьян не толь­ко в лабо­ра­то­рии, перед лицом постав­лен­ной экс­пе­ри­мен­та­то­ром зада­чи, но и в есте­ствен­ных усло­ви­ях. Бри­тан­ская иссле­до­ва­тель­ни­ца Джейн Гудолл (Jane Goodall) несколь­ко деся­ти­ле­тий наблю­да­ла за шим­пан­зе в джун­глях Тан­за­нии. Она обна­ру­жи­ла, что обе­зья­ны широ­ко поль­зу­ют­ся раз­лич­ны­ми пред­ме­та­ми не толь­ко для добы­ва­ния пищи, но и в дру­гих целях. Так, моло­дой самец Майк добил­ся лидер­ства в груп­пе, гре­мя дву­мя пусты­ми кани­стра­ми из-под керо­си­на. После несколь­ких таких демон­стра­ций он добил­ся ста­ту­са, не поло­жен­но­го ему по воз­рас­ту. Поло­же­ние лиде­ра Майк утра­тил толь­ко в глу­бо­кой ста­ро­сти, за год до смер­ти.

Наблю­де­ния за живот­ны­ми в джун­глях пло­до­твор­ны, но труд­ны. Это­ло­ги часто рабо­та­ют с модель­ны­ми попу­ля­ци­я­ми, кото­рые живут в усло­ви­ях, при­бли­жен­ных к есте­ствен­ным, но доста­точ­но ком­форт­ных для уче­ных. Пре­крас­ные усло­вия для горилл созда­ны в Праж­ском зоо­пар­ке. Обе­зья­ны живут груп­пой, состав кото­рой бли­зок к при­род­ной: глав­ный самец, два сам­ца помо­ло­же, несколь­ко самок, дети и под­рост­ки. Более 10 лет назад пове­де­ние обе­зьян ста­ли фик­си­ро­вать с помо­щью четы­рех видео­ка­мер. Руко­во­дит иссле­до­ва­ни­я­ми уче­ни­ца Л.А. Фир­со­ва Мари­на Алек­се­ев­на Вон­ча­то­ва, веду­щий при­ма­то­лог Чехии.

Видео­на­блю­де­ния ока­за­лись кла­де­зем инфор­ма­ции. Как и в лабо­ра­то­рии, горил­лы в волье­ре скла­ды­ва­ют пира­ми­ды под­руч­ных средств и доста­ют при­ман­ку пал­ка­ми, Иссле­до­ва­те­ли уви­де­ли, что обе­зья­ны без под­сказ­ки исполь­зу­ют один и тот же пред­мет для реше­ния раз­ных задач. Так, пла­сти­ко­вые ящи­ки слу­жат им сту­пень­ка­ми, гнез­дом, под­но­сом, ору­жи­ем. Для дости­же­ния одной цели мож­но исполь­зо­вать раз­ные пред­ме­ты: роль сту­пе­ней игра­ли ящи­ки, кор­зи­на, мяч, кус­ки дере­ва, дру­гое живот­ное. Струж­ка послу­жи­ла напол­ни­те­лем кор­зи­ны (горил­ла в ней спа­ла) и подуш­кой для сиде­ния. Моло­дая сам­ка Мойя несколь­ко раз зацеп­ля­ла ком­ки струж­ки нога­ми и пере­дви­га­лась по засне­жен­но­му полу волье­ра, как в гало­шах. Самая уди­ви­тель­ная нова­ция – исполь­зо­ва­ние струж­ки для бло­ки­ров­ки фото­эле­мен­та на фон­тан­чи­ке для питья. В резуль­та­те фон­тан­чик не отклю­чал­ся, и горил­ла плес­ка­лась в свое удо­воль­ствие. За годы наблю­де­ний иссле­до­ва­те­ли заре­ги­стри­ро­ва­ли сот­ни эпи­зо­дов упо­треб­ле­ния раз­ных ору­дий, но умом и сооб­ра­зи­тель­но­стью отли­ча­лись толь­ко три горил­лы. Осталь­ные ниче­му у них не учи­лись. Раз­ни­ца в спо­соб­но­стях меж­ду пред­ста­ви­те­ля­ми одно­го вида огром­на. Когда спе­ци­а­ли­сты гово­рят, что для выс­ших обе­зьян харак­тер­ны мыш­ле­ние и ору­дий­ная дея­тель­ность как про­яв­ле­ние мыш­ле­ния, речь идет не о виде в целом, а об отдель­ных осо­бях. Это спра­вед­ли­во и для дру­гих видов.

Фуки­дид и пти­цы

Ору­дий­ная дея­тель­ность свой­ствен­на не толь­ко чело­ве­ко­об­раз­ным обе­зья­нам, но и неко­то­рым пти­цам. Их мозг не име­ет ни борозд, ни изви­лин, ни шести­слой­ной коры, кото­рая счи­та­ет­ся самым выс­шим отде­лом моз­га. Перед­них конеч­но­стей, кото­ры­ми мож­но ухва­тить пред­мет, у них тоже нет. Но, несмот­ря на это, пти­цы часто исполь­зу­ют ору­дия и даже их изго­тов­ля­ют.

Пер­вое опи­са­ние пти­чье­го мыш­ле­ния (и мыш­ле­ния живот­ных вооб­ще) при­над­ле­жит гре­че­ско­му исто­ри­ку Фуки­ди­ду, жив­ше­му в IV веке до н.э.

Он писал о том, как ворон бро­сал камеш­ки в дуп­ло, на дне кото­ро­го ско­пи­лась вода. Уро­вень воды под­нял­ся, и ворон смог напить­ся.

Уже в наши дни эти наблю­де­ния про­ве­ри­ли в лабо­ра­то­рии на дру­гих вра­но­вых пти­цах – гра­чах. В узкий про­зрач­ный цилиндр нали­ва­ли немно­го воды, на поверх­но­сти кото­рой пла­вал чер­вяк. Грач осмот­рел цилиндр и сра­зу понял, что до лаком­ства он не дотя­нет­ся, даже про­бо­вать не стал. Тогда экс­пе­ри­мен­та­тор выло­жил рядом с цилин­дром куч­ку кам­ней, грач немед­лен­но стал опус­кать их в цилиндр по одно­му, пока вода не под­ня­лась до нуж­но­го уров­ня. Пти­цы, уже решав­шие эту зада­чу, опти­ми­зи­ро­ва­ли про­цесс, выби­рая более круп­ные кам­ни.

Попу­гай кака­ду делал палоч­ки, что­бы доста­вать орех, засу­ну­тый экс­пе­ри­мен­та­то­ром в неудоб­ное место. Места каж­дый раз были раз­ные, палоч­ки, соот­вет­ствен­но, тоже.

Ново­ка­ле­дон­ские воро­ны в лабо­ра­то­рии Окс­форд­ско­го уни­вер­си­те­та доду­ма­лись сги­бать про­во­лоч­ку, что­бы полу­чив­шим­ся крюч­ком под­цеп­лять при­ман­ку – ее кла­ли в малень­кое ведер­ко, поме­щен­ное в узкий цилиндр. В при­ро­де ново­ка­ле­дон­ские воро­ны выко­вы­ри­ва­ют добы­чу из-под коры раз­ны­ми палоч­ка­ми и крюч­ка­ми, кото­рые выку­сы­ва­ют из веток дере­вьев, в лабо­ра­то­рии им при­хо­ди­лось рабо­тать с дру­ги­ми мате­ри­а­ла­ми. Если пти­це дава­ли заго­тов­ку для крюч­ка, она неиз­мен­но совер­шен­ство­ва­ла ее фор­му. Похо­же, воро­на зара­нее пред­став­ля­ла, какое ору­дие у нее долж­но полу­чить­ся.

Гра­чи в есте­ствен­ных усло­ви­ях ника­ки­ми ору­ди­я­ми не поль­зу­ют­ся, но, когда в лабо­ра­то­рии им пред­ло­жи­ли ведер­ко с при­ман­кой в цилин­дре, быст­ро спра­ви­лись с зада­чей, согнув крю­чок.

Про­бле­мы ору­дий­ной дея­тель­но­сти

Ору­дий­ная дея­тель­ность при­су­ща дале­ко не всем живот­ным. Низ­шие обе­зья­ны по сво­ей ини­ци­а­ти­ве нико­гда не ста­нут исполь­зо­вать пал­ку, что­бы достать лаком­ство, хотя их мож­но это­му научить.

Хищ­ным мле­ко­пи­та­ю­щим такое пове­де­ние тоже, в общем, не свой­ствен­но. Их мозг по струк­ту­ре гораз­до про­ще моз­га низ­ших обе­зьян, в нем мень­ше борозд и изви­лин. Пока из это­го пра­ви­ла извест­но един­ствен­ное исклю­че­ние. В 2012 году спе­ци­а­ли­сты Цен­тра изу­че­ния дин­го (Австра­лия) пред­ло­жи­ли груп­пе живот­ных лаком­ство, под­ве­сив его вне дося­га­е­мо­сти. Дин­го нахо­ди­лись в волье­ре. Одна из собак зуба­ми под­та­щи­ла лег­кий сто­лик, дру­гая тут же на него вско­чи­ла, но сра­зу и спрыг­ну­ла. Увы, стол подви­ну­ли неудач­но, с него до при­ман­ки было не дотя­нуть­ся, но соба­ки поправ­лять ниче­го не ста­ли. Изоб­ре­та­тель­ни­ца в кон­це кон­цов дотя­ну­лась до кор­ма, балан­си­руя на краю сто­ла.

Инте­рес­но срав­нить дея­тель­ность дин­го с пове­де­ни­ем неко­то­рых слу­ша­те­лей на лек­ции З.А. Зори­ной. Бли­же к кон­цу лек­ции несколь­ко чело­век поче­му-то реши­ли уйти. Ауди­то­рия была заби­та до пре­де­ла; что­бы про­брать­ся к выхо­ду, людям при­шлось лави­ро­вать меж­ду сту­лья­ми, и попа­лась им на пути табу­рет­ка. Кто-то ее пере­ша­ги­вал, кто-то обхо­дил, но ни один не убрал с доро­ги, задви­нув под стол, хотя сде­лать это было совсем нетруд­но.

Ору­дий­ные зада­чи не всем доступ­ны, не вся­кое живот­ное физи­че­ски спо­соб­но сги­бать про­во­лоч­ки и стро­ить пира­ми­ды, одна­ко это не зна­чит, что оно лише­но разу­ма. Что­бы иссле­до­вать мыш­ле­ние у любо­го вида позво­ноч­ных, совет­ский био­лог Лео­нид Вик­то­ро­вич Кру­шин­ский раз­ра­бо­тал зада­чу на экс­тра­по­ля­цию. Живот­но­му пока­зы­ва­ют при­ман­ку, кото­рая затем исче­за­ет из поля зре­ния. Если живот­ное мыс­лен­но пред­ста­вит, как дви­жет­ся став­шая неви­ди­мой кор­муш­ка, и пой­дет в нуж­ную сто­ро­ну, то смо­жет пола­ко­мить­ся. Ока­за­лось, что рыбы и амфи­бии эту зада­чу не реша­ют, а реп­ти­лии, пти­цы и мле­ко­пи­та­ю­щие в той или иной сте­пе­ни с ней справ­ля­ют­ся.

При этом живот­ные, оче­вид­но, не пере­би­ра­ют вари­ан­ты, а мыс­лен­но ана­ли­зи­ру­ют усло­вия зада­чи, пред­став­ля­ют при­чин­но-след­ствен­ные свя­зи меж­ду ее эле­мен­та­ми, состав­ля­ют план реше­ния.

Таким обра­зом, уче­ные отыс­ка­ли разум у широ­ко­го кру­га позво­ноч­ных. Пусть во мно­гих слу­ча­ях он при­сут­ству­ет в зача­точ­ной фор­ме, но он, без­услов­но, есть. Сте­пень его раз­ви­тия зави­сит от уров­ня мор-фофи­зио­ло­ги­че­ской орга­ни­за­ции моз­га. Спо­соб­ность к разум­ной дея­тель­но­сти зави­сит от лич­ност­ных осо­бен­но­стей живот­но­го и про­яв­ля­ет­ся мно­го поз­же, чем спо­соб­ность к обу­че­нию

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , ,

 

2 комментария

  • aosypov:

    > В есте­ствен­ных усло­ви­ях сой­ки ника­ких ору­дий не исполь­зу­ют.

    У нас есть наблю­де­ния над репре­зен­та­тив­ной груп­пой птиц, репре­зен­та­тив­но тоталь­но учи­ты­ва­ю­щее их бюд­жет вре­ме­ни, и ору­дий­ная дея­тель­ность отсут­ству­ет в спис­ке актив­но­стей. Не?

  • aosypov:

    У живот­ных есть такое спе­ци­аль­ное состо­я­ние: «нахо­дить­ся в искус­ствен­ной сре­де». Они его осо­бым обра­зом опо­зна­ют и по контр-экс­пе­ри­мен­та­тор­ско­му сго­во­ру вклю­ча­ют в его кон­тек­сте пове­де­ние, кото­рое про­ду­ци­ру­ет вся­кие чуде­са нена­уч­ной при­ро­ды.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com