Шанс для Марса

Основатель Марсианского общества Роберт Зубрин в гостях у Team Russia. Фото: MDRS Team Russia
Основатель Марсианского общества Роберт Зубрин в гостях у Team Russia. Фото:

20 апреля, в день начала работы нашего российского экипажа на Марсианской пустынной исследовательской станции, нас посетил с приветственным визитом президент Марсианского общества и в прошлом аэрокосмический инженер Роберт Зубрин (Robert Zubrin). После интересной беседы он подарил каждому из нас по экземпляру нового издания (2011) книги «The Case for Mars», написанной в соавторстве с космическим журналистом Ричардом Вагнером (Richard Wagner).

Книга, написанная и изданная в в 1996 году, разошлась большим тиражом, положив начало созданию Марсианского общества в 1998 году. И это не случайно, ведь «Тhе Case for Mars» содержит в себе готовый план по первой пилотируемой экспедиции на (под названием «Mars Direct») и рекомендации по исследованию и освоению Красной планеты человеком. В 1996-1998 годах Зубрин с единомышленниками были уверены, что человечество уже готово к полетам на Марс больше чем за 30 лет до этого к полетам на Луну. Но их инициатива не нашла поддержки. В новом издании «The Case for Mars» человечеству дается второй шанс. Несмотря на некоторый застой в космической отрасли, прошедшее десятилетие было ознаменовано несколькими успешными автоматическими миссиями на Марс. У ученых и инженеров появились дополнительные данные о Красной планете.

­

На русский язык книга была переведена в начале нулевых, но до опубликования дело так и не дошло.

Найти аналогию книги Зубрина в современной русскоязычной литературе, пожалуй, нельзя. За последние 20 лет научно-популярные книги о космонавтике (не учебники, которые редко, но издавались) у нас выходили в основном в стиле мемуаров. К исключениям можно отнести книгу «Запасная планета» С.А. Красносельского — о попытке оценки возможности терраформирования Венеры, и не изданную книгу С.О. Хохлова «Экзамен на разумность» — о перспективах колонизации Марса (есть в Сети).

Так сложилось, что научно-популярные книги по астрономии, пусть и небольшими тиражами, но выходят, а по космонавтике почти нет. Возможно, дело в отсутствии авторов или мотивации. К счастью, благодаря таким библиотечным сетевым проектам, как «Эпизоды космонавтики» [1], читателям доступны книги П.В. Маковецкого, А.А. Штернфельда [2], В.И. Левантовского, П.В. Клушанцева и др.

Возможно, для того, чтобы возродить интерес к космонавтике, следует вспомнить советских классиков и начать переводить и издавать современных западных космических авторов. Книга Роберта Зубрина «The Case for Mars», на мой взгляд, достойна проложить дорогу подобной научно-популярной литературе к российскому читателю. Кстати, она была успешно издана в Польше тиражом 10 тыс. экземпляров.

О чем же написали книгу Роберт Зубрин и Ричард Вагнер?

Это план того, как человек может расширить свой ареал обитания, сделать из Марса вторую Землю. Не сразу, а путем последовательных шагов. Первый шаг — это «Mars Direct», программа пилотируемого Красной планеты.

Предложенный автором план расписан по годам. Ракетой, способной обеспечить реальность миссии, Зубрин назвал Ares (так называлась серия ракет, разрабатываемых по заказу , но закрытая Обамой вместе с программой «Созвездие», которая предусматривала возвращение на Луну), наследника программы «-5». Уже в августе 2020 года к Марсу может стартовать первый беспилотный корабль, несущий на своем борту необходимые запасы оборудования и припасов. В октябре 2022 года по плану стартует корабль с экипажем на борту (Зубрин предложил дать ему имя «Бигль», в честь корабля, на котором Чарльз Дарвин  cовершил свое кругосветное путешествие). Через 180 дней полета первый человек шагнет на поверхность Марса.

Экипажи первых экспедиций предложено формировать из четырех космонавтов: двух инженеров и двух ученых. Как выразился Зубрин, нужны два «Скотти» и два «Спока», отсылая читателей к киносаге «Звездный путь». Но при этом предполагаются смешанные экипажи: двое мужчин и две женщины. По мнению автора, от первых миссий требуются прежде всего две вещи — максимальный научный результат (столь дорогие проекты должны иметь заметный научный выход, поэтому нужны ученые) и безопасность (для этого нужны ). А другие необходимые навыки и знания (пилотирование, медицинское обеспечение и т.д.) экипаж сможет получить во время подготовки к экспедиции и в полете.

Еще до прибытия космонавтов на Марсе в автоматическом режиме начнет работу небольшой химический завод, который, используя углекислый газ из атмосферы и привезенный на корабле водород, с помощью реакции Сабатье и электролиза изготовит необходимое количество топлива (метана) и окислителя (кислорода) для возвращения на Землю. Благодаря этому значительно уменьшается необходимая масса грузов, которые надо будет доставить с Земли. При этом, для безопасности, экипаж стартует к Марсу только после того, как автоматический завод изготовит необходимый объем топлива.

В книге есть предложения по всем основным вопросам деятельности на Марсе: навигации, календарю, способам передвижения, добычи строительных материалов и т.д.

Можно сказать, что Зубрин в книге заложил технологический базис освоения Красной планеты. Но он не забыл и многое другое, что пока преграждает человечеству путь на Марс. Это и политическая обстановка, и страхи, и заблуждения. Например, автор критикует популярную в США стратегию «На Марс через Луну», указывая, что представление об экономии от добычи и производства части компонентов для экспедиций на Марс на Луне ошибочно. Неэффективна эта стратегия и с точки зрения баллистики. Да, Луну нужно исследовать и использовать ее как базу для телескопов, но если мы хотим лететь на Марс, то нужно лететь на Марс.

Еще одно заблуждение, по мнению Зубрина, — о необходимости подготовки экипажей на Луне для последующих экспедиций на Марс. Перепад дневных и ночных температур, наличие атмосферы, разница в силе тяжести, продолжительность дня — всё это указывает, что разумнее тренировать марсонавтов на Земле (в арктических и пустынных районах).

Развеивает Зубрин и страхи относительно опасности при полете к Марсу и во время работы на поверхности. Уже после переиздания книги были получены новые данные, свидетельствующие о том, что оценки радиационной опасности в межпланетном пространстве и метеоритной опасности на Марсе ранее были завышены. Хотя, конечно, вопрос защиты от радиации по-прежнему остается одним из главных.

Книга будет интересна многим: космическим романтикам, инженерам, студентам и просто любознательным читателям — всем людям, для которых история человечества еще не завершена и в ней есть место подвигу и дороге к новым рубежам.

Сам Роберт Зубрин написал во вступлении: «Освоение человеком Марса не является задачей только для следующих поколений. Это и наше дело. Мы считаем, что в наших силах создать новый мир. Давайте сделаем это».

1. http://epizodsspace.no-ip.org

2. См. Амнуэль Павел. Per aspera ad astra.

ТрВ-Наука № 30, 09.06.2009 http://trv-science.ru/2009/06/09/per-aspera-ad-astra