Попугаи, умные, как дети

Эта птица сделала правильный выбор (http://ecotopia.hani.co.kr)

Человек чрезвычайно гордится своим умением мыслить логически. Вот, например, такое задание. Есть несколько коробочек, в одной из них лежит конфета. Надо узнать, в которой именно, не открывая коробочек. Что делать? Правильно, взять и потрясти! Задача облегчается, когда коробочек всего две: если в одной не гремит, можно смело лезть в другую. Представители в такой ситуации разбираются прекрасно, начиная с 3-4-летнего возраста. Для других животных всё не так просто: это ведь надо еще додуматься, что отсутствие шума в одном контейнере свидетельствует о наличии лакомства в другом.

Человекообразные обезьяны способны на такой интеллектуальный подвиг, обезьяны-капуцины Cebus apella — только после предварительной подготовки, причем они реагировали на звук, а тишина при встряске контейнера ничего им не говорила. Оливковые бабуины Papio hamadryas anubis справляются с задачей с переменным успехом, а собаки выбирают источник звука даже в том случае, когда он непосредственно не связан с наградой, например когда в неподвижном контейнере звонит мобильник. Однако из отсутствия шума они выводов не делают. В общем ученое сообщество решило, что и собаки не особо полагаются на звуки.

Недавно специалисты университетов Вены, Геттингена и Тюбингена под руководством профессора Кристиана Шлёгеля (Christian SchLogL) проверили, как решают эту задачу птицы, африканские серые попугаи Psittacus erithacus. Оказалось, что они судят по звуку о наполненности контейнера столь же правильно, как 3-летние дети. Для начала исследователи убедились в том, что попугаи способны решать задачи на исключение. Они работали с шестью птицами (трое самцов) от 10 до 35 лет. На виду у под двумя перевернутыми пластиковыми стаканчиками прятали угощение, например семечко и грецкий орех. индивидуально подбирали для каждой пару одинаково привлекательных лакомств. Угощение не пахло, поэтому попугаи не могли обнаружить его по запаху. Затем экспериментатор за ширмочкой вынимал одну вкусность, показывал попугаю и клал в карман. После этого птица получала, наконец, доступ к стаканчикам и могла вынуть оставшееся лакомство. Обычно птицы опрокидывали тот стакан, под которым оставалась еда. Птицы решали эту задачу с переменным успехом. Самой сообразительной оказалась самка Ависа, которая давала правильный ответ в 76% случаев. Исследователи решили, что логическое мышление попугаям свойственно, но разные особи отличаются способностью к нему, как и человекообразные обезьяны (да и люди тоже). Убедившись в этом, они приступили к экспериментам со звуковыми стимулами. Опыты проводили в небольшом помещении, выгороженном внутри попугайника. Ученые подчеркивают, что участие в экспериментах было добровольным, птица в любое время могла покинуть этот закуток. И действительно, бывали случаи, когда попугаи уходили посреди экспериментальной сессии.

Каждая птица выдержала 12 сессий. Условия были такие. В один из непрозрачных стаканчиков клали кусочек грецкого ореха, горячо любимого всеми попугаями. Где именно лежит лакомство, птица не видит. Затем экспериментатор закрывает стаканчики кусочками пластика, переворачивает и поднимает. Далее возможны варианты: исследователь примерно 3 секунды трясет оба стакана, встряхивает только полный или только пустой или не встряхивает ни один (это контрольный опыт). Стаканчики ставят перед птицей, которая клювом сдвигает один из них. В каждой сессии каждый тип задания встречался трижды, итого 12 заданий, чередовавшихся в случайном порядке. Экспериментаторы следили, чтобы орех не оказывался в одном и том же, левом или правом контейнере 3 раза подряд. В шести экспериментах контейнеры трясли слева направо, еще в шести — сверху вниз, чтобы проверить, влияет ли на птиц направление встряхивания. Перед началом экспериментальных сессий попугаям несколько раз наглядно демонстрировали, что пустой контейнер качается бесшумно, а когда туда положат орех, он гремит. Никакой другой подготовки они не проходили.

В общем попугаи успешно определяли, где лежит орех, хотя существовали и индивидуальные отличия. Некоторым птицам было сложнее сориентироваться, когда встряхивали полный контейнер или оба сразу, другим — когда трясли пустой. В контрольных опытах они явно опрокидывали стаканчик наугад.

К удивлению исследователей, хуже определяли положение ореха, если стаканчики встряхивали не в горизонтальной плоскости, а в вертикальной. предположили, что попугаям мешают их стереотипы поведения. В разных жизненных ситуациях они качают головой вверх-вниз. Такие движения называются боббингом. Когда экспериментаторы трясли перед птицами стаканчиками, они отворачивались или сами принимались качать головой. Возможно, вертикальное встряхивание контейнера попугаи принимали за боббинг, и это заблуждение отвлекало их от решения задачи. Впрочем, не всех. Попугай Лео отыскивал лакомство в 94,4% случаев, в каком бы направлении ни встряхивали пустой стаканчик.

Однако не спешили делать вывод о том, что действительно способны к умозаключениям. Вдруг они выбирают полный контейнер, потому что пустой трясущийся стаканчик их пугает. Проведя еще несколько серий экспериментов, исследователи убедились, что попугаи ничего не боятся. Им совершенно безразлично, трясут ли стаканчиком в горизонтальной плоскости или бесшумно поворачивают вокруг своей оси.

Экспериментаторы, однако же, продолжали сомневаться. Да, попугаи, ориентируясь на звук, выбирают стаканчик с орехом. Но, возможно, они просто ассоциируют шум с наградой, а мысль о том, что шум производит гремящий орех, в их серые головы не приходит. Чтобы проверить это, провели еще один эксперимент. В нем стаканчики не трясли, только поднимали, а звуки доносились из динамика, спрятанного в рукаве экспериментатора. Однако выбирают звучащий стакан лишь после встряски, неподвижный их не привлекает. К моменту написания статьи эта серия экспериментов еще не была завершена, потому что попугаи часто уходили посреди опыта. Видимо, им надоело. Исследователи всё же решили, что птицы не ассоциируют еду с любым шумом, им важно, чтобы стаканчик потрясли и они услышали внутри стук грецкого ореха.

Итак, африканские серые попугаи практически без подготовки справились с заданием, которое даже после тренинга по силам не каждой обезьяне. Они установили причинно-следственную связь между звуками, доносящимися из стаканчика, и наличием в нем ореха, а также, что сложнее, между тишиной, пустотой и присутствием лакомства в соседней емкости. Но это не значит, что попугаи умнее приматов. Возможно, обезьянам не приходится при поисках пищи полагаться на слух, а попугаям — приходится. Кроме того, эффективность попугайского мышления зависит от внешних факторов, например направления, в котором трясут стаканчики. Но всё равно — молодцы попугаи, умнички.

Schloegl, Schmidt, Boeckle, Weift & Kotrschal: «Grey parrots use inferential reasoning based on acoustic cues alone», Proc. R. Soc. B (2012) 279, 4135-4142; doi:10.1098/rspb.2012.1292.