Наука из первых уст

Ольга Орлова
Ольга Орлова

19 мая 2013 года стартует новый проект на нашем ТВ – Общественное телевидение. На этом телеканале выходит сразу несколько научно-популярных программ: «Нестандартная модель» и цикл «Большая наука». Об этом рассказывает телевизионный продюсер Ольга Орлова.

«Нестандартная модель» – это эксперимент во всех смыслах. Эксперимент содержательный заключается вот в чем – побороться с примитивным пониманием предназначения науки и технологий в современном мире. Кажется, в нашем обществе есть интуитивное понимание того, что в современном мире существует связь между сильной наукой, развитым бизнесом и достойным уровнем жизни. Все вроде понимают, что страны, где была сильная наука и дикая экономика, как СССР или социалистический Китай, ушли в прошлое и на новом витке развития сознания уже невозможно много знать о мире и сидеть при этом в лохмотьях в закрытом бункере.

Наука стала международной, она мощно стимулирует развитие технологий, их использует бизнес. Развитый бизнес преображает нашу жизнь. Как результат, мне кажется, это понимают почти все. Достаточно один раз взглянуть в глаза старику-москвичу, который рассматривает на Googlemaps свою родную деревню, сарайчик, лодку, и увидеть в этих глазах слезы. Или послушать, как бабушки общаются с заграничными внуками часами по Скайпу.

Но реформы и преобразования высшей школы, науки, управление бизнесом свидетельствуют о том, что понимание этой связи довольно вульгарное. Управленческие же решения принимают обычные люди, которым порой не хватает элементарной интеллектуальной культуры, осознания, что задачи ученого – познавать мир, задачи инженера – мир преобразовывать, а задача предпринимателя- зарабатывать деньги. И чем лучше каждый будет делать свое дело, тем лучше всем нам будет жить. Но все мы неоднократно сталкивались с чиновниками, которые, даже если хотят что-то сделать дельное, не могут. И мы упираемся в то, что за чудовищными решениями стоят не столько злые замыслы, сколько элементарная неграмотность. И если есть возможность хоть как-то на это влиять, надо влиять.

Кроме того, человек интеллектуально просвещенный, обладающий критическим мышлением и экономически грамотный, – это несравненно более квалифицированный избиратель, который бездумно галки не ставит. А этого обществу не хватает еще больше, чем грамотных чиновников. Так видится задача этой программы.

Поэтому в программе две большие части: «Научное кафе» и «Бизнес-акселератор». В кафе ученые и журналисты обсуждают процессы, события из научной жизни и то, как это отражается в прессе. А в бизнес-части предприниматели, инвесторы и аналитики обсуждают барьеры отрасли. Только вот темы передач в первой и второй части подбираются так, чтобы прослеживалась между ними сложная, причудливая связь. Скажем, если в научном кафе обсуждаются сложности освоения Марса, то в бизнесовой части – сложности работы частных компаний в области космических технологий.

Ведут эту передачу люди не случайные, профессиональные – Александр Сергеев и Евгений Насыров. Они с большим энтузиазмом включились и в другой организационный эксперимент. Он заключался в том, чтобы втиснуть сформулированные замыслы в заданные обстоятельства – сроки, средства, люди. Они были жесткими. Поэтому пока основное состояние в работе – преодоление стресса.

Цикл «Большая наука» – это программы, купленные каналом у производителей с большим стажем работы в области еще советской научной популяризации. Академическая подача материала, ориентация на историю науки, богатейший архив. И при этом актуальная задача – попытка преодоления междисциплинарного и межведомственного барьера. Дело в том, что все пять программ из цикла «Большая наука» ведут ученые из Академии наук, такие, например, как Анатолий Черепащук, Михаил Флинт, Алексей Семихатов. Они же приглашают в гости своих коллег из других областей. Цикл объединяет как передачи, посвященные фундаментальным исследованиям («Великое в малом», «Человек. Земля. Вселенная»), так и посвященные борьбе с лженаукой («На грани безумия»). 

Подписаться
Уведомление о
guest

8 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Давид
Давид
10 года (лет) назад

Популяризировать науку надо в кабинетах, а на телевидении – похоже на бисер и жалкое оправдание, почему бизнес не интересуется российской наукой. Глобальней надо думать, а то с вузами объединяться не хотим и “мелочиться на студентов”, а вот популизма – нате.

Виктор
Виктор
10 года (лет) назад

Хорошо представила. Вот что точно смотреть не буду. Такая же муть мутная, как весь этот телеканал.

Vslav
Vslav
10 года (лет) назад

Обращение к О. Орловой: На сайте РР (“Русский Репортер”) http://rusrep.ru/ , не приходят письма для подтверждения регистрации. Как тогда О.Орловой отправить статью для темы?

Сов ОК
Сов ОК
10 года (лет) назад

Умиляет перл “продюсера” про дикую экономику СССР, много говорит о качестве “продюсера”.

По качеству научных передач на ОТР – строятся по модели, похожей на цикл псевдонаучных передач на Рен-ТВ с тем же голосом за кадром. Пока что в передачах участвуют в основном настоящие ученые, но уже успел засветиться д. филос. н. (!) Чудинов. Так что, похоже, много “нестандартного” будет представлено на данном канале.

Subzero
Subzero
10 года (лет) назад

Постарайтесь сначала хотя-бы скопировать “дискавери”. Кстати, там гораздо интереснее показывают не проблемы фундаментальной науки, а технологии изготовления обычных вещей (“how did they do it?”)

Roman
Roman
10 года (лет) назад

фу-фу-фу, какая гадость..
вот скажите, ну кто?? кто эти люди, которые деньги дают вот на такое???
Которые на Ковальчуковые передачи деньги дают??
Может это какие-то бандиты из общака выделяют? Может террористы, поступясь одной лишней бомбой, тьакие передачи спонсируют??
Ну кто может на это деньги то дать????

ShokolenkoSP
ShokolenkoSP
10 года (лет) назад

Я думаю что эта огромная и преступная машина лжи, невежества запущенна специально, ровным счетом с таким же расчетом, как и остальные шоу в которых основной задачей стоит демотивация человеческого сознания. Подмена образов и идеалов, подмена таких понятий как религия, честь, достоинство, истина … Ведь почти вся прибыль на ТВ-каналах как известно идет от рекламы. Стоимость рекламы определяется рейтингом этого канала и т.д. Ну а подсчет рейтинга ведется по системе которая создана в Англии, а немного позже ее центр разработки и подсчета находится в NY. (далее можно много писать и спорить об косвенных и прямых отношениях этого центра к медиарынку стран СНГ – пропускаем). И чем больше канал показывает черни, обмана, провокаций – тем выше коэффициенты и бонусы этого канала, что немножечко позже проявляется в виде появления рекламодателей с зарубежными инвестициями. Таким образом внедряется и доллар США в нашу экономику.
Но это лишь один из методов давней информационной войны рассчитанной на своевременное изменение состояния психики масс. Ну а простого обывателя всегда тянет и будет тянуть в “зазеркалье”. Простой обыватель даже и не подумает разобраться, а откуда же берут информацию журналисты – простой обыватель глотает практически все с ТВ экранов.

ShokolenkoSP
ShokolenkoSP
10 года (лет) назад

Любое медиа издание – это в первую очередь бизнес, задача которого в первую очередь заработок денег. И что интересно, даже сами журналисты, продюсеры (не стоит перечислять всех кто причастен) которые “создают” эфир подобных шоу, даже не подозревают о пагубности такого влияния на наш народ. Но они все равно являются частью этой огромной системы влияния, а потому и косвенными ее исполнителями.

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...