Как нам обустроить науку в России?

Рис. В. Богорада
Рис. В. Богорада

Предположим, что популяция российских ученых делится на две группы — N высокооплачиваемых мирового уровня и n низкооплачиваемых. Примем за х среднюю зарплату ученого мирового уровня, а за y — зарплату ученого низкого уровня (в США в таблице зарплат физики делятся на пять категорий по уровню оплаты). В число ученых разумно включить и преподавателей университетов, хотя деньги они получают не из бюджета РАН.

Примем за аксиому тезис, что зарплаты ученых в России должны быть примерно среднемировыми. Поскольку если зарплаты больше среднемировых, то проблемы нет, а если зарплаты меньше, то ученые из России уезжают, и наука в стране деградирует.

Проанализируем несложную зависимость, отражающую количество денег B, необходимое на оплату труда российских ученых:

B = х * N + y * n (1)

Результаты анализа довольно простые: чтобы тождество выполнилось при заданных условиях, надо либо увеличить B, либо уменьшить число ученых в России (N+n) тем или иным способом. Поскольку и первое, и второе невозможно по разным причинам, то остается последняя возможность — уменьшить оплату труда ученых: х и у. Тогда, согласно аксиоме, ученые начнут уезжать из России, и науки в стране не будет.

Вместе с тем эта задача имеет два простых решения. Точнее — одно, но в двух частях.

Решение 1.

Работники РАН должны зарабатывать существенную часть зарплаты преподаванием. Тогда х = х + p, у = у + p, где p — зарплата за преподавание. Чем меньше у человека публикаций и грантов, тем больше человек должен преподавать. В школе, университете, техникуме.

Утверждение, что преподавание мешает научной работе, опровергается примерами Фейнмана, Абрикосова, Гельфанда, Арнольда, Зелевинского и многих других уважаемых людей.

Решение 2.

Преподаватели должны зарабатывать существенную часть зарплаты научной работой.

Тогда х = х + r, у = у + r, где r — деньги за научную работу. Преподаватель, не публикующийся в реферируемых журналах и не ездящий на конференции, не может учить студентов. Утверждение, что научная работа мешает преподаванию, опровергается примерами Фейнмана, Абрикосова, Гельфанда, Арнольда, Зелевинского и многих других уважаемых людей.

Тогда уравнение (1) может выполниться и в рамках российского бюджета. Только работники РАН не хотят преподавать (часто), так как это мешает науке, а преподаватели вузов не хотят заниматься научной работой (часто), так как это мешает преподавать. Этот анализ можно усложнять, но, надеюсь, его основные принципы понятны.

P.S. Введенная выше формула сильно упрощает реальную картину, но, на мой взгляд, дает новый взгляд на ситуацию. Мой анализ существенно пересекается со статьей Антона Конушина «Финансы и количество ученых» [1]. В целом оценку Антона о том, что приведение зарплат российских ученых в соответствие со среднемировым уровнем требует увольнения 200 000 человек (50% сотрудников), можно только усилить, так как приведенные им «разумные» зарплаты меньше, чем средняя зарплата ученых в Америке ($ 100 000 /год) [2] примерно в 2-3 раза. В своей статье Антон показал, что в рамках российского бюджета баланс в виде количества российских ученых и американских зарплат сойтись не может.

Др. Роман Кир, Иерусалим

1. http://trv-science.ru/2010/09/28/finansy-i-ko[ichestvo-uchenyx
2. www1.salarycom/Sdence-and-Research-Sal.aries.html

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
50 Цепочка комментария
11 Ответы по цепочке
0 Подписки
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
21 Авторы комментариев
БорисNickNameАндрейxeron1976Всеволод Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
Всеволод
Всеволод

Соображение по поводу роста благосостояния ученых за счет преподавания развеселило. Судя по ссылкам на Фейнмана и других безусловно уважаемых людей, сам автор не работает преподавателем вовсе. Как можно делать науку на современном уровне, работая в ВУЗе хотя бы на одну единственную ставку (~700 часов)? Может, кто из других читателей просветит? Я лично понятия не имею, мне трети ставки уже выше крыши.

Sarcasia
Sarcasia

Покажите мне, пожалуйста, где платят деньги за научную работу. Пока я вижу только обязанность ежегодно отчитываться о научной работе, чтобы мне, так и быть, предоставили право и дальше преподавать (совместители проходят конкурс раз в год, публикации вынь да положь, поездки на конференции никто не оплачивает).

Афонюшкин Василий
Афонюшкин Василий

не думаю, что преподаватель не хочет заниматься наукой. Сначала стоило бы поразмыслить об оплате преподавателю часов потраченых на занятия наукой (все же в большинстве ВУЗов научная деятельность это что-то вроде хобби (оплачиваемого самим преподавателем). Затем нужно как-то мотивировать ректоров, чтобы у них была хоть какая-то мотивация не ограничивать научную (непрофильную) деятельность своих подчиненных, привлекать в ВУЗы деньги от научной деятельности (пока здесь антимотивация, вот какая польза ректору от утраты тотального контроля над финансами и появления финансово независимой кафедры?). Сама идея интересна, безусловно в этом и есть плюс университетской науки на западе. Кончились идеи — иди преподавать.. Кроме того это позволяет… Подробнее »

георгий
георгий

Др. Роман Кир, живет далеко и советы его очень ценные.

И х-у модели очень сейчас в моде.

Но как человеку «неместному» ему простительно не знать, что сегодня аспирант в РФ получает 50 долларов в месяц, а профессор такого по общему мнению не последнего Вуза как МФТИ 400 долларов. (Полставочники 200$ =6000 руб)

Поэтому разница с мировым уровнем оплат 30-25-ти кратная.

Поэтому «иметь» такую науку в стране, «со всеми ее перельманами», оказывается и без советов со стороны можно.
Но слабо верится, что можно «иметь» долго…

Denny
Denny

Мысль здравая и отражает ситуацию в американских университетах. У нас реализации мешает жесткое разделение РАН и системы образования.

Кузнецов
Кузнецов

К сожалению, глупая статья. Удивляет, зачем серьезную дискуссию в принципе подменяют такими опусами. Отсюда и некоторые комментарии — уважаемый Denny, при чем вообще жесткое разделение РАН и системы образования? Вы знаете, что по должностным инструкциям РАН старший научный сотрудник и выше ДОЛЖНЫ преподавать? Помогает ли это заниматься наукой? Когда как, все зависит от нагрузки — если для сотрудника РАН работа в вузе оказывается важной составляющей дохода, исследованиям это мешает. Если же идет обкатка каких-то новых идей, поиск среди студентов будущих аспирантов (часто этому служат небольшие авторские курсы, обычно в магистратуре) — помогает. В разных научных дисциплинах ситуация отличается, но лично… Подробнее »

Андрей
Андрей

А еще хотелось бы отметить, что тот же Фейнман сам описывал, что первые годы его преподавания времени на науку у него не оставалось вообще. Потом, с опытом, стало по всей видимости попроще.

саша андреев
саша андреев

Мысли здравые, но но не согласен с тезисов о невозможности увеличения финасирования и сокращения числа работников.
1) финансирования можно оптиммизировать: резко сократить все «распилочные» целевые программы при министерстве.
2) Все равно нужно отделять мух от котлет: работающих в науки от тех кто присиживает штаны. Работающих не так много (см. например, списоки на http://www.expertcorps.ru/science/whoiswho/). При желании и политечсекой воле оплату активным ученым несложно довести до мирового уровня.

Denny
Denny

саша андреев: 14.05.2013 в 1:24

Саша, а кому это надо? Ребятам из списка Штерна и их коллегам. Так это примерно 10-20% «исследователей». Остальная научная общественность дружно встанет на защиту традиционных ценностей Российской науки.

vlad1950
vlad1950

в эрэфии условия для занятий наукой отсутствуют и виноваты в этом власти начиная с Ельцина и пр проблема имеет системный характер и при нынешнем лавочном строе решений не имеет

Roman
Roman

Vlad 1950! Ну где же власти виноваты?))) вы посмотрите еще раз на заметку.
Ее же писал ШВОНДЕР — общество считает, что научная работа не профессия, и что мы должны преподавать, работать по вечерам таксистом и т.п.
Оно (в лице автора этой позорной заметки) также уверено, что ни в каком деле не нужны профессионалы. Попишем, попашем…как говаривал один предурочный советский писатель..
Именно такие люди уверены, что нужно оперировать на кухне, принимать пациентов в ванной! Где уж тут правительству противостоять. Тем более, что их мнение такое же..

vlad1950
vlad1950

Роман а разве не власти с 1991 г создали систему что наука и образование не профессии потому как туда можно вовсе не платить при этом призывая за 5 копеек работать на мировом уровне

валерий
валерий

Предложение элементарное, с которым и спорить бессмысленно. После 45-50-ти любой нормальный экспериментатор может вполне доверить эксперимент аспиранту , а сам преподавать с той или иной степенью интенсивности. Необходимо только законодательно предусмотреть один пропущенный год научной работы для «вживания» в роль преподавателя. Но в условиях экономического разобщения академий и вузов это хоть и поднимет немного зарплату, но не выведет ученого из разряда полунищего маргинала. Денег на науку отпускается даже в России достаточно много, но при обилие чиновничьих структур, к которым относятся все ректора, директора и сотоварищи основной поток купюр уходит именно к ним. Нужен герман греф для науки, который бы стер… Подробнее »

vlad1950
vlad1950

никаких стимулов ни преподавать ни заниматься наукой за 5 копеек как в эрэфии вовсе нет с 1991 г и наука и образование просто кинуты на самовыживание

Александр Пухов
Александр Пухов

Ну конечно, если уволить всех преподавателей вузов, а их часы отдать ученым из РАН, то зарплату ученого можно повысить. А если уволить всех ученых РАН и сэкономленные деньги отдать преподавателям, то можно повысить зарплату преподавателей.
Мы давно знаем — бумага все стерпит. Но как сервера не горят от того что на них такую фигню кладут?

Ричард
Ричард

Георгию: Вы немного переборщили — разница между российкими и западными зарплатами, по моим подсчетам, не в 30-25 раз, а скорее в 10-20 раз. Тем
более что цены все-таки не совсем западные — иначе 50 долларов хватило бы
лишь на несколько дней. Но ведь и этого достаточно, чтобы многие решили поискать — где условия лучше. Статья дурацкая, слишком все упрощает.

сергей
сергей

Не помню строчки точно, но перефразирую из басни: «Пусть куличи печёт пирожник, а сапоги точит сапожник». Считаю, что ученые вполне могут, в свободное от основной работы время, выступать с лекциями и докладами перед студентами в лекционных залах, а преподаватели, если не устали от своего преподавания в институтских аудиториях, пусть занимаются параллельно научной работой, коли они к ней ещё не равнодушны.Согласен с полемикой Кузнецова, что НИОКР следует развивать по всей России через бизнес. Интересно, что наши бизнесмены, вместо того, чтобы вкладывать деньги в развитие, скажем, какой — нибудь отраслевой науки, вывозят их за границу. А ведь эти богатства при разрушении мира… Подробнее »

sergeir
sergeir

Приведу основные аргументы против преподавания сотрудниками РАН. 1. 1 лекция в день практически выводит этот день «работающего» ученого из научной работы. Плюс 1 день подготовки. Итого непроизводительные для науки потери рабочего времени неоправданны с точки зрения здравого смысла. А, имея 1-2 лекции в неделю, почасовик-ученый получит весьма незначительную прибавку к зарплате. Дисклаймер: я не имею в виду тех «ученых», которые, занимая руководящие позиции, сами уже не производят научного продукта в виде результатов и публикаций. 2. Чтобы получить звание профессора, надо читать лекции на младших курсах. Например, в физике, это означает рассказывать о последних достижениях 19 в. Неужели любой вузовский преподаватель… Подробнее »

Denny
Denny

ИМХО, многие комментаторы не вполне поняли посыл текста. Все это ни в коем разе я не стал бы относить к существующей в России организации ВО и науки. Действительно, в современных условиях преподаватель просто не имеет времени еще и серьезно заниматься наукой (и получать реальные научные гранты). А для ученого дополнительная преподавательская нагрузка (в пределах, не мешающих научной работе) не принесет существенной прибавки в доходах. Именно эту организацию и надо менять. Сделать ее более гибкой, дать возможность человеку (и университету) строить собственный баланс между наукой и преподаванием.

xeron1976
xeron1976

Прочитал статью и комменты….подумал…))) — народ ну пора уже спуститься на землю с луны и перестать думать о «вечных и великих ценностях». Суть вопроса предельно проста — преподаватель в ВУЗе получает мало, научный работник РАН получает так же мало — независимо от совмещения или несовмещения его з/п будет такая же маленькая. При этом совмещая обе работы, результат его деятельности скорее всего будет ниже. Никогда не поверю, что научный работник, которому платят 6 тыс. или даже 20 тыс в месяц за преподавание будет качественно, с душой и желанием подходить к вопросу подготовки своих лекций. Так же не поверю, что профессор/доцент университета… Подробнее »

Анонимно
Анонимно

Преподавать сотрудникам РАН — это хорошо, и это многими из них приветствуется и исполняется. Вопрос — в подробностях:
— им под разными предлогами не платят в расчёте на час преподавания столько, сколько «постоянным» сотрудникам ВУЗов,
— нагрузка в ВУЗах такова, что работать на _полную_ ставку доцента и заниматься научной деятельностью невозможно,
— прочитать «просто один курс» в некоторых ВУЗах (например, СПбГУ) легально нельзя.

roman_kir
roman_kir

«1. 1 лекция в день практически выводит этот день «работающего» ученого из научной работы. Плюс 1 день подготовки. Итого непроизводительные для науки потери рабочего времени неоправданны с точки зрения здравого смысла»

Как же тогда занимаются наукой , ника не хуже , по крайней мере в среднем,
практически все до единого профессора западных университетов, которые в среднем читают две лекции в неделю? Здравый смысл говорит, что преподавание не мешает, а помогает занятиям наукой. Со времен Пифагора. Если ученый настоящий.

Андрей
Андрей

Давайте посчитаем. Нагрузка доцента в вузе 900 часов в год (в среднем примерно 80 часов в месяц или 3 часа ежедневно) на одну ставку 11 000 рублей в месяц. Итого один час стоит примерно 140 рублей. Нагрузка старшего научного сотрудника РАН 8 часов в день на ставку 22 000 рублей в месяц. Итого один час стоит примерно 125 рублей. Допустим научный сотрудник РАН будет после 8- часового рабочего дня ехать в университет и по вечерам читать лекции по 3 часа ежедневно. За это он получит полную ставку доцента 11 000 рублей в месяц, вместе со своей научной зарплатой в совокупности… Подробнее »

Roman
Roman

Зарплата профессора в ИПХФ РАН 24 тыс. руб в месяц (c 01/01/2013 по 31/04/2013) чистыми на руки: 1. Квартплата 3800 руб 2. Антенна 180 руб 3. Телефон 500 руб (для работы). 4. Электроэнергия 800 руб. 5. Детский сад 2300 руб. 6. Спортивная секция 800 руб. 7. Интернет 600 руб (для работы). ________________________________ Итого ежемесячных обязательных платежей 8980 руб. На питание для семьи из 3-х человек 15020 руб. в месяц По 5000 руб на человека в месяц, т.е. 167 руб на человека в день (пакет молока, хлеб и пачка макарон). НОРМЫ ЗАТРАТ НА ПИТАНИЕ ЗАКЛЮЧЕННЫХ 300 руб в день (ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства… Подробнее »

Анонимно
Анонимно

Ставка доцента — как минимум, шесть пар в неделю, не считая дипломников, курсовых работ и пр. Размер имеет значение.

Roman Kir
Roman Kir

Roman «общество считает, что научная работа не профессия, и что мы должны преподавать…» — Научная работа действительно никак не профессия. Хотя бы с точки зрения грамматики… Roman: «Зарплата профессора в ИПХФ РАН 24 тыс. руб в месяц Заметка посвящена тому, как зарплату научного работника в России увеличить до среднемировой, а никаk не про то, что на зарплаты в 600$/мес тяжело жить в России в 2013 году Ни из какой формальной логики не следует, что зарплата научного сотрудника должна быть существенно выше средней зарплаты в стране. Вот например цифры. Средняя зарплата в России составила 27 тыс. рублей » http://lf.rbc.ru/news/press/2013/03/20/223899.shtml С 1… Подробнее »

roman_kir
roman_kir

Sarcasia:
«Покажите мне, пожалуйста, где платят деньги за научную работу.»

Вот например в ВШЭ_РШЭ. Причем не только за рабору, но и за преподавание.
И не только за научную работу по экономике, но и по математике и литературе.
Причем достаточно много денег, чтобы работать там выгодно запдным профессорам
Детали сколько денег и кому и за что именно — например здесь
http://ksonin.livejournal.com/501253.html?view=14863877#t14863877

Борис
Борис

Однако даже за такие деньги, это им не помогает писать больше чем они способны.

Всеволод
Всеволод

К комментарию roman_kir:
30.05.2013 в 6:07
«Вот например в ВШЭ_РШЭ.»

Вообще говоря, это никакой не пример. При слове «ВШЭ» ректоры других ВУЗов кряхтят и мечтательно высказываются по поводу хотя бы 10% «таких» денег…
Очевидно, что при мешке денег можно наприглашать грамотных людей, которые будут делать то же, что и раньше, только теперь будут числиться в ВШЭ. Такой способ «взращивания» грамотных людей еще Гайдар обосновывал.

xeron1976
xeron1976

Всеволод: Ну ясин с кузьминовым недаром создавали ВШЭ как обнальную контору. Может там конечно трутся грамотные люди приглашенные, но основной поток идет исключительно в карман отцов-основателей. 5 ярдов они кажется получили как НИУ, еще 3 мега-гранта по 150 лямов и еще куча всяких более мелких — по 30-40 лямов ежегодно. Только что-то при таких объемах финансирования результаты их неочевидны. Экономическую политику они в основном советуют последние годы, а в ней постоянные проколы — то монетизация льгот, то пенсионная реформа то еще какая-то хрень — и все впустую, бездарно и некомпететно. Вот и возникает вопрос — может дело не только в… Подробнее »

roman_kir
roman_kir

К комментарию «Всеволода»
«Вообще говоря, это никакой не пример»

— Один пример никак не доказательство — если это не контрпример.
Только на матфаке ВШЭ научно работают и преподают парa десятков очень сильных ученых с публикациями в лучших журналах. О качестве выпускников подробно написано у Сонина — поступают в докторат в лучшие университеты USA. У выпускников Физтеха проблем с трудоустройством тоже нет — а учатся они у ученых.

Всеволод
Всеволод

К комментарию roman_kir:
31.05.2013 в 12:18

Ни в коей мере не хочу ставить под сомнение квалификацию сильных ученых с матфака ВШЭ! Многих им лет плотной работы! И не пытался оспаривать тезис о важности общения студентов и ученых!
Я пытался высказать мысль о том, что, да, можно, имея ресурсы(!), строить такую модель образования, как в ВШЭ. Но это делается за счет множества других ВУЗов России, которые вынуждены приспосабливаться к такой системе, которую, в свою очередь, верхушка ВШЭ под себя смастерила. Вот, к примеру, попытайтесь ответить на вопрос, что другим ВУЗам надо сделать, чтобы было как у ВШЭ?

xeron1976
xeron1976

Всеволод: «Я пытался высказать мысль о том, что, да, можно, имея ресурсы(!), строить такую модель образования, как в ВШЭ. Но это делается за счет множества других ВУЗов России, которые вынуждены приспосабливаться к такой системе, которую, в свою очередь, верхушка ВШЭ под себя смастерила.» — да и не только за счет ВУЗов…..зашел на сайт мат. факультета ВШЭ — большинство сотрудников являются сотрудниками РАН…..на других факультетах кстати тоже самое имеется. То есть по факту признается, что наиболее компетентные научные кадры готовятся имено в РАН, а на деле получается, что вышка баблом их перетягивает к себе, финансирование РАН в сравнении с вышкой идет… Подробнее »

roman_kir
roman_kir

херон1976

Так в модели Вышки ничего сверхнового нет — именно так все годы Советской власти работали базовые кафедры Физтеха в институтах РАН, МИСИС в Черноголовке и возможно еще была парочка вузов. (да, еще был киевский филиал МФТИ). Слово «баблом перетягивает» как то неуместно в реалиях современной экономики — все ищут работу там где больше зарплата.

roman_kir
roman_kir

Всеволод

«что другим ВУЗам надо сделать, чтобы было как у ВШЭ?»

1. Искать деньги а не ждать что их кто-то даст. Потому что не даст — их в России нет.
2. ввести платное образование — потому что существенная часть бюджета всех вузов в странах с капиталлистической экономикой — плата за обучение.
3. Начать процесс увольнения преподавателей, которые не печатают статьи в реферируемых журналах.
И начать «переманивать» активных ученых из РАН на деньги из 1 и 2

Андрей
Андрей

Вот только не надо про «искать деньги», ВШЭ «нашла» деньги присосавшись к госбюджету России и за счёт откатов министрам Ливанову, Фурсенко, Набиуллиной, Кудрину, неожиданно получает на безальтернативной основе все многомиллиардные тендеры правительства на «совершенствование подходов к созданию концепции проекта повышения экономической эффективности макроэкономических показателей в условиях трансформации экономической модели в средне и долгосрочной перспективе». ВШЭ это мошенничество в особо крупных размерах совершённое группой лиц по предварительному сговору с использованием служебного положения — вот как они «находят» деньги из карманов налогоплательщиков!

Всеволод
Всеволод

К комментарию roman_kir: 01.06.2013 в 18:51 » Искать деньги а не ждать что их кто-то даст. » Один из ректоров не последнего ВУЗа на похожее соображение с год назад заметил, что жену-министра всем иметь невозможно. И я склонен ему верить. Представляя общее состояние дел в России, уверен, что именно административный ресурс обеспечивает ВШЭ «конкурентные» преимущества. А что касается платного обучения, так людей, которые за любые деньги рвутся в экономические околоправительственные круги, на ВУЗы вне Москвы заведомо не хватит. Это — с одной стороны. А с другой — кого платно обучать в МФТИ, например? Уровень МФТИ — штучное производство, тут никаких… Подробнее »

roman_kir
roman_kir

Всеволод На абстрактные вопрос «Как всем ректорам всех вузов России найти деньги?» ответить невозможно.))) На мой взгляд преимущество ВШЭ обеспечивает именно то, что ее профессора являются активными учеными. Сравните, например матфак Вышки, и допустим, кафедру математики МИСиСа. По числу публикаций — их у всей кафедры математики МИСиСа меньше чем у любого профессора Матфака Вышки. Конкуретное преимущество обеспечивает еще и крайне простая реклама — процент студентов, принятых в зарубежные вузы в докторат. Что касается Физтеха, то нельзя назвать; штучным как минимум прием 1000 студентов в год — поток сравнимый с любымн западным вузом. Опять таки плата в разных вузах может быть… Подробнее »

Всеволод
Всеволод

К комментарию roman_kir: 03.06.2013 в 10:21 По поводу профессоров матфака ВШЭ — а когда они там появились? Возьмем декана: на сайте ВШЭ написано «Сотрудничает с НИУ ВШЭ с 2008 года». Мне кажется, что это говорит в пользу моей точки зрения на вопрос — имеют кучу денег, вот и привлекли к сотрудничеству. Обратите внимание, я не против такого подхода, если он а) дает конструктивный результат и б) не сильно вредит другим. Если людям созданы условия для работы, пусть работают, я обеими руками ЗА. Что касается МФТИ, то упомянутая Вами 1000 человек включает в себя основную часть олимпиадников по физике. Потенциально, это… Подробнее »

Roman Kir
Roman Kir

Всеволод:
С точки зрения любого учебника project manajement — ВШЭ — это вариант который рекоммендуется в условиях ограниченного бюджета.
Если у вас есть много проектов и мало денег, Вы можете либо делить деньги между всеми проектами понемногу, и тогда они все потихоньку умрут, либо выбрать наиболее перспективные (ВШЭ /Физтех /МИФИ/ МГУ/ ЛГУ/НГУ) и в них вложить все деньги, сделав из них Принстоны и Гарварды.

Андрей
Андрей

А остальные 2500 вузов России? Или высшее образование только в Москве, а вся остальная страна пусть вымирает как сырьевая колония? А вы не подумали, что при таком подходе всё остальное население захочет развешать на фонарях такое ВШЭ, вместе с таким вредительским правительством?

xeron1976
xeron1976

Всеволод: «С точки зрения любого учебника project manajement — ВШЭ — это вариант который рекоммендуется в условиях ограниченного бюджета. Если у вас есть много проектов и мало денег, Вы можете либо делить деньги между всеми проектами понемногу, и тогда они все потихоньку умрут, либо выбрать наиболее перспективные (ВШЭ /Физтех /МИФИ/ МГУ/ ЛГУ/НГУ) и в них вложить все деньги, сделав из них Принстоны и Гарварды.» — только вы забываете, что в США к примеру около 4500 ВУЗов на 300 млн., а России 1000 — на 140 млн. При этом в штатах около 80 являются ведущими в общемировом масштабе. Так что в… Подробнее »

roman_kir
roman_kir

xeron19076
Вы может предложить другое решение проблемы, кроме как финансировать только лучшие вузы и институты академии наук?

Всеволод
Всеволод

К комментарию Roman Kir: 03.06.2013 в 21:22 » С точки зрения любого учебника project manajement — ВШЭ — это вариант который рекоммендуется в условиях ограниченного бюджета.» Ну так я с этим и не спорю — из любого учебника будет следовать, что привлечение административного ресурса позволит получить больше дивидендов! Это я про ВШЭ, а не МФТИ. Если говорить серьезнее, то основной ошибкой наших реформаторов я как раз считаю попытку трактовать ситуацию в науке и образовании в терминах бухгалтерского учета и менеджмента — системы понятий не изоморфны. Например, группа наблюдательных шаманов вполне способна развить язык для описания видимой работы АЭС, который до… Подробнее »

Всеволод
Всеволод

Прошу прощения, забыл добавить, как быть с «лучшими». Тут надо учитывать пару дополнительных факторов, в частности, таковыми можно объявить кого-угодно, для этого достаточно ориентироваться на «цвет штанов». Кроме этого, разве не существует задачи развития, скажем, железнодорожного транспорта в России? Т.е. должен быть соответствующий ВУЗ? А самолетостроение, региональное самоуправление, строительство и т.п.? Вроде, никто не спорит, что это все должно быть. А до недавнего времени таким ВУЗам фактически предлагалось конкурировать с МГУ. Сейчас маразм в этом отношении спадает, но все равно понимания уровня сложности задач, которые придется решать выпускникам системы образования, нет. И на мой взгляд пока делались попытки решать только… Подробнее »

roman_kir
roman_kir

Всеволод

То, что написано в моей заметке — это нулевое приближение. Только сегодня любой язык описания науки и образования должен учитывать простое ограничение зарплата* число (ученых +преподавателей) = бюджет.

Анонимно
Анонимно

> либо выбрать наиболее перспективные … и вложить в них все деньги По странному стечению обстоятельств, наиболее перспективные всегда оказываются в Москве, а руководят ими люди, приближенные к первым лицам государства. (Не говоря уже о том, что ВШЭ — на минуточку, университет Правительства Российской Федерации, даже не Минобрнауки; но это уже так, формальность.) Не секрет, что население нерезиновой выросло с советских времён на четверть, а население, скажем, Санкт-Петербурга до последнего времени УБЫВАЛО, что для городов нетривиально. Происходит дальнейшая централизация бабла, которое зарабатывается везде — а тратится в Москве. Приятно, конечно, что конкретно Кузьминов договорился конкретно с математиками о заповеднике, формально… Подробнее »

xeron1976
xeron1976

roman_kir:
«Вы может предложить другое решение проблемы, кроме как финансировать только лучшие вузы и институты академии наук» — ну навскидку могу сказать где «лишние» деньги есть, которые сейчас расходуются впустую — точнее расхищаются…))) Сколково, чубайс, несколько ФЦП, РВК — думаю общий бюджет этих якобы «крайне эффективных и полезных проектов» составляет около 0,5 трлн. руб. — как раз годовой бюджет всех вузов+РАН. Если все это расхищение и нецелевое использование прикрыть то можно бюджет каждого вуза увеличить на 30%, академии дать еще 15-20%, научным фондам увеличить финансирование и еще останется существенная экономия)))

Андрей
Андрей

Полностью поддерживаю! Сейчас РАН получает 10% финансирования, ещё 35% получают вузы, ещё около 7% отраслевые НИИ и 2% научные фонды. А вот остальные 46% бюджетных денег разворовываются Чубайсом, Ковальчуком, Сколковым и т.п. Если не воровать, то госбюджет действительно научных исследований можно увеличить вдвое!

Roman Kir
Roman Kir

херон1976. Т.е. по порядку величины бюджет РАН можно увеличить в два раза.
При гипотетическом условии, что будут закрыты проекты типа Сколково.
Задача которую надо решить — увеличить зарплату ученых и профессоров в 10 раз ( грубо).

Андрей
Андрей

А зачем? Разве они в 10 раз будут больше работать, если в 10 раз поднять зарплату? Разве футболист забьёт в 10 раз больше голов в ворота, если вместо 10 миллионов баксов заплатить ему 100 миллионов?

Это чушь всё!

xeron1976
xeron1976

Roman Kir: «При гипотетическом условии, что будут закрыты проекты типа Сколково. Задача которую надо решить — увеличить зарплату ученых и профессоров в 10 раз ( грубо).» — никто не ставит задачу увеличить з/п ученых в 10 раз — в среднем ученый или доцент сейчас в РФ получает около 30 тыс. в месяц с учетом грантовых денег, различных надбавок. Достаточно увеличения в 2-2,5 раза, чтобы профессия стала конкурентоспособной и привлекательной для молодежи — тогда действительно умные и талантливые молодые ребята будут думать после окончания института идти ли им работать в банк, торговую компанию и т.п. или заниматься наукой, потому что будет… Подробнее »

roman_kir
roman_kir

xeron1976:
Судя по Вашему утверждению ученый в России будет готов работать за зарплату 60 000 рублей (1500$ ) в месяц или appr. 20000$/год. Чтобы удержать пожилых ученых предпенсионного возраста наверное достаточно, все активные молодые ученые мирового класса все равно будут стремиться на Запад .

Андрей
Андрей

А почему всё население России, а заодно и стран Азии, Африки и Латинской Америки, миллиардов так 6 человек не уехало на заработки в страну с более высокой зарплатой, например Люксембург, Швейцарию или США?

Не городите чушь, сейчас уже в России преподаватели преподают за зарплату 10-15 тысяч рублей в месяц и научные сотрудники работают за зарплату 15-30 тысяч в месяц и никуда не уезжают. Если поднять зарплату до 60 000 (т.е в 2-5 раз), то тем более никто уезжать не будет, практически все останутся работать в России.

Анонимно
Анонимно

Арифметика как бы подсказывает, что 60 тыс. — это всё же $2K, т.к. $24K в год. Но это не суть, а так — на текущий момент для постдоков действительно достаточно. Но ситуация (и цены) меняются… (вверх).

Да, не забывайте, что в РФ принято считать з/п «чистыми», т.е. после всех налогов.

xeron1976
xeron1976

roman_kir: «Судя по Вашему утверждению ученый в России будет готов работать за зарплату 60 000 рублей (1500$ ) в месяц или appr. 20000$/год. Чтобы удержать пожилых ученых предпенсионного возраста наверное достаточно, все активные молодые ученые мирового класса все равно будут стремиться на Запад .» — вы наверное плохо разбираетесь в научной деятельности……60 000 рублей — очень неплохая з/п для начального уровня — к примеру, младшего научного сотрудника — более чем конкурентоспособная в настоящее время…..молодой ученый мирового класса — это уже состоявшийся доктор наук с признанием — его доход не формируется только из этих 60 тыс, а многокомпонентен — кто-то из… Подробнее »

roman_kir
roman_kir

xeron1976:
«60 000 рублей — очень неплохая з/п для начального уровня»

То, что Вы написали — соответствует моему подходу.
24К/год — обычная зарплата для постодока на Западе. Из этого сразу следует, что и следующие уровни работников должны получать зарплату как на Западе — вплоть до тех самых 100К профессора. Осталось только увеличить бюджет на науку примерно в 10 раз.

NickName
NickName

Вообще то профессоров мирового уровня в России очень мало. На мегаранты было в свое время выделенно 4 млрд в год. Вполне достаточно, чтобы содержать 1000 профессоров.(Курс доллара тогда был меньше 40).

Тут интересней вопрос, что делать с профессорами с хиршем <3, с хиршем <10, с хиршем между 10 и 20. Какая им зарплата положенна? В какой степени они должны зависить от "мировых профессоров".

vlad1950
vlad1950

ао всякому вот цена-ппс и нс в эрэфии преподавательская работа по 140 рублей в час, что научная работа по 125 рублей в час, и за эти 5 копеек надо работать на мировом уровне это разве не издевка идущая с 1991 г и никакого просвета не видно хотите быть бедными нищими идите в науку или в образование диспуты на тему как нам лучше сделать идут о чем угодно только не об материальном обеспечении науки и образования которые с 1991 г по факиу стали не нужны и потому выброшены за борт творить не будем будем все покупать это и есть философия гайдарочубайсов… Подробнее »

Андрей
Андрей

Уточняю, не «упала», а преднамеренно уронили.

Андрей
Андрей

Диверсия автора статьи в данном случае состоит в распространении заведомой лжи: «если зарплаты больше среднемировых, то проблемы нет, а если зарплаты меньше, то ученые из России уезжают» — это ложь, зарплаты в России намного ниже среднемировых уже четверть века, при этом попробуйте найти в России хоть одну невостребованную вакансию научного сотрудника, таковых практически нет, ибо уезжающих мизерное количество в сравнении с остающимися. «Работники РАН должны зарабатывать существенную часть зарплаты преподаванием» — это ложь. Преподавание за 140 рублей в час никак не увеличит зарплату по сравнению с научной работой за 125 рублей в час. «Утверждение, что преподавание мешает научной работе, опровергается»… Подробнее »

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: