Белый дом Тамерлана

Иногда цвет в названии здания или места совершенно не означает его реального цвета. Взять, к примеру, Красную площадь или многочисленные Красные горки в нашей стране. Конечно, они не красные, а красивые.

Точно так же и на Востоке. Если в Узбекистане вы встретите что-то, именующееся Ак-Сарай, это означает не «белый сарай» вовсе, а прекрасный дворец.

И самый прекрасный из всех Ак-Сараев на тюркском Востоке начал строиться в тот самый год, когда Дмитрий Донской одолел на Куликовом поле Мамая, и строился четверть века.

…Свои первые дворцы Тамерлан, он же Тимур, он же Железный хромец, строил в своей столице, Самарканде. Сейчас от них не осталось почти ничего, лишь современные раскопки вскрыли остатки Кок-Сарая, да картина Верещагина «Двери Тамерлана» показывает частично восстановленный в XIX веке дворец. Бурная политическая жизнь чаще всего не щадит именно дворцы.

Другое дело – Кеш, родина Тимура. Ныне он называется Шахрисабз. Расположенный менее чем в сотне километров от Самарканда, он отделен от него перевалом и «выпал» из большой жизни. Но Тимур любил его, выстроил здесь усыпальницу для своего любимого сына Джахангира, хотел быть похоронен здесь сам и строил величайший свой дворец.

Расчеты и обмеры оставшихся руин показывают, что его портал был самый высокий на востоке – около 70 метров. Главный двор дворца был около 125 метров в ширину и четверть километра в длину. На крыше дворца был оборудован бассейн, откуда вниз по стенам стекала вода.

Описание дворца оставил испанский посол Руи Гонсалес де Клавихо, прибывший к Тамерлану незадолго до его смерти, в 1403 году.

«Во дворце очень длинный вход и очень высокие ворота, и здесь же, при входе, с правой и левой стороны находились кирпичные арки, отделанные изразцами, выложенными разными узорами. А под этими арками находились как бы маленькие комнаты без дверей, то есть [углубления] с полом, выложенным изразцами, а это было сделано для того, чтобы там [могли] сидеть люди, когда во дворце находился сеньор. Сразу же за этими воротами находились другие, а за ними большой двор, вымощенный белыми плитами и окруженный богато отделанными галереями; а среди двора большой водоем, и этот двор занимает в ширину шагов триста, и через него входили в самое большое помещение дворца, куда вела очень большая и высокая дверь, отделанная золотом, лазурью и изразцами – [все] очень искусной работы. А над дверью посередине был изображен лев [на фоне] солнца, а по краям точно такие же изображения. Это был герб сеньора самаркантского».

Увы, увы и еще раз увы – дворец не простоял долго. Достаточно быстро он обрушился, и всё, что дошло до наших дней, – это два пилона высотой метров в тридцать. Но когда стоишь между ними и представляешь себе, что это был портал вдвое большей высоты, и мысленно набрасываешь в пространстве очертания дворца, мощь Ак-Сарая поражает и по сей день.

Кстати, любопытная деталь. Как рассказывают местные жители, перевал между Самаркандом и Шахрисабзом был долгое время закрыт для иностранцев. Вероятнее всего, потому, что дорога дальше ведет в Термез и дальше – в Афганистан. Но столь велико было желание туристов (особенно из Европы) увидеть родину Тимура, что в итоге дорогу пришлось открыть.

Фото автора и Снежаны Шабановой

­

 

­

 

­

 

­

 

­

 

­

 

­

 

Портрет Де Клавихо — вольная фантазия художника  XIX века
Портрет Де Клавихо — вольная фантазия художника XIX века
Подписаться
Уведомление о
guest

0 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...