«Нам по силам сделать хороший учебник»

Вла­ди­мир Познер: …Теперь пре­зи­дент гово­рит о созда­нии еди­но­го, обще­на­ци­о­наль­но­го учеб­ни­ка по исто­рии для всех клас­сов, кото­рые меня­ют­ся, есте­ствен­но, в зави­си­мо­сти от раз­ви­тия ребен­ка. Это не back to the USSR? Не полу­ча­ет­ся одна точ­ка зре­ния на исто­рию? Исто­рия же слож­ная вещь.

Дмит­рий Лива­нов: Я думаю, что хоро­ший учеб­ник исто­рии, даже если он один, он все­гда остав­ля­ет про­стран­ство для раз­мыш­ле­ний, для выстра­и­ва­ния раз­лич­ных вер­сий того, что про­ис­хо­ди­ло, для каких-то раз­лич­ных исто­ри­че­ских кон­цеп­ций. Вот как я вижу буду­щий учеб­ник исто­рии, кото­рый дол­жен, без­услов­но, давать и учи­те­лям, и уче­ни­кам воз­мож­ность раз­мыш­лять. Не навя­зы­вать им какую-то точ­ку зре­ния, а, наобо­рот, раз­ви­вать их спо­соб­ность мыс­лить. В этом смыс­ле, без­услов­но, это не back to the USSR, как Вы ска­за­ли. Это дру­гое. (…)

­

Я счи­таю, что нам по силам сде­лать хоро­ший учеб­ник исто­рии, кото­рый будет напи­сан луч­ши­ми рос­сий­ски­ми исто­ри­ка­ми. Не поли­ти­ка­ми, а исто­ри­ка­ми, уче­ны­ми, пото­му что исто­рия – это нау­ка. … Отбор фак­тов исто­ри­че­ских, суще­ствен­ных с точ­ки зре­ния раз­ви­тия нашей стра­ны, отбор лич­но­стей исто­ри­че­ских, кото­рые сыг­ра­ли в исто­рии важ­ную роль. Это долж­ны сде­лать уче­ные-исто­ри­ки, у кото­рых раз­ные точ­ки зре­ния.

И если мы собе­рем 10 луч­ших исто­ри­ков с раз­ны­ми точ­ка­ми зре­ния, если они дого­во­рят­ся о сово­куп­но­сти этих фак­тов, то я думаю, что такой учеб­ник исто­рии будет вызы­вать дове­рие и со сто­ро­ны учи­те­лей, и со сто­ро­ны уче­ни­ков, и со сто­ро­ны роди­те­лей. А даль­ше меж­ду эти­ми фак­та­ми нуж­но, есте­ствен­но, выстро­ить неко­то­рую логи­ку, нуж­но пони­мать, как эти фак­ты свя­за­ны, как обра­зу­ет­ся линия исто­рии, исто­ри­че­ская судь­ба. Здесь, мне кажет­ся, учеб­ник исто­рии дол­жен остав­лять людям воз­мож­ность думать.

В.П.: Он не толь­ко дол­жен остав­лять, он дол­жен побуж­дать людей думать. Вам не кажет­ся?

Д.Л.: И тем более побуж­дать людей думать, конеч­но. Имен­но эту цель мы и ста­вим перед собой. Я счи­таю, что это абсо­лют­но дости­жи­мая зада­ча. Сего­дня учеб­ник исто­рии может любой чело­век напи­сать. Пони­ма­е­те? Любой. И так и про­ис­хо­дит. Если он опре­де­лен­ную систе­му экс­пер­ти­зы про­шел… Сей­час я не буду гово­рить, насколь­ко каче­ствен­ная эта экс­пер­ти­за, и так далее. (…)

В.П.: К при­ме­ру, ска­жем, в одном учеб­ни­ке исто­рии гово­рит­ся о том, что Иосиф Вис­са­ри­о­но­вич Ста­лин был пре­крас­ным мене­дже­ром. Это, мяг­ко гово­ря, спор­ное заяв­ле­ние. Вы види­те учеб­ник таким, кото­рый дает раз­ные тол­ко­ва­ния, ска­жем, такой фигу­ре, как Ста­лин, или всё-таки одно тол­ко­ва­ние? Это клю­че­вые же вещи.

Д.Л.: Я думаю, что учеб­ник исто­рии не дол­жен давать тол­ко­ва­ний. Он дол­жен выстра­и­вать цепоч­ку важ­ных исто­ри­че­ских фак­тов. Их отбор – это тоже искус­ство, их нуж­но уметь отобрать и понять, что важ­но, а что вто­ро­сте­пен­но для исто­рии. Он дол­жен отобрать важ­ных людей, исто­ри­че­ских лич­но­стей, кото­рые сыг­ра­ли роль в исто­рии. Но даль­ше как эти фак­ты свя­за­ны, какой логи­кой и как из одно­го фак­та сле­ду­ет дру­гой, мне кажет­ся, это вопро­сы откры­тые, над кото­ры­ми уче­ни­ки долж­ны рабо­тать вме­сте с учи­те­ля­ми. И в этом, соб­ствен­но, есть про­цесс обу­че­ния исто­рии. Изу­че­ние исто­рии в шко­ле – это не запо­ми­на­ние фак­тов исто­ри­че­ских, это пони­ма­ние неко­то­рой логи­ки. Вот об этом мы и гово­рим.

В.П.: А срок появ­ле­ния тако­го учеб­ни­ка…?

Д. Л.: Я думаю, год – это срок, доста­точ­ный для того, что­бы эту рабо­ту про­ве­сти.

По мате­ри­а­лам интер­вью мини­стра обра­зо­ва­ния и нау­ки в про­грам­ме «Познер», Пер­вый канал, 17 мар­та 2013 года www.1tv.ru/prj/pozner/vypusk/22131

P.S. «Еди­ный или един­ствен­ный?» -обсуж­де­ние учеб­ни­ка исто­рии см. так­же в про­грам­ме «Тем вре­ме­нем» Алек­сандра Архан­гель­ско­го на теле­ка­на­ле «Куль­ту­ра» http://tvkultura.ru/anons/show/video_id/303657/brand_id/20905

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: