Насекомые разбираются в шелке

Хищники не только убивают и поедают добычу, они ее распугивают. Нередко из дома, где поселилась кошка, уходят мыши, а присутствие пауков влияет на численность растительноядных насекомых.

О присутствии паука можно судить по наличию паутины. Паутинный шелк вырабатывают все пауки; даже те виды, которые не плетут ловчие сети, оставляют на своей территории шелковые следы. Энн Рипстра (Ann Rypstra), профессор Университета Майами, , Кристофер Бадл (Christopher Buddle) из Университета Макгилла, Канада, доказали, что паутинный шелк действительно оповещает насекомых о присутствии хищника и влияет на их поведение. Перепуганные вредители меньше едят.

Эксперименты проводили в Майами на листьях и целых растениях фасоли (Phaseolus vulgaris). Чтобы исключить влияние долгой совместной эволюции хищника и жертвы на поведение животных, исследователи выбрали в качестве растительноядных насекомых японского хрущика (Popillia japonica) и мексиканскую фасолевую божью коровку (Epilachna varivestis) — жуков, которые обитают на востоке Северной Америки всего около 50 лет. Взрослые особи обоих видов поедают листья фасоли и время от времени становятся добычей пауков. Но с пауком Tetragnatha elongate они не встречались, потому что этот вид распространен в пойменных лесах, а на полях, засеянных сельскохозяйственными культурами, он не водится.

Исследователи провели эксперименты в лаборатории, на растении и на грунте. Лист фасоли равномерно обматывали пятью витками паутинной нити, вытянутой из T. elongate, или шелком из кокона тутового шелкопряда Bombyx mori. Черешок листа оборачивали влажной ватой, лист помещали в чашку Петри диаметром 20 см и сажали туда же одного жука. Контрольные листья шелком не обматывали, только руками трогали. Спустя сутки определяли, сколько квадратных миллиметров листа съел вредитель.

В полевых условиях листья обматывали паутиной или шелком прямо на растении и вместе с жуками упаковывали в марлевые мешочки размером 20 на 20 см. Спустя 24 часа листья собирали и определяли съеденную площадь. В некоторых случаях обработанные листья просто оставляли без всяких мешочков на милость местных травоядных насекомых. В этом случае обработку шелком повторяли спустя 3 дня, а листья собирали через 6 дней. И, наконец, исследователи работали с целыми растениями. Все листья на одном растении обрабатывали или просто трогали руками. На растение сажали по два жука каждого вида и закрывали его сетчатым цилиндром, заглубленным в почву на несколько сантиметров. Предварительно на фасоли случайным образом отмечали шесть листьев и спустя трое суток определяли площади повреждения на них. Некоторые обработанные оставляли открытыми, чтобы их ел кто захочет. Через 3 дня их обрабатывали вторично, а на 6-й день анализировали результаты.

А результаты во всех случаях были сходными. Как в чашках, так и на поле паутина сокращает площадь повреждений на листьях на 40-50% по сравнению с контролем. Шелк тутового шелкопряда также защищает листья от поедания, но в меньшей степени, чем паутина, в некоторых случаях его эффект недостоверен. Жуки обоих видов реагировали на паутину и шелк одинаково.

Ученые провели дополнительные лабораторные с более широким набором волокон. Помимо свежей паутины и шелка они обматывали листья паутиной, предварительно обработанной 70%-ным спиртом, волосами блондина и арамидными волокнами толщиной 10 микрометров. Арамидные волокна и волосы не повлияли на сохранность листьев. Лучше всего их защищает от поедания паучий шелк, как свежий, так и проспиртованный. Шелк B. mori менее эффективен.

Следовательно, не всякое волокно на листьях, а именно паутина, пугает травоядных насекомых. Возможно, они бы убежали куда-нибудь, но условия эксперимента этого не позволяют, и напуганные вредители просто меньше едят. Этот эффект не связан ни с поведением паука (он отсутствовал), ни с совместной эволюцией хищника и жертвы.

Как всегда в подобных случаях, ученые планируют дальнейшие исследования с более обширным списком видов. Но уже сейчас они отмечают, что паутинный шелк сам по себе обладает свойством подавлять активность потенциальных жертв паука. У паутины есть много полезных свойств, и сейчас к ним прибавилось еще одно — борьба с вредителями растений. Поэтому исследователи советуют пауков беречь, создавать для них благоприятные условия, заселять ими поля, и пусть они развешивают всюду свою паутину.

Rypstra AL, Buddle CM. 2012 Spider