Госзакупки по-новому

Евгений Онищенко
Евге­ний Они­щен­ко

Закон о феде­раль­ной кон­тракт­ной систе­ме, о кото­ром гово­рит­ся уже более двух лет, при­дет на сме­ну зако­ну о гос­за­куп­ках с 1 янва­ря 2014 года. Евге­ний Они­щен­ко ана­ли­зи­ру­ет, что сулят новые пра­ви­ла заку­пок в науч­но-обра­зо­ва­тель­ной сфе­ре.

22 мар­та 2013 года Госу­дар­ствен­ная Дума при­ня­ла закон «О кон­тракт­ной систе­ме в сфе­ре заку­пок това­ров, работ, услуг для обес­пе­че­ния госу­дар­ствен­ных и муни­ци­паль­ных нужд». Этот закон при­дет на сме­ну «горя­чо люби­мо­му» уче­ны­ми зако­ну о гос­за­куп­ках 94-ФЗ.

Вызре­ва­ла идея о кон­тракт­ной систе­ме дол­го. К 2010 году всем свер­ху дони­зу ста­ли оче­вид­ны про­бле­мы, созда­ва­е­мые зако­ном о гос­за­куп­ках, и было при­ня­то реше­ние раз­ра­бо­тать более систем­ный зако­но­да­тель­ный акт — закон о феде­раль­ной кон­тракт­ной систе­ме. По замыс­лу этот закон дол­жен был не толь­ко регла­мен­ти­ро­вать этап соб­ствен­но заку­пок — в отры­ве от осмыс­лен­но­сти таких заку­пок и оцен­ки полу­чен­но­го резуль­та­та, — но и спо­соб­ство­вать осмыс­лен­ной фор­му­ли­ров­ке пред­ме­та заку­пок, а так­же кон­тро­лю резуль­та­та заку­пок. При этом и сами спо­со­бы осу­ществ­ле­ния заку­пок долж­ны были стать более раз­но­об­раз­ны­ми, учи­ты­ва­ю­щи­ми осо­бен­но­сти раз­лич­ных сфер.

Жар­кие спо­ры вокруг зако­но­про­ек­та отно­си­тель­но кон­цеп­ций и про­ек­тов зако­на о феде­раль­ной кон­тракт­ной систе­ме нача­лись в фев­ра­ле 2011 года, когда Алек­сей Наваль­ный назвал его «зако­ном в под­держ­ку кор­руп­ции» за оби­лие пред­ла­га­е­мых спо­со­бов заку­пок. В тече­ние все­го года шла жар­кая борь­ба вокруг про­ек­та зако­на двух ведомств — Минэко­но­мраз­ви­тия и Феде­раль­ной анти­мо­но­поль­ной служ­бы. Пред­ста­ви­те­ли ини­ци­а­тив­ной груп­пы моло­дых уче­ных в это вре­мя ста­ра­лись доне­сти до чинов­ни­ков спе­ци­фи­ку заку­пок в науч­ной сфе­ре, и неко­то­рые из их пред­ло­же­ний были учте­ны. Затем, в кон­це 2011 года, «почти гото­вый» закон был оправ­лен на дора­бот­ку.

7 мая 2012 года пра­ви­тель­ство внес­ло в Гос­ду­му про­ект феде­раль­но­го зако­на о ФКС, а 20 июня того же года он был при­нят в пер­вом чте­нии. И опять дол­гий пере­рыв: вне­се­ние и обсуж­де­ние попра­вок затя­ну­лось на девять меся­цев.

Что же сулят новые пра­ви­ла заку­пок нау­ке? В неко­то­рых отно­ше­ни­ях при­ня­тый Госу­дар­ствен­ной Думой закон учи­ты­ва­ет осо­бен­но­сти науч­ной сфе­ры. В част­но­сти, при зака­зе работ в обла­сти НИОКР зна­чи­мость кри­те­рия «каче­ство работ и ква­ли­фи­ка­ция участ­ни­ка кон­кур­са» может дости­гать 80 % от общей оцен­ки заяв­ки — в отли­чие от нынеш­них 45 %. Появи­лись поло­же­ния о науч­ной экс­пер­ти­зе заявок, отсут­ству­ю­щие в дей­ству­ю­щем законе о гос­за­куп­ках, а так­же воз­мож­ность про­во­дить кон­кур­сы с пред­к­ва­ли­фи­ка­ци­он­ным отбо­ром участ­ни­ков, т. е. кон­кур­сы, поз­во­ля­ю­щие отсе­ять на пер­вом эта­пе заве­до­мо неква­ли­фи­ци­ро­ван­ных участ­ни­ков, дела­ю­щих став­ку на дем­пинг.

С дру­гой сто­ро­ны, оста­лось неиз­мен­ным пра­ви­ло пода­чи толь­ко одной заяв­ки от орга­ни­за­ции на лот, делав­шее невоз­мож­ным уча­стие раз­лич­ных науч­ных групп из одно­го инсти­ту­та или вуза в кон­кур­сах ФЦП Мино­бр­на­у­ки, про­во­ди­мых в соот­вет­ствии с зако­ном о гос­за­куп­ках.

Прав­да, все выше­ука­зан­ное в 2014 году не будет иметь тако­го боль­шо­го зна­че­ния для уче­ных, как рань­ше, посколь­ку Мино­бр­на­у­ки пла­ни­ру­ет, что с буду­ще­го года боль­шая часть кон­кур­сов основ­ных ФЦП — по кад­рам и иссле­до­ва­ни­ям и раз­ра­бот­кам — пой­дет по гран­то­во­му меха­низ­му, а не через гос­за­куп­ки. А вот про­бле­ма рас­хо­до­ва­ния полу­чен­ных орга­ни­за­ци­я­ми средств, в том чис­ле по гран­там, кон­трак­там и хоз­до­го­во­рам, оста­ет­ся.

Важ­ным нов­ше­ством при­ня­то­го Думой зако­на о кон­тракт­ной систе­ме явля­ют­ся поло­же­ния о дол­го­сроч­ном про­гно­зи­ро­ва­нии и пла­ни­ро­ва­нии заку­пок. Зако­но­про­ек­том преду­смат­ри­ва­ют­ся раз­ра­бот­ка и фор­ми­ро­ва­ние трех­лет­них пла­нов заку­пок това­ров, работ, услуг, в кото­рых долж­ны быть опи­са­ны объ­ек­ты заку­пок с ука­за­ни­ем их функ­ци­о­наль­ных харак­те­ри­стик, а так­же объ­е­мы средств, необ­хо­ди­мых заку­пок.

В слу­чае же заку­пок высо­ко­тех­но­ло­гич­ной про­дук­ции пла­ны долж­ны состав­лять­ся на 5–7 лет впе­ред. На осно­ва­нии этих пла­нов будут фор­ми­ро­вать­ся деталь­ные пла­ны-гра­фи­ки заку­пок на один год, кото­рые уже долж­ны стать осно­ва­ни­ем непо­сред­ствен­но для осу­ществ­ле­ния заку­пок. В этих пла­нах долж­ны быть ука­за­ны усло­вия кон­трак­тов (опи­сан объ­ект заку­пок, ука­за­на мак­си­маль­ная цена кон­трак­та и т. д.), спо­соб про­ве­де­ния заку­пок и пр.

Поми­мо бюро­кра­ти­че­ской нагруз­ки, свя­зан­ной с пла­ни­ро­ва­ни­ем и про­гно­зи­ро­ва­ни­ем заку­пок, могут спо­соб­ство­вать допол­ни­тель­но­му бума­го­обо­ро­ту так­же тре­бо­ва­ния о созда­нии в учре­жде­ни­ях кон­тракт­ных служб (или вве­де­нии долж­но­сти кон­тракт­но­го управ­ля­ю­ще­го), мони­то­рин­ге выпол­не­ния кон­трак­тов и пр., но это не столь кри­тич­но для уче­ных, как регу­ли­ро­ва­ние про­це­дур заку­пок.

Оче­вид­но, что дета­ли­зи­ро­ван­ное дол­го­сроч­ное пла­ни­ро­ва­ние заку­пок в сфе­ре НИОКР на несколь­ко лет впе­ред не явля­ет­ся разум­ным. Такое пла­ни­ро­ва­ние име­ет смысл толь­ко в обоб­щен­ном виде и толь­ко в том слу­чае, когда речь идет о день­гах, полу­че­ние кото­рых мож­но заго­дя пла­ни­ро­вать, к при­ме­ру о цен­тра­ли­зо­ван­ных закуп­ках науч­но­го обо­ру­до­ва­ния в РАН. Но как быть с пла­ни­ро­ва­ни­ем заку­пок, — даже не трех­лет­ним, а хотя бы годич­ным, — за счет гран­тов, кон­трак­тов и хозяй­ствен­ных дого­во­ров, для кото­рых невоз­мож­но пред­ска­зать не толь­ко факт их полу­че­ния, но и, ино­гда, вре­мя при­хо­да денег?

Рис. И. Кийко
Рис. И. Кий­ко

Зако­но­про­ект вро­де бы учи­ты­ва­ет тако­го рода слож­но­сти: бюд­жет­ным учре­жде­ни­ям предо­став­ля­ет­ся воз­мож­ность решить, каким обра­зом регу­ли­ро­вать закуп­ки за счет средств гран­тов, кон­трак­тов и хоз­до­го­во­ров. Мож­но про­во­дить их в соот­вет­ствии с зако­ном о кон­тракт­ной систе­ме. Это будет озна­чать не про­сто воз­врат к ситу­а­ции до декаб­ря 2011 года, когда под дав­ле­ни­ем науч­ной обще­ствен­но­сти были при­ня­ты поправ­ки к зако­ну о гос­за­куп­ках, раз­ре­ша­ю­щие закуп­ки за счет гран­тов и кон­трак­тов без про­ве­де­ния кон­кур­сов, но и еще боль­шее ухуд­ше­ние ситу­а­ции. Имен­но к необ­хо­ди­мо­сти про­ве­де­ния кон­курс­ных про­це­дур доба­вит­ся необ­хо­ди­мость пла­ни­ро­ва­ния и вне­се­ния изме­не­ний в пла­ны-гра­фи­ки заку­пок.

Но есть и дру­гой вари­ант: бюд­жет­ное учре­жде­ние может про­во­дить ука­зан­ные выше типы заку­пок в соот­вет­ствии с дру­гим зако­ном -Феде­раль­ным зако­ном от 18 июня 2011 года 223-ФЗ «О закуп­ках това­ров, работ, услуг отдель­ны­ми вида­ми юри­ди­че­ских лиц». Этот закон направ­лен на регу­ли­ро­ва­ние про­цес­са рас­хо­до­ва­ния средств госкор­по­ра­ци­я­ми, субъ­ек­та­ми есте­ствен­ных моно­по­лий, госу­дар­ствен­ны­ми и муни­ци­паль­ны­ми уни­тар­ны­ми пред­при­я­ти­я­ми, авто­ном­ны­ми учре­жде­ни­я­ми, их дочер­ни­ми пред­при­я­ти­я­ми и т. д. Цель при­ня­тия это­го зако­на состо­я­ла в том, что­бы сде­лать закуп­ки в этих орга­ни­за­ци­ях более про­зрач­ны­ми, но никак не в том, что­бы выра­бо­тать опти­маль­ный режим заку­пок в науч­ных и обра­зо­ва­тель­ных бюд­жет­ных учре­жде­ни­ях. Поэто­му закон 223-ФЗ ника­ких спе­ци­фи­че­ских осо­бен­но­стей науч­ной сфе­ры не учи­ты­ва­ет в прин­ци­пе.

Но, может, тре­бо­ва­ния зако­на 223-ФЗ столь мяг­ки, что осо­бых про­блем он не создаст? Этот закон, и прав­да, не преду­смат­ри­ва­ет столь деталь­ной регла­мен­та­ции видов и спо­со­бов заку­пок това­ров, работ и услуг, как закон о гос­за­куп­ках, а уста­нав­ли­ва­ет лишь общие прин­ци­пы про­ве­де­ния заку­пок (инфор­ма­ци­он­ная откры­тость, отсут­ствие дис­кри­ми­на­ции и т. д.) и тре­бу­ет, что­бы орга­ни­за­ции при­ни­ма­ли соб­ствен­ные поло­же­ния о закуп­ках, регла­мен­ти­ру­ю­щие про­цесс закуп­ки това­ров и услуг. Таким обра­зом, бюд­жет­ное учре­жде­ние вро­де бы име­ет воз­мож­ность само­сто­я­тель­но уста­но­вить спо­со­бы закуп­ки, адек­ват­ные науч­ной сфе­ре, при­нять поло­же­ние о закуп­ках до кон­ца 2013 года и жить спо­кой­но.

Одна­ко, как обыч­но, глад­ко всё может выгля­деть толь­ко на бума­ге, а в жиз­ни всё может ока­зать­ся гораз­до хуже. Во-пер­вых, вряд ли основ­ная часть бюд­жет­ных учре­жде­ний нау­ки и обра­зо­ва­ния в состо­я­нии само­сто­я­тель­но сфор­му­ли­ро­вать каче­ствен­ные и юри­ди­че­ски выве­рен­ные поло­же­ния о закуп­ках. Поэто­му не исклю­че­но, что во мно­гих учре­жде­ни­ях — из опа­се­ния полу­чить юри­ди­че­ски некор­рект­ные поло­же­ния о закуп­ках и про­сто пере­стра­хов­ки — будут при­ня­ты дуб­ли­ру­ю­щие дей­ству­ю­щий закон о гос­за­куп­ках поло­же­ния или будет при­ня­то реше­ние про­во­дить закуп­ки в соот­вет­ствии с зако­ном о кон­тракт­ной систе­ме. То есть во гла­ву угла будут постав­ле­ны не инте­ре­сы рабо­та­ю­щих иссле­до­ва­те­лей, а сооб­ра­же­ния фор­маль­но­го удоб­ства и без­опас­но­сти для адми­ни­стра­ции учре­жде­ний.

В прин­ци­пе мож­но допу­стить, что эту опас­ность удаст­ся предот­вра­тить: на уровне Мино­бр­на­у­ки, РАН и т. д. нуж­но забла­го­вре­мен­но раз­ра­бо­тать типо­вые поло­же­ния о закуп­ках, в кото­рых юри­ди­че­ски гра­мот­но будут про­пи­са­ны разум­ные пра­ви­ла. Хотя быва­ет у нас такое не часто, но пол­но­стью исклю­чить такой пово­рот собы­тий нель­зя. Одна­ко это­го будет недо­ста­точ­но: закон 223-ФЗ, напи­сан­ный не для нау­ки, так­же уста­нав­ли­ва­ет необ­хо­ди­мость пла­ни­ро­ва­ния заку­пок — необ­хо­ди­мость пуб­ли­ка­ции офи­ци­аль­но­го пла­на заку­пок на срок не менее одно­го года, а в слу­чае заку­пок инно­ва­ци­он­ной и высо­ко­тех­но­ло­гич­ной про­дук­ции — на пери­од от пяти до семи лет.

Таким образом,закупки за счет средств гран­тов и кон­трак­тов, а так­же хозяй­ствен­ных дого­во­ров всё рав­но ока­зы­ва­ют­ся объ­ек­том пла­ни­ро­ва­ния. И в слу­чае полу­че­ния гран­тов и кон­трак­тов, как мини­мум тех, в рам­ках кото­рых пла­ни­ру­ют­ся закуп­ки на сум­му более 100 тыс. руб., при­дет­ся вно­сить изме­не­ния в пла­ны заку­пок. Что — осо­бен­но для круп­ных инсти­ту­тов и вузов, полу­ча­ю­щих десят­ки и сот­ни гран­тов и кон­трак­тов, — может замет­но умень­шить опе­ра­тив­ность заку­пок.

Нако­нец, есть еще одна опас­ность: руко­вод­ство Феде­раль­ной анти­мо­но­поль­ной служ­бы счи­та­ет, что в насто­я­щее вре­мя закон 223-ФЗ явля­ет­ся «декла­ра­ци­ей о наме­ре­ни­ях», в отли­чие от зако­на о гос­за­куп­ках, кото­рый жест­ко регла­мен­ти­ру­ет все про­це­ду­ры. И, соот­вет­ствен­но, пола­га­ет, что необ­хо­ди­мо его дора­ба­ты­вать, читай, делать более жест­ким. Посколь­ку 223-ФЗ напи­сан для регу­ли­ро­ва­ния заку­пок Газ­про­ма, Рос­неф­ти, тысяч раз­ных ФГУ­Пов и госу­дар­ствен­ных акци­о­нер­ных обществ, то слож­но рас­счи­ты­вать, что тема заку­пок по гран­там и кон­трак­там будет более важ­ной, чем при при­ня­тии зако­на о кон­тракт­ной систе­ме.

В послед­нем слу­чае летом про­шло­го года пред­ста­ви­те­ля­ми проф­со­ю­за работ­ни­ков РАН и МГУ через депу­та­тов Думы и Сове­та Феде­ра­ции были пред­став­ле­ны поста­тей­ные поправ­ки к зако­но­про­ек­ту, пред­ла­гав­шие, в част­но­сти, сохра­нить суще­ству­ю­щий поря­док заку­пок по гран­там и в новом законе. Одна­ко поправ­ки были откло­не­ны.

Так что пес­си­ми­стич­ный сце­на­рий заклю­ча­ет­ся в том, что с 2014 года про­бле­ма заку­пок в нау­ке вновь может встать во весь рост. В любом слу­чае дей­ство­вать науч­ным чинов­ни­кам нуж­но начи­нать уже сей­час: гото­вить типо­вые поло­же­ния о закуп­ке для под­ве­дом­ствен­ных учре­жде­ний, а так­же гото­вить поправ­ки к зако­ну о кон­тракт­ной систе­ме (уже после его при­ня­тия) либо к зако­ну 223-ФЗ. Прав­да, нель­зя исклю­чить, что, как мини­мум, под­го­тов­кой попра­вок опять при­дет­ся зани­мать­ся науч­ной обще­ствен­но­сти, посколь­ку у чинов­ни­ков будут гораз­до более важ­ные госу­дар­ствен­ные дела. 

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
3 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Подписки
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
2 Авторы комментариев
Cуть и последствия реформ образования | Нет реформе образования! Мы против Закона 83-ФЗLicorneДмитрий Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
Дмитрий
Дмитрий

Ох, чует моё серд­це – имен­но по само­му нега­тив­но­му сце­на­рию всё и будет раз­ви­вать­ся. Ибо в РАН выбо­ры, пере­ат­те­ста­ции да и про­сто наше ФЭУ не при­вык­ло рабо­тать «на опе­ре­же­ние». «Чинов­ни­кам от науки»-то какое дело до того, как мы, греш­ные, будем заку­пать реак­ти­вы и пла­стик? У них-то от это­го з/​п никак не изме­нить­ся, и лиш­няя «голов­ная боль» им не нуж­на. А как тра­тить гран­ты – по край­ней мере наша гл.бух. откры­то гово­рит: «всё на зар­пла­ту – и ника­ких про­блем». Т.о. и з/​п по ака­де­мии дости­га­ет аст­ро­но­ми­че­ских зна­че­ний, а что это все­го лишь закон­ная «обна­лич­ка» денег для рабо­ты – в «высо­ких каби­не­тах» опять же всем напле­вать. Ведь сам ВВП велел под­нять зар­пла­ты:… Подробнее »

Licorne
Licorne

А вот тут цен­зур­но­го ком­мен­та­рия у меня нет. Мож­но поду­мать, что в 2012г. боль­шин­ство в думе пере­шло к какой-то дру­гой пар­тии, кото­рая голо­со­ва­ла в 2011 про­тив попра­вок в 94-ФЗ. Иди­о­ты!

trackback
Cуть и последствия реформ образования | Нет реформе образования! Мы против Закона 83-ФЗ

[…] успе­хом ведет­ся уже дав­но (http://moloduch-anti-94fz.narod.ru/, http://trv-science.ru/2013/03/26/goszakupki-po-novomu/). Схем тут будет при­ду­ма­но, без сомне­ния, мно­го, но, […]

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: