«Челябинский болид вызвал в стратосфере ураган»

Николай Горькавый
Нико­лай Горь­ка­вый

О пер­спек­ти­вах кос­мо­нав­ти­ки и необыч­но­сти Челя­бин­ско­го боли­да ТрВ-Нау­ка побе­се­до­вал с док­то­ром физи­ко-мате­ма­ти­че­ских наук, веду­щим ана­ли­ти­ком в груп­пе спут­ни­ка «Суо­ми» (НАСА) Нико­ла­ем Горь­ка­вым.

Не хоти­те помеч­тать о том, что будет с кос­мо­нав­ти­кой через 5–10 лет?

- Кос­мо­нав­ти­ка вошла в очень инте­рес­ный пери­од част­но­го осво­е­ния кос­мо­са. Сна­ча­ла к энту­зи­а­стам типа Эло­на Мас­ка отно­си­лись с усмеш­кой, но они быст­ро пока­за­ли, что с ними сто­ит счи­тать­ся. Они реши­тель­но потес­ни­ли клас­си­че­ских игро­ков на рын­ке кос­ми­че­ских услуг и забра­ли себе часть госу­дар­ствен­но­го финан­си­ро­ва­ния. Но при этом они оста­ют­ся част­ни­ка­ми, аван­тю­ри­ста­ми и роман­ти­ка­ми.

Я прак­ти­че­ски уже не сомне­ва­юсь, что пер­вый полет к Мар­су будет совер­шен част­ны­ми ком­па­ни­я­ми – Мас­ка или Тито. Во-пер­вых, они всё дела­ют дешев­ле в 10–100 раз, чем клас­си­че­ские ком­би­на­ции НАСА и гиган­тов авиа- и кос­мо­стро­е­ния. Во-вто­рых, они как спортс­ме­ны-экс­тре­маль­щи­ки могут взять на себя риск, на кото­рый госу­дар­ствен­ные агент­ства в прин­ци­пе не пой­дут.

Вот при­мер част­ной и доволь­но рис­ко­ван­ной ини­ци­а­ти­вы: режис­сер Каме­рон захо­тел посе­тить Мари­ан­скую впа­ди­ну. Взял и все­го за несколь­ко мил­ли­о­нов дол­ла­ров раз­ра­бо­тал и изго­то­вил бати­скаф новой кон­струк­ции, в кото­ром и опу­стил­ся на дно мор­ское. Я в декаб­ре про­шло­го года был на его лек­ции в Сан-Фран­цис­ко, на кон­фе­рен­ции Аме­ри­кан­ско­го гео­фи­зи­че­ско­го сою­за. Лек­ция была впе­чат­ля­ю­щей, как и фильм о созда­нии бати­ска­фа. Удач­но выныр­нув­ший Каме­рон выгля­дел очень доволь­ным, да и уче­ные из его коман­ды были счаст­ли­вы изу­чать био­ло­ги­че­ские и гео­ло­ги­че­ские образ­цы из само­го под­брю­шья Миро­во­го оке­а­на. Так же будет и с поле­том на Марс – и вполне воз­мож­но, что он будет осу­ществ­лен в тече­ние сле­ду­ю­ще­го деся­ти­ле­тия.

- Что Вы дума­е­те про Челя­бин­ский болид? Наши рос­сий­ские аст­ро­но­мы как-то спо­кой­ны и гово­рят: «обыч­ный хон­дрит», «обыч­ный метео­ро­ид».

- Они про­сто недо­оце­ни­ва­ют это собы­тие, кото­рое ока­за­лось уни­каль­ным сра­зу с мно­гих сто­рон. Хими­че­ский состав тут дале­ко не самое важ­ное обсто­я­тель­ство. Во-пер­вых, это не рядо­вой болид, а самый круп­ный после Тун­гус­ки 1908 года, то есть Челя­бин­ский болид- это явле­ние века. Тела в 10 или даже 11 тысяч тонн пада­ют на Зем­лю неча­сто.

Во-вто­рых, Челя­бин­ский болид пока­зал, что даже два­дца­ти­мет­ро­вое тело, при­ле­тев­шее из кос­мо­са, явля­ет­ся смер­тель­но опас­ным. Если бы он вошел в атмо­сфе­ру не под углом 16–17 гра­ду­сов, а под 45 или даже отвес­но, то к момен­ту взры­ва он про­ник бы гораз­до глуб­же в атмо­сфе­ру, а струя рас­ка­лен­ных газов про­дви­ну­лась бы еще даль­ше. Нуж­но учесть, что сила удар­ной вол­ны рас­тет с умень­ше­ни­ем высо­ты в тре­тьей сте­пе­ни, – зна­чит, взрыв на высо­те не 30–32 км, а на 15–16 км поро­дил бы вол­ну, в 8 раз силь­нее наблю­дав­шей­ся, – и такой удар сло­мал бы не толь­ко окна, но и кры­ши и сте­ны.

Фото М. Коржова
Фото М. Кор­жо­ва

Мои роди­те­ли живут в Челя­бин­ске и сами виде­ли и пере­жи­ли взрыв боли­да. У них выби­ло окна в квар­ти­ре, высот­ка ходи­ла ходу­ном, как при зем­ле­тря­се­нии. Мож­но уве­рен­но утвер­ждать, что жите­ли южно-ураль­ско­го мил­ли­он­ни­ка роди­лись сра­зу в мил­ли­оне руба­шек. И это пол­но­стью лома­ет пара­диг­му отно­ше­ния к неболь­шим боли­дам и асте­ро­и­дам. Рань­ше подав­ля­ю­щее боль­шин­ство уче­ных и поли­ти­ков рас­смат­ри­ва­ли в каче­стве опас­ных лишь тела с раз­ме­ром более ста мет­ров. Сей­час уже ни один аст­ро­ном или госу­дар­ствен­ный дея­тель не будет в трез­вом уме пре­не­бре­гать тела­ми от 10 до 100 мет­ров – а это сра­зу на поряд­ки уве­ли­чи­ва­ет оцен­ки кос­ми­че­ских рис­ков и необ­хо­ди­мые уси­лия для защи­ты зем­лян.

Тре­тье обсто­я­тель­ство, кото­рое дела­ет Челя­бин­ский болид уни­каль­ным явле­ни­ем: мы впер­вые встре­ча­ем подоб­ное явле­ние во все­ору­жии инстру­мен­та­рия кос­ми­че­ской эры. Тыся­чи видео­ка­мер и фото­ап­па­ра­тов зафик­си­ро­ва­ли паде­ние боли­да. Несколь­ко спут­ни­ков зафик­си­ро­ва­ли его паде­ние, а так­же ана­ли­зи­ру­ют состо­я­ние стра­то­сфе­ры после боли­да. Это вам не Тун­гус­ка, кото­рую при­хо­дит­ся изу­чать по рас­ска­зам пере­пу­ган­ных охот­ни­ков.

— Про­дол­жа­ет ли NASA изу­чать Челя­бин­ский болид?

- Сей­час я не могу забе­гать впе­ред, но НАСА актив­но рабо­та­ет над сво­и­ми дан­ны­ми – и ско­ро объ­явит о поис­ти­не сен­са­ци­он­ных резуль­та­тах сво­их иссле­до­ва­ний. Да и без кос­ми­че­ских спут­ни­ков мож­но понять, что в стра­то­сфе­ре про­изо­шло гран­ди­оз­ное явле­ние. Вот посмот­ри­те на фото­гра­фию, сде­лан­ную Мак­си­мом Кор­жо­вым из Ека­те­рин­бур­га [1], с рас­сто­я­ния более двух­сот кило­мет­ров, по про­ше­ствии 150 секунд после вспыш­ки. Из-за паде­ния боли­да в атмо­сфе­ре воз­ник­ло обла­ко дли­ной в сот­ни кило­мет­ров, срав­ни­мое с гор­ным хреб­том: высо­та обла­ка от подош­вы до вер­ха состав­ля­ла несколь­ко кило­мет­ров.

Осо­бен­но при­ме­ча­тель­но глав­ное обла­ко, кото­рое име­ло высо­ту от сво­е­го под­но­жия в 10 кило­мет­ров. Оно вырос­ло на месте глав­но­го взры­ва очень быст­ро – за 2,5 мину­ты. Лег­ко под­счи­тать, что ско­рость вер­ти­каль­но­го вет­ра в этом обла­ке состав­ля­ла 65 мет­ров в секун­ду. По клас­си­фи­ка­ции метео­ро­ло­гов, это ура­ган пятой кате­го­рии, супер­тай­фун. То есть взрыв боли­да вызвал в стра­то­сфе­ре насто­я­щий ура­ган с мощ­ной кон­век­ци­ей, сопо­ста­ви­мой с вер­ти­каль­ным дви­же­ни­ем воз­ду­ха в гри­бе от ядер­но­го взры­ва.

На самом деле, такой кон­век­тив­ный пузырь или гриб в стра­то­сфе­ре на высо­те 30–40 кило­мет­ров – это гораз­до более пора­зи­тель­ное явле­ние, чем гриб в тро­по­сфе­ре, то есть ниже 1215 кило­мет­ров. Дело в том, что тро­по­сфе­ра, у кото­рой око­ло­зем­ные слои теп­лее верх­них, нахо­дит­ся в состо­я­нии теп­ло­вой неустой­чи­во­сти, поэто­му любой пожар или посто про­гре­тое солн­цем вспа­хан­ное поле лег­ко вызы­ва­ет обра­зо­ва­ние под­ни­ма­ю­ще­го­ся вверх обла­ка. Так ведет себя и вода в заки­па­ю­щей кастюль­ке. Стра­то­сфе­ра же, наобо­рот, ста­биль­на, в ней тем­пе­ра­ту­ра рас­тет с высо­той. Поэто­му вызвать в стра­то­сфе­ре кон­век­цию гораз­до слож­нее.

Пред­ставь­те себе засне­жен­ную гор­ную доли­ну. Нико­го не удив­ля­ет лави­на сне­га, осы­па­ю­ща­я­ся по скло­ну вниз. А вот если кто-нибудь уви­дит лави­ну, кото­рая вдруг заби­ра­ет­ся наверх по кру­то­му скло­ну, то нерв­но­го потря­се­ния не избе­жать. Теперь еще раз посмот­ри­те на круг­лое обла­ко, остав­ше­е­ся после взры­ва, кото­рое пре­вос­хо­дит собой Эве­рест. Нуж­на чудо­вищ­ная энер­гия, что­бы забро­сить такую мас­су воз­ду­ха так высо­ко в ста­биль­ной стра­то­сфе­ре.

Я совер­шен­но уве­рен, что изу­че­ние Челя­бин­ско­го боли­да толь­ко-толь­ко нача­лось и мы еще узна­ем мно­го ново­го и о нем, и о нашей атмо­сфе­ре, в кото­рой при­ро­да про­ве­ла неожи­дан­ный экс­пе­ри­мент пла­не­тар­ных мас­шта­бов. Я сам актив­но зани­ма­юсь иссле­до­ва­ни­ем резуль­та­тов это­го экс­пе­ри­мен­та – и у меня боль­шое подо­зре­ние, что «рус­ский болид», как неофи­ци­аль­но частень­ко назы­ва­ют его мои кол­ле­ги по НАСА (хотя я учу их, как пра­виль­но про­из­но­сить сло­во «Челя­бин­ский»,- и они ста­ра­ют­ся, как могут), нало­жит силь­ный отпе­ча­ток на всю мою даль­ней­шую науч­ную жизнь.

1. http://maxim-korzhov.livejournal.com/157743.html

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Подписки
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
petuhova Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
petuhova
petuhova

О челя­бин­ском метео­ри­те пред­ла­гаю взгля­нуть здесь http://gornomari.livejournal.com/111390.html

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: