Вот уж повезло, так повезло

Вот уж повезло, так повезло (итар-тасс.jpg или WWW.24Auto.ru.jpg)

Нельзя сказать, что падение метеорита на крупный город является событием с нулевой вероятностью, но это не то, что можно было бы ожидать, рассуждая о рисках жизни обычного городского жителя. Тем не менее, 15 февраля 2013 года навсегда войдет в историю Челябинска. Метеоритный дождь прошел прямо над окраиной города-миллионника. Совокупное количество выпавшего на землю материала наверняка составляет многие килограммы вещества. К счастью, обошлось без летальных исходов, хотя есть множество раненых, в основном из-за порезов стеклом, и даже разрушений.

Метеориты помимо их реальной опасности зачастую несут важнейшую информацию о ранней истории развития Солнечной системы и строении ее планет. Каждая находка метеорита таит в себе потенциально новую информацию и является удачей для исследователя. Например, мы не знали бы время формирования самых древних объектов в Солнечной системе, так называемых тугоплавких кальций-алюминиевых-включений, если бы не падение метеорита Альенде в 1969 году в Мексике. С той точностью, с которой мы знаем это сегодня (4567,18 ± 0,50 млн лет [1]). Совокупное число научных статей, посвященных изучению метеорита Альенде, и тех, в которых данные по нему составляют важную часть для интерпретации, уже превысило тысячу!

взрыв болида в небе над Челябинском
Взрыв болида в небе над Челябинском привел к сотрясению земли, зафиксированному сейсмостанциями. Иа рисунке приведены данные о землетрясениях за неделю с сайта Европейского-средиземноморского сейсмологического центра http://www.emsc-csem.org. Каждый круг соответствует эпицентру землетрясения. размер указывает на силу землетрясения, а цвет — НА дату. одинокий кружок посреди Уральских гор с магнитудой 4 на удалении от основных зон сейсмичности соответствует месту взрыва над Челябинском

Другой пример. В номере журнала Science за 14 февраля 2013 года [2] опубликована статья, посвященная метеориту NWA7034, обнаруженному на северо-востоке Африки. Он был куплен в 2011 году у марокканского торговца метеоритами и доставлен в Институт метеоритики в Альбукерке (США). Исследования этого метеорита сразу привели к неожиданным результатам. С одной стороны, он похож на другие метеориты, относимые к группе шерготтитов, наклитов и шассингитов, считающихся фрагментами марсианской поверхности. То есть они были выбиты с Марса благодаря крупным импактам и потом захвачены гравитационным полем Земли. С другой стороны, он не может относиться ни к одному из указанных типов по ряду показателей, таким образом формируя собственный тип марсианских метеоритов. Возраст метеорита NWA7034 чуть древнее двух миллиардов лет, а по своему составу он очень похож на базальт марсианской поверхности, изученной орбитальной миссией Orbiter и марсоходом Rover. Этот метеорит содержит 0.6% воды, половина которой выделилась только при нагреве образца до высокой температуры. Такая концентрация воды является рекордно высокой для марсианских метеоритов, а ее выделение при высокой температуре говорит о том, что это магматическая вода. Авторы статьи [1] на этом останавливаются и не строят логическую цепочку дальше. Не буду этого делать и я, хотя спекуляции о возможной субдукции и плитной тектонике на Марсе два миллиарда лет назад напрашиваются.

Возвращаясь к Челябинску, будем считать, что нам повезло, как минимум, трижды. Человечество понаблюдало за необычайно интересным природным явлением. Никто не погиб. Ученые, будем надеяться, обнаружат что-то такое, о чем науке еще не известно.

Алексей Иванов

1. Amelin Yu., et al. U-Pb Chronology of the
Solar System’s oldest solids with variable
238U/235U. Earth and Planetary Science Letters,
2010, v. 300, p. 343–350.
2. Agee C.B., et al. Unique meteorite from Early