Археологи против черных

Лев Клейн

Наше время возвращения частной собственности на землю и строения на ней характеризуется чрезвычайным размахом «черной археологии» – самодеятельных копателей, разрушающих памятники и расхищающих древности: всё – на продажу. Подпольная торговля древностями приносит колоссальные доходы. Только в 1988 году американские коллекционеры израсходовали на покупку древностей 5 млрд долл., из них 2 млрд – на контрабандные, краденые и подделанные. А с тех пор цены возросли в несколько раз. «Черные археологи» организованы, хорошо экипированы, снабжены металлоискателями. Они готовы защищать свои источники доходов с оружием в руках. И идеологически.

Конечно, для втирания очков властям и любителям истории они изображают себя невинными коллекционерами, хранителями старины и краеведами (такие, конечно, тоже есть).

18 февраля 2013 году в Госдуму поступило Открытое письмо депутатам Государственной Думы от поискового сообщества – «любителей приборного поиска» (документ № 10348, www.democrator.ru/problem/10348) с просьбой не принимать закона, ради сохранения культурного наследия запрещающего такой самовольный поиск. В письме этом, составленном неким Д.С. Скрипкой и собравшем более 12 тысяч подписей, приводится аргументация безвредности такого поиска – и такого извлечения древностей. Автору письма известны понятия находки, памятника, культурного слоя. Он понимает, что трогать памятник нельзя – повредишь культурный слой, перемешаешь прослойки, исказишь состав древностей. Для археологов такой памятник уже не та ценность.

А вот если памятник уже ранее поврежден, распахан, боронован, слои уже перемешаны или памятник наполовину съеден рекой – никакой информации для археологов в нем, по мнению автора письма, уже нет. «В силу этого, – рассуждает он, – данное место никакого интереса для археологов уже не представляет – археологи туда никогда не приедут. Это аксиома, которую подтвердит любой археолог».

Простите, я археолог, эту «аксиому» не подтверждаю. Я археолог с большим стажем преподавания археологии в университете, с опытом собственных раскопок, я преподавал и изучал именно методику раскопок и – нет, не подтверждаю. Конечно, разрушение – это катастрофа, важная часть информации погибла. Уже не восстановить стратиграфию, распался «замкнутый комплекс», вещи теперь разрозненны, не связаны друг с другом доказательно – одной структурой. Но даже разрушенный памятник содержит массу информации для археолога – по крайней мере все найденные здесь вещи можно изучить сами по себе, их технологию и типологию, занести их на карту. Уже само географическое место их обнаружения может оказаться очень важным. Есть и методика изучения нестратифицированных вещей, т.е. вещей не из культурного слоя. Любители металлодетекторов извлекают из земли и часто из памятника металлические предметы. Это резко сокращает информативные возможности памятников: на них остаются только неметаллические находки – предметы из камня, глины, рога и кости, фрагменты посуды, кости животных и т.д. Культура прошлого искажается и обедняется.

Курган Хохлач был раскопан в середине XIX века случайными людьми, он теперь называется поэтому не курганом, а Новочеркасским кладом, но по его изучении написана большая монография. Однако он был остатками царского погребения I века н. э. Теперь такие не разграбленные в древности курганы – большая редкость. Каждый из них важен для науки. Если же они раскапываются современными грабителями, наука теряет колоссальную информацию о прошлом нашей страны. Такие вещи тоже уходят в частные коллекции. На инаугурации прежнего президента Украины жена его была в наряде, украшенном античными украшениями из коллекции миллионера-благотворителя Платонова. Античные украшения на шее жены президента – это пустующие витрины музея и пробелы в монографиях ученых. Но это всё речь о сокровищах. Тут всё наглядно.

«Подавляющая часть наших находок, – развивает свою мысль автор-поисковик, – не имеет практически никакой ценности для археологии – они неинтересны в силу их заурядности». В голове автора маячит старый образ археолога как охотника за сокровищами (привет от Индианы Джонса!). Но современная археология не такова. Для изучения материальной культуры народов прошлого мы давно уже пользуемся статистикой именно массового рядового материала. Есть методика «случайных репрезентативных выборок», есть связанные с массовым материалом демографические подсчеты,

Любитель приборного поиска ссылается на медные крестики и другие мелкие металлические вещицы, на которые археолог не обратит внимания. Да нет, должен обратить. Скажем, карта находимых на юге скифских наконечников стрел позволяет проследить расселение и походы скифов. Картирование монет позволяет проследить торговые пути разных времен. Сейчас быстро развивается так называемая промышленная археология, изучающая материальную культуру близких к нам веков. Ну, а медные крестики – это не только датирующий источник. Они уточняют распространение православия в разные века, а также дают характеристику ювелирного производства в разных землях и княжествах (а в Новое время – в разных губерниях).

Да мало ли! Сейчас трудно предсказать, какие новые виды информации мы сможем извлекать из археологических объектов всего через несколько десятилетий. Мы сейчас уже по ирридированному стеклышку можем определить, сколько лет тому назад оно попало в землю, по нагару на черепке – какую пищу в нем варили и т.д. Еще недавно мы этого не умели.

Важно только не упустить объекты культурного наследия, не дать им уйти в руки вандалов и барыг.

Конечно, коллекционерство – милая забава, куда лучше, чем пьянки и драки. Но что коллекционировать, какое коллекционерство поощрять – тут есть над чем подумать. Частные коллекции и школьные музеи – доброе дело. Они могут содействовать науке, приобщать молодежь к культурным интересам. Но когда коллекции составляются из вещей, которым место в государственных музеях, это уже вредная конкуренция. А школьные музеи как правило живут не дольше того учителя-энтузиаста, который их организует. Уходит энтузиаст – и музей тает, расхищается, вещи пропадают неизвестно куда. Из частных коллекций немногие вырастают в музеи или приобретаются музеями. Большинство рассеивается, а информация, с ними связанная, гибнет. Нет учета, нет документации, не с кого спросить – нет ответственности. Нет ответственности – нет и хранения, а есть лишь демонстрация местного патриотизма.

Поиск захоронений солдат, погибших в войну, – благородное дело. Но опять же не стоит его пускать на самотек – это приведет лишь к засорению рядов бескорыстных искателей корыстными охотниками за оружием. Их тоже немало.

Любопытная подробность. Как сообщает Координационный совет Движения в защиту археологического наследия АМАТОР, на сайте Демократор.ру против Обращения поискового сообщества проголосовало более 7 тысяч человек, в том числе цвет российской археологической и исторической науки – академики Деревянко, Молодин и Макаров, члены-корреспонденты РАН Носов, Седов, Гайдуков, Бужилова и Иванчик, более тысячи докторов и кандидатов наук, руководителей археологических экспедиций. Однако была организована так называемая «фэйк-атака» – голосование «против» с заведомо ложных аккаунтов, затем последовала подача жалоб на поданные с этих аккаунтов голоса. Аналогичная технология использовалась при голосовании на том же ресурсе по «антисиротскому закону». В результате этих и других махинаций больше половины голосов «против» было аннулировано, в том числе подпись акад. Деревянко и чл.-корр. Седова.

Словом, на всякий поиск древностей, приборный или бесприборный, нужен Открытый лист – разрешение, без которого ни один археолог не выходит в поле. Они бывают разных степеней – на полные раскопки и на разведки различного охвата. Наличие Открытого листа обеспечивает возможность контроля за проведением работ и требование Отчета по их окончании. Так что археологи против черных, против самостийных копателей-непрофессионалов, за строгий закон и неусыпный контроль.

2K Комментария(-ев)
Михал

Вы вот знакомого этого своего, и его подрядчиков за нарушение закона об охране памятников к суду бы привлекли, и не было бы к вам вопросов. А так получается Вы беленькие да пушистые – а “Архи” сущее зло. Хорошая позиция, удобная.

Андрей Кириллович,
кем бы ни была придумана методика “минусования” “чужих” (вне зависимости от содержания выступления) и “плюсования” “своих”, она смешна, недостойна и в глазах публики приводит к противоположному результату.
Что касается того, что я отстаиваю решение, по которому сотни и тысячи невиновных будут брошены в застенки, то я не понимаю, как это следует из того решения, которое я отстаиваю. Я считаю, что поиски с металлодетектором – серьезное дело На них и связанное с этим копание в поисках древностей нужна соответствующая подготовка, нужны фиксация, отчетность и нужен открытый лист. Из этого вытекает, что те, кто соблюдает это правило, ни в какие застенки не попадают. А те, кто не соблюдают, виновны в нарушении закона и должны отвечать по закону. Где же тут наказание ни в чем неповинных?

Ольга

Добрый день! Хочется к этому добавить, что в предлагаемом законопроекте Министерства культуре отсутствуют слова о запрете металлодетектора. Проект предполагает ужесточение ответственности за разрушение памятников археологии и незаконную добычу археологических предметов при помощи металлодетектора. Государство не собирается сажать и отправлять в застенки законопослушных граждан и отнимать у них металлодетекторы. Не нарушайте закон! И, обнаружив археологический памятник – сообщите органам охраны памятников, и если вами действительно двигает любовь к истории проследите, чтобы памятник поставили на учет. Не надо разорять и растаскивать памятники по своим карманам. Это как с метеоритом – давайте растащим и продадим, а наука – да что наука? Плевать нам на нее, американцы пусть изучают метеориты, звезды и пр. Нам главное заработать

В ответ на:  Ольга

Ваши бы слова да Клкейну и аматору в уши! Те кто занимается поиском готовы сообщать о найденных предположительных местах памятников археологам, да не вопрос, только, прописать в законе надо все как положено! Отделить надо старые медяки от того что действительно представляет ценность для археологов вот в чем позиция поисковиков. Будет диалог- будут шаги навстречу друг другу! Нашел что то действительно ценное- передай архам скажи в каком месте нашел пусть временно присвоят этому месту статус который запретит на нем копать сделают информацию о запрете ВСЕМ ДОСТУПНОЙ ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! А потом уже после того как проведут разведку примут решение памятник там или нет . Но вы в законе пропишите чтобы человек с николаевской трехкопейкой в кармане и с мд в рюкзаке под стаью не попал . Всего и делов-то. Будет понимание и содействие с нашей стороны.

Антиаматор
В ответ на:  Ольга

да? А абзац про культурный слой уже вычеркнут? А определение “археологического предмета” уже стало понятной не только археологам ,но и простому человеку с 8-и летним образованием?

С.Е.Г..
В ответ на:  Ольга

Уважаемая Ольга Батьковна.ЕНе знаю какой из вариантов Вы озвучиваете, но пункт 6 того что Мы обсуждаем ясно записано”Запрещено использование металлодетектора без открытого листа”.Не знаю с какого бока толкования законов Вы стоите, но на практике это так и читается – Запрещено использование металлодетектора без открытоого листа.Именно в таком виде наш премьер подписал жэтот законопроект для чтения в Думу.Если Вы думаете, что это касаеться “памятника”, ни один =полицейский и судбя с Вами не согласится.Поэтому Вы …неправильно информированы.Ищзвестно заявление неизвестно кого не известно кем подписанное на сайте минкультуры от 5 февраля 2013 года, но любой взрослый гражданин, сличив его и итекст проекта посчитает, что его “разыгрывают” как лоха- извините, но народ придумал…..

гусар

Наши предки селились на очень красивых местах . Живописные места возле рек , озёр . В наше время эти места так же красивы , но селиться там нельзя так как там АКР . Но , если есть деньги почему бы нет . Приезжают дяди выкопали два шурфа ….а ёпрст …памятник разрушен ..строительство коттеджей разрешаю !!!! Кем разрушен ? …Да чёрными археологами . Не местный таксист , не полицейский , не пенсионерка баба Маня не знает что там было поселение и АКР . А вот металлодетоктерист Вася и краевед дедушка Петя …знают так как увлекаються историей родного края . И начинают они кляузы писать на строителей . А те вот у нас бумага …памятник разрушен . Строители звонят …кто шурфы копал …что за фигня ..почему на нас кто то кляузы пишет ? Разберёмся !!!! И давай во все инстанции писать …чёрные копатели Металлодетекторист Вася и краевед дедушка Петя грабят историю страны ….надо принять закон и дать по шесть лет тюрьмы . Металлодетекторист Вася и краевед дедушка Петя …в панике …не пойти им против такой машины . Идут в музей хотя бы полюбоваться на находки археологов …а там одни черепки да гвозди . Пишут опять кляузу ….а где находки …почему в музее одна шняга ? А им отвечают …так нету все дорогие находки вы сами же и разворовали с полей сажать вас надо на шесть лет . Металлодетекторист Вася и краевед дедушка Петя ….да что вы это не мы …давайте мы вам поможем …принесём монеток гнилых и пуговок , будем помогать охранять АКРы ..носить землю !!! А нет ребята зачем вам нос в наши делишки совать …видеть в какие карманы и что мы складываем . Да и достали вы нас …мы проведём собрание и решим что с вами делать Металлодетекторист Вася и краевед дедушка Петя . И понеслось по стране матушке… Подробнее »

Леонид

Эти комментарии в очередной раз четко показывают истинные цели “поисковиков”. Они пытаются добиться одного из трех вариантов:
1) Чтобы археологические артефакты безоговорочно принадлежали нашедшему их по закону.
2) Если невозможен п. 1, тогда чтобы государство выкупало артефакты у нашедших их.
3) Если нереализуемы пп 1 и 2, тогда чтобы государство сквозь пальцы смотрело на присвоение артефактов частными лицами.
Вся непримиримость позиций ученых и копателей именно в вопросе о том, кому принадлежит археологическое наследие. Ученые считают, что обществу в целом, а интересы общества представляет государство, оно же и распоряжается наследием. Копатели же считают, что никому, поэтому “кто успел, тот и съел”.
Такая позиция не соответствует ни существующим нормам закона, ни существующему международному праву, ни принятымм в цивилизованном обществе этическим нормам. Поэтому высказать ее в открытую копатели не могут. Отсюда поведение “ужа на сковородке” и высокопарная риторика про любовь к истории.
Эй, копатели! Будете ли вы отстаивать свое “хобби”, если все находки будете вынуждены сдать в музей? До последней?

В ответ на:  Леонид

Да да и еще раз да буду. Если у меня будет полная информация где у кого и в каком месте находятся находки которые были мною найдены! Я хочу чтобы они действительно стали национальным достоянием а не были присвоены “людьми с прыщавой совестью” растасканы или просто выброшены как хлам! Если весь путь того что я отдам будет постоянно отслеживатся и я в любой момент времени смогу получить доступ к предметам мною сданным чтобы просто посмотреть на них как посетитель скажем музея тогда без проблем пусть забирают.

Леонид
В ответ на:  Сергей Сажин

Что ж, поздравляю! Ваше желание исполнилось! Все то, что вы написали, существует уже сегодня! Вы можете сдать ваши материалы в музей, проследить, что они будут поставлены на временное, а потом и на постоянное государственное хранение, при сдаче коллекции вы можете оговорить ваше право иметь к ней доступ на протяжении вашей жизни!
Вы правда этого не знали? Ну тогда вы можете все исправить прямо сейчас! Вы в каком городе живете?

В ответ на:  Леонид

Да не ворпос если в музее будет интересна коллекция в виде горсти вытертых царских медяков и горсти советов ранних такого же сохрана то легко пусть забирают . Ах да пару крестиков 19 в. есть еще. Схожу в музей через пару дней отпишусь вам по этому поводу обязательно.

Гуляка

Вы ребята не верно оцениваете реалии нашего в общем то криминального общества.
Ужесточение закона конечно нужно… но надо понимать что прежде всего оно ударит по археологам и исследователям. Это поисковик сегодня здесь покапал, а завтра там.
А исследователи все документально привязаны к движимым и недвижимым объектам культурного наследия.
Не боитесь что за раздавленный на раскопе горшок штраф придется платить это ведь уничтожение, памятника. Далее раскопки с нарушением инструкций будут приравниваться к подсудным. Ну и естественно за введение в научный оборот награбленного придется отвечать. Янину и Гайдукову можно сразу сухари сушить…
А как быть с музейными собраниями, особенно ГИМу достанется.
Понятно что закон не имеет обратной силы… Но с момента его утверждения даже те крохи что доходят до музеев, на свалку пойдут, или на черный рынок.
А как быть с пособничеством правдоискательству… как то о фирмах продающих МД все молчат, у них есно крыша буржуйская, а вот авторскому коллективу АКР ответить придется, по всей строгости военного времени.
И это увы не шутки.

Гуляка

Простите что продолжу. Проблема правильная но она лежит несколько иной сфере чем представляется. По сути это несколько проблем.
1. Незащищенность культурного наследия, нет не так его полная беззащитность.
2. Отсутствие цивилизованного права собственности. Прежде всего государственной.
3. Отсутствие защиты прав человека и правозащитников.

гусар
В ответ на:  Гуляка

Да этих правозащитников пруд пруди и права человека они защищают ревностно . Да конечно не права бабушки Маши у которой пенсия 5 тыр а квартплата 5500 а права соседского паренька неоднократно судимого , который в этом году подкараулил бабушку Машу в подьезде стукнул по голове палкой и забрал пенсию . Поверьте все правозащитники там возле тюрем , прокуратур , полиции ошиваються …защищая права уродов , а не народа .

В ответ на:  гусар

Вот и получиться что в полях на смену скучающим хоббистам, придут представители криминального мира. Черный рынок и разборки, нападение на экспедиции, впрочем зачем, учитывая уровень коррупции уже сейчас можно создавать вполне легальные черные экспедиции. Претенденты коммерческих археологических бригад есть, а что открытый лист купить нельзя? Тошно…

Правдоруб
В ответ на:  Гуляка

“Скучающие хоббисты”, “звонящие по старине”, т.е. на археологических памятниках – и есть тот самый криминальный мир. Или они еще каких-то других грабителей на подмогу ждут? Так ведь конкуренты же только лишние будут!

Яков Гершкович

Лев Самуилович! А этой публике можно доверять? Вряд ли. На одном официальном ОЛ будут пять неофицивальных бригад работать. Внешняя легитимность притянет в ряды “черных” новые силы. А как обозначить места работ, на которые будут выдаваться разрешения? И кто будет проверять качество работ этой братии? Если бы хотя бы были на учете все памятники, тогда можно было очертить охранные зоны, вне которых делай, чоо хочешь. Но ведь до этого еще далеко, как до Луны. Думаю, что компромиссы пока невозможны. Одно из доказательств – все нынешнее обсуждение.

Правдоруб
В ответ на:  Яков Гершкович

Вы абсолютно правы: мд-истов стоит только “пустить в огород…”

Приятно видеть что начался диалог а не взаимное унижение. Искренне надеюсь что отношения наладятся между обеими сторонами.
Даже лайки ставить археологам начал ))

sdf

люди хотят власти и денег вот и все,если бы они РЕАЛЬНО хотели бы сохранить наше наследие действовали бы они иначе.

Ирод

Полевому.
Удочки можно – а вот рыболовные сети – только коммерческим фирмам продавать, у которых лицензия есть. Про то, что нужно ввести запрет на свободную продажу сетей вам любой рыбак скажет.