Археологи против черных

Лев Клейн

Наше время возвращения частной собственности на землю и строения на ней характеризуется чрезвычайным размахом «черной археологии» – самодеятельных копателей, разрушающих памятники и расхищающих древности: всё – на продажу. Подпольная торговля древностями приносит колоссальные доходы. Только в 1988 году американские коллекционеры израсходовали на покупку древностей 5 млрд долл., из них 2 млрд – на контрабандные, краденые и подделанные. А с тех пор цены возросли в несколько раз. «Черные археологи» организованы, хорошо экипированы, снабжены металлоискателями. Они готовы защищать свои источники доходов с оружием в руках. И идеологически.

Конечно, для втирания очков властям и любителям истории они изображают себя невинными коллекционерами, хранителями старины и краеведами (такие, конечно, тоже есть).

18 февраля 2013 году в Госдуму поступило Открытое письмо депутатам Государственной Думы от поискового сообщества – «любителей приборного поиска» (документ № 10348, www.democrator.ru/problem/10348) с просьбой не принимать закона, ради сохранения культурного наследия запрещающего такой самовольный поиск. В письме этом, составленном неким Д.С. Скрипкой и собравшем более 12 тысяч подписей, приводится аргументация безвредности такого поиска – и такого извлечения древностей. Автору письма известны понятия находки, памятника, культурного слоя. Он понимает, что трогать памятник нельзя – повредишь культурный слой, перемешаешь прослойки, исказишь состав древностей. Для археологов такой памятник уже не та ценность.

А вот если памятник уже ранее поврежден, распахан, боронован, слои уже перемешаны или памятник наполовину съеден рекой – никакой информации для археологов в нем, по мнению автора письма, уже нет. «В силу этого, – рассуждает он, – данное место никакого интереса для археологов уже не представляет – археологи туда никогда не приедут. Это аксиома, которую подтвердит любой археолог».

Простите, я археолог, эту «аксиому» не подтверждаю. Я археолог с большим стажем преподавания археологии в университете, с опытом собственных раскопок, я преподавал и изучал именно методику раскопок и – нет, не подтверждаю. Конечно, разрушение – это катастрофа, важная часть информации погибла. Уже не восстановить стратиграфию, распался «замкнутый комплекс», вещи теперь разрозненны, не связаны друг с другом доказательно – одной структурой. Но даже разрушенный памятник содержит массу информации для археолога – по крайней мере все найденные здесь вещи можно изучить сами по себе, их технологию и типологию, занести их на карту. Уже само географическое место их обнаружения может оказаться очень важным. Есть и методика изучения нестратифицированных вещей, т.е. вещей не из культурного слоя. Любители металлодетекторов извлекают из земли и часто из памятника металлические предметы. Это резко сокращает информативные возможности памятников: на них остаются только неметаллические находки – предметы из камня, глины, рога и кости, фрагменты посуды, кости животных и т.д. Культура прошлого искажается и обедняется.

Курган Хохлач был раскопан в середине XIX века случайными людьми, он теперь называется поэтому не курганом, а Новочеркасским кладом, но по его изучении написана большая монография. Однако он был остатками царского погребения I века н. э. Теперь такие не разграбленные в древности курганы – большая редкость. Каждый из них важен для науки. Если же они раскапываются современными грабителями, наука теряет колоссальную информацию о прошлом нашей страны. Такие вещи тоже уходят в частные коллекции. На инаугурации прежнего президента Украины жена его была в наряде, украшенном античными украшениями из коллекции миллионера-благотворителя Платонова. Античные украшения на шее жены президента – это пустующие витрины музея и пробелы в монографиях ученых. Но это всё речь о сокровищах. Тут всё наглядно.

«Подавляющая часть наших находок, – развивает свою мысль автор-поисковик, – не имеет практически никакой ценности для археологии – они неинтересны в силу их заурядности». В голове автора маячит старый образ археолога как охотника за сокровищами (привет от Индианы Джонса!). Но современная археология не такова. Для изучения материальной культуры народов прошлого мы давно уже пользуемся статистикой именно массового рядового материала. Есть методика «случайных репрезентативных выборок», есть связанные с массовым материалом демографические подсчеты,

Любитель приборного поиска ссылается на медные крестики и другие мелкие металлические вещицы, на которые археолог не обратит внимания. Да нет, должен обратить. Скажем, карта находимых на юге скифских наконечников стрел позволяет проследить расселение и походы скифов. Картирование монет позволяет проследить торговые пути разных времен. Сейчас быстро развивается так называемая промышленная археология, изучающая материальную культуру близких к нам веков. Ну, а медные крестики – это не только датирующий источник. Они уточняют распространение православия в разные века, а также дают характеристику ювелирного производства в разных землях и княжествах (а в Новое время – в разных губерниях).

Да мало ли! Сейчас трудно предсказать, какие новые виды информации мы сможем извлекать из археологических объектов всего через несколько десятилетий. Мы сейчас уже по ирридированному стеклышку можем определить, сколько лет тому назад оно попало в землю, по нагару на черепке – какую пищу в нем варили и т.д. Еще недавно мы этого не умели.

Важно только не упустить объекты культурного наследия, не дать им уйти в руки вандалов и барыг.

Конечно, коллекционерство – милая забава, куда лучше, чем пьянки и драки. Но что коллекционировать, какое коллекционерство поощрять – тут есть над чем подумать. Частные коллекции и школьные музеи – доброе дело. Они могут содействовать науке, приобщать молодежь к культурным интересам. Но когда коллекции составляются из вещей, которым место в государственных музеях, это уже вредная конкуренция. А школьные музеи как правило живут не дольше того учителя-энтузиаста, который их организует. Уходит энтузиаст – и музей тает, расхищается, вещи пропадают неизвестно куда. Из частных коллекций немногие вырастают в музеи или приобретаются музеями. Большинство рассеивается, а информация, с ними связанная, гибнет. Нет учета, нет документации, не с кого спросить – нет ответственности. Нет ответственности – нет и хранения, а есть лишь демонстрация местного патриотизма.

Поиск захоронений солдат, погибших в войну, – благородное дело. Но опять же не стоит его пускать на самотек – это приведет лишь к засорению рядов бескорыстных искателей корыстными охотниками за оружием. Их тоже немало.

Любопытная подробность. Как сообщает Координационный совет Движения в защиту археологического наследия АМАТОР, на сайте Демократор.ру против Обращения поискового сообщества проголосовало более 7 тысяч человек, в том числе цвет российской археологической и исторической науки – академики Деревянко, Молодин и Макаров, члены-корреспонденты РАН Носов, Седов, Гайдуков, Бужилова и Иванчик, более тысячи докторов и кандидатов наук, руководителей археологических экспедиций. Однако была организована так называемая «фэйк-атака» – голосование «против» с заведомо ложных аккаунтов, затем последовала подача жалоб на поданные с этих аккаунтов голоса. Аналогичная технология использовалась при голосовании на том же ресурсе по «антисиротскому закону». В результате этих и других махинаций больше половины голосов «против» было аннулировано, в том числе подпись акад. Деревянко и чл.-корр. Седова.

Словом, на всякий поиск древностей, приборный или бесприборный, нужен Открытый лист – разрешение, без которого ни один археолог не выходит в поле. Они бывают разных степеней – на полные раскопки и на разведки различного охвата. Наличие Открытого листа обеспечивает возможность контроля за проведением работ и требование Отчета по их окончании. Так что археологи против черных, против самостийных копателей-непрофессионалов, за строгий закон и неусыпный контроль.

2K Комментария(-ев)
Анонимно

Под видом борьбы за сохранение памятников борьба с конкурентами .

В ответ на:  Анонимно

Какая конкуренция!? Что вы…
Археологи находки НЕ ПРОДАЮТ, а ОТДАЮТ в музеи.

А воры должны сидеть в тюрьме!
Туда вам и дорога!

В ответ на:  Анонимно

Про крестики и распаханные памятники- очень неубедительно….Вы не знаете торговых путей XVIII века? Странно….Вы хотите узнать, сколько стоил крестик в XIX веке? 2,5 коп. А что мешает вам нанести на карту находки скифских наконечников? Ах! Для этого же необходимо сотрудничество? С кем? С ворами и мародерами? Никогда! А что мешает изучить вещи сами по себе из распаханного памятника, их типологию и нанести их на карту? поисковики- то готовы были предоставлять вещи для изучения. Домонголу- то они эти вещи предоставляют! Ах! Для этого же необходимо сотрудничество ! С ворами и мародерами! НИКОГДА! Пусть пляжи и специально выделенные площадки под присмотром специалиста-археолога копают во время слетов!
А про координационный совет аматора -это только саркастический смех! Я никогда не поверю в официальную информацию, если только она не будет официально опровергнута аматором. Такая у этой организации репутация….

В ответ на:  Старый Док

И что писать в научных отчетах? “Наконечник найден предположительно в метрах 100-200 от шоссе между 115 и 116 км. со слов “черного археолога” дяди Васи на глубине где-то с ладонь дяди Васи”? представьте себе, пришли вы с болью в желудке к врачу, а он и говорит: “Зачем вам рентген, дарагой?! Вот у меня гадалка, колдунья белой и черной магии, почетная паломница по святым местам в соседнем кабинете сидит. Она мне и скажет, где вам резать”. Посмотрел бы я, с какой скоростью вы из этой больнице удирать будете. Постеснялись бы советы такой глупости давать.
Вещи “сами по себе” из памятников изучали более 100 лет назад. Сейчас это уже не в тренде (на таком сленге вам понятно?). Опять аналогия с медицинской темой на ум приходит. Заболел у вас зуб, а вам его предлагают лечить не с помощью новой бормашины с оборотом сверла 200000 в секунду, а машиной столетней давности с ножным приводом. А из анестезии – полстакана водки. Согласны так зубы лечить? Нет? Так и не надо археологам глупости предлагать.

Антон
В ответ на:  Анонимно

Кто еще вор надо подумать. Вот так вот прям ВСЕ ВСЕ ВСЕ в музей отдаете?))) А у кого ворует человек выкапывая МД и лопатой потерянную монету? У вас чтоле археологов. Получается там все ваше, что в земле лежит?
Находок мало стало? Все черные выкопали?, Теперь монетки и пуговицы хотите у честных людей отобрать?

В ответ на:  Антон

У народа своего ворует, у детей своих и внуков. И не монетку. Бог с ней с монеткой. А историю. Историю своего народа и тех народов, которые на этом месте жили. “Черный археолог” – это самый мерзкий вид вора, потому что украденное им уже никак не возместить.

В ответ на:  Анонимно

у меня вопрос. читаю отчёты архов о проделанных экспедициях и везде тока кости, черепки, бусы и др. хрень. А где монеты, кресты, привески и др. более менее ценные вещи??? где??
я для себя понял где они. в квартирах под кроватью у архов!!!!

В ответ на:  виктор

Ха-ха-ха-ха! А ты попробуй без своего любимого металлоискателя раскопать 100 на 100 метров участок какого-нибудь поселения именьковцев и посмотрим много ли металлических изделий найдешь.

В ответ на:  Ирод

я не говорю про именьковцев и прочии неолитические и палеолитические стоянки. я говорю про городища и селища с 10 по 17 век. и вот в этим отчётах ни слова про монеты, привески, кресты и прочее.

В ответ на:  виктор

А! Ну, да! Если не 5-7 века, а 10-12, то да! Жители поселений и городищ только и занимались, что разбрасывали металлические изделия ровным слоем вокруг себя! Им больше нечем было заняться!
Что за дилетантство? И эти люди должны придти на смену профессиональным археологам? Это они-то “истинные любители истории” ни черта в ней не понимающие?

В ответ на:  Ирод

Вот пришло время упомянуть к ночи отчетик Тороповой об архитектурно-археологических исследованиях у ц. Св. Александра Невского в с. Яжелбицы Валдайского района Новгородской области в 2008 г. Товарищи пробили несколько( 4) шурфиков, один на алтарной части, один снаружи цервки в районе паперти, обнаружили несколько(8 что-ли?) захоронений…Смотрим находки…И изумляемся! Всех находок всего 2 крестика сильно окислившихся( один ломаный) и полтора десятка пуговиц-гирек…Ну еще опорки с одного костяка сняли….Это все!
Я человек , который никогда не копал алтари в церкви, как- то вот совесть это что-ли называется….Но я копаю уже больше 35 лет и я прекрасно знаю, какие находки могут быть в алтарной части церкви. Беседовал, знаете, с людьми….Оставим церковь! Самое монетное место-паперть! Монеты там находятся слоями, разных эпох, друг на друге, утрамбованы сотни лет ногами прихожан! Где эти монеты??? Пошли в отвал??? Или в карман???
Именно поэтому археологи не любят поисковиков: поисковики хорошо умеют понимать происходящее, то что осталось между строк.

В ответ на:  Старый Док

Ага! Прямо всё усеяно монетами! Клады Приама не иначе. Сразу старый анекдот про слепую девочку вспомнился. “Представляю сколько вы себе наложили, сволочи”. Жадность свою приумерьте сначала. Нафантазировали про груды монет на паперти сельской церкви. Самому-то не стыдно врать? И почему в погребениях XIX века должны быть “груды сокровищ”? “Помимо фундаментов, вскрыты 10 погребений некрополя. Коллекция индивидуальных находок насчитывает 25 предметов из цветного металла (23 ед.) и текстиля (2 ед.)”. И где “полтора десятка пуговиц”?

В ответ на:  Ирод

Ну что ж, сейчас лишний раз подтверждаются мысли о том, что поисковик порой лучше знает некоторые вопросы, чем официальный археолог. Я про погребения, болезный вы наш, ничего не сказал. Там и не должно ничего быть. Я сказал про два шурфа: в алтарной части и на паперти. И про паперть я сказал совершенно серьезно, я имею право так говорить. Единственное, что могло нарушить закономерность- это то , что кто-нибудь ушлый с МД уже прошерстил паперть до Тороповой. Но прибор взял все на 15 см, а все что глубже, должна была найти Торопова. Вы, болезный наш, отчетик -то поподробней прочтите, фотографии посмотрите: все предметы из цветного металла- это грошовые пуговицы- гирьки + 2 крестика. Все, что могло бы иметь мало-мальски материальную стоимость- отсутствует. Или Торопова- хреновый археолог и так невнимательно копала?

В ответ на:  Старый Док

Вы хоть представляете себе, что такое шурф? Это квадратная яма метр на метр, копается исключительно в целях разведки, для выявления культурного слоя. Место выбирается обычно произвольно (не с металлоискателем же ходить?). В морской бой играли? Вот примерно тоже самое. В большинстве шурфов вообще редко что находят. А тут всего два! Далее глубина более 15 сантиметров – это уже второй штык, тут вам не XIX век, а глубже. И много вы в селе монет средневековых найти собирались? Топорова, скорее всего, не монеты искала, а погребения, которые могли быть в алтарной части или у паперти или следы старой, ещё деревянной, церкви.
У вас и у археологов цели разные. Вас только деньги интересуют, а археологов следы прошлого.

В ответ на:  Старый Док

Фотографии шурфов посмотрите и их глубину. Мне наплевать, что искала Торопова в XVIII-XIX веке, но с ваших слов я понимаю, что археологи находят только то,что ищут. Именно тогда предмет признается за находку и идет в отчет…

В ответ на:  Ирод

если мы не понимаем, то вы ещё меньше понимаете!

В ответ на:  виктор

Удивительно полная подборка мифов от среды “поисковиков” в комментариях :) От реальной археологии они далеки как Марс от Земли пешком. Ну и, естественно, щедро приправлены озлобленной руганью и обвинениями археологов во всех грехах, которые только можно выдумать, если сильно постараться. Интересно, зачем это? :))) И ещё интересно – где это авторы некоторых комментариев могли с “отчетами архов” ознакомиться, почитать их, так сказать. Вообще-то они, эти отчеты, в закрытом для посторонних людей архиве ИА РАН хранятся. И всегда хранились. Так что – перебор у вас вышел со враньем, граждане. Интернет конечно всё стерпит, но уж элементарные вещи надо знать, если напраслину выдумываешь :) Сейчас комментарий мой скроют “в связи с низким рейтингом” :))) Их же 2 миллиона – благородных “поисковиков без страха и упрека” :)) Хотя по интернет-голосованиям этого не скажешь. Десяток-другой активных интернет-врунов же всегда найдется… То, что с трудами многоуважаемого Л.С. Клейна не знакомы – совсем не удивительно. Но манера паскудно гадить там, где ничего не знаешь (замечу – и не хочешь знать), не способен понять – самая мерзкая. Впрочем, – не впервой такое читать.

В ответ на:  Илья

низко летаете. “отчёты архов” это не та инфа закрытая, которую вы упомянули, а это инфа из АКР. и инфа АКРовская в свободном доступе (книжки).

В ответ на:  виктор

Нужно называть вещи своими именами, раз уж взялись здесь писать. Я не виноват, что Вы отчет от публикации отличить не можете. “инфа из АКР. и инфа АКРовская в свободном доступе (книжки)” – а что, только Археологическая карта России – в перечне читаемой Вами археологической литературы? Прискорбно. Со всех сторон…

В ответ на:  Илья

Так так, подсудимый добровольно дал необходимые суду показания…Отлично! Значит: ” эти отчеты, в закрытом для посторонних людей архиве ИА РАН хранятся. И всегда хранились”. А как же: 2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Статья 44, ч 2, Конституции РФ? Для себя копаете, уважаемые, для удовлетворения собственного любопытства!

В ответ на:  Старый Док

В аспирантуру поступите, получите направление – приходите и читайте.

В ответ на:  Ирод

Ну, ну….Попадете ко мне на операционный стол, я вас тогда тоже…в медучилище учится пошлю…

В ответ на:  Старый Док

Вы всегда кислое с зелёным путаете или только по субботам? Я же не собираюсь сам заниматься медициной. Я доверяю специалистам и должен доверять. И вы должны оставить археологию специалистам, а не лезть с поучениями. А то представьте такую ситуацию: вы начинаете операцию по удалению аппендикса делать, а тут я прибегаю и начинаю без перчаток грязной пилой пытаться пациенту лоботомию делать. Мол, у него на снимке пятнышко какое-то было видно. И что вы? Будете мне поддакивать, мол, давай-давай, сотрудничаем?

Анатолий
В ответ на:  Анонимно

Хотелось бы узнать в чём ,собственно говоря,конкуренция?За место на полках музея?За результаты после осмысления находок?

Константин
В ответ на:  Анатолий

А вы этот вопрос задайте организатору школьного музея.Он вам расскажет .
Есть у нас неподалёку музей собранный на частные деньги.(находки кстати в основном куплены у археологов из частных коллекций)
Так вот в этом музее есть на что посмотреть в отличие от краеведческого музея где два гвоздя и пару черепков покрытые пылью лежат бессменно с моих школьных походов по музеям.
Вот вопрос а где же ценности? почему археолог с экспедиции на бюджетные деньги привозит гвоздь и щепки кусок а поисковик в школьный музей сдал сотню находок с поля картофельного.
Вот этого вопроса боятся как огня наши белые и пушистые профессора на мерседесах на окладе

В ответ на:  Константин

От гвоздя и куска щепки, привезенных археологом, пользы для науки больше, чем от мешка ваших артефактов, которые вы с картофельного поля натырили. Что касается мерседесов… Я, вроде, всех археологов своей области знаю, и только один из них ездит на машине импортного производства (не мерс), и то не потому, что археолог, а потому что проректор.

В ответ на:  Ирод

Если пользы для науки от мешка с артефактами,натыренного с картофельного поля, так мало, можно мы дальше будем тырить артефакты с этого картофельного поля?

В ответ на:  Старый Док

От мешка натыренных артефактов пользы мало, а вреда зато – ух, полно! Может вам лучше людей на улице грабить? Ваше ремесло доходнее будет и честнее. Не надо будет историей прикрываться.

В ответ на:  Ирод

А может вам пойти не могилы старые копать, а картошку в совхозе сажать? И пользы людям принесете и честнее будет!

В ответ на:  Старый Док

Если вдруг крестьянам потребуется моя помощь – почему бы не помочь. А лезть без спроса в чужой огород – это гарантированно оглоблей получить по спине. А вы вот теперь возмущаетесь: “Чего это нас бить собираются? Мы же ничего плохого не делали! Всего-то воруем”.

сова

А те кто не разрушает памятники ,не раскапывает курганы и не продает находки,для кого поиск это просто любовь к истории своей земли. И кто те которые кричат о сохранении археологического наследия,но никогда не будут заниматься раскопками на полях,в заброшенных деревнях,на старых дорогах,кто эти горлопаны? Покажите мне хоть одного арха который копает на пахотном поле в подмосковье?

В ответ на:  сова

Я профессиональный археолог. Прошлым летом полтора месяца участвовал в раскопках именно “паханого поля” в Подмосковье. В составе коллектива из полутора десятка специалистов. К сожалению, “показать” Вам сам себя не могу здесь. Но Н.А. Кренке (снс ИА РАН) на семинаре Археология Подмосковья буквально неделю назад по этим работам представлял результаты. Семинар открытый, вход свободный. Никто не мешал Вам послушать – было бы желание. В интернете можно было найти информацию о семинаре – вместо того, чтобы здесь беспочвенным фантазиям предаваться.

Влад

Автор обошел многие моменты в письме. Например, что будет с предметами старины, которые лежат ВНЕ памятников археологии. Кто их будет искать и собирать? Археологи с металлодетекторами? Я Вас умоляю – им времени не хватает исследовать известные памятники археологии, что говорить про бескрайние российские поля. Пусть все это сгниет?

Дед Масуй

Я не копаю памятники, близко к ним не подхожу. А у Вас принцип: “Пусть сгниет, но в моем сарае!” Сколько Вам (археологам) понадобится времени, чтоб объять необъятное? И следуя Вашей логике, есть только один вариант, запретить! Компромиссов нет?

Константин

Большая часть арх ценностей на рынке представлена из раскопок как раз Археологов на них нет и следа лопаты их выкапывали кисточками студенты за бюджетные деньги .
К сожалению именно они так научились выживать в нашем дорогом мире.
Исключение составляет малая часть которые действительно работают и не пытаются свалить свои грехи на человека с прибором.
Причём работают скорее вопреки.

Подставные голоса археологов на Демократоре составили 50%,т.е. 3.500.Если Вы считаете это провокацией противников законопроекта,то почему Вы Уважаемые молчали.
О каком сохранении наследия Вы бредите.Приглашаю Вас в колхозное поле,на перепашку после уборки озимых.Сентябрь 2012 года.Владимирская область.Поле не пашется плугом,а перемалывается через ножи фрезы.Импортные мощные трактора имеющие в среднем 5 рядов фрез,рвут землю так,что через пару лет,Вы уважаемый соберёте только крошки меди.Кто из Ваших коллег производил хоть раз раскопки на Волосовских стоянках (речка Велетьма)Нижегородской области???С 1924 года,ни один из Вас не посещал этих стоянок.Трактора перемалывают орудия труда эпохи неолита в мелкий камень.Это мы вытаскиваем из под фрез,плугов и борон те самые артефакты,которые обильно поливали удобрениями и рвали при перепашке.Запретите возделывать землю крестьянам.Я не далее чем вчера отнёс в музей некоторые находки в дар городу.При предложении отдать на длительную экспозицию находки крестьянского быта 18-20 веков,получил отказ.Археологи из областного центра запрещают принимать находки от “чёрных копателей”.Ну чтож,мои находки не увидит ни кто.А после принятия закона,Вы не увидите наших находок даже на фото форумов.Я не нарушал границ АКР,я не преступник.Но после принятия Вашего закона,мне будет одна статья,что колхозное поле,что АКР.Так что сидеть за лом с поля я не собираюсь.Полезу на АКР.Сидеть,так хоть за что то.Вам легче запретить,чем навести порядок на АКР.Где предупреждающие таблички???Зайдите на сайт ваших запасников музеев.Позор!!!Пять медных,зелёных монет времён Екатерины и……….пусто.Музеи практически пусты.В запасниках пусто.Где Ваши находки??? Скажу Вам одно,копал,копаю и буду копать.Вы заняли позицию собаки на сене.Пусть всё сгниёт и перемелется,но поисковики этого не возьмут.Я люблю поиск.Это часть моей жизни.

В ответ на:  Алексей

“Воровал, ворую и буду воровать. Я люблю воровать. Это часть моей жизни”. Хороший у вас лозунг, Алексей. Как, впрочем, у многих в нашей стране сегодня. Главное = это убедить всех (и себя в том числе), что твое воровство полезно для окружающих, что если бы не т украл, то это обязательно кто-то другой сделал. Замечательная позиция! Алексей, а может вам на досуге еще отстрелом бурых медведей и уссурийских тигров заняться? А то сидят на них биологи, да егеря, как собаки на сене. А вы из животных чучело сделаете, в музей сдадите. Спасете их для науки!

Анонимно

Наука, как познание и осмысление событий и материальных ценностей, по всей видимости уже не актуальна. Нет жажды познания, как это было раньше. Когда глаза горели у археологов.
Для вас не важна уникальность, или заурядность находки. Важно одно: кто нашел?
Если найдена официальным археологом-герой и бессребреник, если любителем-вор и мародер.
Что мешает сотрудничать?
Гордыня? Страх? Потеря монополии?

Все встало на рельсы “моё, не тронь”.

Грустно господа археологи. Грустно, что наука для вас стала всего лишь повседневной скучной рутиной.
То поисковое движение которое образовалось-это ваша вина.
Природа, как и жизнь в целом, не терпит пустоты. Ваше бездействие и леность породила, новую структуру.
Теперь, нужно ее либо признать и как то наладить диалог, либо уничтожить.

Налаживать диалог, вы не хотите.
Уничтожить, не сможете.

Так скажите: кому от этого выгода? Науке? Государству? Вам?

В ответ на:  Анонимно

Важно не кто нашел, а как нашел.
Вот есть у вас поле с картошкой. Ночью ваш сосед пришел и самую крупную выкопал, а что не выкопал, то растоптал. Вы пришли утром, в шоке на всё это смотрите, а он стоит у калитки и говорит: “Не беспокойся! Картошечка твоя у меня. Хочешь её обратно? Давай сотрудничать!” Я посмотрю на вас, как вы на это среагируете.

В ответ на:  Ирод

Жила -была картошка, на берегу ручья…Никто ее не сажал- сама выросла. Начался сезон дождей, вот вот картошка подмокнет, выйдет из строя, потеряет сьедобность…Решил я ее выкопать. И выкопал, а утром приходит сосед и говорит: “Давай мою долю”, а доля его-100%. Почему, спрашиваю его….А он мне отвечает:” Я догадывался, что где то картошка растет дикая, все ходил- искал, но так и не нашел…Но я тоже картошки хочу и я же искал, так что давай ее мне всю!”

В ответ на:  Старый Док

Т.е. если у вашей бабушки есть, например, брошь, которую она давно не надевает, или медали там ВОВ, то я могу свободно зайти к ней и забрать их себе?

В ответ на:  Ирод

????Нет, огребете по полной и лепила не поможет. А вот если бы вы эту брошь где-нибудь подобрали и эта брошь вдруг не оказалась археологическим предметом- берите спокойно.

В ответ на:  Старый Док

Вот так вот! Своего не отдадим, а чужое прикарманим! Это грибы в лесу просто так растут, кто нашел – тот и хозяин. А археологические памятники – это собственность государства и всего народа. Воровать брошку – это плохо, а воровать историю у своих потомков, которые в будущем этот памятник по науке раскопают рано или поздно, – это можно!

Гость

1. Очень интересно, по какой причине уважаемое археологическое сообщество не встает грудью на защиту уничтожаемых коттеджной застройкой археологических памятников!? По всей видимости, страх потерять свое тепленькое местечко берет верх над обязанностью защиты археологического наследия нашей родины!
2. Объездив огромное количество городов нашей необъятной страны и посетив большое количество музеев, всегда задавался вопросом – куда же девается археологическое достояние нашей родины! В музеях то, за редким исключением, окромя битых горшков и десятка монет смотреть то нечего!

Лёлик
В ответ на:  Гость

В фондах экспонатов хватит на десять выставок. Только одновременно их все не выставишь, это во-первых, нужна тема для выставки, а не просто “вывалил на ковер – поглядите”. Во-вторых экспонаты нуждаются в реставрации. В-третьих, вы, видимо, часто посещаете музей и следите за выставками, чтобы заметить не меняющуюся уже долго экспозицию.

Анонимно

Ну так возьми лопату и езжай в Рогачево гнилые монетки собирать. Чего то
вас я там не видел?

Я

Полностью поддерживаю всех высказавшихся выше. Даже если и есть “методика изучения нестратифицированных вещей, т.е. вещей не из культурного слоя.”, то до сих пор ни кто так и не ответил на вопрос: когда археологи этим все-таки займутся? Все мое, а после меня – хоть потоп!!!