О норманнах, славянах и ариях (еще раз о фильме Задорнова и не только)

Лев Клейн
Лев Клейн

Проглядев на сайте ТрВ-Наука последние комментарии к моей рецензии на фильм М. Задорнова [1], считаю необходимым особо остановиться на тезисе А. А. Клёсова, с энтузиазмом вброшенном в дискуссию Александром, главным в ней антинорманистом. Обратимся к самому сайту Клёсова (http://aklyosov.home.comcast.net).

Несколько слов о герое моего рассказа. Анатолий Алексеевич Клёсов крупный биохимик, работал в Москве, был профессором, отмечен премией Ленинского комсомола (1978) и Государственной премией (1984), потом устроился в Гарварде и Бостоне в промышленной (фармацевтической) лаборатории, работает над лекарствами от рака, а попутно завел журнал о ДНК-генеалогии, как он это называет, а у профессионалов это называется популяционной генетикой (сюда входит и палеогенетика). Сводит этносы к гаплогруппам, т.е. к биологии. Он, подобно Фоменко, вторгается в историю, хотя в отличие от Фоменко, сознает свою некомпетентность в этих вопросах и ищет контакта с гуманитариями. Но контакт ему нужен на его, Клёсова, условиях, относительно конечных выводов, – это должны быть клёсовские выводы, а гуманитарии должны только расцветить их и уточнить, на что серьезные гуманитарии не идут. А вот Задорнов и его компания пришлись Клёсову по нраву.

Прежде всего, нужно заметить, что Клёсов утвердился на позициях формирования из исследователей Древней Руси «предательского» (по Задорнову) течения норманизма. В него зачисляются те исследователи, которые констатируют заметный в истории IX-XI веков факт успешного нашествия норманнов (скандинавов) на восточно-славянские земли, как и на земли Англии, Франции и других стран. Объединившись против признания этого факта, некоторые русские ученые (считая это своим патриотическим долгом) стали собирать все возможные возражения против такого признания и назвали себя антинорманистами. Антинорманизм – почти исключительно российское явление, в Англии и Франции его проявления близки к нулю. Как у нас почти никто не отрицает татарское иго.

Клёсов пишет «про норманофилов»: «Для начала – что такое “норманизм”? Это – не наука. Это – идеология. Это – определенное «строение мозга». Это – антиславянство, часто на уровне подкорки». В пример он приводит выступление томского музейного работника В. Волкова в программе П. Лобкова. Волков «объявил, что славян до относительно недавнего времени не было» (для Клёсова это ужасно: он-то учит, что славяне ведут свой род от палеолита, потому что славян считает именно «родом», биологической общностью). На что Лобков «провокационно-хитренько…» бросил: «Так, значит, идея славянского патриотизма распадается, как утренний туман?». И «этот Волков обрадовано подтвердил – “Да”». Клёсов резюмирует: «Вот это уже – негодяйство. Откровенное. И – на всю страну».

Между тем, здесь совершенно очевидная подстановка. Не стоит путать славянский патриотизм с русским. Славянский патриотизм действительно не существует. Всех славян ничего не объединяет, кроме языка: ни раса, ни культура, ни религия, ни политика, ни даже гаплогруппа (у южных славян господствует не та, что у восточных и западных).

А Клёсов продолжает: «Вот что такое норманизм. Это – идеология. Антирусскость, антиславянство.» Вторая подстановка. С рассуждений об общеславянском/общерусском патриотизме перескок на спор о варягах.

Клёсов: «Так вот, заслуга фильма М.Н. Задорнова в том, что он бросил камень в это норманское болото… Уже то, что фильм прославянский, патриотический, напрочь портит норманофилам и аппетит, и желание фильм смотреть. Именно это бросает археолога Л.С. Клейна, ведущего норманиста страны, к письменному столу для написания статьи про фильм М. Задорнова…».

Тут прозвучал явный попрек в антипатриотизме, направленный в мой адрес. Между тем, я, считая себя русским еврейского происхождения, всю жизнь работаю на благо русской науки, отстаивая ее силу, честь и достоинство. Мой университет – Ленинградский – Санкт-Петербургский. Я не раз по приглашению работал в университетах разных стран (Англии, Германии, Австрии, Дании, Испании, Словении, Финляндии, США и др.) и всякий раз возвращался на родину, в Россию, несмотря на то, что здесь сидел одно время в тюрьме и лагере. Здесь я печатаю свои книги на русском языке, а потом их переводят – на иностранные. «На Васильевский остров я приду умирать» – мечтал один поэт, оказавшийся в эмиграции. А я здесь, в конце жизни – на Васильевском острове.

Анатолий Алексеевич Клёсов, талантливый ученый из «русского рода» эмигрировал в Америку, служит американскому производству и мыслит о русском патриотизме, живя в Америке. Мне не в чем его упрекать, я готов скорее винить власти, прежние и нынешние, в том, что они не создали условий для работы клёсовых здесь.

Но Ваши, Анатолий Алексеевич, попрёки в мой адрес в сложившейся ситуации звучат, по меньшей мере, пикантно.

А теперь к сути того тезиса, который сделал А. А. Клёсова изгоем среди ученых профессионально занимающихся гаплогруппами (популяционной генетикой). Это тезис о славянах и ариях. Для точности обратимся к тексту самого Клёсова:

«Нигде и никогда я не писал о «славянахариях». Как не писал и о «русахариях». Праславян с ариями связывал, и давал этому обоснование. Самое простое обоснованиечто и те, и другие (говоря о восточных славянах) имеют одну и ту же гаплогруппу R1a, у них был общий предок. Жили ариии в Восточной Европе, и на Русской равнине, где и сейчас среди славян (и не только среди них) живут прямые потомки ариев по мужской линии. И почему же тогда те арии, которые были предками нынешних славян, не праславяне?».

А потому, что арии – это по общему признанию науки название языковой семьи – это говорящие на иранских и индоарийских языках, и только. Хинди, урду, бенгали, фарси (персы), пуштуны, таджики, осетины, в древности скифы, мидийцы, сарматы. Язык часто заимствуется, передается не в связи с биологической популяцией. Поэтому предки биологические не могут получать название языковых потомков. Если вы находите среди славянских предков ариев, то почему не объявляете праславянами африканцев, предков нынешних негров? Они ведь тоже, в конечном счете, биологические предки славян.

Праславяне – это те, кто говорили на праславянском языке, ставшем основой для всех славянских. Они (праславяне) существовали с того времени, как этот язык выделился из северо-восточной ветви индоевропейского праязыка. До того не только славян, но и праславян не было. А были их биологические предки, говорившие на других, предковых языках. Арии – это другая ветвь индоевропейского языкового сообщества, юго-восточная. Ближайшие родственники ариев по языку в индоевропейском сообществе – греки и армяне.

Праарии и праславяне – это разные ветви. Миграции, конечно, заносили людей одной ветви на земли другой, смешивали их, переплетали. Гаплогруппы, выявляемые по индивидуальной биологической наследственности, помогают распутывать эти миграционные движения, но для истории народов и языков это вспомогательная дисциплина. Гаплогруппы – это не народы и не языки, и давать им этнические клички – опасная и недостойная игра. Какими бы патриотическими намерениями и восклицаниями она ни прикрывалась.

Рискованное «негодяйство», если выражаться словами Клёсова, хотя и не откровенное, а замаскированное под патриотизм.

1. Лев Клейн. Воинствующий дилетантизм на экране. ТрВ-Наука № 119, 25 декабря 2012 года. http://trv-science.ru/2012/12/25/voinstvuyushhijj-diletantizm-na-ehkrane

Подписаться
Уведомление о
guest

657 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Александр.
Александр.
11 года (лет) назад

Олег: Наука всегда будет служанкой политики… иначе она простите ненужна… как сейчас скажем…

Олег
11 года (лет) назад
В ответ на:  Александр.

Ничего себе заявления Вы делаете, Александр!!! Я конечно с уважением отношусь к высказанному Вами мнению, как и ко всякому другому, каждый имеет право иметь мнение и высказать его… Может быть я Вас не так понял? Вы сами-то признаете такие вещи как независимость и объективность научного исследования? Я стараюсь Вас понять так, что Вы это говорите с чувством горечи о нынешнем положении отечественной науки…и здесь я с Вами.. Но все равно с положением, что наука – это политика- не соглашусь никогда. Когда в науку вторгается политический расчет и вместо поиска объективной истины начинается поиск только той истины, которая нам нужна – такая наука перестает быть наукой и становится, по-моему мнению, чем-то совсем другим..
Об этом хорошо написал в своей работе “Притащенная наука” С.И.Ромновский.

Олег
11 года (лет) назад

Прошу прощения за опечатку, – ” Притащенная наука” С.И. Романовский

ЛСК
ЛСК
11 года (лет) назад

С человеком (по имени Александр), который исходит из того, что “наука всегда будет служанкой политики” и иначе она не нужна, спорить бессмысленно. Советую ему повесить этот девиз при входе в сайт “Антинорманистское бюро”, чтобы все входящие знали заранее, к чему быть готовым на этом сайте.
Фильм Задорнова вполне соответствует этому девизу, то есть он – агитка, причем агитка не за истину, а за выгодную и лестную идею. При этом сторонники этого фильма-агитки еще стараются и невинность соблюсти – строят из себя святую наивность – “просто гражданская позиция”, “просто свое виденье”, никаких притязаний на научность, “детский рисунок”…
Серьезнее возражения фармацевта Виктории – об учете аргументов Клёсова. Я даже больше скажу: Клёсов очень знающий, изобретательный и талантливый человек. Его штудии мутаций сами по себе очень ценные. Возражения вызывают не столько сами эти штудии (хотелось бы только иметь их обсуждения специалистами), сколько применение их результатов к древней истории. Критикуется именно этот их аспект прежде всего. Здесь он не специалист, и я вижу, что к сожалению, его личные страсти целиком овладели его профессиональными навыками и талантами. Он (подобно Фоменко) считает, что у истории, археологии и лингвистики нет собственных методов и принципов и что в этой сфере можно использовать свои результаты как угодно. Вы, Виктория, очевидно, тоже так считаете. Вам как фармацевту-экспериментатору это простительно, ему – как исследователю – нет.

Viktory
Viktory
11 года (лет) назад
В ответ на:  ЛСК

Я понимаю, что для Вас нет разницы между фармацевтом и фармакологом, – прощаю. Однако, невнимательность в таком совсем несложном тексте вполне может распространяться и на более серьезные темы и тексты. Цитирую Вас, чтобы ответить: “Он (подобно Фоменко) считает, что у истории, археологии и лингвистики нет собственных методов и принципов и что в этой сфере можно использовать свои результаты как угодно. Вы, Виктория, очевидно, тоже так считаете. Вам как фармацевту-экспериментатору это простительно, ему — как исследователю — нет.” Простите, но, похоже, Вы точно также невнимательно читаете Клесова, как и комментарии. И с легкостью путаете “фармацевта с фармакологом”. Ни в одной работе Клесова невозможно найти то, в чем Вы его (и меня заодно) обвиняете. Попробуйте привести хотя бы один пример такого его утверждения. Уверена, Вас постигнет неудача. Потому что никто, будучи в здравом уме, не станет провозглашать отрицать наличия особых, специальных методов не только в истории, лингвистике и археологии, но в других областях знания. Тем более, исследователь. Вы с легкостью (от невнимательности ли только???) подменяете понятия и идеи. И пытаетесь “перевести стрелку”. Однако речь идет не об отсутствии исследовательских методов,отнюдь, а об их достоверности. Вот и все. Если бы Вам кто-нибудь попытался доказать, что еще в далеком средневековье (не будем здесь о Фоменко) людям уже были известны хромосомы, Вы бы, наверняка, покрутили пальчиком у виска, и посчитали оппонента если не идиотом, то большим фантазером – ведь правда же? И были бы правы – потому что первый примитивный микроскоп был создан сами знаете когда. Однако, Вы отказываете в праве “крутить у виска” другим, обнаружившим и продолжающим обнаруживать явные несуразности в человеческом знании на основании использования новейших технологий. Где здесь логика? Ее нет. Именно поэтому, испытывая большое уважение к Вам как к ученому, я , тем не менее, позволяю себе сомневаться в Вашей беспристрастности – не хотелось бы говорить о профессионализме. Знаете, иногда… Подробнее »

Олег
11 года (лет) назад
В ответ на:  Viktory

“Однако, Вы отказываете в праве «крутить у виска» другим, обнаружившим и продолжающим обнаруживать явные несуразности в человеческом знании на основании использования новейших технологий.”

Как я понимаю мы говорим об общих принципах, не вникая в детали, в которых оговорюсь сразу, я не специалист.
Виктория, простите, но мне кажется, право “крутить пальцем у виска” нужно сначала заработать. Своими исследованиями и их результатами, получившими широкое признание и подтверждение от независимых исследователей. Наука основана на независимой верификации и перепроверке результатов. Без такого подтверждения – остается только выдвинутая неподтвержденная независимым исследованием гипотеза и “пальцем у виска” крутить рановато. А таких подтверждений пока нет, если я правильно понимаю ситуацию, более того, другие исследователи Клесовым не воспринимаются как специалисты, способные оценить его работы. Вы не согласны? Мое личное мнение, не собираюсь никому его навязывать.

ЛСК
ЛСК
11 года (лет) назад
В ответ на:  Олег

Виктории.
Я действительно ошибся, назвав Вас фармацевтом (вместо фармаколога), и прошу мне простить эту ошибку: я часто встречаюсь с фармацевтами и никогда не встречался с фармакологами.
Что касается Клёсова, то я не берусь оспаривать его выводы не только по фармакологии, но и по генетике, я лишь констатирую, что многие генетики, работами которых я пользовался, его не признают и выводами его не пользуются. Так что я подожду до признания его выводов в профессиональной среде. Все разговоры о непризнанном гении не для меня. Когда речь идет о точной науке, о сравнительно простых подсчетах, настоящие открытия признаются быстро.
А все мои возражения касаются Клёсовских исторических толкований его результатов. Вот тут уж я специалист, а он – любитель. Всё, что он понаписал об ариях и славянах есть бред на обычном фриковском уровне. Вполне на уровне его соавтора Тюняева, приютившего его Задорнова и прочих “патриотических мыслителей”. Никаких научных методов тут нет. Остается только крутить пальцем у виска.
Кто профессионален, кто – нет, кто объективен, кто – нет, публика разберется. Слово “беспристрастность” не хочу в данном контексте употреблять. Потому что я пристрастен: лженауку не выношу.

Александр.
Александр.
11 года (лет) назад

А зачем изучать прошлое, если не для того чтобы вершить будущие?
Я хочу чтобы моя работа и работа коллег приносила пользу той стране в которой я живу, и служила моему народу.
С каждым годом историческая наука все дальше уходит от человека, вспомните Бадера, Монгайта, Городцова и тд… как они писали интересно было всем и ученным и людям далеким от науки… Почему появился фильм Задорнова, да потому что между ним и наукой столько пустого места столько незанятых ниш…

Олег
11 года (лет) назад
В ответ на:  Александр.

Александр, не будем лукавить. Чем такой фильм, лучше – никакого. И по одной простой причине – если ДО этого фильма человек может просто ничего не знать о родной истории, то ПОСЛЕ этого фильма он будет знать ЛОЖНУЮ версию такой истории. Причем ему уже не захочется больше ничего изучать. Ему уже все объяснили и он все теперь знает. Варяги – вагры, да еще и солевары,, русы- раны- руяны с о-ва Рюген и вся недолга… То что фильмы популяризирующие историю Руси и исторические исследования в этой области нужны – спору нет. Но ставится эти фильмы должны совершенно по-другому. Они должны стимулировать умение зрителя думать и его интерес к ИЗУЧЕНИЮ истории, а не предлагать ему ГОТОВОЕ решение..
Вы в одном из предыдущих постов говорили о разных людях в фильме, имеющих РАЗНЫЕ мнения… Беда в том, что люди-то в фильме разные, а мнение-то представлено только ОДНО-ЕДИНСТВЕННОЕ..

Олег
11 года (лет) назад

“А говоря этногенезе Руси говорить «за и против Александра» :) мало что смешно…”

Александр, мы с вами оба взрослые люди и оба понимаем, что мы не обсуждаем друг друга и не ведем спор о наших личных взглядах и убеждениях. Каждый из участников данной дискуссии представляет, вольно или невольно, две точки зрения на отечественную историю на ее самом раннем этапе. Вот об этом и идет речь. И вы и я, мы оба используем аргументы и свои и придуманные не нами, вы ссылаетесь на Кузьмина, Фомина, Сахарова, Клесова и приводите их аргументы; я – на Клейна, Мельникову, Петрухина,Носова, Лебедева и других историков и привожу их аргументацию…Так что наш спор с Вами не “за и не против Олега или Александра” – это спор о серьезных вопросах отечественной истории. Я прекрасно понимаю что когда прошу вас сформулировать основные положения “балтийской гипотезы” – я обращаюсь не столько к вам лично, сколько ко всем сторонникам “балтийской гипотезы”. Но если Вы такой убежденный сторонник этой гипотезы – вы должны суметь сформулировать ее основные положения. Я, если хотите, сразу же приведу Вам в виде нескольких пунктов основные положения “скандинавской” теории. Если я ошибусь, Лев Самуилович меня поправит. А можете ли это сделать Вы? Это ведь тоже говорит о степени разработанности каждой из гипотез.

ЛСК
ЛСК
11 года (лет) назад

Александр: “Я хочу, чтобы моя работа и работа коллег приносила пользу той стране, в которой я живу, и служила моему народу”. От хотения до реальной пользы очень большое расстояние. Такие же намерения высказывал Гитлер, так что сами по себе эти намерения ничего не значат. Бадер и Городцов писали ясно, но большей частью не общедоступно. Монгайт – да, писал популярно много. Но ведь и сейчас есть популярные книги по археологии. Не берусь конкурировать с Монгайтом, но и мой “Спор о варягах” написан, кажется, доступно.
Извинять Задорнова тем, что он увидел пустые ниши в чужой сфере и решил всунуться туда поскорее, смешно. Тем более, что он давно лелеял эту мечту. Это всё равно, что я, увидев свободную вакансию танцовщика Большого театра, бросился бы на сцену. И ведь Задорнов не просто бросился на сцену, то бишь в пустующую нишу, но и с определенными лозунгами – кого объявить предателем, кого спасителем отечества. Такой вот наивный “детский рисунок”. В двух сериях. “На народные средства”. С рефреном о “тупых американцах”. Кажется, соотечественников он тоже считает тупыми.

Олег
11 года (лет) назад

“Господа норманисты! Приглашайте антинорманистов на конференции; задавайте якобы сложные вопросы антинорманистам в специализированных журналах, с возможностью для последних ответить публикацией.

Но этого не произойдёт……………”
Не всякий спор ведет к поиску истины. Сontra principia negantem, disputandum non potest. Когда Сократ спросил для завязки спора диалектика” О Дионисодор, разве высокое не высоко, а низкое не низко?” – Тот ответил, “А вот как мне захочется, так и будет!”. Не получилось бы у нас с Вами такого спора.

Я вот о чем подумал, Александр. В споре двух оппонентов чтобы этот спор был не пустой тратой времени – у спорящих должны быть общие точки соприкосновения, положения с которыми согласны обе стороны. Тогда обсуждение ведет к поиску истины, а не к пустой трате времени. Есть у нас с Вами общие положения которые мы оба признаем? Например, простой вопрос обращающийся к нашему здравому смыслу: согласны ли вы с моим утверждение – события IX века надо изучать по источникам наиболее близким к этому времени, то есть по свидетельствам современным этому времени или отстоящим от него на относительно небольшой временной промежуток, ну, скажем, максимум три – четыре века, не более. Согласны что нельзя события IX века изучать, привлекая источник XVII-XVIII веков?
Это для начала.

Александр
Александр
11 года (лет) назад

Поприветствую тёзку – Александра(у которого отличительный знак это ТОЧКА в конце имени)?!

Анатолий А. Клёсов. Ответ Л.С. Клейну, 7 февраля 2013.

В общем, отвечать уже неинтересно. Л. Клейн не хочет признать, что проиграл вчистую. Это с его стороны уже голое упрямство, только не в то время и не в том месте.

Напомню, с чего все началось. Л. Клейн вдруг написал в своем пасквиле, что меня никто не цитирует. Это был роковой шаг с его стороны. Или выстрел в свою ногу, кто как это трактует. Пришлось ему объяснить, что цитируют…

Полный текст Анатолий А. Клёсов. Ответ Л.С. Клейну, 7 февраля 2013.

http://history.rarogfilm.ru/news/klesov-klein-3

Олег
11 года (лет) назад

Спасибо, что обратили наше внимание на присутствие двух Александров. Буду иметь в виду. Но мой последний вопрос для выяснения общих взглядов на простые предметы и перспективность дальнейшего обсуждения был обращен к вам, Александр без точки. Так да или нет? Согласны вы с моим утверждением или не согласны?

Шурик
Шурик
11 года (лет) назад

Сори что внес путаницу с Александрами. Буду просто Шурик. Взаимно приветствую уважаемого тезку. Не сочтите за флуд… но Олег я имел в виду “За и против Александра Македонского” как пример того что на всякое явление точек зрения минимум две… Уважаемый ЛСК: увы наше время это время ярлыков. Да Гитлер это плохо, но многому в отношении к роли истории в жизни государства у него можно поучиться… Недаром Бисмарк писал “Войну с Францией выиграл немецкий учитель истории”. Проблема не в патриотизме, а в идеологии. История просто обречена быть орудием неидеологолизированного патриотизма… иначе историк станет не нужен обществу. Я не сторонник и не противник «балтийской гипотезы» до тех пор пока в не достойное место не займут балты… как этнос, народ, и археологические культуры… Более того полагаю что два мнения для вычленения этнической истории столь сложного вопроса явно мало… Где готский компонент, балтский и тд… Фильм Задорнова не историческое исследование. Это на мой взгляд скорее духовный поиск… как бы грустно это не звучало… Тезис что лучше уж никак чем как нибудь и умен и правилен… только уж очень много этого “никак”…. не находите уважаемые господа… Не сцена театра пуста… театра то нет… И дело не в одной теории, а в принципе наличия популярной истории. У нас даже ретроспективной истории нашего Отечества нет… для школ и вузов… Египта есть а вот о нашем неолите скажем или бронзы нет… Задорнов говорит о том что мы достойны своей истории, как может говорит… и на народные деньги, конечно господа говорить о деньгах не лицеприятно но не показатель ли это народного признания, маркер того что народу нужно и чего ему не хватает… У нас уважаемый господин Олег очень много общих точек зрения, да фильм надо было делать научным с привлечением профильных ученных … но почему их нет… я бы мог трактат написать на эту тему. Может надо не… Подробнее »

Олег
11 года (лет) назад
В ответ на:  Шурик

Логика говорит что точек зрения по любому предмету может быть и две и больше, но если они взаимоисключающие, то истинна – одна, а остальные ложны.

Олег
11 года (лет) назад
В ответ на:  Шурик

Шурик, не могу с тобой согласиться. То есть что фильмы научные и научно-популярные по истории нашей страны надо снимать- тут спору нет, обязательно надо, а вот извращать эту историю в угоду политическим взглядам – нельзя.А данный фильм делает именно это. Будь он снят по другому – ни Лев Самуилович, ни я и никто другой не выступали бы против него. О фильме здесь практически уже все сказано, к сожалению данный фильм никак не подталкивает народ к изучению своей истории, он разжевывает и кладет в рот уже готовую, причем совершенно лживую (если называть вещи своими именами) версию этой истории. В том-то и беда, что народ у нас предпочитает не интересоваться своей историей, а изучать ее по художественным романам и подобным фильмам, так интереснее, чем читать исторические публикации.

Олег
11 года (лет) назад
В ответ на:  Шурик

“Проблема не в патриотизме, а в идеологии. История просто обречена быть орудием неидеологолизированного патриотизма… иначе историк станет не нужен обществу.”

То есть, Шурик, ты хочешь сказать, если я правильно тебя понял, что историк должен не руководствоваться поиском объективной исторической истины – а выполнять задачу которую от него ждет народ, а если истина мешает выполнению этой задачи , то тем хуже для истины? Я уже раньше задавал это вопрос другому Александру – всегда ли истина патриотична? И какая история нам нужна – реальная, пусть и непатриотичная или только та, которая нам нужна – патриотическая? Но если мы выбросим из истории все что посчитаем “непатриотичным” (а кто судья – что патриотично а что -нет?)- то получим фальшивую историю. Не могу согласиться. В историческом исследовании эмоциям, патриотизму или политическим пристрастиям места быть не должно. Лозунг Геббельса был: ” Правду, правду и ничего кроме правды!… Но не ВСЮ правду!” Куда это привело, мы знаем.

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...