Воинствующий дилетантизм на экране

Лев Клейн
Лев Клейн

Под самый конец 2012 года я получил от сайта archaeology.ru (основатель — археолог В. Еременко) письмо одного из читателей — сибирского аспиранта:

Если Лев Самойлович посчитает это интересным для критики и найдет свободное время для просмотра и написания отзыва, то хотелось бы, чтобы он с точки зрения археолога охарактеризовал степень обоснованности версии о происхождении варягов из балтийских славян, высказал свое мнение о степени достоверности «Мекленбургских генеалогий», а также охарактеризовал выводы антинорманистов «новой волны» (Лидии Грот, в частности), которые снимались в фильме «Михаил Задорнов: Рюрик. Потерянная быль [2 серии из 2]».

С уважением, Соколов В. М., выпускник Института истории и политических наук Тюменского ГУ

Придется тратить время и на это.

Прежде всего надо остановиться на жанре фильма. Фильм явно пробивается в категорию научно-популярных. Между тем автор его — известный юморист М. Н. Задорнов, который в последние годы увлекся научными изысканиями о древности — по примеру Г. Шлимана. Но Шлиман, вопреки легенде, не был самоучкой, он перед тем, как заняться собственными изысканиями, освоил ряд языков и поступил в один из лучших тогда университетов мира, Сорбонну, сел на старости лет на студенческую скамью и прошел полный курс обучения по истории и археологии. И то его оказалось недостаточно. Задорнов же не озаботился приобрести необходимое образование, методикой исследований совершенно не владеет, его языковедческие экскурсы давно служат притчей во языцех — не знаешь воспринимать ли это как очередные юморески или… Остров Рюген— это Руян, а Руян — это всё равно что Буян… Но автор вроде высказывает их «на полном серьезе». Всё, что написано в том или ином списке летописей, и даже то, что передано в поздно и где угодно записанной легенде, он считает фактами, даже не подозревая о существовании источниковедения с его методами внутренней и внешней критики источников. И он имеет… скажем, смелость утверждать, что его единомышленники образованны, а противники — «недообразованны»!

Научных консультантов у фильма нет. Вместо того автор привлек для интервьюирования двух историков, отстаивающих отвергнутую большинством гипотезу «антинорманизма» — отождествления варягов с ободритами, ваграми и другими западными славянами. Это липецкий историк В. В. Фомин и московский член-корр. РАН А. Н. Сахаров (бывший директор Института отечественной истории РАН), который специализировался на истории международных отношений. Остальные авторитеты, на речи которых опирается Задорнов в фильме, — это артист С. Безруков, художник И. Глазунов, писатели В. Сундаков и С. Алексеев, вологодский этнолог С. Жарникова, филолог-источниковед из Национальной библиотеки Е. Крушельницкая (привлечена по частному вопросу), археолог-любитель А. Лукошков, любительница-историк, уехавшая по замужеству в Швецию, Л. Грот и, наконец, крупный биохимик А. Клёсов, который, осев в Гарварде, считает себя и специалистом по ДНК-генеалогии, но по этой линии мировое сообщество палеогенетиков его авторитетом не признает, на его работы не ссылается. Задорнов рассуждает о «переписывании истории» в угоду власти, в то время как именно привлеченные им историки имели явное покровительство власти, а отвергшее их большинство шло наперекор этим пожеланиям сверху.

О научном уровне Грот свидетельствует ее участие в конференциях фрика В. А. Чудинова, находящего русскую письменность чуть ли не в палеолите. Опровергать аргумент «Росслаген» и подобные, чем занимается Грот, — это бороться с тенями XIX века. Кто сейчас апеллирует к «Росслагену»? А Задорнов преподносит ее «разоблачение» как коронный аргумент. Задорнов то и дело выступает против якобы пропагандируемой современными норманистами идеи, «что у славян не было никакой культуры до Х века», «если верить норманистам, мы тогда жили в землянках, ходили в оленьих шкурах». Очень хотелось бы ссылки, цитаты. Я знаю только одну подходящую цитату — из интервью г-на Гундяева. Из работ археологов, шельмуемых как норманисты, таких цитат нет. Это в лучшем случае художественное преувеличение, чтобы не сказать клевета.

Задорнов прямо говорит, что больше верит легендам, чем летописям, а его единомышленник Сундаков утверждает, что история — это мифология. Если так понимать историю, если признавать, что задача фильма — мифотворчество, тогда всё в порядке. Какие могут быть претензии к мифу? Но тогда зачем сниматься на фоне библиотек, зачем в белых перчатках шевелить листы рукописных книг, читая по складам славянские буквы? Зачем показывать фибулы и раскопки?

Ни раскопки Ладоги, детально проанализированные А. Н. Кирпичниковым, ни раскопки Рюрикова городища в Новгороде (там руководит Е. Н. Носов) в фильме не показаны (от Ладоги есть только маленький фрагмент с зам. директора музея А. А. Селиным). Оставлено без рассмотрения новейшее исследование Е. В. Пчёлова «Рюрик». Это всё мешает мифу.

Основная идея, которая представляется Задорнову патриотической, состоит в том, что «норманнскую теорию» придумали немцы в XVIII веке, чтобы обосновать право германского народа — шведов на господство над восточными славянами, а на деле, де, варяги были родными западными славянами, сидевшими на Юге Балтики, в их призвании ничего унизительного нет. А русские историки по глупости или предательству эту чуждую теорию (Задорнов прямо называет ее «предательской») подхватили. Странно. Национальным праздником Российского государства считается освобождение как раз от западных славян – поляков (ополчением Минина и Пожарского). Правда, Задорнов еще добавляет и родословную, по которой западный князь оказывается не просто западным славянином, а еще и потомком новгородского славянского князя, ну уж это очень выкрутасная добавка! А шведы в ту пору, когда так называемая «норманнская теория», по утверждению антинорманистов, была сформирована, еще не считались германским народом: индоевропейское языкознание, великолепное достижение лингвистов, над которым так издевается в фильме воинствующий невежда Задорнов, сложилось позже.

На деле никакой «норманнской теории» не существует. Спор идет не о теоретических положениях, а о фактах. Каково было участие скандинавов в сложении государственности у восточных славян? Было ли призвание варягов, или это только легенда? Каково участие фрисландского князя Рёрика (он реально фигурирует в хрониках и никакого отношения к славянам не имеет) в событиях вокруг Ладоги? Какова доля скандинавских артефактов в материальной культуре на землях Древней Руси? Чем это можно объяснить? И т.д. Решаются эти вопросы не патриотическими или антипатриотическими соображениями, а наличными фактами и проверенной методикой, которую надо знать.

Слово «варяги», разумеется, совершенно не связано с варкой соли, и производить его от глагола «варить» на манер «деляга» – ну, это может фигурировать только как очередная юмореска Задорнова. «Верингами» (славянское «варяг» писалось не через я, а через носовой юс малый) назывались в Византии скандинавские наемники, оттуда это слово пришло к восточным славянам (происходит оно от норманнского «вер» – клятва, «верингр» – принесшие клятву).

Ни варягами, ни Русью западные славяне себя не называли. Всякие созвучия в топонимах и именах притянуты за уши – нужны же закономерные звуковые соответствия, убедительные для лингвистов, а не для художников, артистов и писателей. Западно-славянских артефактов, сопоставимых по количеству со скандинавскими, на наших территориях нет. Есть более поздние, чем призвание варягов, сходства в керамике, но притянуть это к рассматриваемому сюжету невозможно.

«Мекленбургские генеалогии» записаны в новое время, когда было широко распространено знакомство со сведениями русских летописей и когда генеалогии мастерились по соображениям династических перспектив. Никаких доказательств их раннего источника не существует.

Вот и всё. Остальное – патетические речения с перестановкой прилагательных на позицию после существительных (соколы смелые), постоянный фон из ряженых, которые ничего не совершают, и над всем этим – привычная понимающая усмешка Задорнова. Так и вспоминается его постоянная присказка об американцах: «они – тупые». Это он о нации, выбившейся на первые места в мире по многим основным жизненным показателям. Глядя из очага отстающих, занимающих по многим же показателям совсем другие места. Это долго воспринималось как ехидная усмешка сатирика. И вдруг стало доходить: а он же всерьез!

Фильм – из той же оперы. Автор всерьез полагает, что русские – самый древний народ Европы, что истина о происхождении Руси написана в «Мекленбургских генеалогиях», что Лидия Грот – великий ученый, а Рюрик – славянин из Западной Германии, и что это всё же лучше, чем из вражеской Швеции. Всегда ли стоит аплодировать юмористу?

1.1K Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Александр
Александр
11 года (лет) назад

Один из последних тезисов А.А. Клёсова:

“Так вот, заслуга фильма М.Н. Задорнова в том, что он бросил камень в это норманское болото, сплошь заросшее натяжками, откровенным жульничеством, умалчиванием фактов и наблюдений, передергиваниями. А поскольку это болото – идеология, которая часто сознанием не контролируется, это, повторяю, «нутряное», то сразу пошел раскол среди читателей, зрителей и незрителей, которым фильм и смотреть не надо.

Уже то, что фильм прославянский, патриотический, напрочь портит норманофилам и аппетит, и желание фильм смотреть. Именно это бросает археолога Л.С. Клейна, ведущего норманиста страны, к письменному столу для написания статьи про фильм М. Задорнова под названием «Воинствующий дилетантизм на экране». В статье науки нет никакой, только эпитеты и всяческие обзывательства. Это – их, норманистов, стиль. Потому что идеология”.

Олег
11 года (лет) назад
В ответ на:  Александр

Простите, но я и правда не понимаю – история должна быть реальной историей, пусть даже где-то и в чем-то “непатриотичной” или она должна быть той историей которая нам нужна? То есть патриотической историей в любом случае?

А что если истина непатриотична? Тогда тем хуже для истины?

“« … мы до сих пор толчемся на одном месте – на первом факте нашей истории, вертим во все стороны вопрос о начале нашего государства, ищем его основателей повсюду, выводим нашу Русь от всех племен и народов, измышляя системы и теории одна другой затейливее. Но от одной только Руси – от той, о которой говорит наша летопись, мы доселе упорно отворачиваемся, и самое сказание о ней, вместо того, чтобы подвергнуть его всестороннему рассмотрению, готовы стереть с лица земли, потому что оно выводит нашу Русь из-за моря, от варягов и служит основой норманнской теории.
Слишком сто лет уже боремся мы с этой ненавистною нам теориею и все не можем ни уничтожить ее, ни примириться с нею. Время от времени против нее все еще слышатся протесты, в сущности старые, только с новыми вариациями. Сколько их было от Ломоносова до наших дней – сосчитать трудно; но все они имели одинаковую участь: в свое время каждая новая попытка заменить варяжскую Русь славянскою или хоть родственною с нею литовскою, была обыкновенно встречаема русскою читающею публикою с большим сочувствием и производила некоторый шум, но перед судом критики оказывалась несостоятельною и тем самым только яснее выставляла преимущества норманнской теории»

Н. Ламбин “Источник летописного сказания о происхождении Руси”

Олег
11 года (лет) назад
В ответ на:  Александр

Простите – простой вопрос – Гельмольд, автор “Славянской хроники” был родом из Бузу, из земли вагров. Он пишет о ваграх, пишет о ранах -руянах и упоминает Русь. И НИГДЕ ни словом не упоминает он такой важный факт, как происхождение руси от балтийских славян-ран-руян, или о тождественности варягов и вагров..И Адам Бременский молчит об этом.. Вам конечно известна та роль которую при весьма развитых формах религии играло жречество у балтийских славян. У руси ничего подобного нет. Нет храмов, нет идолов (их поставил только Владимир), нет жрецов сопоставимых с жрецами у тех же ран. Как быть с этим?

Александр
Александр
11 года (лет) назад
В ответ на:  Олег

А разве Гельмольд (автор «Славянской хроники») называет Балтийское море также и “Варяжским”? Просветите.

Олег
11 года (лет) назад
В ответ на:  Александр

Простите, а при чем тут это? Сформулируйте пожалуйста, выдвигаемую гипотезу, чтобы ее можно было подвергнуть критике. Потому что полемику критике подвергнуть невозможно. Этим еще Гедеонов страдал – его критика тогдашнего норманизма была острой и полезной – но позитивная сторона его работы, в связи в с ее полемичностью не была четко сформулирована. За что его справедливо критиковали Фортинский, Куник и другие историки. Так кто такие варяги – вагры? И кто такие русы- раны, руяны? И в каких отношениях между собой эти племена состояли? Раны воевали с ваграми? Или были с ними в союзнических отношениях? Или раны-русы нанимали вагров -варягов себе на службу? Когда происходила ассимиляция вагров и руян среди славян – как называлась то что получалось? И если те были славяне и эти – тоже славяне вправе ли мы говорить об ассимиляции одних другими? А если это родственные народы откуда такие различия во всем – начиная от клятв вплоть до религии? Далее почему балтийские славяне по появлении в землях восточных славян сразу начали походы на Константинополь – оставив своих братьев – балтийских славян погибать в борьбе с саксами, датчанами и франками без всякой помощи? Далее вопрос о развитой религии балтийских славян и храмах, чего не было у русов. На самом деле вопросов возникает гораздо больше чем я могу здесь быстро перечислить. Одна беда в том – что ясно сформулированной гипотезы которую можно было бы подвергнуть серьезному разбору я пока не встретил. У Фомина – работа капитальная (по объему) – но она состоит из одной полемики как и у Гедеонова.

ЛСК
ЛСК
11 года (лет) назад

На вопросы Олега о полном молчании источников, близких к западным славянам, насчет варягов как вагров, об их идентичности с Русью антинорманисты, начитанные в Фомине, не могут ответить ничего. Выдвинутое Олегом сравнение антинорманизма с религией представляется мне очень метким. Антинорманизм действительно больше смахивает на религию, чем даже на идеологию, не говоря уж о научной концепции. При чем ныне уже это скорее не церковь, а секта. Нынешние антинорманисты – это типичные сектанты. Они свято веруют в несколько догм, к которым истово подтягивают те мелкие детали (созвучия, туманные речения, многозначные фактики), которые удается выискать и встроить в нужную картину мироздания. В самом деле, как бы Вы расценили тех фанатиков, которые свято веруют, что народ, к которому они принадлежат, – самый древний в Европе и самый успешный, что он никогда не был отстающим, а всегда обгонял другие народы, если же ныне есть отставание, то оно кажущееся, выдуманное, а все другие народы ему завидуют, злобствуют и стараются всячески нагадить. Вторая догма состоит в веровании, что всякие факты, говорящие о противоположном (об огромных заимствованиях у других народов, о лучшем производстве и быте у других народов, о важной роли иностранцев и инородцев в истории данного народа) вымышлены злобствующими клеветниками и не могут быть ничем иным, что это вообще не факты, а злостное учение. Третья догма касается именно тех древних пришельцев, которые прописаны в собственной летописи данного народа. Догма состоит в том, что они либо не сыграли никакой роли (были всего лишь наемниками, слугами), либо сами были по происхождению из этого же народа, лишь случайно оказавшись вдали от родины, либо вообще не существовали – выдуманы летописцем или переписчиками. Я нарочно максимально очистил идеи антинорманистов от конкретики, чтобы нагляднее выступила сектантская природа этого фанатизма. У них есть свое истинное писание – «Изгнание норманнов», есть святые (в них записаны Ломоносов, Гедеонов и Козлов), есть свои святомученики – Сахаров-второй и… Подробнее »

Александр
Александр
11 года (лет) назад

А случайно Олег не служит штатным помощником у автора, комментируемого здесь материала?

ЛСК
ЛСК
11 года (лет) назад
В ответ на:  Александр

У автора комментируемого здесь материала, к сожалению, вообще нет помощников – ни штатных, ни внештатных. А если бы Олег был моим помощником, это что-нибудь меняло бы в силе его аргументов? Подозреваю, что “случайно” у Александра нечего возразить Олегу и он хочет прибегнуть к аргументу ad hominem.

Александр
Александр
11 года (лет) назад

У Олега не аргументы, а только вопросы. Только желает ли он “докопаться” до истины?

И всё же: А разве Гельмольд (автор «Славянской хроники») называет Балтийское море также и «Варяжским»? Просветите.

И лично для меня “Рюген” и “Русь” вписываются в такую же схему, как Рось и Русь, о которой упоминает уважаемый (искренне)Глеб Сергеевич Лебедев в своей последней книге (2005) на стр.531 (внизу).

Жаль, что данная книга не указана в “Споре о варягах” на стр.375-376.

Олег
11 года (лет) назад
В ответ на:  Александр

Свои соображения и аргументы у меня есть. Но их нужно высказывать по поводу чего -то конкретного. потому что выскажи я сейчас свои аргументы и соображения – ответом мне будет – ” А откуда вы взяли что я это говорил?”. Ответа на вопросы я пока не услышал. А докопаться до истины я хочу давно и как и все историки. Для примера – вот я попробую подставить исходные данные вашей гипотезы , Алксандр в сообщения ПВЛ. Я правильно понимаю два основных положения – варяги это вагры и русы – это раны, руяны с острова Рюген? Или я неправильно это понимаю? Тогда согласно ПВЛ: восточные славяне сначала восстали против балтийских славян -вагров которые собирали с них дань, и изгнали их.. Но после того как начались усобицы восточные славяне и финны решили призвать обратно вагров! Это были те же вагры или уже другие? И почему, если это были те же самые вагры, то сначала вагров изгнали, а потом их снова призвали? И как вместе с ваграми оказались раны- руяны с острова Рюген? Название русь произошло от названия острова Рюген? Или от ран-руян , которые русы? Или руяне пришли уже в земли носившие название Русь? И вообще в земли восточных славян пришли только вагры? Или только раны-руяне? Или и вагры и раны? Я ведь ничего не изобретаю – те же самые вопросы задавались В.О.Ключевским в его рецензии на книгу Забелина “История русской жизни с древнейших времен”, опубликованную в 1879- одного из авторов упомянутой балтийской гипотезы. См. В.О.Ключевский “Неопубликованное”. “Наука”, М., 1983. Стр.174. С тех пор так никто и не смог ответить на поставленные вопросы. Вот что пишет Ключевский:”«..г.Забелин так добр что признал нашего древнейшего летописца правдивым, а правдивый летописец говорит что новгородцы сначала прогнали варягов, а потом уже призвали из них князей. Естественно догадывается Забелин, что призваны были другие варяги, не которых прогнали. Кого… Подробнее »

Александр
Александр
11 года (лет) назад
В ответ на:  Олег

Олег на мой вопрос вновь отказывается отвечать:

“А разве Гельмольд (автор «Славянской хроники») называет Балтийское море также и «Варяжским»? Просветите”.

Тогда сам исходный вопрос от Олега –

“Простите — простой вопрос — Гельмольд, автор «Славянской хроники» был родом из Бузу, из земли вагров. Он пишет о ваграх, пишет о ранах -руянах и упоминает Русь. И НИГДЕ ни словом не упоминает он такой важный факт, как происхождение руси от балтийских славян-ран-руян, или о тождественности варягов и вагров..И Адам Бременский молчит об этом..” –

господа норманисты ставили перед своими оппонентами ранее (включая и в “Споре о варягах” Клейна)?

Или это только лишь новаторская заготовка (от Олега) последних дней, которая так окрылила Льва Самуиловича,что даже его отклик получился почти проектом Манифеста священного похода против “секты антинорманистов”?

И вновь лично я, но только без привязки к этносу, являюсь сторонником гипотезы Шахматова и Платонова (да и Вернадского).

ЛСК
ЛСК
11 года (лет) назад

Александру.
Вопросы Олега – это аргументы, потому что у антинорманистов нет на них ответов. На них нужно отвечать, а не прятаться за сомнения, желает ли он докопаться до истины (опять же argumentum ad hominem).
“Рюген” и “Русь” могут вписываться в любую единую схему “лично для Вас”, как и бездна других слов на Р. “Лично для меня” между ними нет ничего общего. Даже идея родства терминов “Рось” и “Русь” (более схожих) несостоятельна. Это всего лишь созвучие. Моему ученику Глебу Лебедеву, при всей капитальности его трудов, были свойственны некоторые мистические увлечения. Его любимым выражением было “не случайно…”. Да нет, очень часто именно случайно.
А его посмертная книга не указана в библиографии к “Спору о варягах” просто потому, что статьи о Глебе, вошедшие в том, были написаны до ее выхода в свет. Но, конечно, жаль, что не вошла – это упущение (надо было хотя бы указать в скобках к первому изданию второе).
Но Ваша стихия – как раз замечать подобные огрехи и опечатки. Это и есть Ваша миссия. Как и Фомина.

Олег
11 года (лет) назад

Я не понимаю немного смысла вопроса – чтобы на него ответить, надо понимать смысл вопроса. Я с удовольствием разъясню свою позицию, если вы скажете немного больше, чтобы я понял смысл Вашего высказывания. Гельмольд не называет Балтийское море “варяжским”? Да, не называет. Что из этого следует?

Насчет новаторских заготовок, не ученые, следующие версии летописей о скандинавском происхождении Руси и варягов, называемые Вами “норманисты”, должны были ставить перед Вами эти вопросы, а Вы сами, уважаемые историки, должны были задать их себе, разрабатывая Вашу гипотезу, отличную от изложения истории в летописях. Почему кто-то должен это делать за Вас? Ну вот сейчас я их задал. Что далее? Обосновывая любую гипотезу, первый кто должен сам задать себе все вопросы – это автор гипотезы, она должна быть непротиворечивой и соответствовать фактам . В скандинавской теории есть много неясностей, много туманных и спорных вопросов, требующих дальнейшей разработки. Многие детали требую дополнительного исследования – но главное – эта теория сформулирована в основных своих положениях и стало быть является объектом для критики – иногда справедливой, иногда – нет. А гипотеза которая сформулирована в двух фразах варяги – это балтийское племя вагров, а русы – это руяне с острова Рюген, увы, никакой гипотезой не является, потому что ни на один вопрос не отвечает. Я ведь, повторюсь, задал самые простые вопросы, первые приходящие в голову – те которые до меня задавал Василий Осипович Ключевский в позапрошлом веке – какое уж тут новаторство? Я вовсе не собираюсь приписывать себе чужое авторство. И как я понимаю, как Ключевский не услышал ответы на них, так и я их не услышу.

Александр
Александр
11 года (лет) назад

То есть Гельмольд не называет Балтийское море «варяжским» (ответ Олега).

А Гельмольд упоминает варягов, и если да, то в каком контексте?

Олег
11 года (лет) назад
В ответ на:  Александр

Александр, Вы себя ведете не совсем честно – вы не объясняете смысл Ваших вопросов. Но Вы не следователь, который расставляет ловушку подследственному, а я – не подследственный, пока во всяком случае.Еще раз прошу – объясните смысл Ваших вопросов и тогда я выскажу свою позицию по этому поводу. А пока вы отвечаете вопросом на вопрос обсуждения у нас не получится.

Леха
Леха
11 года (лет) назад

А я считаю, Вы все можете с пеной у рта доказывать легитимность норманизма, что не повлияет на вполне закономерный (с учетом развития информационных технологий) процесс переосмысления истории моей страны. Процесс пошел чуваки, можете не беспокоиться. Кстати, Лев Клейн, критикуя замечательный фильм серьезного сатирика (а не ученого, что, видимо, Клейна очень задевает), не потрудился дать оценку ни одному из приведенных в нем доводов. Видать, ну совсем ученый… Ему и ТАК можно. :)

Олег
11 года (лет) назад
В ответ на:  Леха

Нет никакой пены у рта.. Термин “чуваки” уже все сказал об автор поста. В фильме доводов нет, есть рассуждения… Хотите довод против? Если вы почитаете летописи, ПВЛ, вы найдете там, что многие варяги были христианами. В договоре 945 года отмечено что варяги-христиане приносили отдельную присягу от язычников. Никто не был более упорными язычниками и никто более упорно не боролся против христианизации, чем балтийские славяне. Потому что в крещении они видели (и справедливо) орудие подчинения себя франкам или саксам. Откуда же взялись варяги -христиане в русских летописях, если они прибалтийские славяне-вагры? Впрочем Вас “чувак” это волновать не должно – вы ведь из разряда верующих. У вас принято оскорблять серьезных ученых и не принято читать, а уж тем более – думать.

Леха
Леха
11 года (лет) назад

Олег, будь попроще и люди потянутся, чувак (я знал, что ты закусишься на этом слове, гы гы гы)! Хотя, можешь меня и недооценивать… Про повесть временных лет – приведи том, лист, пожалуйста. Хотя, на мой славянофильский взгляд, ПВЛ это нечто среднее между дневником и агиткой церковников. Ах да, вынужден сделать Вам замечание – я никого здесь, включая и Вас, не оскорблял, так что не совершайте подмену понятий, о великий и серьезный ученый…

Хотелось бы обратиться к тем, кого Олег называет тут “верующими”. Друзья, не тратьте время на пререкания с ним, он явный адепт Клейна (если не сам Клейн). Все равно он не даст ответа по-существу. Обратите внимание, как встрепенулся – мой коммент – первый за 8 дней, а его ответ поступил в течении 15 минут. Видать чуваку заняться нечем и есть возможность метнуться к компу, дабы изрыгнуть сами видите что. Короче, нет у него профессии – интеллигент в чистом виде. А у нас все получится и мы разберемся во всем, нравится это кому-либо или нет. Информируйтесь сами, информируйте близких, думайте и понимайте. Ты друг мне, Олег, но истина дороже…

Леха
Леха
11 года (лет) назад

Вопрос на засыпку. Вы согласны с этимологией слова “товар” по Максу Фасмеру? :)

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 оценок, среднее: 3,67 из 5)
Загрузка...