
Под самый конец 2012 года я получил от сайта archaeology.ru (основатель — археолог В. Еременко) письмо одного из читателей — сибирского аспиранта:
Если Лев Самойлович посчитает это интересным для критики и найдет свободное время для просмотра и написания отзыва, то хотелось бы, чтобы он с точки зрения археолога охарактеризовал степень обоснованности версии о происхождении варягов из балтийских славян, высказал свое мнение о степени достоверности «Мекленбургских генеалогий», а также охарактеризовал выводы антинорманистов «новой волны» (Лидии Грот, в частности), которые снимались в фильме «Михаил Задорнов: Рюрик. Потерянная быль [2 серии из 2]».
С уважением, Соколов В. М., выпускник Института истории и политических наук Тюменского ГУ
Придется тратить время и на это.
Прежде всего надо остановиться на жанре фильма. Фильм явно пробивается в категорию научно-популярных. Между тем автор его — известный юморист М. Н. Задорнов, который в последние годы увлекся научными изысканиями о древности — по примеру Г. Шлимана. Но Шлиман, вопреки легенде, не был самоучкой, он перед тем, как заняться собственными изысканиями, освоил ряд языков и поступил в один из лучших тогда университетов мира, Сорбонну, сел на старости лет на студенческую скамью и прошел полный курс обучения по истории и археологии. И то его оказалось недостаточно. Задорнов же не озаботился приобрести необходимое образование, методикой исследований совершенно не владеет, его языковедческие экскурсы давно служат притчей во языцех — не знаешь воспринимать ли это как очередные юморески или… Остров Рюген— это Руян, а Руян — это всё равно что Буян… Но автор вроде высказывает их «на полном серьезе». Всё, что написано в том или ином списке летописей, и даже то, что передано в поздно и где угодно записанной легенде, он считает фактами, даже не подозревая о существовании источниковедения с его методами внутренней и внешней критики источников. И он имеет… скажем, смелость утверждать, что его единомышленники образованны, а противники — «недообразованны»!
Научных консультантов у фильма нет. Вместо того автор привлек для интервьюирования двух историков, отстаивающих отвергнутую большинством гипотезу «антинорманизма» — отождествления варягов с ободритами, ваграми и другими западными славянами. Это липецкий историк В. В. Фомин и московский член-корр. РАН А. Н. Сахаров (бывший директор Института отечественной истории РАН), который специализировался на истории международных отношений. Остальные авторитеты, на речи которых опирается Задорнов в фильме, — это артист С. Безруков, художник И. Глазунов, писатели В. Сундаков и С. Алексеев, вологодский этнолог С. Жарникова, филолог-источниковед из Национальной библиотеки Е. Крушельницкая (привлечена по частному вопросу), археолог-любитель А. Лукошков, любительница-историк, уехавшая по замужеству в Швецию, Л. Грот и, наконец, крупный биохимик А. Клёсов, который, осев в Гарварде, считает себя и специалистом по ДНК-генеалогии, но по этой линии мировое сообщество палеогенетиков его авторитетом не признает, на его работы не ссылается. Задорнов рассуждает о «переписывании истории» в угоду власти, в то время как именно привлеченные им историки имели явное покровительство власти, а отвергшее их большинство шло наперекор этим пожеланиям сверху.
О научном уровне Грот свидетельствует ее участие в конференциях фрика В. А. Чудинова, находящего русскую письменность чуть ли не в палеолите. Опровергать аргумент «Росслаген» и подобные, чем занимается Грот, — это бороться с тенями XIX века. Кто сейчас апеллирует к «Росслагену»? А Задорнов преподносит ее «разоблачение» как коронный аргумент. Задорнов то и дело выступает против якобы пропагандируемой современными норманистами идеи, «что у славян не было никакой культуры до Х века», «если верить норманистам, мы тогда жили в землянках, ходили в оленьих шкурах». Очень хотелось бы ссылки, цитаты. Я знаю только одну подходящую цитату — из интервью г-на Гундяева. Из работ археологов, шельмуемых как норманисты, таких цитат нет. Это в лучшем случае художественное преувеличение, чтобы не сказать клевета.
Задорнов прямо говорит, что больше верит легендам, чем летописям, а его единомышленник Сундаков утверждает, что история — это мифология. Если так понимать историю, если признавать, что задача фильма — мифотворчество, тогда всё в порядке. Какие могут быть претензии к мифу? Но тогда зачем сниматься на фоне библиотек, зачем в белых перчатках шевелить листы рукописных книг, читая по складам славянские буквы? Зачем показывать фибулы и раскопки?
Ни раскопки Ладоги, детально проанализированные А. Н. Кирпичниковым, ни раскопки Рюрикова городища в Новгороде (там руководит Е. Н. Носов) в фильме не показаны (от Ладоги есть только маленький фрагмент с зам. директора музея А. А. Селиным). Оставлено без рассмотрения новейшее исследование Е. В. Пчёлова «Рюрик». Это всё мешает мифу.
Основная идея, которая представляется Задорнову патриотической, состоит в том, что «норманнскую теорию» придумали немцы в XVIII веке, чтобы обосновать право германского народа — шведов на господство над восточными славянами, а на деле, де, варяги были родными западными славянами, сидевшими на Юге Балтики, в их призвании ничего унизительного нет. А русские историки по глупости или предательству эту чуждую теорию (Задорнов прямо называет ее «предательской») подхватили. Странно. Национальным праздником Российского государства считается освобождение как раз от западных славян — поляков (ополчением Минина и Пожарского). Правда, Задорнов еще добавляет и родословную, по которой западный князь оказывается не просто западным славянином, а еще и потомком новгородского славянского князя, ну уж это очень выкрутасная добавка! А шведы в ту пору, когда так называемая «норманнская теория», по утверждению антинорманистов, была сформирована, еще не считались германским народом: индоевропейское языкознание, великолепное достижение лингвистов, над которым так издевается в фильме воинствующий невежда Задорнов, сложилось позже.
На деле никакой «норманнской теории» не существует. Спор идет не о теоретических положениях, а о фактах. Каково было участие скандинавов в сложении государственности у восточных славян? Было ли призвание варягов, или это только легенда? Каково участие фрисландского князя Рёрика (он реально фигурирует в хрониках и никакого отношения к славянам не имеет) в событиях вокруг Ладоги? Какова доля скандинавских артефактов в материальной культуре на землях Древней Руси? Чем это можно объяснить? И т.д. Решаются эти вопросы не патриотическими или антипатриотическими соображениями, а наличными фактами и проверенной методикой, которую надо знать.
Слово «варяги», разумеется, совершенно не связано с варкой соли, и производить его от глагола «варить» на манер «деляга» – ну, это может фигурировать только как очередная юмореска Задорнова. «Верингами» (славянское «варяг» писалось не через я, а через носовой юс малый) назывались в Византии скандинавские наемники, оттуда это слово пришло к восточным славянам (происходит оно от норманнского «вер» – клятва, «верингр» — принесшие клятву).
Ни варягами, ни Русью западные славяне себя не называли. Всякие созвучия в топонимах и именах притянуты за уши — нужны же закономерные звуковые соответствия, убедительные для лингвистов, а не для художников, артистов и писателей. Западно-славянских артефактов, сопоставимых по количеству со скандинавскими, на наших территориях нет. Есть более поздние, чем призвание варягов, сходства в керамике, но притянуть это к рассматриваемому сюжету невозможно.
«Мекленбургские генеалогии» записаны в новое время, когда было широко распространено знакомство со сведениями русских летописей и когда генеалогии мастерились по соображениям династических перспектив. Никаких доказательств их раннего источника не существует.
Вот и всё. Остальное – патетические речения с перестановкой прилагательных на позицию после существительных (соколы смелые), постоянный фон из ряженых, которые ничего не совершают, и над всем этим — привычная понимающая усмешка Задорнова. Так и вспоминается его постоянная присказка об американцах: «они – тупые». Это он о нации, выбившейся на первые места в мире по многим основным жизненным показателям. Глядя из очага отстающих, занимающих по многим же показателям совсем другие места. Это долго воспринималось как ехидная усмешка сатирика. И вдруг стало доходить: а он же всерьез!
Фильм – из той же оперы. Автор всерьез полагает, что русские – самый древний народ Европы, что истина о происхождении Руси написана в «Мекленбургских генеалогиях», что Лидия Грот – великий ученый, а Рюрик — славянин из Западной Германии, и что это всё же лучше, чем из вражеской Швеции. Всегда ли стоит аплодировать юмористу?
Спасибо за заметку. Хочется отметить, что, при всём сомнительном уважении к фантазии Задорнова, все эти байки (типа «варяг» от слова «варить» и пр.) придуманы, насколько мне известно, задолго до него.
Спасибо Вам, Лев Самуилович, за очередную интересную статью.
С Новым годом Вас!
Лев Самуилович!
Огромное Вам спасибо за то,что публично назвали юродствующего Задорнова «воинствующий невежда Задорнов»!Зарвался этот псевдоюморист!
Лев Самойлович, с большим интересом читаю Ваши статьи! Кстати, вышла на Вас через некоего Аутари, моего старого друга и начальника. Мы немало раскопали за 15-20 лет, в основном алано-готские могильники. Но я не об этом сейчас, а том восхищении, которое Вы вызываете у меня. Всех Вам благ!
Екатерине
А какая фамилия у вашего учителя Аутари?
Лев Самойлович, очень понравилась ваша разоблачительная статья, спасибо. Интуитивно давно ощущал лукавость в псевдо-научных утверждениях Задорнова, видел вопиющие нестыковки в его умозаключених. Такие люди просто вредны своим публичным присутствием на экране телевизора. С уважением, Вячеслав).
Задорнов со своей (скорее внушённой ему кем надо)провокационной теорией опаснее,
чем вы думаете.Разоблачительную статью прочтут тысячи,кто и так презирает Задорнова,а фильм смотрят миллионы обывателей с открытым ртом внимающие каждому
его слову.Надо разоблачать его в социальных сетях.
Л. Клейн> отвергнутую большинством гипотезу «антинорманизма»
А. Н. Сахаров> В последние двадцать с лишним лет эта сторона норманизма яростно и агрессивно отстаивается в основном небольшой группой вчерашних филологов-переводчиков, работавших долгие годы со шведскими, норвежскими, немецкими, исландскими, восточными источниками и сделавших эти источники, по существу, наиболее важными свидетельствами по истории древних славян. Их поддерживают некоторые археологи и историки, специализирующиеся на изучении других стран и регионов, в первую очередь, Скандинавии. Солидарность и конъюнктурный расчет лежит в основе этого опасного единства, покрывающего душным туманом русскую науку, внедряемого беззастенчиво в учебники, научно-популярную литературу, в СМИ и даже в краеведение.
Мои слова потерялись.
zbl> Говоря, что наука у нас подверглась разгрому, нам не стоит теперь произносить «большинство». Ибо «большинство» тогда означает большую часть того, что осталось от науки после её разгрома.
Ответ zbl.
Я отстаивал свои позиции, когда за них было редчайшее меньшинство и за них исключали из университета (исключили Амальрика). Я отстаиваю их сейчас, когда за них оказалось большинство ученых (отнюдь не только переводчиков). Вы забыли археологов. Разгром науки осуществляется сверху, поэтому «оставшееся большинство» осталось по недосмотру или невозможности с ним справиться. Власти как раз одобряли нынешнее меньшинство. Что думал по этому поводу Сахаров(которому, увы, далеко до Сахарова) сейчас уже не интересно. Сейчас лидер этого крыла любителей истории не Сахаров, а Задорнов.
Лидер сейчас всё-таки Фомин, и Задорнов тут совсем не причём (он разве что рупор).
Internet — дьявольская вещь: любой дурак, у которого только есть москк, легко может найти нужный материал по теме. Втирать очки становится решительно невозможно (говорю с сожалением и не имея в виду никого, кроме себя). Мне забавно, как люди, не отдают себе отчёт в том, какое действие на них оказывает Сеть. Сейчас я не стану верить на слово тому, что написано в блоге, если он назван научным или блогом учёных для учёных и даже, если авторы постоянно называют себя настоящими учёными. Нужно нечто большее.
Лев Самуилович! Как это Вас угораздило оказаться на одном «поле» с В. Соколовым, который ещё до Вашего текста «смастерил» весьма похабную антисемитскую непотребу про фильм Задорнова. Лишь единицы решились прикоснуться к этой мерзости, включая Белецкого и «Археология. ру — новости археологии». Но практически никто эту ПАДАЛЬ не поддержал в дальнейшем. Цитирую (из «Археология. ру — новости археологии»)<>. Это про текст Соколова, и на чьё письмо Вы решили откликнуться.
Лев Самуилович! А может Вы являетесь «духовным опекуном» этого Соколова или «соавтором» его антисемитской непотребы? Или Вас просто подставили Ваши младшие единомышленники? Или Вы в данном сюжете просто «сочувствующий прохожий»??
Кстати ляпов в Вашем тексте вновь хватает… Но это отдельное обсуждение.
<<Цитирую (из «Археология. ру — новости археологии»). Это про текст Соколова, и на чьё письмо Вы решили откликнуться.>>
МНОГО НЕГАТИВА И ОСКОРБЛЕНИЙ…НЕЧИТАЕМО