Наша сложная Луна

Фото: Image credit: NASA/JPL-Caltech/MIT/GSFC
Фото: NASA/JPL-Caltech/MIT/GSFC

Это — наша Луна, как ее увиде­ли два аппарата «Прилив» и «Отлив» миссии GRAIL (НАСА). Цветом отражены вариации гра­витационного поля Луны (которое определяется распределением мас­сы), полученные в результате из­мерений, проведенных с марта по май 2012 года. Красным обозначе­ны места с более высокой концен­трацией массы, синим — с недостат­ком массы. Разрешение полученной карты — 20 км. Эти данные очень важны для понимания внутренне­го строения Луны и её эволюции. Они были опубликованы в трех ста­тьях в журнале Science. На осно­ве полученной информации было оценена объемная плотность лун­ной коры, которая оказалась ниже, чем предполагалось ранее, а так­же её толщина. В итоге оказалось, что средняя толщина коры состав­ляет 34–43 км.

Фото: NASA/JPL-Caltech/Sally Ride Science

Зонды GRAIL были запущены 10 сентября 2011 года. Принцип их работы основан на очень точном измерении расстояния от одного аппарата до другого, на которое влияет гравитационное поле Луны. Аппараты практически идентичны, и несут, кроме основной полезной нагрузки, по набору камер MoonKAM, данные которых будут использова­ны в образовательных и просвети­тельских целях.

Одна из этих фотографий пред­ставлена слева — на ней изображен фрагмент Моря Восточного, снятый в апреле этого года. Высота орби­ты аппаратов — от 24,5 до 86 км.

Представленные результаты — итог основной миссии. С 30 августа аппараты GRAIL работают в рамках первой продленной миссии, кото­рая завершится 17 декабря.

О.З.

• Год в Солнечной системе26.02.2013 Год в Солнечной системе В первом номере ТрВ-Наука мы подводили астрофизические итоги года. На этот раз переключимся на другую ветвь космической науки - исследования других планет.
  • Вид на Венеру с МКС. NASA/JAXA07.04.2020 Космос‑2070 Интересную задачу предложила мне редакция ТрВ-Наука — порефлексировать (от англ. reflection) о том, как будут выглядеть космические исследования через 50 лет. Самым надежным методом прогноза в относительно спокойные времена всегда считалась экстраполяция прошлого на будущее. Поэтому я вернусь на полвека назад, в 1970 год, который еще хорошо помню, и попытаюсь представить, что бы я ответил на подобный вопрос как четверокурсник МФТИ, ставший уже дипломником Института космических исследований АН СССР.
  • Астронавт-геолог Харрисон Шмитт на лунной поверхности 13 декабря 1972 (NASA, AS17-134-20382)16.07.2019 Наука на Луне 20 июля 1969 года на лунную поверхность впервые ступили двое землян — астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин из экипажа космического корабля «Аполлон-11». За ними последовали еще шесть экспедиций к Луне, пять из которых тоже прошли успешно. Триумф величайшего технического достижения и мощнейший геополитический резонанс затмили научное значение программы «Аполлон», и сегодня мало кто способен вспомнить, какие новые знания дало нам непосредственное изучение Луны.
  • 18.06.2019 Притча о лунном пунктире В октябре 1969 года я был приглашен на день рождения Дмитрия Варшаловича, моего доброго знакомого и коллеги, который каким-то чудом только что побывал в Америке, и как раз во время высадки на Луну первой экспедиции. Дима привез множество невиданных тогда у нас цветных газет с огромными фотографиями, сделанными на Луне. Помнится, мы толпились вокруг этого альбома, слушая пояснения Дмитрия ­Варшаловича, и я вынес из его рассказов впечатление о некоей загадке, обнаруженной на Луне…