Еще одно различие науки и религии

Мы хорошо знаем, что наука и религия придерживаются различных мнений по многим вопросам, в том числе достаточно фундаментальным. Например, некоторые распространенные религии (в частности, иудаизм и возникшее на его базе христианство) полагают, что планета Земля существует около шести тысяч лет, а наука — что несколько миллиардов. Если воспринимать эти мнения прямо и непосредственно, как это написано, то религия оказывается несовместима со всеми естественными науками. И религиозный человек, если он ученый, может быть либо гуманитарием, либо математиком. Между тем мы так же хорошо знаем, что некоторые ученые-естественники говорили, что они религиозные люди, и, скорее всего, считали себя таковыми.

Заметим, что некоторые авторы, утверждающие, что наука не противоречит религии, зачисляют в категорию верующих многих ученых на основании их довольно туманных высказываний. И хоть не раз этих авторов ловили на передергиваниях, вопрос остается: как может ученый-физик, химик, биолог и т.д. считать себя религиозным, если в священных источниках и в школьном учебнике по его собственной науке приводятся два числа, различающиеся почти в миллион раз?

До какого-то момента автор этой небольшой заметки полагал, что ответ на этот вопрос относительно прост и звучит так. Разные люди предъявляют разные требования к связности, логичности, цельности картины мира. Например, один человек работает в науке или образовании и при этом может считать полезной для страны власть, которая уничтожает науку и образование, а другой не может. Один несет свои деньги в «пирамиду» и играет в лотерею, зная и арифметику, и историю вопроса, другой не несет и не играет и т. д. Так вот, первый может одной головой верить в две противоположные вещи, второму это не удается.

Эта простая идея хороша тем, что отдавала проблему биологам, психофизиологам, психологам и т.п. — почему по важнейшему для выживания свойству люди так различаются? Отчасти помогала ссылка на историю нашей несчастной страны, когда люди день-деньской смотрели на лозунги «Народ и партия едины» и «Слава труду», голосовали «за», но в большинстве своем прекрасно видели, кто един и кому слава, и рассказывали анекдоты. Мне казалось, что двоемыслие, воспетое Оруэллом, отчасти объясняет, почему люди верят одной головой в две противоположные вещи. Но недавно я понял, что ситуация сложнее и интереснее.

Прежде всего, чтобы сравнить два объекта, нужно найти нечто общее, некий параметр, который есть и у того, и у другого, но значения коего различны. Кошку и собаку можно сравнивать по цвету и по конструкции когтей, а кошку и комара — нельзя по когтям, но можно по цвету. И наука, и религия являются набором утверждений и набором предписаний. Сами утверждения и сами предписания сравнивать можно, но бесполезно.

Тезис, что вы в Христа только верите, а вот мы, ученые, знаем, что электрон есть, — наивен. В непосредственном опыте большинству людей не дано ни то, ни другое, а если автор скажет, что раза три-четыре недвусмысленно контактировал с электроном (и один из этих разов так, что мог на этом завершить весь свой опыт), то собеседник спросит, а не имел ли я непосредственных контактов с нейтрино. Ссылка на косвенный опыт и эксперимент «Камиоканде» вызовет контраргумент про плачущие иконы и самовозгорающиеся свечи, а ссылка на авторитет Перышкина и Ландсберга вызовет, естественно, ответ про авторитет Моисея и Сведенборга.

Но и у набора утверждений, и у набора предписаний есть внутренний параметр. Это — степень связности набора. По этому внутреннему параметру, причем не имеющему отношения к истинности и ложности самих утверждений (!), наука и религия различаются радикально. Сначала проиллюстрируем это, а потом посмотрим, какие из этого проистекают следствия.

Человек, который скажет, что не верит в электроны и протоны, или не знает, что это такое, не вызовет у меня большого удивления. Ну, не учился он в школе или всё забыл сто раз, да и вообще нынче школьники… Но человек, который верит в электрон и не верит в протон или верит, что в законе Кулона в знаменателе квадрат, но не верит в этот квадрат в законе всемирного тяготения, вызовет крайнее изумление. Люди, не имеющие отношения к естественным наукам, просто не представляют себе, насколько жестко связано всё в науке и технике. Поэтому разговоры про ошибочность теории относительности вызывают у профессионала-физика и у образованного инженера усмешку — отмените ее формулы, и в то же мгновение погаснут экраны телевизоров, вырубится GPS, сойдут с курса самолеты…

Это же относится к набору предписаний. Человек, не умеющий пользоваться вольтметром, амперметром и токоизмерительными клещами, не диво. Большая часть населения Земли и не видела всего этого, и никогда не увидит — и это ей не мешает жить. Но человек, пользующийся вольтметрами и упорно избегающий амперметров? Приснится же такое…

Наборы утверждений и предписаний в науке и технике являются структурами, связанными как внутри себя, так и друг с другом. Это не исключает «фронтира», зоны развития, где идет построение новых теорий, где, более того, возникают и новые понятия. Но это на переднем крае, окружающем физику, химию и прочие естественные науки, а за ним — университетский, вузовский, для школ с углубленным изучением и просто школьный курс. За ним — сотовый телефон, компьютер, телевизор, самолет, токамак, коллайдер и всё остальное. И оно работает.

Ситуация в религии отличается кардинально. Наборов утверждений существует много, и ее эволюция здесь ни при чем — кстати, в науке она тоже была.

В религии разные наборы существуют одновременно — в каждой религии свой. Во многом они совпадают, особенно если религии имеют общее происхождение или если одна выросла из другой, но во многом и различны. Индуистская картина мира дальше от христианской, чем горизонт событий Вселенной от редакции ТрВ-Наука. Более того, даже в рамках одной религии есть многочисленные варианты. Чем различия мельче, тем вариантов больше. Для некоторых религий я, дилетант, назову десяток вариантов, профессионал-религиовед легко назовет несколько десятков, а если угостить его хорошим кофе с пирожными — еще сотню.

То же относится и к предписаниям. Их множество вариантов, что, кстати, вызывает проблемы у социологов. Чтобы изучать религию и религиозность, надо хоть как-то определить, что оно такое. А это оказывается непреодолимой задачей. Точнее, гораздо хуже — преодолеваемой десятками способов, причем каждый автор предпочитает свой личный и дает свое определение. Более того, даже в рамках одной системы предписаний, оказывается, можно следовать не всем. Да, для измерения напряжения нужно брать вольтметр, а не амперметр, но можно не выставлять на нем правильный предел. И при этом вольтметр не выходит из строя и правильно показывает! А некоторые берут тестер, ставят на «омы» и измеряют напряжение в сети…

Из этой принципиальной разницы проистекают некоторые замечательные следствия.

Первое. Различия в догмах и предписаниях, которые повлекли религиозные войны с их миллионами жертв, вряд ли возможны на почве науки.

Второе. Наука и религия прекрасно совместимы, причем без шизофренического разделения сознания — каллозотомию можно не проводить. Ученый, который хочет по психологическим или социальным причинам причислять себя к верующим, просто берет из религии то, что не противоречит его науке. Например, десять заповедей ни физике, ни биологии не противоречат, а семь — тем более. А если я там кое с чем не согласен, то это уж мое личное дело, могу и из них соблюдать не все. А уж какое при 613 заповедях иудаизма раздолье…

Третье. Наука с ее жесткостью, логичностью и цельностью — удел немногих. Религия с ее гибкостью (хочу — отстаиваю всенощные и покрываю голову, хочу — надеваю юбку, которые некоторые путают с поясом, и нательный крестик поверх водолазки) гораздо психологически комфортнее для человека. А еще я могу долго обсуждать с подругами, как именно я «пощусь», — потому что, оказывается, это можно делать множеством способов. Правда, кто-то скажет, что моя религиозность «ненастоящая», но ведь и я могу про него это сказать.

Четвертое. Дискуссии между ревнителями религии и науки невозможны, и дело не в конкретных утверждениях, а в разном отношении к понятию «утверждение». Шесть дней творения можно понимать множеством способов, в том числе «иносказательно». А тогда тысячи лет легко превратить в миллиарды.

А 220 вольт не иносказательны. Я это очень хорошо помню.

P.S. Некоторые московские журналы, по инерции именующие себя «научнопопулярными», этот текст публиковать не захотели. Один из первых признаков клерикальной интоксикации у неофитов уклонение от обсуждения.

Леонид Ашкинази,
канд. физ.-мат. наук, Московский институт электроники и математики (МИЭМ)

См. также : Еще раз про еще одно различие

От редакции

Точка зрения, высказанная автором, мне представляется очень важной, поскольку она затрагивает один из наиболее «болевых» моментов взаимоотношения науки и религии. В этом кратком комментарии хочется отметить лишь несколько спорных, на мой взгляд, моментов. Можно согласиться с автором в том, что и науку и религию можно рассматривать, как набор утверждений и предписаний, однако принципиально важен, на мой взгляд, характер этих предписаний. К сожалению, в кратком комментарии я не могу сформулировать это достаточно четко, но постараюсь сказать образно. Говоря грубо, то, что человек верит в протон и электрон, почти никак не влияет на его бытовое поведение (за исключением осторожного обращения с электроприборами, хотя для последнего вовсе не обязательно верить в электрон, достаточно просто знать, чего не надо делать). Если человек придерживается определенных религиозных предписаний, то это имеет прямое отношение в первую очередь к тому, как он ведет себя в мире: уступает ли место в метро, ругается ли, посещает ли службы и пр.

Далее автор несколько вольно пишет, что предписания религии можно соблюдать, но не все, и в какой-то момент смешивает собственно религию с модой на религию. Я согласна, что в случаях, когда нет четкого определения религиозности, в религиозные люди относят всех тех, кто себя таковыми называет (как это происходит, кстати, с национальной принадлежностью), поэтому очень легко сказать, что предписания религии вообще можно не соблюдать. Это не совсем так (а если быть религиозным, то и совсем не так), однако, опять же в отличие от науки, здесь начинается разговор о таких вещах, как совесть (моя религия мне это не позволяет) или комфорт (а я так хочу). Ни протон, ни электрон к совести и комфорту отношения не имеют.

И последнее — о религиозных войнах. Автор хорошо формулирует этот итог, однако хотелось бы заметить, что настоящие причины войн и междоусобиц зачастую не связаны с религией. Скорее следует говорить о том, что религия становится удобным обоснованием для войн или способом размежевания на «своих» и «чужих». Наука, конечно, таким потенциалом не обладает.

О.З.

Подписаться
Уведомление о
guest

247 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Тимофей
Тимофей
9 года (лет) назад

К посетителям данного ресурса.
На примере обсуждения данной публикации мы имеем возможность убедиться ещё в одном отличии науки и религии.
Та склонность ко всеосуждению, та враждебность и самомнение, которые демонстрирует здесь защитник церкви, пытающийся ставить её на одну доску с наукой, где такое недопустимо – не это ли ещё одно доказательство мысли, отмеченной в заголовке статьи!?
Чукча ли, мордвин, еврей, ариец или маориец – в науке даже указывать на это есть дурной тон. Здесь же мы видим, что не только Сергей, но и Александр (а наверняка и другие) вдруг очень интересуются этим обстоятельством. Вот вам и “ещё одно отличие”.
Беда церкви, что у неё такие “защитники”, ретиво попирающие завет “не осуждай”. Вот из такого рода отклонений и состоит повседневная, массовая её практика. Она-то уже давно привела и удерживает церковь на этом уровне. А наука тем временем, несмотря на всяческие трудности и недостатки, избавленная от этой отравляющей, сковывающей духоты, шла и идёт вперёд, обеспечивая человечество благами, о которых и помечтать ещё недавно было невозможно. Тут тебе и досягаемость отдалённых мест, и массовые исцеляющие технологии, и хозяйственная техника, и освещение, и связь, и энергообеспеченность… И всё это сделала не церковь, а наука. А церковь, с удовольствием пользуясь этим, всё лишь осуждает: и мечту, и полёт мысли, и волю, и ретивость, вдавливая людей в одно лишь покаяние и постоянное чувство вины. Да это же чистой воды угнетение! Не к этому звал и вёл Спаситель!

Сергей Метелев
Сергей Метелев
9 года (лет) назад

Тимофей 12.01.2015 в 1:41 “ВСЯ церковная практика насаждает обезволивание, оглупление и порабощение личности, убийство инициативы и свободы” Тимофей 12.01.2015 в 16:11 “В повседневной же церковной практике ВСЕ лишь глухо заботятся о СВОЁМ спасеньице” Тимофей 29.01.2015 в 10:50 “Та склонность ко всеосуждению, та враждебность и самомнение, которые демонстрирует здесь защитник церкви, пытающийся ставить её на одну доску с наукой, где такое недопустимо — не это ли ещё одно доказательство мысли, отмеченной в заголовке статьи!?” Тимофей 14.01.2015 в 20:00 “Я — русский, православный, крещён в Москве весьма-весьма давно. И, по мне заметно, что «печать крещения — несмываема и жгуча».” —————- Не хочу обсуждать Тимофея, который тоже образ и подобие Божие и сам о себе может засвидетельствовать так как посчитает нужным. Но хотел бы всё-таки высказать свои мысли. Когда я читал в 2012 году беседу, как бы пересказ интервью со Святейшим Патриархом Кириллом Владимира Рудольфовича Соловьёва меня поразило там одно место: “Я крестил своих детей. Нигде, ни в одной церкви — там, где я крестил, — никакой платы не взималось. Я крестил детей и внука. Но при желании можно было сделать пожертвование. Я не являюсь человеком воцерковленным.” Есть аудиозапись, это фактически его монолог и его собственные слова про его собственных детей. http://www.otsy.ru/main/patriarkh/o_chasah_i_kvartire_patriarha_iz_pervyh_ruk.htm Соловьёв Владимир Рудольфович, если кто не знает, это не только телеведущий. Это автор книги “евангелие от Соловьёва”. Пара цитат из этой книги, которую легко найти в интернете: “— Так вы не христианин? Начинается… Сейчас очередной ряженый начнет проповедовать. И на его угреватом лице расцветут алые пятна религиозного экстаза. Как я устал от их убежденности и от дурного образования…” … “Подойду к окну, закрою глаза, три раза через правое плечо, во имя Иисуса Христа перекреститься. Неведомая сила, лететь мне или нет? Сильно качнуло к окну. Лететь.” Христианин. Ага. Во что он верит только непонятно. Во Христа или в “неведомую силу”? (он… Подробнее »

Тимофей
Тимофей
9 года (лет) назад

Сергей, мне, как, видно, и другим опротивело читать ваши “глубокомысленные” выверты. Что касается моего крещения, то оно произведено, когда вас ещё и на свете не было. Что до его несмываемости, то именно она и толкает меня к истовому, а не болтливому, лицедейскому или угодническому приятию Христа.
А вот известно, что наиболее ярыми и изщрёнными антисемитами, которые всюду только и видят тени еврейства – это как раз маргиналы из евреев. Так что вроде и понятно, что вам всё Рафаиловичи да Ашенази, да “выкресты” мешают…
Что это вы тут всех пытаетсь “подлавливать” – смотреть-то жалко, радетель вы наш. Присмотритесь-ка к своему духовному (а может и к психическому) здравию.

Сергей Метелев
Сергей Метелев
9 года (лет) назад

Дохтур, дорогой, вот Вам мнение Вашего коллеги, Антона Павловича Чехова. Я его приведу полностью, а часть о науке и религии выделю подчёркиванием, чтобы привлечь Ваше внимание. Чехов, например, науку и религию не разделял. ———— Н. М. Пржевальский, умирая, просил, чтобы его похоронили на берегу озера Иссык-Куль. Умирающему Бог дал силы совершить еще один подвиг – подавить в себе чувство тоски по родной земле и отдать свою могилу пустыне. Такие люди, как покойный, во все века и во всех обществах, помимо ученых и государственных заслуг, имели еще громадное воспитательное значение. Один Пржевальский или один Стэнли стоят десятка учебных заведений и сотни хороших книг. Их идейность, благородное честолюбие, имеющее в основе честь родины и науки, их упорное, никакими лишениями, опасностями и искушениями личного счастья непобедимое стремление к раз намеченной цели, богатство их знаний и трудолюбие, привычка к зною, к голоду, к тоске по родине, к изнурительным лихорадкам, _их_ _фанатическая_ _вера_ _в_ _христианскую_ _цивилизацию_ _и_ _в_ _науку_ делают их в глазах народа подвижниками, олицетворяющими высшую нравственную силу. А где эта сила, перестав быть отвлеченным понятием, олицетворяется одним или десятком живых людей, там и могучая школа. Недаром Пржевальского, Миклуху-Маклая и Ливингстона знает каждый школьник и недаром по тем путям, где проходили они, народы составляют о них легенды. Изнеженный десятилетний мальчик-гимназист мечтает бежать в Америку или Африку совершать подвиги – это шалость, но не простая; безграмотный абхазец говорит вздорные сказки об Андрее Первозванном, но это не простой вздор. Это слабые симптомы той доброкачественной заразы, какая неминуемо распространяется по земле от подвига. В наше больное время, когда европейскими обществами обуяли лень, скука жизни и неверие, когда всюду в странной взаимной комбинации царят нелюбовь к жизни и страх смерти, когда даже лучшие люди сидят сложа руки, оправдывая свою лень и свой разврат отсутствием определенной цели в жизни, подвижники нужны, как солнце. Составляя самый поэтический и жизнерадостный… Подробнее »

Тимофей
Тимофей
9 года (лет) назад

Здравствуйте, Сергей! Весьма признателен за выставление этого текста, который, как Вы говорите, написан Чеховым. Этот его пример со столь замечательной личностью Пржевальского (как, скажем, и Козлова, Грум-Гржимайло и др) как нельзя лучше соответствует тому, чего именно ждёт от нас Господь – настоящей заботы, трудов, риска для задействования и умножения данного человеку. А не как тот нерадивый и лукавый раб, который заботится лишь о том, чтобы ему “не попало”. Но не для того, уезжая надолго, Господин дал своим слугам средства, чтобы они, как тот, лишь спрятали их, боясь за себя – не потратить бы, да и не возиться, не рисковать, ничего не делать… Ну и получил он за такую позицию сполна. См.Мф.25:14 – 30.
Вот это, “пржевалистое” и есть НАСТОЯЩЕЕ исповедание, а не то жлобское стремление “малой кровью” получить Спасение, лукаво сдавши и свою ответственность, и волю, напялив на себя лживую маску святоши. Что это за душонка! Такие, что ли, нужны Господу, наделившему нас столькими возможностями и иными замечательными дарами?!
Нам ДОЛЖНО дерзать, стремиться, напрягаться, рисковать, мозгами раскидывать – иначе бы на хрена и жизнь-то была дана!
А что делает в поседневной практике (и в сотнях святоотеческих трудов и практических наставлениях) церковь? Она не только не “благословляет” всю это свободу и страсть, дерзновение, а порицает, задавливает, подменяет – губит! Вот в подобных-то проявлениях и различаются то, что мы называем Наукой и Церковью (не Религией, п.ч. Религия, с её истинным Божеством ведёт нас именно по пути ДЕРЗАЮЩИХ, вроде Пржевальского).

Сергей Метелев
Сергей Метелев
9 года (лет) назад

В повседневной практике Церковь делает то, чего Вы не желаете замечать, но гигантам вроде Чехова именно незаметное Вам бросается в глаза. В повседневной практике Церковь служит точкой приложения сил и даёт для этого возможность всякому верующему человеку. Служит глотком свежего воздуха, поддерживает слабых, укрепляет сильных, освещает всем путь, собирает всех для тех дел, величие которых навсегда останется в истории и которые были сделаны верующими людьми во славу Божию. Самые яркие примеры, которые Вы раз за разом игнорируете, связаны с языком. С латынью, которая получила распространение по всей Европе как богослужебный язык, который обязан был знать каждый священник. И объединив Европу не только общей верой но и общим языком, стала основой на которой построены все научные достижения. С кириллицей, которую создавали Кирилл и Мефодий примерно в 855 году именно как письменность для богослужебных целей. С армянской письменностью, которую создал Месроп Маштоц приблизительно в 405 году, тоже для богослужебных целей. Вот вспомнил ещё одну интересную вещь. “Клерк” и “клирик” неспроста похожие слова. В этой схожести запечатлено то, что просвещение латинянам приносила именно вера. Везде, куда бы ни приходило христианство, оно приносило с собой грамотность, просвещение, медицину, чистоту, благородство. Достаточно минимальных знаний в истории, чтобы это увидеть. Отрицать это может только религиозно заряженный человек, просто тупо игнорируя аргументы оппонентов — как Вы это и делаете раз за разом. Вот Вам ещё свидетельство человека не христианина. Может Вы ему больше поверите: http://vgora.livejournal.com/1706.html [i]– Интересно, как эти книги попали в Россию?[/i] – Это были книги из монастырей, которые большевики свезли все сюда, в Ленинку, когда в двадцатые годы разоряли монастыри. Усилиями Луначарского всё это было свезено и брошено гнить в страшных сырых подвалах. Я поразился, насколько тщательно в православных монастырях изучали алхимию, мистику, причём не в Москве или Петербурге, а в провинции. Бёме был весь исчерчен карандашом. Попадались книги по очень сложной, не для… Подробнее »

Тимофей
Тимофей
9 года (лет) назад

Сергей, ну что Вы так стараетесь? Пусть попробует любой, “невоцерковлённый”, не входящий в сложившую общину любого храма, войти в неё, т.е. воцерковиться. Вы же прекрасно знаете, чем это для большинства кончается через не очень-то большой срок. Даже дети, которых таскали в воскресные школы, и то чаще всего отшатываются по взрослении от этой кривой, кладбищенской духоты. Не кривите душой, заслоняясь отдельными примерами. И довольно “исторической роли языков” – как видно, любимого предмета Ваших разговоров. Здесь это мало уместно. У меня есть что ответить Вам, даже и публикациями.
Нисхожений Духа Истины Вам!

Сергей Метелев
Сергей Метелев
9 года (лет) назад

Пусть попробует, да. Да, я прекрасно знаю, чем это для большинства кончается. Человек находит ещё одну семью, можно так сказать. Расширяет круг общения. Учится доверять себе и людям. Всё это не без сложностей, но где их нет?

Вы мне Остапа Бендера напоминаете и его бессмертное “вы не в церкви, вас не обманут”, настолько карикатурично выглядят Ваши тщетные попытки бросить тень на то, что сияет ярче солнца.

Александр Литягин
Александр Литягин
9 года (лет) назад

Тимофею: “А вот Церковь, противореча, по меньшей мере главному свойству Науки — она ей противоречит, ей на самом деле враждебна. Ведь Религия держится на Духе, а Церковь — на Догмах.” Ну для начала, меня шокирует и смущает Ваше употребление слова Церковь, чтобы избежать в этом месте непоняток предлагаю ограничится ее небольшой частью РПЦ, ибо именно против нее идет основной наезд и этой статьи и редакции ТрВ и их особым мнением. Теперь собственно о РПЦ и догмах, если я не ошибаюсь Догмы в которых Вы усматриваете противоречие с наукой это те самые Догматы принятые Великими соборами. мне, если честно, вообще непонятно как они пресекаются с наукой и чем они могут ей помешать. Вот каким образом догматы церковные, которые задают границы духовной реальности для христианина, препятствуют интеллектуальной деятельности в науке? я бы понял если б мы говорили об этике, но естественные науки – они ведь с человеческой этикой, не знаю, пересекаются ли вообще? Ну и теперь ближе к нам любимым – к РПЦ. Насколько я понял Вас – Вы совершенно не верите в РПЦ, и одна из основ разочарования в том что она как раз накладывает на умы людей тормоза и препятсвует развитию интеллектуальному. Как и в чем это проявилось в Вашем опыте? Есть проблема с наличием грамотного духовенства способного давать образцы мудрости, но оно ж не упадет с неба, оно должно вырасти, выучиться. И для этого надо учиться Вам. НО называть это системной проблемой РПЦ – какие для этого могут быть основания? Наоборот я наблюдаю что Патриарх весьма даже пособляет (или делает вид) инициативам просвящения. Мракобесный момент который я наблюдаю в нашей поместной церкви – развелось много сектоводов-экзорцистов которые стращают сектами и уверяют что для спасения души надо обязательно принадлежать государственно-акредитованной церкви, и обязательно быть единоличником (молись один или под надзором священника). я это рассматриваю как воздействие нашего государства, в… Подробнее »

Тимофей
Тимофей
9 года (лет) назад

Здравствуйте, Александр! На ваш пост 30.01., 23.41.
Знаю я хорошо эти заигрывания с молодёжью, эти прицерковные “молодёжные клубы”. То же,в сущности, господство мертвячины, облечённой в святошеское бодрячество. А на деле – вовсе не место удали: ни физической, ни интеллектуальной, ни даже творческой. И кто бы туда в поиске ни забрёл, останутся лишь такие, что так похожи на “послушников”. Хотя нужны воины (с современной подготовкой), спецы (тоже с таковой) – все удалые ребята.
А когда хоть кто-то из священников, по совести и здравию своему, прорывает эту липкую стену, даже в футбол играя со своими ребятами, или идя с ними на концерт, то на него валится град проклятий, что, мол, не так понимает он миссионерство. Прямо-таки, “инквизиция не спит”!
Нет, одно лишь навязчивое, безвольное “послушание”, безраздельное почитание священства (при всей его обыкновенности и даже наблюдаемых всеми пороках), нагнетание постоянного чувства вины (от “первородного греха” до естественных, жизненных, продуктивных, и даже благословлённых Свыше проявлений и стремлений) – вот РЕАЛЬНАЯ атмосфера, вектор, а, соответственно, и траектория жизни человека в сообществе церкви.
При этом, хозяйственные и примыкающие к ним практические аспекты – ой, как жёстко, как далеко от этой мёртвенно-благостной картины ведутся… И там царит и нередко вспыхивает такое…
Всё это вскоре после сближения с общиной и подмечает жаждущий “соборности”. И, понявши, что она – лишь идеальный образ, отходит. Вера, однако, в нём не угасает, но, уже искушённая, приобретает действительный, а не сентиментально-показной характер.

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...