Девять лет работы WMAP: окончательный анализ

В следующем году команда спутника Planck обещает представить свои первые космологические результаты, основанные на многолетних наблюдениях реликтового излучения. Отличное время, чтобы команда предыдущего аппарата, работавшего в этой области исследований, — WMAP — представила свои окончательные итоги. Это и сделано в двух больших статьях в Архиве (arXiv.org): [1, 2].

Карта температуры по данным девяти лет наблюдений на спутнике WMAP
Карта температуры по данным девяти лет наблюдений на спутнике WMAP на частоте 33 ГГц. Красная полоса соответствует плоскости нашей Галактики.

Основные результаты касаются космологических параметров. Конечно, ожидать каких-то революционных изменений было бы странно, но точность оценок всех параметров еще возросла. Если к результатам WMAP добавить другие измерения, то в рамках 6-параметрической ΛCDM-модели получится следующее. Возраст Вселенной — 13,77 миллиарда лет. Постоянная Хаббла равна 69,3 км/с/Мпк. Вклад барионов в полную плотность — 4,6%. Вклад темной энергии — 71%. Число сортов нейтрино равно стандартной тройке — новые не нужны. Самое важное, наверное, состоит в том, что впервые на уровне 5 сигма зафиксировано, что спектр первичных возмущений отличен от плоского. Именно из этих флуктуаций плотности потом выросла грандиозная крупномасштабная структура распределения галактик. Обычно стандартным считалось, что возмущения не зависят от масштаба. Итоговые данные WMAP показывают, что это не совсем так.

С. П.