Такой разный космос

За три недели, прошедшие со времени выхода прошлого номера ТрВ-Наука, было обнародовано немало результатов космических исследований.

Не по Сеньке шапка

Рис. 2

Наблюдения показывают, что боль­шинство крупных галактик имеет в центре по сверхмассивной черной дыре, иногда даже две. Более того, обнаружены корреляции масс черных дыр с различными параметрами галактик, в первую очередь со свой­ствами сферической составляющей — балджа. На рисунке 1 показана кор­реляция массы центральной дыры со светимостью балджа. Видно, что за­висимость не идеальна, тем не менее, больших отклонений почти нет. Новое открытие как раз является са­мым сильным контрпримером.

В галактике NGC1277 измере­на масса черной дыры. Корреля­ция предсказывала, что в ней мож­но было ожидать дыру массой менее 100 млн солнечных масс, а она там — более 10 млрд (рис. 2)! Это рекорд по величине отношения массы чер­ной дыры к звездной массе галак­тики. Объяснение появления таких монстров в средненьких галактиках потребует некоторых усилий.

Рисунок из статьи Remco C. E. van den Bosch et al. arXiv: 1211.6429

Илл ESO.

C.П.

Из солнечного ветра на галактические просторы

Недавно новостные ленты очеред­ной раз облетело утверждение: «Ап­парат “Вояджер” вылетел за пределы Солнечной системы». Конечно, это не так. Хотя аппарат находится на боль­шом расстоянии от Солнца — более 120 а.е., но при этом облако Орта, рас­полагаясь примерно на 100 тыс. а.е., является частью Солнечной системы. Разумно определять границы нашей системы по гравитационному влия­нию Солнца, а не как-то еще. Одна­ко это не отменяет того факта, что в августе 2012 года Вояджер-1 дей­ствительно увидел нечто интересное.

Рис. 4

Наблюдался рекордно резкий ска­чок в свойствах космических лучей, регистрируемых аппаратом. Факти­чески он вылетел из области, где за космические лучи отвечает Солнце, в область, где всё это уже в основном определяется свойствами нашего га­лактического окружения. На рисунке 3 видно, насколько резким было па­дение числа зарегистрированных ча­стиц аномальных космических лучей и рост числа зарегистрированных ча­стиц галактических космических лучей.

Данные с Вояджеров показывают, что структура границы гелиосферы сложнее, чем думали раньше (рис. 4) . Поэтому данные на самом деле очень важны, и там еще много неясного.

График из статьи W.R. Webber et al. arXiv: 1212.0883,

иллюстрация NASA.

C.П.

На радаре астероид

В NASA обнародовали интерес­ные картинки астероида 2007 PA8 (рис. 5). Интересны они по двум причинам.

Рис. 5
Рис. 5 (фото: NASA/JPL-Caltech/Gemini)

Во-первых, 2007 РА8 — это около­земный астероид, который в начале ноября 2012 года прошел от Земли на расстоянии в 6,5 млн км.

Во-вторых — способ съемки асте­роида. Это радарные изображения, т.е. полученные с помощью радио­волн с Земли. В качестве радара ис­пользовалась 70-метровая антенна дальней космической связи в Голдстоуне.

Видно, что это — сравнитель­но небольшой камушек (длина каждого кадра — 1,2 км), кото­рый медленно вращается. Луч­шее разрешение, которого уда­лось достичь, — 3,75 м на пиксел. Благодаря этим съемкам уда­лось точно рассчитать траекто­рию астероида на ближайшие 632 года. Нам вроде,ничего пока не грозит.

Вода среди жары

Еще одна новость, тоже немного свя­занная с радаром. В журнале Science Express опубликованы три статьи, на­писанные по данным, поступившим с зонда MESSENGER, который уже до­вольно давно работает на орбите бли­жайшей к Солнцу планеты — Меркурия.

Рис. 6

Краткий итог прост и сенсацио­нен: на северном полюсе Меркурия существуют кратеры, которые посто­янно находятся в тени (рис. 6). И в этой тени постоянно есть водный лед.

Данных достаточно много — это и полученные лазерным альтиметром результаты с высоким альбедо в об­ласти ближнего ИК в кратерах, это и измерение нейтронного альбедо.

Так что смело можно говорить о десятках сантиметров чистого льда в кратерах. Откуда он там взялся? Cкорее всего, занесло во время кометной бомбардировки. Равно как и темную пыль, которой лед места­ми засыпан.

Причем тут радар? Дело в том, что данные аппарата подтверждают ра­боту другой группы астрономов. Еще одна статья написана по итогам изу­чения Меркурия телескопом «Аресибо» в Пуэрто-Рико. При помощи этой огромной «тарелки» тоже получили радарное изображение полярных областей — и увидели повышенное альбедо ровно в тех же местах, где и MESSENGER (рис.7).

Углеводороды в туманности Конская Голова

Рис. 8

Астрономы из международного Institut de radioastronomie millimétrique (IRAM), который представляет собой франко-испано-германскую коллаборацию изучали туманность Конская Голова (рис. 8) при помощи 30-ме­трового телескопа, работающего с миллиметровыми волнами.

Результаты (статья вышла в журна­ле Astronomy & Astrophysics [1]) мо­гут обрадовать не только астрономов: в туманности найдены небольшие мо­лекулы, радикалы и ионы углеводородов (в том числе – C3H2, C3H+ и т.д.). По словам исследователей, в туманности углеводородов в 200 раз больше, чем воды в земных океанах. Конечно, это не нефть в буквальном смысле – состав совсем иной, да и собирать ее в туманности в 2,5 световых года в поперечнике бесперспективно, но всё равно результат очень интересен.

А.П.